Файл: Блок 4. 1941- г и до конца 50х годов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 464

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широкомасштабная операция по розыску и ликвидации глубоко законспирированной сети резидентур немецкой и финской разведок, а так же буржуазных националистических организаций была начата в Эстонии после захвата и разоблачения 24 сентября 1944 года агентов радистов Кёнигсберской разведшколы. В процессе следствия было установлено, что все они направлялись на обеспечение радиосвязью глубоко законспирированных разведывательно-диверсионных групп и вооруженных банд. По замыслам противника, эти оставленные на оседание в республике группы, получив единый для всех радиосигнал, должны были организовать мятеж и одновременные подрывные действия в Эстонии.

Для установления всей созданной абвером подпольной сети органами безопасности был успешно использован оригинальный тактический прием, так называемый метод «цепочки».

Его суть состояла в образовании во главе с сотрудником контрразведки легендированной оперативно-розыскной группы, в состав которой вошли перевербованные агенты-радисты, не успевшие еще выйти на связь с подпольем.

Эта группа «связников», располагая рекомендательными письмами, адресами и паролями, согласно замыслу операции, направлялась на установление и вступление в контакт с резидентами Абвера. В тесном контакте с группой «связников» действовала сопровождающая её на определенном удалении группа захвата, которая по сигналу «связников» производила операцию по захвату.

Использование этого метода позволило органам военной контрразведки на первом этапе операции раскрыть три резидентуры Абвера. В последующем более широкое использование данного метода в сочетании с другими агентурно-оперативными и следственными мероприятиями позволило ликвидировать большую сеть резидентур немецкой и финской разведок в Эстонии.

Одновременно оперативная группа отдела контрразведки «Смерш» Краснознаменного Балтийского флота под руководством генерала В.В. Виноградова провела недалеко от Таллина операцию по захвату нелегальной переправы и аресту более 50-ти буржуазных националистов, карателей и пособников фашистов, намеревавшихся бежать в Швецию и Финляндию. К участию в операции были привлечены корабли Балтийского флота, отдельная рота матросов, радиоцентр ОКР «Смерш» КБФ. Основной замысел этой операции состоял во внедрении агента военной контрразведки в группу лиц намеривавшихся бежать за границу. Вместе с ним в эту группу под видом помощника агента был введен радист ОКР «Смерш» с замаскированной портативной рацией. Данная группа внедрения поддерживала связь с руководством операцией и информировала об обстановке в среде готовившихся к переправе и подходе морского судна из Финляндии. По сигналу, поступившему из штаба руководства операцией, отчалившее от берега судно было остановлено изготовленными к действиями кораблями Балтийского флота, и все находящиеся на борту арестованы. В их числе оказалась большая группа лиц, объявленных в местный и Всесоюзный розыск.


Органы военной контрразведки Северо-Западного театра военных действий за годы Великой Отечественной приобрели большой, заслуживающий внимания и изучения опыт подготовки и проведения, многообразных по цели и содержанию операций по розыску.

Необходимость в проведении операций по розыску возникала в следующих случаях:

- когда противник осуществлял крупномасштабные операции по заброске в советский тыл больших разведывательно-диверсионных групп;

- необходимости быстрого выявления действующей в тылу Красной Армии агентуры и разведывательно-диверсионных групп в ходе наступательной операции;

- необходимости организации координации и взаимодействия большого количества контрразведывательных подразделений и оперативно-розыскных групп (например, имеющих цель – установить местонахождение разведывательно-диверсионной школы и арестовать ее кадровый и агентурный состав).

При проведении операций по розыску использовались методы других методов деятельности:

  • радиоконтрразведывательные (дешифровка, пеленгация и др.);

  • военные (секрет, засада, блокирование и др.);

Из контрразведывательных методов наиболее эффективным и многоплановым был метод использования оперативно-розыскных групп:

- легендированных под группы «связников», «курьеров», «партизан» которые «по цепочке» устанавливают и арестовывают националистические банды;

- группы внедрения;

- «блуждающих» поисково-розыскных групп на транспортных коммуникациях и в местах скопления подозрительных лиц и др.;

Метод использования групп разных вариаций, очевидно, отразил общую тенденцию в совершенствовании розыскной деятельности органов контрразведки в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, видно, что использование оперативных групп оказалось эффективным методом деятельности органов военной контрразведки на главных направлениях борьбы с агентурной разведкой противника.

Серьезной победой Советской разведки является разведывательная опера­ция по добыче основных секретов США.

В разведке атомного проекта участвовали и военная, и политическая развед­ки. Но главную роль играло 1-е управление НКГБ. Разведчики обеспечили ог­ромный информационный поток о том, как идет работа над ядерным оружием в американских лабораториях. Спор о том, какую роль сыграла разведывательная информация в создании советской атомной бомбы не окончен. Заинтересован­ные стороны остаются при своем мнении.

Покойный академик Юлий Борисович Харитон, который долгие годы руково­дил созданием ядерного оружия, утверждал: "Разработка советской водородной бомбы от начала и до конца опиралась на идеи и соображения, высказанные со­ветскими физиками, и на проведенные ими совместно с математиками расчеты". Руководитель атомного проекта Игорь Курчатов считал, что славу ученые и раз­ведчики должны поделить пополам. Сам Курчатов в феврале 1943 года еще не знал, может ли быть создана атомная бомба. Но ему показали материалы раз­ведки, и они произвели на него серьезное впечатление.


Разведчики скромно говорят, что они лишь помогли ученым. Но помогли серьезно. Рассекреченные донесения, которые разведка передавала непосред­ственно Курчатову, представляли собой многостраничные отчеты, испещренные формулами, о ходе американских разработок. Курчатов показывал донесения своим коллегам. Они формулировали свои запросы, на то, что бы им еще хоте­лось узнать, и через некоторое время им приходил точный ответ на запрос.

Даже если наши физики, как они говорят, не получали от разведки ничего но­вого, то, как минимум, они убеждались в верности выбранного пути.

Мало известен факт, что в августе 1945 года, на следующий день после того, как американцы сбросили атомную бомбу на Хиросиму, из Москвы в советское посольство в Японии пришла шифротелеграмма с приказом немедленно отпра­виться в Хиросиму и посмотреть, что за бомбу применили американцы.

Советский Союз еще не вступил в войну с Японией, и два молодых офицера разведки с дипломатическими паспортами отправились в Хиросиму. Они там за­стали то, что все потом увидели в кинохронике: развалины, трупы, мертвых, уничтоженный город.

Выполняя приказ, они набили привезенные с собой мешки землей, городским мусором, пеплом. Мешки потом срочно отправили в Москву нашим ученым, ко­торые сами создавали атомную бомбу.

Несколько лет назад получили звание Героя Российской Федерации пять разведчиков, принимавших участие в этой операции: Владимир Барковский, Ле­онид Квасников, Анатолий Яцков, Александр Феклисов и Леонтин Коэн, муж ко­торой, Морис Коэн, тоже стал Героем, но по другому указу.

В 1945 году посол США в СССР Аверел Гарриман получил в подарок от пио­неров Москвы вырезанный из дерева герб Соединенных Штатов. Герб украшал стену кабинета при четырех послах, и только в начале 50-х годов специалисты посольства по обнаружению скрытых электронных средств увидели в нем под­слушивающее устройство." Мы нашли его, но не знали принцип действия", — вспоминает С. Питер Карлоу, начальник службы специального оборудования ЦРУ. " В гербе находилось устройство, похожее на головастика с маленьким хвостиком. У Советов имелся источник длинноволнового сигнала, который за­ставлял датчики внутри герба резонировать". Голос человека влиял на характер резонансных колебаний устройства, позволяя осуществлять перехват слов на расстоянии по организованному радиоканалу. "С технической точки зрения это устройство пассивного типа: ни тока, ни элементов питания, одно лишь пожиз­ненное ожидание".

После этой находки специалисты ЦРУ занялись воспроизведением подслу­шивающего устройства, основанного на совершенно новом для них принципе. Власти США молчали о гербе почти 10 лет и лишь в конце 1960 года сделали устройства достоянием гласности.


2. Реорганизация советских спецслужб в послевоенный период (1946-1953 гг.)


2.1. Образование МГБ СССР

В сентябре 1945 года отменено чрезвычайное положение и упразднен неконституционный орган власти – Государственный комитет обороны. В 1946 год наркоматы преобразованы в министерства, совет народных комиссаров – в совет министров. В 1947 году завершена демилитаризация экономики. Быстрое развитие атомной науки и техники.

Постановление КЦ ВКПБ от 20 августа 1946 года «О работе министерства государственной безопасности СССР». Главные направления деятельности:

  1. Предупреждение шпионажа.

  2. Борьба с подрывной деятельностью разведывательных органов иностранных государств.

В течение 1946-1949 годов правительство СССР приняло ряд постановлений, касающихся совершенствования структуры МГБ. В июне 1946 года органы военной контрразведки из армии и флота передаются вновь в МГБ СССР, и на их базе создается 3е главное управление. Перед этим управлением стояли задачи обеспечения безопасности вооруженных сил и ограждение от проникновения иностранных государств. Цель реорганизации – усиление централизации органов защиты государственных секретов.

Послевоенный период характеризуется отношениями «хо­лодной войны» между Советским Союзом и ведущими капи­талистическими странами, которые в 1949 г. объединились в военный Североатлантический блок НАТО. Разведки стран, вошедших в блок, развернули активную работу против СССР, причем подрывная деятельность была возведена в ранг госу­дарственной политики.

Особое место в арсенале разведывательных служб иностран­ных государств, действующих против СССР, в рассматриваемый исторический период было отведено шпионажу. Иностранные разведчики прибывали в Советский Союз по легальным кана­лам и тайно перебрасывались через границу. Для пополнения рядов шпионов, диверсантов, террористов активно исполь­зовались бывшие советские граждане, оказавшиеся за рубе­жом. Предпочтение отдавалось предателям, пособникам ок­купантов, бывшим агентам немецко-фашистской разведки, которых в СССР, в случае добровольного возвращения или раскаяния, ожидало уголовное преследование.

Переход к мирной жизни требовал внесения определен­ных изменений в организацию работы спецслужб.

Прежде всего, были упразднены аппараты, созданные ис­ключительно для работы в условиях ведения войны (военная цензура, особые отделы в частях, подлежащих расформиро­ванию, и др.). В марте 1946 г. в связи с преобразованием нар­коматов в министерства Народный комиссариат государ­ственной безопасности был упразднен и на его базе 4 апреля этого же года создано Министерство государственной безопас­ности СССР.

Структура центрального ведомства была построена по тра­диционной схеме: из управлений, ведущих основную работу, и отделов, обеспечивающих эффективную деятельность уп­равлений.

В области разведывательной на МГБ СССР возлагались задачи получения информации о политических планах руко­водства государств, ведущих против Советского Союза раз­ведывательно-подрывную деятельность, устремлениях спец­служб этих стран, военно-экономическом потенциале.


В области контрразведывательной к традиционному выяв­лению, предупреждению и пресечению шпионско-диверсионных акций были добавлены задачи выявления изменников Родины, пособников фашистских оккупационных властей в среде реэмигрантов и репатриантов, а также подавление националистско-бандитского подполья в Западных областях Украины и Белоруссии, в Прибалтике.

Постановлением Политбюро от 20 августа 1946 г. МГБ поручалось укрепить разведку, организовать централи­зованный учет антисоветских элементов и учет массового осведомления.

В сентябре 1946 г. при Министерстве государственной без­опасности СССР было образовано Особое совещание — орган внесудебной расправы, в состав которого входили: председа­тель (министр госбезопасности) и два члена (заместители министра госбезопасности). В работе Особого совещания в обязательном порядке принимал участие Генеральный про­курор СССР, наделенный правом вносить протест в Прези­диум Верховного Совета СССР на те или иные решения, выносимые Совещанием по уголовным делам. Как показала практика последующих лет, это право Генеральным прокуро­ром СССР реализовано не было. Участие же сторон (обвини­теля и защитника) не допускалось. Постановления Особого совещания кассационному обжалованию не подлежали и приводились в исполнение немедленно.

В 1946 г. была ликвидирована военная контрразведка СМЕРШ и на ее базе в МГБ СССР сформировано Третье Главное управление, органы которого на местах вели контр­разведывательную работу в армии и на флоте. Руководителем военной контрразведки был назначен Селивановский, став­ший заместителем министра.

МГБ развернуло активную оперативную работу среди ре­патриантов (еще 8 сентября 1945 г. был издан совместный приказ НКГБ и ГУКР СМЕРШ о совместной проверке ре­патриантов, а в феврале 1946 г. — указание НКГБ «О выяв­лении агентов английской и американской разведок среди репатриантов»).

В мае 1945 г. на основании Инструкции МГБ по учету и розыску агентуры разведывательных, контрразведыватель­ных, карательных и полицейских органов воевавших против СССР стран, предателей, пособников, ставленников немец­ко-фашистских оккупантов был создан централизованный учет всех государственных преступников, разыскивавшихся НКГБ и СМЕРШем. Для розыска государственных преступ­ников было учреждено 4-е управление.

5-е управление занималось оборонными предприятиями, борьбой с антисоветскими элементами, розыском авторов и распространителей антисоветских анонимок, обеспечением режима секретности.

Охраной атомных секретов ведал отдел «К» МГБ. Велась борьба с религиозными, сектантскими организаци­ями.

Приказом МГБ СССР от 9 октября 1946 г. было упраздне­но существовавшее в годы войны 4-е управление (по органи­зации террора и диверсий в тылу противника). Но еще до его расформирования, 4 мая 1946 г. в системе МГБ был создан отдел «ДР» (служба проведения диверсий и индивидуально­го террора), начальником которого был назначен генерал-лейтенант П.А. Судоплатов. Главной задачей отдела «ДР» яв­лялась организация агентурно-разведывательной работы за рубежом и внутри страны.