Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1072

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Человек – это «микрокосмос» и «микротеос», поэтому именно на него падает вся ответственность за судьбы мироздания. Так Николай Бердяев сформулировал одно из основных положений русского космизма – наиболее значительного феномена в истории новейшей русской философии.

Главная мысль, объединявшая различных философов ученых в направление космизма, — это идея активной эволюции, т. е. необходимости нового, сознательного этапа развития мира. На этом этапе человек научится направлять эволюцию Вселенной в том направлении, которое диктует ему разум и нравственное начало.

Идейные истоки русского космизма можно найти и в учениях славянофилов о

«соборности» человека, и в концепции всеединства В.С.Соловьева, и в творчестве Ф.Достоевского, словом, у тех мыслителей, для которых человек - не «винтик» мироздания, а его центр, главная сила космоэволюционного (божественного) процесса, без усилий которого мир погибнет.

В начале ХХ века идеи космичности (божественности) человека и всех его деяний получили новое звучание в связи с кризисными социально-политическими процессами, обострившими у русских мыслителей ощущение трагизма бытия и предчувствие

«вселенской» катастрофы, которая ожидает Россию (да и мир в целом).

В русском космизме обычно выделяют два основных направления: религиозное и естественнонаучное. Одним из основоположников русского космизма считается религиозный мыслитель и философ Николай Федоров (1829 – 1903). Будучи глубоко верующим человеком, Н.Федоров, тем не менее, не противопоставлял науку и религию, как это сделали большинство представителей религиозного и научного направлений космизма, а настаивал на необходимости синтеза науки и религии во имя решения фундаментальных человеческих проблем. В работе «Философия общего дела» он поставил перед наукой будущего задачу реального воскрешения умерших предков (собрать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов»).

Религиозные космисты (Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский, С.Франк и др.) основной причиной возможной гибели мироздания считали зло, которое глубоко укоренилось
в человеке. Научно-технический прогресс одно из проявлений человеческой гордыни и греховности – лишь ускоряет процесс гибели цивилизации. Спасение мира – в победе Добра, которая возможна только в случае кардинальной нравственной перестройки каждой личности. Для этого человек должен сначала осознать свою божественную природу, раскрыть её, стать Богочеловеком.

Естественнонаучные космисты (К.Циолковский, А.Чижевский, В.Вернадский и др.) полагали, что человек должен осознать себя космическим существом, понять космичность всех своих деяний, взяв на себя всю полноту ответственности за судьбы мира. Они не только не возлагали на научно-технический прогресс вину за кризис культуры, а, напротив, видели в успехах науки возможные пути решения мировых проблем.

Центральной идеей «космической философии» Константина Циолковского является учение об изначальной разумности и совершенстве космоса. В работе «Воля вселенной. Неизвестные разумные силы» он утверждает, что космос заселен разумными существами, которые держат бразды правления в руках и искореняют неперспективные формы жизни, поэтому человеку стоит задуматься о последствиях своего

«несовершенства». Циолковский даже разработал принципы навой «космической» этики, усвоение которой, по его мысли, поможет нравственной эволюции человека.

К. Э. Циолковскому принадлежит знаменитый афоризм: «Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». Он был сторонником расселения цивилизации во Вселенной и делал прогнозы о грядущей в далеком будущем полной биохимической перестройке человеческого организма (идея, приобретающая все более реальный смысл в результате разработки методов генной инженерии).

С точки зрения В.И.Вернадского выход человека в космос – закономерное следствие эволюции жизни на Земле; в этом и заключается космическое предназначение человечества: нести жизнь за пределы биосферы, превращая ее в «космосферу». Но это – в будущем, а в настоящее время происходит процесс перехода биосферы в ноосферу (сферу разума), когда вся земная оболочка становится объектом разумного воздействия человека. Это, разумеется, накладывает на человека дополнительную ответственность за возможные последствия своих действий.



Биосфера, или сфера жизни, — это часть природы, которая Преобразована живым веществом и образует некую целостность, единство, развивающееся по своим специфическим законам. Ноосфера (от греч. noos — разум и spharia — шар) — область взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. (Для ее обозначения используют также близкие по значению понятия: техносфера, антропосфера, социосфера, «вторая природа».) В пределах ноосферы человечество глубоко перестраивает низшие, природные формы материи, постепенно становясь главным фактором эволюции Вселенной. В перспективе ноосфера будет расширяться за пределы Земли, превращая человека в фактор космической эволюции.

Учение о ноосфере ориентирует на разумную, отвечающую потребностям развивающегося человечества организацию взаимодействия общества и природы — в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней, приводящему к разрушению окружающей среды.

Философия русского космизма, несомненно, опередила свое время; лишь во второй половине ХХ века пришло понимание значимости философских идей и научных

«пророчеств» великих русских мыслителей. Сегодня космизм называют

«общепланетарным мировоззрением», «мировоззрением третьего тысячелетия» и т.п., подчеркивая прозорливость русских философов, выявивших на заре ХХ века фундаментальные тенденции развития мировой цивилизации.

Советский период в развитии русской философии


Этот период на сегодняшний день мало изучен. Существование философии в СССР было возможно только в рамках марксистско-ленинской парадигмы (хотя, в это же самое время в русском зарубежье успешно развивались традиции философии «серебряного века»).

Какой-либо однозначной оценки вклада советской философии в историю мировой философской мысли пока нет. Меткое замечание Гегеля, что сова Минервы (древнеримской богини мудрости) вылетает в сумерки, вероятно, можно отнести и к этой ситуации. Должно пройти некоторое время, прежде чем можно будет дать взвешенные, лишенные идеологической тенденциозности характеристики философии советского этапа. Она уже в прошлом, но еще не история и не будет таковой, пока живы люди той эпохи.


Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

Особенности советской философии:


  1. Имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жёстких рамках марксисткой философии (диалектического и исторического материализма), что делало её несколько догматической.

  2. Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И.Ленина, который пытался развить марксистское философское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Советская философия прошла три этапа своего развития:

  1. 1917-1930 –е гг. – время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма.

  2. 30-е – 50-е гг. – полная идеологизация философии, превращение её в служанку официальной власти; определяющее влияние позиции И.В.Сталина по ряду философских вопросов.

  3. 50-е 80-е гг. время возрождения самостоятельности советской философии. В этот период основными направлениями советской философии были:

    1. история философии

    2. проблема ценностей;

    3. проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к

«истинному Марксу», «истинному Ленину»;

    1. проблема гносеологии;

    2. проблема сознания;

    3. проблема идеальности;

    4. проблема культуры;

    5. проблема философских методов.

    6. философская антропология


В советский период продолжалась философская традиция, основанная на развитии марксистского учения.

У истоков советской философии стоял В.И.Ленин (1870-1924). Он проявил себя как представитель марксистской философии, продолживший разработку её проблем, в условиях вступления капитализма, по его определению, в стадию империализма, а также в связи с новыми достижениями в развитии науки и, прежде всего, естествознания. Им дано определение понятие материи, развиты и конкретизированы другие важнейшие философские понятия, такие, как
пространство, время, причинность, закономерность и т.д. Он выдвинул положение о неисчерпаемости материи.

Значительную часть творческого наследия Ленина занимают работы, посвященные теоретическому обоснованию проблемы построения социализма и коммунизма.

С ленинских времен развитие философии в нашей стране происходило в русле марксистской парадигмы, когда с любыми отступлениями от марксизма и с антимарксистскими воззрениями велась уже не только жесткая идейная борьба, но и их сторонники подвергались преследованиям и репрессиям.

Видной фигурой в советской философии 1920 - 1930-х годов был подвергшийся репрессиям Н. И. Бухарин (1888-1938).

Бухарин считал, что диалектика, общественные и природные изменения могут быть объяснены теорией равновесия, согласно которой все существующее представляет собой изменяющиеся состояния подвижного равновесия, устанавливающегося в результате взаимодействия различно направленных сил. Состояния равновесия сменяются его нарушениями или кризисами.

Бухарин внес существенный вклад в марксистскую трактовку целого ряда философских проблем, к которым, прежде всего, относятся: истолкование теории и практики с точки зрения диалектического материализма, интерпретация деятельного характера субъект-объектных отношений.

Период развития советской философии с 1930 г. до середины 1960-х гг. характеризуется утратой независимости и самостоятельности в угоду господствующей идеологии.

Заключительный период развития советской философии охватывает время со второй половины 1950-х до конца 1980-х годов.

Начиная с 1960-х годов — периода хрущевской «оттепели» — советские философы значительно расширяли горизонты проводившихся исследований, освоили новые области миросозерцания, сумели более обстоятельно опереться на мировой философский опыт.

В указанный период удалось достичь значительного продвижения в области развития диалектической логики, осмыслить многочисленные грани специфики

философского знания, выявить дополнительные ориентиры в гносеологической проблематике в теории сознания, заняться изучением глобальных проблем современности, плодотворно освоить новую для советской философии тематику