Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1075

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формыбытия:

  1. материальное бытие – это существование материальных (обладающих протяжённостью, массой, объёмом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.

  2. идеальное бытие – это существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективированного (внеисторического) духовного бытия.

  3. человеческое бытие – это существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытия в материальном мире.

  4. социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь,

существование, развитие) самого общества.

Ещё различают:

  1. ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – это бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны.

  2. феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – это кажущееся бытие, т.е. бытие, каким его видит познающий субъект.



Имеются, помимо отмеченных, ещё и уровнибытия (как природного, так и социального, как материального, так и идеального). Это уровни:

    1. существование в возможности;

    2. существование в действительности.

Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия. Возможность есть потенциальное бытие. Действительность есть актуальное бытие.

Эти уровни бытия иногда трактуются как формы бытия: «потенциальная форма бытия» и

«актуальная форма бытия».

Вопросы о различных формах, способах и уровнях бытия для философии имеет большое значение. Фактически все различия в философских воззрениях касаются в первую очередь, различий в понимании разных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том, какая
из форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны, вторичны, зависимы от основной формы бытия.

В философском учении о бытии философы сталкиваются с рядом кардинальных проблем, различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К этим проблемам относятся такие вопросы как:

  • Обладает ли мир в своём существовании единством и что является основой этого единства?

  • Является ли мир в своём существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается?

  • Упорядочен ли мир в своём развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом?

  • Обладает ли мир и в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов?



«Бытие» как исходная интегральная характеристика мира слишком абстрактное понятие, оно становится содержательным, конкретно-всеобщим понятием только в контексте других категорий философии и значительная, если не большая часть философского знания, представляет собой ничто иное, как учение о бытии, или онтологию.


    1. 1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   52

Бытие и сущее (сущность как основа бытия)


Сущность – это категория для обозначения внутренней, относительно устойчивой стороны предметов, которая определяет их развитие.

Простейшие формы бытия предмета превращаются в развитые формы бытия предмета. Простейшие формы содержаться в них как основание, внутреннее содержание, основа сущность, они превращаются в высшие формы бытия предмета. Всеобщее основание и закон его бытия есть сущность.

Движение от сущности к бытию е его наличным формам есть движение от исходных форм бытия предмета к другим наличным формам бытия предмета через развитие его сущности.

Основныеатрибутыприродногобытия:

      1. субстанция (субстанциональность);

      2. движение;

      3. развитие;

      4. детерминизм;

      5. закономерность;

      6. организованность;

      7. структурность;

      8. многомерность;

      9. связь;

      10. дифференцированность;

      11. жизнь;

      12. сознание.



Онтология как система категорий

Система онтологических категорий предоставляет возможность использования философских категорий и методов для построения аргументов в обосновании собственной мировоззренческой позиции

Понятие «бытие» раскрывается через свои онтологические категории.
    1. Основные онтологические категории:


      1. бытие ничто;

      2. сущность явление;

      3. единое многое;

      4. целое часть;

      5. качество количество;

      6. содержание форма;

      7. единичное общее;

      8. возможность действительность.



Дваподходакпонятию
бытиеиничтовфилософии:

  1. В материалистической философии ничто не является философской категорией, так как он исходит из того, что материальный мир неуничтожим, а чистое несуществование и абсолютная пустота невозможны.

  2. Ничто – это категория в ряде онтологий идеалистической философии – это отсутствие конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще. Различают два подхода:

    1. ничто это ключевая категория онтологии (Платон, неоплатонизм, христианская, пантеистическая мистика, буддизм, Г.В.Ф.Гегель и др.);

    2. ничто (идея абсолютного небытия) – понимаемое как уничтожение всего (А. Бергсон, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр и др.).



Сущность-явление

Сущность - есть внутренняя, относительно устойчивая сторона действительности, скрытая за поверхностью явлений и выражающаяся в них.

Явление есть внешняя, более изменчивая сторона действительности, представляющая собой форму выражения сущности.

Характеристикисущностииявления:

      1. категория сущности вскрывает внутреннюю основу;

      2. категория сущности выражает общее, которое определяет природу и развитие явлений;

      3. сущность это внутренняя основа явлений;

      4. сущность близка к содержанию;

      5. сущность это главное содержание;

      6. сущность близка к закону.



Взаимосвязьсущностииявления:

  1. Сущность и явление могут переходит друг в друга.

  2. Изменения сущности вызывает изменение явлений.

  3. Сущность приблизительно охватывает отдельные многообразные явления.

  4. Явления неполно входят в сущность.

  5. Сущность беднее явления, явление богаче.

  6. Соотношение сущности и явления зависит от конкретных условий.


Одной из центральных проблем онтологии является проблема выделения среди возможных видов мирового бытия некоего субстрата конкретных видов бытия, что в философии связано с обоснованием категории «субстанция». Проблема субстанции возникает тогда, когда человеческая мысль за всем многообразием вещей и событий мира стремится обнаружить неизменное и устойчивое единство, выявить такой глубинный вид бытия, который служит причиной появления всех других видов бытия, а сам не имеет иных причин существования, кроме самого себя.

Часть-целое

Часть – есть предмет (явление, процесс, отношение), входящий в состав другого предмета (явления, процесса, отношения) и выступающий в качестве элемента его содержания.

Целое – есть предмет (явление, процесс, отношение), включающий в себя в качестве составных частей другие, органически связанные между собой предметы (явления, процессы, отношения) и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.

Характеристикичастиицелого:

  1. Закономерности взаимосвязи отдельных частей с целым, в которое они входят, отражаются в категориях «целое» и «часть».

  2. Закономерности взаимосвязи частей между собой в рамках целого отражаются в категориях «элемент» и «структура».

  3. Определённая взаимосвязь тех или иных предметов (явлений, процессов, отношений), образуя целое и становясь его структурой, превращает их одновременно и в части целого, и в элементы соответствующей структуры.

  4. Понятие «часть» - шире понятия «элемент». Частями целого являются не только элементы, но и сами взаимосвязи между элементами, т.е. структура.



Качество-количество

Качество – это совокупность свойств, указывающих на то, что собой данная вещь представляет, чем она является. Качество – это тождественная с бытием определённость.

Количество – это совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на её величину (характеризующих её объём, длину, ширину, темп развития, степень проявления тех или иных свойств). Количество – это внешняя бытию, безразличная для него определённость.