Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1089

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характеристикакачестваиколичества:

  1. Категории«качество» и «количество, раздваивая вещь на взаимоисключающие и взаимосвязанные стороны, охватывают все присущие её свойства, всё её содержание.

  2. Качества объективны, как объективны сами предметы, явления, процессы.

  3. Качество выражает специфику предмета, явления, процесса в целом.

  4. Качество – это относительно устойчивая совокупность свойств, определяющая специфику предмета, явления, процесса.

  5. Качество это существенное свойство.

  6. Категория «мера» есть отражение взаимосвязи качества и количества.

Свойство есть проявление, обнаружение той или иной внутренней качественной стороны явления по отношению к другому явлению, предмету, вещи, процессу и т.д.

Соотношениекачестваисвойства:

  1. качество и свойство соотносятся как понятия однопорядковые и различающиеся.

  2. Относительным является различие между качеством и свойством.

  3. Качество – это целостная характеристика. Свойства – это частичная характеристика, которая в свою очередь делится на:

  1. качественные характеристики и существенные стороны;

  2. количественные характеристики и несущественные стороны.



Содержание-форма

Содержание это вся совокупность сторон, свойств, признаков предмет, явления, процесса.

Форма – есть способ существования, способ развития, выражения содержания. Это также есть внутренняя организация содержания.

Характеристикисодержанияиформы:

    1. Содержание характеризуется определяющей релью в отношении формы.

    2. Форме присущи отставание в развитии от содержания.

    3. Одна и та же форма может быть использована различным и даже противоположным содержанием.

    4. Между содержанием и формой в процессе развития возникает несоответствие.

    5. Форма это активная движущая сила развития содержания.




Единичное-общее

Единичное есть неповторимые стороны, свойства, признаки предмета, явления, процесса.

Общее есть повторяющиеся стороны, свойства, признаки предмет, явления, процесса. Характеристики единичного и общего:

  1. Категория общего тесно связана с категорией закона.

  2. Общее тесно связано с необходимостью.

  3. Общее связано с категорией сущности.

  4. С категориями случайности и явления тесно связана категория единичного.



Возможность-действительность

Действительность это то, что существует реально, что уже наступило, проявилось.

Возможность это то, чего ещё нет, но что может наступить, проявиться. Характеристики возможности и случайности:

  1. Возможность, реализуясь, превращается в действительность, отсюда:

  • Действительность это осуществившаяся возможность;

  • Возможность это потенциальная действительность.

  • Возможность существует реально, но лишь как свойство, способность вещи при соответствующих условиях превращаться из одной вещи, или качественного состояния, в другое.

    Видывозможностей:

    1. реальная возможность – обусловлена необходимыми связями и отношениями действительности. Связана с необходимостью.

    2. абстрактная возможность – обуславливается необходимыми связями, но не может осуществляться в силу отсутствия необходимых условий.

    3. обратная возможность – возможность, с превращением которой в действительность, первоначальная действительность становится возможностью.

    4. сосуществующая возможность – возможность, реализация которой не приводит к исчезновению другой возможности.

    5. возможность явления возможность, реализация которой не изменяет сущности.

    6. формальная возможность – обусловлена случайными связями и отношениями действительности. Связана со случайностью.

    7. конкретная возможность реализуется в силу наличия необходимых условий.

    8. необратимая возможность – возможность, с превращением которой в действительность, первоначальная действительность становится возможностью.

    9. исключающая возможность – возможность, с превращением которой в действительность, другая возможность становится невозможностью.

    10. возможность сущности – возможность, реализация которой сопровождается изменением сущности.




    Бытие в философии есть систематический свод идей о сущем, распадающимся на модусы:

    Бытие в себе. Объективная реальность как таковая, взятая в ракурсе чистой потенциальности – некоей плотной пассивности, отъединённой от субъекта. Этот модус характеризует скрытые, не явленные субъекту состояния и действительные существования, которые при соответствующих условиях могут быть задействованы – включены в контекст предметно-практической и когнитивной деятельности.

    Бытие для себя. Совокупный объект, самодостаточный универсум, охватывающий всё сущее, которое, подчиняясь естественным связям, развивается по натуральным имманетным законам. Как предельная абстракция категория совокупного объекта

    (объекта в целом) выступает общим понятием природы (единство микро-, марко-, мегамира), конституирующим принципиальную канву теоретизирования (понимание, объяснение, моделирование) реальных вещей, процессов.

    Вместе взятые понятия объекта как бытия в себе и бытия для себя вводят образ самодостаточной, законообразной (каузальной), универсальной внешней предметности, оказывающейся материей субъективной деятельности.

    Онтология это располагающаяся за пределами субъективных возможностей реальность в себе (потенциальная онтология), и данная в этих пределах реальность для нас. Говоря об этой последней реальности, мы переходим в область актуальной онтологии – бытия для другого.

    Бытие для другого. Введение этого понятия связано с отказом от экстраполяции представлений внешней среды на мир в целом, не являющийся элементом какой бы то ни было частичной деятельности. Онтология здесь поэтому толкуется под углом зрения осуществимых предметных возможностей, - расценивается как нетождественная объективной реальности некая её часть, выступающая компонентом конкретно- исторического субъективного опыта и совпадающая с объектом. Важным признаком объекта в указанном смысле оказывается «взаимодействие»: существующая независимость от субъекта вещь становится объектом, будучи вовлечена в реальное с ним
    взаимодействие.

    Конструктивность подобного понимания хорошо согласуется с физическими и физиологическими знаниями.

    Доктрина философского материализма исходит из вполне объективного, не зависимого от людей существования бытия как совокупного универсума вещей, форм, процессов, удовлетворяющих собственной предметной логике развития и осваиваемых в человеческой деятельности. Главное в материализме – это разведение бытия предметно- вещественного и духовно-мыслительного, выстраивание некой иерархии существования.

    В фундаменте материализма, следовательно, - полагание вещности самой по себе в качестве собственного её определения. Ассоциированное понятие подобной вещности безотносительно к её предметным изображениям, интерпретациям, объективациям и есть

    «бытие» в философской традиции материализма.

    Лекция 10.


    Основы гносеологии, философии науки и техники

    1. Введение.

    2. Развитие взглядов на познание

    3. Познавательные способности человека: чувственное и рациональное познание.

    4. Структура познания

    5. Проблема истины.

    6. Понятие науки и ее основные характеристики

    7. Структура научного познания


    Вопросы познания рассматриваются одним из разделов философии – гносеологией (греч. gnosis – знание, logos – слово, учение). В современной литературе применяется также термин эпистемология (греч. episteme – знание). Последним чаще обозначают теорию научного познания.

    Теория познания имеет давнюю традицию: в течение столетий различными школами и направлениями философской мысли высказывались зачастую противоположные точки зрения на сущность, содержание, структуру мыслительного процесса.

    В настоящее время познание изучается не только философией. Интенсивно развиваются различные специальные науки, исследующие познание: когнитивная психология (психология, изучающая познавательные процессы), логика и методология научного познания, история науки, науковедение, социология знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру — предмет именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.


    Основные гносеологические категории


    Знание гносеологических категорий позволяет использовать их для построения аргументов в обосновании собственной мировоззренческой позиции