Файл: Введение Технологический раздел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В нашем случае применяем маршрутную организационную форму технологического процесса, т.к. указанные в задании два дефекта взаимосвязаны между собой и мы восстанавливаем их последовательно, то есть основные операция восстановления – электроимпульсная наварка и токарная обработка выполняются на одних и тех же рабочих местах для обоих дефектов.
3.3. Определение применимости способов восстановления детали
Для устранения каждого дефекта должен быть выбран рациональный способ, т.е. технически обоснованный и экономически целесообразный.

Рациональный способ восстановления детали определяют, пользуясь кри­териями: технологическим (применимости), техническим (долговечности) и техни­ко-экономическим (обобщающим).

Технологический критерий (критерий применимости) учиты­вает, с одной стороны, особенности восстановления определен­ной поверхности конкретной детали и, с другой — технологи­ческие возможности соответствующих способа. Он не оцени­вается количественно и относится к категории качественных. Поэтому его применяют интуитивно с учетом накопленного опы­та применения тех или иных способов.

Так, автоматическая наплавка под флюсом сопровождается сильным разогревом деталей и их глубоким проплавлением. Ее рекомендуют при ремонте крупногабаритных деталей с диа­метром более 50 мм.

Для восстановления деталей малых размеров служит вибро­дуговая наплавка. Однако необходимо учитывать значительное снижение их усталостной прочности.

Малый разогрев деталей наблюдается при восстановлении деталей электрометаллизацией, а также в случае применения клеевых соединений. Но электрометаллизационные покрытия не пригодны для деталей, испытывающих ударные нагрузки, а по­лимерные материалы обладают сравнительно невысокой тепло­проводностью при значительном коэффициенте линейного рас­ширения.

Покрытия, получаемые электролитическим хромированием, характеризуются высокой износостойкостью в абразивной среде, но их толщина ограничена (до 0,3 мм). Если последняя превысит указанное значение, то хром будет отслаиваться вследствие значительных внутренних напряжений.

Анализ конструктивных особенностей и условий эксплуатации деталей, их износов, а также технологических возможностей известных способов ремонта позволяет выбрать необходимый из них.


С помощью технологического критерия можно выявить лишь перечень возможных для данной детали способов восстановле­ния. Решение, принятое на его основе, следует считать предва­рительным.

По отдельным поверхностям типовых детали существуют десятки технологически приемлемых способов восстановления, различающихся между собой уровнем обеспечения надежности или стоимостью.

Принимаем предварительно для восстановления наружных цилиндриче­ских поверхностей (деф. 1,2,3) следующий способ восстановления: наплавка в среде углекислого газа.

Технический критерий(долговечности) оценивает каждый способ (выбранный по техно­логическому признаку) устранения дефектов детали с точки зрения восстановления свойств поверхностей, т.е. обеспечения работоспособности за счет достаточной твердости, износостойкости и сцепляемости покрытия восстановленной детали.

Для каждого из выбранных нескольких способов восстановления опреде­ляем комплексную качественную оценку по значению

коэффициента долговечно­сти, определяемого по формуле;

Кдивсп

где Ки, Кв, Кс - соответственно коэффициенты износостойкости, выносливости и

сцепляемости покрытий;

Кп - поправочный коэффициент, учитывающий фактическую работоспособ­ность восстановленной детали в условиях эксплуатации, Кп=0,8...0,9 (при­нимаем Кп=0,9).

По физическому смыслу коэффициент долговечности пропорционален сроку службы детали в эксплуатации, и, следовательно, рациональным по этому критерию будет способ, у которого Кд =max.

Выбрав несколько способов устранения дефектов, которые обеспечивают необходимые твердость, износостойкость, выносливость и другие показатели, окончательное решение о его целесообразности принимаем по технико-экономи­ческому критерию.

Технико-экономический критерий. Он связывает стоимость восстановления детали с ее долговечностью после устранения дефектов. Условие технико-экономической эффективности способа восстановления детали предложено проф. В.И. Казарцевым:

СВ  КДСН или СВ / КД  С

Н,

где СВ – стоимость восстановления детали, руб.;

СН – стоимость новой детали, руб.

Т.к. стоимость новой детали неизвестна, то критерий оцениваем по формуле проф. В.А. Шадричева

КТ = СВ / КД,

где КТ–коэффициент технико-экономической эффективности (табл.3.1);

СВ – себестоимость восстановления 1 м2 изношенной поверхности детали, руб./м2 по [1, табл. 53].

Эффективным считается способ, у которого КТ  min

Наплавка под слоем флюса: Кт = 45,5/ 0,58 = 57,1

Вибродуговая наплавка: Кт =52,0 / 0,62 = 91,9

Наплавка в среде СО2: Кт =48,7 / 0,9= 54,14

Эффективным является способ, у которого Кт=min. Данные по характеристикам выбранных способов восстановления и ре­зультаты расчетов заносим в таблицу 3.2.

Таблица 3.2-Характеристика способов восстановления дефекта 2 детали.

Наименование способов восстановления

Коэффициенты

Ки

Кв

Кс

Кп

Кд

Кт

Св, тыс.руб/м

Наплавка в среде СО2


0,91


0,87


1


0,9


0,71


54,14


48,7

Вибродуговая наплавка


1


0,61


1


0,9


0,55


94,7


52

Наплавка под слоем флюса


0,72


0,9


1


0,9


0,58


57,1


49,5



Самый низкий коэффициент технико-экономической эффективности и высокий ко­эффициент долговечности имеет наплавка в среде углекислого газа. Данный спо­соб восстановления не требует дорогостоящего оборудования, производителен. Окончательно для устранения дефектов 1,2,3 принимаем наплавку в среде углекислого газа.



3.4. Выбор технологических баз
Базами служат поверхности, линии, точки или их совокупности, необходимые для ориентации детали на станке, ее расположения в узле или изделии и измерения. По назна­чению они бывают конструкторские, технологические и измери­тельные.

Конструкторские базы — совокупность поверхностей (линий, точек), от которых заданы размеры и положения деталей и уз­лов при разработке конструкции машины.

Технологические базы — поверхности (линии и точки), слу­жащие для установки детали на станке и ориентирующие ее относительно режущего инструмента.

Измерительные базы — поверхности (линии или точки), от которых измеряют выдерживаемые размеры.

Технологические базы разделяют на основные и вспомога­тельные:

Основная технологическая база — поверхность (линия, точ­ка), которая используется для ориентации детали на станке, в узле или машине.

Вспомогательные технологические базы — поверхности (ли­нии, точки), которые необходимы при установке детали на стан­ке, но при этом они не влияют на ее работу в машине.

Выбирая технологические базы, следует руководствоваться следующими положениями:

1. Использование вспомогательных баз. В ка­честве технологических баз используют вспомогательные базы, так как основные, являясь поверхностя­ми

соединения, изнашиваются в процессе эксплуатации и не могут служить технологическими.

2. Использование основных баз. У некоторых де­талей вспомогательных баз нет, а основные изношены. В каче­стве технологической выбирают наименее изношенную основ­ную базу, обрабатывают ее и, используя как основную

технологическую базу, обрабатывают остальные поверхности.

3. Использование баз соединяемой детали. В некоторых случаях обрабатываемую деталь более точно можно установить на станок вместе с соединяемой деталью.

4. Создание новых баз. В случае невозможности ис­пользования баз, применяемых при изготовлении деталей, сле­дует в качестве их выбирать обработанные поверхности, кото­рые связаны с поверхностью прямым, возмож­но, более точным размером. При этом необходимо совмещение установочной и измерительной баз. В противном случае точ­ность детали ухудшается (возникает так называемая погреш­ность базирования).

5. Обработка при минимальном числе баз. Лучше всего вести обработку (подготовительную, нанесение покрытия и заключительную механическую) на постоянных ба­зах. В случае их перемены точность обработки снижается.

Руководствуясь выше указанными положениями для восстановления нашей детали, выбираем следующие базы:


конические поверхности центровочных отверстий, так как по условию задания они не нарушились и не деформировались в процессе эксплуатации;

торцовые поверхности вала.
3.5. Обоснование технологического маршрута восстановления детали
Маршрут восстановления детали должен обеспечивать оптимальную последовательность операций, как с технологической точки зрения, так и с экономических позиций, то есть необходимо минимизировать потери времени, уменьшить материальные затраты непосредственно на восстановление (в виде затрат на электроэнергию, пар, сжатый воздух, и т. д., заработной платы, компенсации)

005 моечная

010 центровочная

015 токарная

020 наплавочная

025 токарная

030 шпоночно-фрезерная

035 термическая

040 копировально-шлифовальная

045 контрольная

3.6. Разработка ремонтного чертежа детали
При выполнении курсового проекта разрабатываются ремонтные чертежи, содержащие значитель­ный объем данных технологического характера.

Ремонтные чертежи выполняют в соответствии с требовани­ями стандартов ЕСКД, с учетом правил, регламентированных ГОСТом 2.604-68 и отраслевых РТМ.

На ремонтных чертежах места, подлежащие технологическим воздействиям для устранении дефекта, выполняют сплошной утолщен­ной линией (в 2...3 раза толще основной сплошной линии). Места дефектов нумеруются в соответствии с номером дефекта.

На ремонтных чертежах изображают только те виды, разрезы и сечения, которые необходимы для выполнения и контроля опера­ции восстановления детали;

указывают только те размеры, пре­дельные отклонения и другие данные (шероховатость, допустимые погрешности взаимного расположения осей и поверхностей, твер­дость и др. ), которые должны быть выполнены и проверены в про­цессе восстановления детали. Размеры восстановленных поверхностей проставляют на размерных линиях в виде условных буквенных обозначений. Здесь же приводят значения ремонтных размеров для тех поверхностей, дефекты которых устраняются обработкой до ремонтного размера. На чертеже детали размеры, необходимые для расчета норма­тивов времени на обработку, выбора оборудования (габаритные размеры), проектирования оснастки других целей, для которых нет необходимости в их контроле, проставляются в виде справоч­ных размеров.

Информацию, характеризующую дефекты и способы их устра­нения, заносят в таблицу, расположенную тут же на чертеже.