Файл: 1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения к животным 6.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
Высокий уровень (3 балла) – ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает правила, которые нужно соблюдать при встрече с этим животным.
Средний уровень (2 балла) – ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает
характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Не знает как себя вести при встрече с 1-2 животными.
Низкий (1 балл) – ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Нe всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Большей частью не знает как себя правильно вести при встрече с животными.
2. «Диагностика сформированности гуманного отношения к животным».
Цель: определить уровень эмоционального компонента сочувствия к животным.
Оборудование. 10 картинок с изображением животных в разных ситуациях (раненая птица, птенец выпал из гнезда, на котенка лает собачка, птицы сидят в пустой кормушке и т.д.)Инструкция. Педагог предлагает взять первую картинку и рассмотреть животного.
После этого педагог задает следующие вопросы:
Высокий уровень (3 балла) – Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным. Проявляет сочувствие ко всем животным.
Средний уровень (2 балла) – Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным. Проявляет сочувствие избирательно, только к тем животным, которые ему нравятся.
Низкий (1 балл) – Не проявляет интереса и нe выражает свое отношение
к животным. Не проявляет сочувствия к животным или только к 1-2 животным.
Оборудование. 10 картинок с изображением животных в разных ситуациях (раненая птица, птенец выпал из гнезда, на котенка лает собачка, птицы сидят в пустой кормушке, ящерица придавлена камнем и т.д.).
Инструкция. Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинки и предлагает ответить на следующие вопросы:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок эмоционально относится животным. Проявляет сочувствие и эмоциональный отклик на боль другого живого существа и делает то, что может улучшить состояние животного.
Средний уровень (2 балла) – ребенок проявляет эмоциональное отношение к животным. Проявляет отклик на боль другого живого существа. Однако сочувствует и помогает только тем животным, которые имеют приятную внешность и нравятся ребенку.
Низкий (1 балл) – ребенок эмоционально не выражает свое отношение к животным. Не проявляет сочувствия к животным и не старается им помочь в трудной для них ситуации.
Затем все баллы по трем заданиям суммируется и делается общий вывод об уровне сформированности сочувствия у старших дошкольников.
Высокий уровень (7–9 баллов) – ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного
мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Проявляет сочувствие ко всем животными эмоционально откликается на боль другого живого существа и делает то, что может улучшить состояние животного.
Средний уровень (4–6 баллов) – ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Эмоционально выражает свое отношение к ним. Проявляет сочувствие избирательно, только к тем животным, которые ему нравятся и старается помочь только им.
Низкий уровень (1–3 балла) – ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не проявляет сочувствия к животным или только к 1-2 животным. Не старается помочь животным в трудной для них ситуации.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Результаты проведенного исследования со старшими дошкольниками представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Уровни сформированности гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста
В результате проведенного исследования по первому заданию было выявлено, что 60 % детей имеют низкий уровень сформированности знаний о животных. Дети часто допускали ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда соотносят представителей фауны со средой обитания.
30 % дошкольников находятся на среднем уровне сформированности знаний о животных. Они знают представителей животного мира, проявляют интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. 10 % дошкольников характеризуются высоким уровнем сформированности знаний о животных. Дети без особого труда выполняли задание, связно и последовательно отвечали на поставленные вопросы.
Также согласно данным таблицы 1, 60 % дошкольников имеют низкий уровень эмоционального компонента сочувствия к животным. Дошкольники эмоционально не проявляют интереса и нe выражают свое отношение к животным. Также они не проявляют сочувствия к животным.
30 % дошкольников характеризуются средним уровнем эмоционального компонента сочувствия к животным. Дети проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к животным. Но сочувствие дошкольники проявляли только к тем животным, которые нравились, например, к котенку, к птице, а к ящерице они не испытывали сочувствия, так как она имеет неприятный вид.
На высоком уровне формированности эмоционального компонента сочувствия к животным находятся 10 % дошкольников. Дети проявляли интерес и эмоционально выражали свое отношение к животным. При этом, детям было жалко всех животных, независимо
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
-
Как называется животное? -
Что ты можешь рассказать о нем? -
Какие правила поведения нужно соблюдать при общении с этим животным? Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла) – ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает правила, которые нужно соблюдать при встрече с этим животным.
Средний уровень (2 балла) – ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает
характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Не знает как себя вести при встрече с 1-2 животными.
Низкий (1 балл) – ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Нe всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Большей частью не знает как себя правильно вести при встрече с животными.
2. «Диагностика сформированности гуманного отношения к животным».
Цель: определить уровень эмоционального компонента сочувствия к животным.
Оборудование. 10 картинок с изображением животных в разных ситуациях (раненая птица, птенец выпал из гнезда, на котенка лает собачка, птицы сидят в пустой кормушке и т.д.)Инструкция. Педагог предлагает взять первую картинку и рассмотреть животного.
После этого педагог задает следующие вопросы:
-
Нравится ли это животное тебе? Почему? Какой он? -
Что ты чувствуешь к этому животному? Почему? Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла) – Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным. Проявляет сочувствие ко всем животным.
Средний уровень (2 балла) – Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным. Проявляет сочувствие избирательно, только к тем животным, которые ему нравятся.
Низкий (1 балл) – Не проявляет интереса и нe выражает свое отношение
к животным. Не проявляет сочувствия к животным или только к 1-2 животным.
-
«Диагностика отношения ребенка к объектам животного мира». Цель: определить отношение ребенка к объектам животного мира.
Оборудование. 10 картинок с изображением животных в разных ситуациях (раненая птица, птенец выпал из гнезда, на котенка лает собачка, птицы сидят в пустой кормушке, ящерица придавлена камнем и т.д.).
Инструкция. Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинки и предлагает ответить на следующие вопросы:
-
Что ты видишь на картинке? -
Как ты относишься к животному? -
Как бы ты поступил в этой ситуации? Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла) – ребенок эмоционально относится животным. Проявляет сочувствие и эмоциональный отклик на боль другого живого существа и делает то, что может улучшить состояние животного.
Средний уровень (2 балла) – ребенок проявляет эмоциональное отношение к животным. Проявляет отклик на боль другого живого существа. Однако сочувствует и помогает только тем животным, которые имеют приятную внешность и нравятся ребенку.
Низкий (1 балл) – ребенок эмоционально не выражает свое отношение к животным. Не проявляет сочувствия к животным и не старается им помочь в трудной для них ситуации.
Затем все баллы по трем заданиям суммируется и делается общий вывод об уровне сформированности сочувствия у старших дошкольников.
Высокий уровень (7–9 баллов) – ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного
мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Проявляет сочувствие ко всем животными эмоционально откликается на боль другого живого существа и делает то, что может улучшить состояние животного.
Средний уровень (4–6 баллов) – ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Эмоционально выражает свое отношение к ним. Проявляет сочувствие избирательно, только к тем животным, которые ему нравятся и старается помочь только им.
Низкий уровень (1–3 балла) – ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не проявляет сочувствия к животным или только к 1-2 животным. Не старается помочь животным в трудной для них ситуации.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Результаты проведенного исследования со старшими дошкольниками представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Уровни сформированности гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста
Ф. И. ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Уровень |
1. Лиза Л. | высокий | высокий | средний | высокий |
2. Саша Т. | средний | низкий | средний | средний |
3. Алена К. | низкий | низкий | низкий | низкий |
4.Камилла С. | низкий | средний | средний | средний |
5. Сабина В. | низкий | низкий | низкий | низкий |
6. Артем С. | средний | низкий | средний | средний |
7. Аня А. | низкий | низкий | низкий | низкий |
8. Вадим И. | низкий | средний | средний | средний |
9. Саша Д. | средний | средний | низкий | средний |
10. Ксюша М. | низкий | низкий | низкий | низкий |
В результате проведенного исследования по первому заданию было выявлено, что 60 % детей имеют низкий уровень сформированности знаний о животных. Дети часто допускали ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда соотносят представителей фауны со средой обитания.
30 % дошкольников находятся на среднем уровне сформированности знаний о животных. Они знают представителей животного мира, проявляют интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. 10 % дошкольников характеризуются высоким уровнем сформированности знаний о животных. Дети без особого труда выполняли задание, связно и последовательно отвечали на поставленные вопросы.
Также согласно данным таблицы 1, 60 % дошкольников имеют низкий уровень эмоционального компонента сочувствия к животным. Дошкольники эмоционально не проявляют интереса и нe выражают свое отношение к животным. Также они не проявляют сочувствия к животным.
30 % дошкольников характеризуются средним уровнем эмоционального компонента сочувствия к животным. Дети проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к животным. Но сочувствие дошкольники проявляли только к тем животным, которые нравились, например, к котенку, к птице, а к ящерице они не испытывали сочувствия, так как она имеет неприятный вид.
На высоком уровне формированности эмоционального компонента сочувствия к животным находятся 10 % дошкольников. Дети проявляли интерес и эмоционально выражали свое отношение к животным. При этом, детям было жалко всех животных, независимо