Файл: 1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения к животным 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

  1. Как называется животное?

  2. Что ты можешь рассказать о нем?

  3. Какие правила поведения нужно соблюдать при общении с этим животным? Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла) ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает правила, которые нужно соблюдать при встрече с этим животным.

Средний уровень (2 балла) – ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает
характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Не знает как себя вести при встрече с 1-2 животными.

Низкий (1 балл) ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Нe всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Большей частью не знает как себя правильно вести при встрече с животными.

2. «Диагностика сформированности гуманного отношения к животным».

Цель: определить уровень эмоционального компонента сочувствия к животным.

Оборудование. 10 картинок с изображением животных в разных ситуациях (раненая птица, птенец выпал из гнезда, на котенка лает собачка, птицы сидят в пустой кормушке и т.д.)Инструкция. Педагог предлагает взять первую картинку и рассмотреть животного.

После этого педагог задает следующие вопросы:

  1. Нравится ли это животное тебе? Почему? Какой он?

  2. Что ты чувствуешь к этому животному? Почему? Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла) – Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным. Проявляет сочувствие ко всем животным.

Средний уровень (2 балла) – Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным. Проявляет сочувствие избирательно, только к тем животным, которые ему нравятся.

Низкий (1 балл) Не проявляет интереса и нe выражает свое отношение

к животным. Не проявляет сочувствия к животным или только к 1-2 животным.

  1. «Диагностика отношения ребенка к объектам животного мира». Цель: определить отношение ребенка к объектам животного мира.

Оборудование. 10 картинок с изображением животных в разных ситуациях (раненая птица, птенец выпал из гнезда, на котенка лает собачка, птицы сидят в пустой кормушке, ящерица придавлена камнем и т.д.).

Инструкция. Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинки и предлагает ответить на следующие вопросы:

  1. Что ты видишь на картинке?

  2. Как ты относишься к животному?

  3. Как бы ты поступил в этой ситуации? Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла) ребенок эмоционально относится животным. Проявляет сочувствие и эмоциональный отклик на боль другого живого существа и делает то, что может улучшить состояние животного.

Средний уровень (2 балла) ребенок проявляет эмоциональное отношение к животным. Проявляет отклик на боль другого живого существа. Однако сочувствует и помогает только тем животным, которые имеют приятную внешность и нравятся ребенку.

Низкий (1 балл) – ребенок эмоционально не выражает свое отношение к животным. Не проявляет сочувствия к животным и не старается им помочь в трудной для них ситуации.

Затем все баллы по трем заданиям суммируется и делается общий вывод об уровне сформированности сочувствия у старших дошкольников.

Высокий уровень (7–9 баллов) – ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного
мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Проявляет сочувствие ко всем животными эмоционально откликается на боль другого живого существа и делает то, что может улучшить состояние животного.

Средний уровень (4–6 баллов) ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Эмоционально выражает свое отношение к ним. Проявляет сочувствие избирательно, только к тем животным, которые ему нравятся и старается помочь только им.

Низкий уровень (1–3 балла) ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не проявляет сочувствия к животным или только к 1-2 животным. Не старается помочь животным в трудной для них ситуации.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

Результаты проведенного исследования со старшими дошкольниками представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Уровни сформированности гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста

Ф. И. ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Уровень

1. Лиза Л.

высокий

высокий

средний

высокий

2. Саша Т.

средний

низкий

средний

средний

3. Алена К.

низкий

низкий

низкий

низкий

4.Камилла С.

низкий

средний

средний

средний

5. Сабина В.

низкий

низкий

низкий

низкий

6. Артем С.

средний

низкий

средний

средний

7. Аня А.

низкий

низкий

низкий

низкий

8. Вадим И.

низкий

средний

средний

средний

9. Саша Д.

средний

средний

низкий

средний

10. Ксюша М.

низкий

низкий

низкий

низкий



В результате проведенного исследования по первому заданию было выявлено, что 60 % детей имеют низкий уровень сформированности знаний о животных. Дети часто допускали ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда соотносят представителей фауны со средой обитания.

30 % дошкольников находятся на среднем уровне сформированности знаний о животных. Они знают представителей животного мира, проявляют интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. 10 % дошкольников характеризуются высоким уровнем сформированности знаний о животных. Дети без особого труда выполняли задание, связно и последовательно отвечали на поставленные вопросы.

Также согласно данным таблицы 1, 60 % дошкольников имеют низкий уровень эмоционального компонента сочувствия к животным. Дошкольники эмоционально не проявляют интереса и нe выражают свое отношение к животным. Также они не проявляют сочувствия к животным.

30 % дошкольников характеризуются средним уровнем эмоционального компонента сочувствия к животным. Дети проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к животным. Но сочувствие дошкольники проявляли только к тем животным, которые нравились, например, к котенку, к птице, а к ящерице они не испытывали сочувствия, так как она имеет неприятный вид.

На высоком уровне формированности эмоционального компонента сочувствия к животным находятся 10 % дошкольников. Дети проявляли интерес и эмоционально выражали свое отношение к животным. При этом, детям было жалко всех животных, независимо