Файл: 1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения к животным 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
от того какой у них вид.

Как показало проведенное исследование при выполнении третьего задания, 50 % дошкольников имеют низкий уровень сформированности отношения к объектам животного мира. Дети эмоционально не выражали свое отношение к животным. Они не проявляли сочувствия к животным и не хотели им помочь в трудной для них ситуации.

У 50 % дошкольников отмечается средний уровень сформированности отношения к объектам животного мира. Дошкольники эмоционально откликались на на боль другого живого существа. Им было их жалко и они хотели бы им помочь. Однако помощь они хотели оказать тем животным, которые имели красивый внешний вид. Дети с высоким уровнем сформированности отношения к объектам животного мира не выявлены.

Распределение старших дошкольников по уровням сформированности гуманного отношения к животным представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Уровни сформированности гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста




Уровни

низкий

средний

высокий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Количество человек

4

40

5

50

1

10


Согласно данным таблицы 2, 40 % старших дошкольников имеют низкий уровень сформированности гуманного отношения. 50 % дошкольников характеризуются средним уровнем сформированности гуманного отношения. На высоком уровне сформированности гуманного отношения находятся 10 % дошкольников.

Таким образом, как показало проведенное исследование, большая часть дошкольников имеет средний уровень сформированности гуманного отношения к животным. Дети эмоционально выражают свое отношение к животным. Но проявляют сочувствие избирательно, только к тем животным, которые им нравятся. Многие дошкольники характеризуются низким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. Меньше всего было выявлено дошкольников с высоким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтолкнули нас к выводу о необходимости проведения опытно-экспериментальной работы по повышению уровня гуманного отношения к животным у старших дошкольников.


Проект по формированию гуманного отношения к животным представлен в отчётной документации.

Для выявления эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы со старшими дошкольниками был организован и проведен контрольный срез. На контрольном этапе исследования были использованы задания, аналогичные тем, что применялись на констатирующем этапе. Результаты проведенного исследования со старшими дошкольниками представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Уровни сформированности гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста (после формирующего эксперимента)

Ф. И. ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Уровень

1. Лиза Л.

высокий

высокий

высокий

высокий

2. Саша Т.

высокий

средний

высокий

высокий

3. Алена К.

низкий

средний

средний

средний

4.Камилла С.

средний

средний

высокий

средний

5. Сабина В.

средний

высокий

средний

средний

6. Артем С.

высокий

средний

средний

средний

7. Аня А.

средний

средний

низкий

средний

8. Вадим И.

средний

высокий

высокий

высокий

9. Саша Д.

средний

средний

средний

средний

10. Ксюша М.

низкий

средний

низкий

низкий


Как показало проведенное исследование по первому заданию 20 % детей находятся на низком уровне сформированности знаний о животных. Дошкольники не всегда аргументировали свой выбор при выполнении задания. 50 % дошкольников характеризуются средним уровнем сформированности знаний о животных. 30 % дошкольников имеют высокий уровень сформированности знаний о животных. Дети правильно и последовательно отвечали на все вопросы.

Результаты исследования по второму заданию показали, что на низком уровне эмоционального компонента гуманного отношения к животным нет ни одного ребенка. 70 % дошкольников характеризуются средним уровнем эмоционального компонента гуманного отношения к животным. Дети эмоционально реагировали на ситуации с животными. Дошкольники проявляли сострадание, жалость, сочувствие к животным. Высокий уровень эмоционального компонента сочувствия к животным имеют 30 % дошкольников.

Результаты исследования по третьему заданию показали, что 20 % дошкольников характеризуются низким уровнем сформированности отношения к объектам животного мира. Дети проявляли сочувствие к животным, но помочь им не торопились, обосновывая это тем, что они боятся животных. 40 % дошкольников имеют средний уровень сформированности отношения к объектам животного мира. Дети сочувствовали многим животным и выразили желанием многим помочь, например, положить еду в кормушку; убрать камень, который придавил ящерицу и т.д. 40 % дошкольников имеют высокий уровень сформированности отношения к объектам животного мира. Дети изъявили желание помочь всем животным, так как им было жалко их.

Распределение старших дошкольников по уровням сформированности гуманного отношения к животным представлено в таблице 4.

Таблицы 4 - Уровни сформированности сочувствия у детей старшего дошкольного возраста (после формирующего эксперимента)




Уровни

низкий

средний

высокий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Количество человек

1

10

6

60

3

30



Согласно данным таблицы 4, 10 % старших дошкольников характеризуются низким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. 60 % дошкольников имеют средний уровень сформированности сочувствия. На высоком уровне сформированности гуманного отношения к животным находятся 30 % дошкольников. С нашей точки зрения, полученные результаты можно объяснить эффективностью проведенной опытно-экспериментальной работой.

Таким образом, как показало проведенное исследования, после формирующего эксперимента значительно повысилось количество детей с высоким и средним уровнем сформированности гуманного отношения к животным. Значительно снизилось количество дошкольников с низким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. По нашему мнению, полученные результаты можно объяснить эффективностью проведенной опытно-экспериментальной работой.
2.3 Алгоритм проекта «Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников»

Ниже представлен алгоритм Проекта «Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников»

Таблица 1 - Алгоритм создания проекта

Актуальность

Сейчас становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечать принципам универсальной этики А. Швейцера (немецко-французский мыслитель) - человек должен уважать всё живое. Это принцип биоцентризма, и в случае формирования у ребёнка биоцентрического мировоззрения, выигрывает и общество: биоцентрическое мировоззрение предполагает уважение к интересам всего живого, и людей, и животных.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формирует гуманные чувства, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи:

1. Формирование представлений о животных;

2. Развитие эмоционально-положительного отношения к животным;

3. Воспитание гуманного бережного поведения в природе.

Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.



Проблема


Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без животных.

Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.

Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу".

Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.

Полное наименование проекта


«Взаимодействие с животными как фактор

формирования гуманности у дошкольников»


Цель проекта



Обобщение и систематизация знаний детей о животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».


Задачи проекта

  1. Уточнить, расширить представления детей о животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят)

  2. Воспитывать гуманное отношение к животным.

  3. Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас, развивать связную речь

  4. Познакомить детей с профессиями людей, заботящихся о животных.

  5. Формировать интерес и любовь к заботе о животных посредством сказок, пословиц, поговорок.




Вид проекта

Познавательно-информационный, коллективный.

Время реализации проекта

Краткосрочный

Участники проекта

Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Формы реализации проекта

Работа в центрах,

Беседы,

Наблюдения,

Дидактические и подвижные игры,

Чтение художественной литературы,

Разучивание наизусть,

Продуктивные виды деятельности.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели

В результате проектной деятельности у детей:

-сформируются и расширятся знания о животных и их значении в жизни человека, родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.

Этап реализации проекта

«Модель трёх вопросов» (Что мы знаем о животных? Что хотим узнать? Где и как мы можем это узнать?).

Паутинка Проекта. Приложение № 1.

Проект осуществлялся с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной, чтения.


Этап

Содержание

  1. Предварительный.




Человек рождается и он окунается жизнь: живую, цветущую, поющую и красочную.. Она многолика и прекрасна: ежедневно мы слышим пение птиц, где-то лай собак, мяуканье котенка… Но почему-то мы все меньше заботимся о братьях наших меньших. Какая причина? Одна из причин — отсутствие соответствующего воспитания. Люди стали равнодушными и безжалостными, поэтому на государственном уровне был принят закон — защита животных от жестокого обращения. Но как взрослый человек сможет бережно относиться к животному миру, если в детстве ему не пробуждали любовь к животным? Поэтому известные психологи мирового масштаба единогласно пришли к выводу — воспитывать гуманное отношение к животным необходимо еще с дошкольного возраста.

Планирование


Планирование осуществлялось с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной, чтения.

Приложение 2

II. Основной

1.Сбора сведений

На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)

Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и т.д.

Источники информации

Энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов», презентации, мультфильмы.

Художественная литература

• Л. Толстой «Пожарные собаки»

• М. Кривич «Что за служба у собак»

• Г.Х. Андерсен Гадкий утёнок.

• С. Михалков Три поросёнка

• С. Маршак Сказка о глупом мышонке

• С.Маршак Усатый - полосатый

• Братья Гримм Бременские музыканты

• Русские народные сказки «Сивка бурка», «Волк и семеро козлят», Бычок - смоляной бочок», «Кот - серый лоб, козёл да баран»

• Э.Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот

• Р.Киплинг Кошка, гулявшая сама по себе

• С.В. Михалков «Как старик корову продавал»

• К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»

• А.Барто Котёнок

• И.Васильева «Ферма»

• Е.Благинина Корова

• Н.Костарёва «Щенок»

• В.Сутеев «Про козлёнка, который умел считать»

• В.Сутеев «Кот рыболов»

• В.Сутеев « Три котёнка»

• Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина.

Видеотека мультфильмов

• «Кошкин дом»

• «Домашние животные и их дети»

• «Котёнок по имени Гав»

• «Просто так»

• «Твои первые животные»

• «Кот, который гулял сам по себе»

• «В стране домашних животных»

• « Волк и семеро козлят»

• «Волк и телёнок»

• «Доктор Айболит»

• «Кот в сапогах»

• «Хаврошечка»

• «Кот в сапогах»

• «Белка и Стрелка»

• «Альма и Мурка»

Аудиозаписи

«Звуки природы», «Голоса животных»

  1. Конечный.

Продукт проекта.

Презентация проект.

Презентация проекта проходила в виде:

  • Организации выставки индивидуальных, коллективных, семейных работ «Домашние и дикие животные»

  • Организация фотовыставки детей со своими домашними животными, представленной в группе детского сада

  • Презентации авторских книг « Моё любимое животное»», на групповом сборе.

  • Проведение викторины «Что я знаю о животных”» между детьми в группе

  • Создание мини - музея в группе «Наши друзья - животные»




Организация и продуманность системы оценивания

Анализ


Уровни экологической направленности детей дошкольного возраста.

Первый уровень .

Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, могут присоединяться к неправильному отношению других. Дошкольники не проявляют желание общаться с животными. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают почему. Живым считают неживые объекты, не относят к живому растения.
Второй уровень.

Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют к ним непосредственное отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются преимущественно со знакомыми животными, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. К живому относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого. Характерно несовпадение суждений ребёнка и его реального поведения в природе.
Третий уровень.

Для детей характерна выраженная положительность к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь животному, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно выполняют его. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы объектов. Мотивом бережного отношения к животным выступает понимание ценности жизни.

Критерии оценивания проекта.

Постановка цели, планирование путей её достижения:

Цель определена, но план её достижения отсутствует.

Цель определена, дан краткий план её достижения.

Цель определена, ясна описана, дан подробный но план её достижения.

Глубина раскрытия темы проекта:

Тема проекта не раскрыта.

Тема проекта раскрыта.

Тема проекта раскрыта, участники продемонстрировали глубокие знания, выходящие за рамки программы.

Разнообразие источников информации:

Большая часть представленной информации не относиться к теме работы.

Работа содержит не значительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников.

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников.

Качество проведения презентации:

Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию.

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента.

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент.

Качество проектного продукта:

Проектный продукт не соответствует требованиям качества.

Продукт не полностью соответствует требованиям качества.

Продукт полностью соответствует требованиям качества ( эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленной цели).





Предложенный цикл общеобразовательных методов воспитания поможет дошкольнику развить в себе чувство гуманности к животным, сострадания и внимательного отношения ко всему живому.

Как еще воспитать в ребенке гуманное отношение к животным? Конечно, на собственном примере. И таким примером могут стать открытые приюты для бездомных кошек и собак — так дети увидят любовь взрослых к животным.

Проект показал, что ребенок, получивший гуманное воспитание, никогда не станет разорять гнезда птиц и цинично обращаться с животными, для него защита животных станет важной составляющей в жизни.

Целью работы было изучение путей формирования гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста в процессе реализации задач экологического воспитания. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.

Ознакомление детей с животным миром должно строиться в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа должна проводиться не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации мульт-, видео-, диафильмов, во время трудовых действий в живом уголке.

Педагог обращает внимание на поведение животных и птиц, в определённый сезон года. Если нет возможности понаблюдать за объектами животного мира в естественных условиях, то целесообразно использовать картины, серии картин, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи телепередач о природе и т.д.


Заключение

В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования сформированность гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста оценивалась по наличию таких показателей, как информационного, эмоционального и отношенческого компонентов сочувствия. При соотнесении уровней развития информационного