Файл: 1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения к животным 6.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
от того какой у них вид.
Как показало проведенное исследование при выполнении третьего задания, 50 % дошкольников имеют низкий уровень сформированности отношения к объектам животного мира. Дети эмоционально не выражали свое отношение к животным. Они не проявляли сочувствия к животным и не хотели им помочь в трудной для них ситуации.
У 50 % дошкольников отмечается средний уровень сформированности отношения к объектам животного мира. Дошкольники эмоционально откликались на на боль другого живого существа. Им было их жалко и они хотели бы им помочь. Однако помощь они хотели оказать тем животным, которые имели красивый внешний вид. Дети с высоким уровнем сформированности отношения к объектам животного мира не выявлены.
Распределение старших дошкольников по уровням сформированности гуманного отношения к животным представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Уровни сформированности гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста
Согласно данным таблицы 2, 40 % старших дошкольников имеют низкий уровень сформированности гуманного отношения. 50 % дошкольников характеризуются средним уровнем сформированности гуманного отношения. На высоком уровне сформированности гуманного отношения находятся 10 % дошкольников.
Таким образом, как показало проведенное исследование, большая часть дошкольников имеет средний уровень сформированности гуманного отношения к животным. Дети эмоционально выражают свое отношение к животным. Но проявляют сочувствие избирательно, только к тем животным, которые им нравятся. Многие дошкольники характеризуются низким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. Меньше всего было выявлено дошкольников с высоким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтолкнули нас к выводу о необходимости проведения опытно-экспериментальной работы по повышению уровня гуманного отношения к животным у старших дошкольников.
Проект по формированию гуманного отношения к животным представлен в отчётной документации.
Для выявления эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы со старшими дошкольниками был организован и проведен контрольный срез. На контрольном этапе исследования были использованы задания, аналогичные тем, что применялись на констатирующем этапе. Результаты проведенного исследования со старшими дошкольниками представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Уровни сформированности гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста (после формирующего эксперимента)
Как показало проведенное исследование по первому заданию 20 % детей находятся на низком уровне сформированности знаний о животных. Дошкольники не всегда аргументировали свой выбор при выполнении задания. 50 % дошкольников характеризуются средним уровнем сформированности знаний о животных. 30 % дошкольников имеют высокий уровень сформированности знаний о животных. Дети правильно и последовательно отвечали на все вопросы.
Результаты исследования по второму заданию показали, что на низком уровне эмоционального компонента гуманного отношения к животным нет ни одного ребенка. 70 % дошкольников характеризуются средним уровнем эмоционального компонента гуманного отношения к животным. Дети эмоционально реагировали на ситуации с животными. Дошкольники проявляли сострадание, жалость, сочувствие к животным. Высокий уровень эмоционального компонента сочувствия к животным имеют 30 % дошкольников.
Результаты исследования по третьему заданию показали, что 20 % дошкольников характеризуются низким уровнем сформированности отношения к объектам животного мира. Дети проявляли сочувствие к животным, но помочь им не торопились, обосновывая это тем, что они боятся животных. 40 % дошкольников имеют средний уровень сформированности отношения к объектам животного мира. Дети сочувствовали многим животным и выразили желанием многим помочь, например, положить еду в кормушку; убрать камень, который придавил ящерицу и т.д. 40 % дошкольников имеют высокий уровень сформированности отношения к объектам животного мира. Дети изъявили желание помочь всем животным, так как им было жалко их.
Распределение старших дошкольников по уровням сформированности гуманного отношения к животным представлено в таблице 4.
Таблицы 4 - Уровни сформированности сочувствия у детей старшего дошкольного возраста (после формирующего эксперимента)
Согласно данным таблицы 4, 10 % старших дошкольников характеризуются низким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. 60 % дошкольников имеют средний уровень сформированности сочувствия. На высоком уровне сформированности гуманного отношения к животным находятся 30 % дошкольников. С нашей точки зрения, полученные результаты можно объяснить эффективностью проведенной опытно-экспериментальной работой.
Таким образом, как показало проведенное исследования, после формирующего эксперимента значительно повысилось количество детей с высоким и средним уровнем сформированности гуманного отношения к животным. Значительно снизилось количество дошкольников с низким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. По нашему мнению, полученные результаты можно объяснить эффективностью проведенной опытно-экспериментальной работой.
2.3 Алгоритм проекта «Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников»
Ниже представлен алгоритм Проекта «Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников»
Таблица 1 - Алгоритм создания проекта
Предложенный цикл общеобразовательных методов воспитания поможет дошкольнику развить в себе чувство гуманности к животным, сострадания и внимательного отношения ко всему живому.
Как еще воспитать в ребенке гуманное отношение к животным? Конечно, на собственном примере. И таким примером могут стать открытые приюты для бездомных кошек и собак — так дети увидят любовь взрослых к животным.
Проект показал, что ребенок, получивший гуманное воспитание, никогда не станет разорять гнезда птиц и цинично обращаться с животными, для него защита животных станет важной составляющей в жизни.
Целью работы было изучение путей формирования гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста в процессе реализации задач экологического воспитания. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.
Ознакомление детей с животным миром должно строиться в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа должна проводиться не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации мульт-, видео-, диафильмов, во время трудовых действий в живом уголке.
Педагог обращает внимание на поведение животных и птиц, в определённый сезон года. Если нет возможности понаблюдать за объектами животного мира в естественных условиях, то целесообразно использовать картины, серии картин, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи телепередач о природе и т.д.
Заключение
В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования сформированность гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста оценивалась по наличию таких показателей, как информационного, эмоционального и отношенческого компонентов сочувствия. При соотнесении уровней развития информационного
Как показало проведенное исследование при выполнении третьего задания, 50 % дошкольников имеют низкий уровень сформированности отношения к объектам животного мира. Дети эмоционально не выражали свое отношение к животным. Они не проявляли сочувствия к животным и не хотели им помочь в трудной для них ситуации.
У 50 % дошкольников отмечается средний уровень сформированности отношения к объектам животного мира. Дошкольники эмоционально откликались на на боль другого живого существа. Им было их жалко и они хотели бы им помочь. Однако помощь они хотели оказать тем животным, которые имели красивый внешний вид. Дети с высоким уровнем сформированности отношения к объектам животного мира не выявлены.
Распределение старших дошкольников по уровням сформированности гуманного отношения к животным представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Уровни сформированности гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста
| Уровни | |||||
низкий | средний | высокий | ||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | |
Количество человек | 4 | 40 | 5 | 50 | 1 | 10 |
Согласно данным таблицы 2, 40 % старших дошкольников имеют низкий уровень сформированности гуманного отношения. 50 % дошкольников характеризуются средним уровнем сформированности гуманного отношения. На высоком уровне сформированности гуманного отношения находятся 10 % дошкольников.
Таким образом, как показало проведенное исследование, большая часть дошкольников имеет средний уровень сформированности гуманного отношения к животным. Дети эмоционально выражают свое отношение к животным. Но проявляют сочувствие избирательно, только к тем животным, которые им нравятся. Многие дошкольники характеризуются низким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. Меньше всего было выявлено дошкольников с высоким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтолкнули нас к выводу о необходимости проведения опытно-экспериментальной работы по повышению уровня гуманного отношения к животным у старших дошкольников.
Проект по формированию гуманного отношения к животным представлен в отчётной документации.
Для выявления эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы со старшими дошкольниками был организован и проведен контрольный срез. На контрольном этапе исследования были использованы задания, аналогичные тем, что применялись на констатирующем этапе. Результаты проведенного исследования со старшими дошкольниками представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Уровни сформированности гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста (после формирующего эксперимента)
Ф. И. ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Уровень |
1. Лиза Л. | высокий | высокий | высокий | высокий |
2. Саша Т. | высокий | средний | высокий | высокий |
3. Алена К. | низкий | средний | средний | средний |
4.Камилла С. | средний | средний | высокий | средний |
5. Сабина В. | средний | высокий | средний | средний |
6. Артем С. | высокий | средний | средний | средний |
7. Аня А. | средний | средний | низкий | средний |
8. Вадим И. | средний | высокий | высокий | высокий |
9. Саша Д. | средний | средний | средний | средний |
10. Ксюша М. | низкий | средний | низкий | низкий |
Как показало проведенное исследование по первому заданию 20 % детей находятся на низком уровне сформированности знаний о животных. Дошкольники не всегда аргументировали свой выбор при выполнении задания. 50 % дошкольников характеризуются средним уровнем сформированности знаний о животных. 30 % дошкольников имеют высокий уровень сформированности знаний о животных. Дети правильно и последовательно отвечали на все вопросы.
Результаты исследования по второму заданию показали, что на низком уровне эмоционального компонента гуманного отношения к животным нет ни одного ребенка. 70 % дошкольников характеризуются средним уровнем эмоционального компонента гуманного отношения к животным. Дети эмоционально реагировали на ситуации с животными. Дошкольники проявляли сострадание, жалость, сочувствие к животным. Высокий уровень эмоционального компонента сочувствия к животным имеют 30 % дошкольников.
Результаты исследования по третьему заданию показали, что 20 % дошкольников характеризуются низким уровнем сформированности отношения к объектам животного мира. Дети проявляли сочувствие к животным, но помочь им не торопились, обосновывая это тем, что они боятся животных. 40 % дошкольников имеют средний уровень сформированности отношения к объектам животного мира. Дети сочувствовали многим животным и выразили желанием многим помочь, например, положить еду в кормушку; убрать камень, который придавил ящерицу и т.д. 40 % дошкольников имеют высокий уровень сформированности отношения к объектам животного мира. Дети изъявили желание помочь всем животным, так как им было жалко их.
Распределение старших дошкольников по уровням сформированности гуманного отношения к животным представлено в таблице 4.
Таблицы 4 - Уровни сформированности сочувствия у детей старшего дошкольного возраста (после формирующего эксперимента)
| Уровни | |||||
низкий | средний | высокий | ||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | |
Количество человек | 1 | 10 | 6 | 60 | 3 | 30 |
Согласно данным таблицы 4, 10 % старших дошкольников характеризуются низким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. 60 % дошкольников имеют средний уровень сформированности сочувствия. На высоком уровне сформированности гуманного отношения к животным находятся 30 % дошкольников. С нашей точки зрения, полученные результаты можно объяснить эффективностью проведенной опытно-экспериментальной работой.
Таким образом, как показало проведенное исследования, после формирующего эксперимента значительно повысилось количество детей с высоким и средним уровнем сформированности гуманного отношения к животным. Значительно снизилось количество дошкольников с низким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. По нашему мнению, полученные результаты можно объяснить эффективностью проведенной опытно-экспериментальной работой.
2.3 Алгоритм проекта «Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников»
Ниже представлен алгоритм Проекта «Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников»
Таблица 1 - Алгоритм создания проекта
Актуальность | Сейчас становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечать принципам универсальной этики А. Швейцера (немецко-французский мыслитель) - человек должен уважать всё живое. Это принцип биоцентризма, и в случае формирования у ребёнка биоцентрического мировоззрения, выигрывает и общество: биоцентрическое мировоззрение предполагает уважение к интересам всего живого, и людей, и животных. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формирует гуманные чувства, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи: 1. Формирование представлений о животных; 2. Развитие эмоционально-положительного отношения к животным; 3. Воспитание гуманного бережного поведения в природе. Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными. |
Проблема | Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без животных. Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту. Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу". Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. |
Полное наименование проекта | «Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников» |
Цель проекта | Обобщение и систематизация знаний детей о животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим». |
Задачи проекта |
|
Вид проекта | Познавательно-информационный, коллективный. |
Время реализации проекта | Краткосрочный |
Участники проекта | Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели. |
Формы реализации проекта | Работа в центрах, Беседы, Наблюдения, Дидактические и подвижные игры, Чтение художественной литературы, Разучивание наизусть, Продуктивные виды деятельности. |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели | В результате проектной деятельности у детей: -сформируются и расширятся знания о животных и их значении в жизни человека, родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным. |
Этап реализации проекта | «Модель трёх вопросов» (Что мы знаем о животных? Что хотим узнать? Где и как мы можем это узнать?). Паутинка Проекта. Приложение № 1. Проект осуществлялся с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной, чтения. |
Этап | Содержание |
| Человек рождается и он окунается жизнь: живую, цветущую, поющую и красочную.. Она многолика и прекрасна: ежедневно мы слышим пение птиц, где-то лай собак, мяуканье котенка… Но почему-то мы все меньше заботимся о братьях наших меньших. Какая причина? Одна из причин — отсутствие соответствующего воспитания. Люди стали равнодушными и безжалостными, поэтому на государственном уровне был принят закон — защита животных от жестокого обращения. Но как взрослый человек сможет бережно относиться к животному миру, если в детстве ему не пробуждали любовь к животным? Поэтому известные психологи мирового масштаба единогласно пришли к выводу — воспитывать гуманное отношение к животным необходимо еще с дошкольного возраста. |
Планирование | Планирование осуществлялось с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной, чтения. Приложение 2 |
II. Основной 1.Сбора сведений | На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.) Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и т.д. |
Источники информации | Энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов», презентации, мультфильмы. |
Художественная литература | • Л. Толстой «Пожарные собаки» • М. Кривич «Что за служба у собак» • Г.Х. Андерсен Гадкий утёнок. • С. Михалков Три поросёнка • С. Маршак Сказка о глупом мышонке • С.Маршак Усатый - полосатый • Братья Гримм Бременские музыканты • Русские народные сказки «Сивка бурка», «Волк и семеро козлят», Бычок - смоляной бочок», «Кот - серый лоб, козёл да баран» • Э.Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот • Р.Киплинг Кошка, гулявшая сама по себе • С.В. Михалков «Как старик корову продавал» • К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных» • А.Барто Котёнок • И.Васильева «Ферма» • Е.Благинина Корова • Н.Костарёва «Щенок» • В.Сутеев «Про козлёнка, который умел считать» • В.Сутеев «Кот рыболов» • В.Сутеев « Три котёнка» • Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина. |
Видеотека мультфильмов | • «Кошкин дом» • «Домашние животные и их дети» • «Котёнок по имени Гав» • «Просто так» • «Твои первые животные» • «Кот, который гулял сам по себе» • «В стране домашних животных» • « Волк и семеро козлят» • «Волк и телёнок» • «Доктор Айболит» • «Кот в сапогах» • «Хаврошечка» • «Кот в сапогах» • «Белка и Стрелка» • «Альма и Мурка» |
Аудиозаписи | «Звуки природы», «Голоса животных» |
Продукт проекта. Презентация проект. | Презентация проекта проходила в виде:
|
Организация и продуманность системы оценивания Анализ | Уровни экологической направленности детей дошкольного возраста. Первый уровень . Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, могут присоединяться к неправильному отношению других. Дошкольники не проявляют желание общаться с животными. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают почему. Живым считают неживые объекты, не относят к живому растения. Второй уровень. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют к ним непосредственное отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются преимущественно со знакомыми животными, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. К живому относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого. Характерно несовпадение суждений ребёнка и его реального поведения в природе. Третий уровень. Для детей характерна выраженная положительность к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь животному, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно выполняют его. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы объектов. Мотивом бережного отношения к животным выступает понимание ценности жизни. |
Критерии оценивания проекта. Постановка цели, планирование путей её достижения: Цель определена, но план её достижения отсутствует. Цель определена, дан краткий план её достижения. Цель определена, ясна описана, дан подробный но план её достижения. Глубина раскрытия темы проекта: Тема проекта не раскрыта. Тема проекта раскрыта. Тема проекта раскрыта, участники продемонстрировали глубокие знания, выходящие за рамки программы. Разнообразие источников информации: Большая часть представленной информации не относиться к теме работы. Работа содержит не значительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников. Качество проведения презентации: Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию. Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента. Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент. Качество проектного продукта: Проектный продукт не соответствует требованиям качества. Продукт не полностью соответствует требованиям качества. Продукт полностью соответствует требованиям качества ( эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленной цели). |
Предложенный цикл общеобразовательных методов воспитания поможет дошкольнику развить в себе чувство гуманности к животным, сострадания и внимательного отношения ко всему живому.
Как еще воспитать в ребенке гуманное отношение к животным? Конечно, на собственном примере. И таким примером могут стать открытые приюты для бездомных кошек и собак — так дети увидят любовь взрослых к животным.
Проект показал, что ребенок, получивший гуманное воспитание, никогда не станет разорять гнезда птиц и цинично обращаться с животными, для него защита животных станет важной составляющей в жизни.
Целью работы было изучение путей формирования гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста в процессе реализации задач экологического воспитания. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.
Ознакомление детей с животным миром должно строиться в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа должна проводиться не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации мульт-, видео-, диафильмов, во время трудовых действий в живом уголке.
Педагог обращает внимание на поведение животных и птиц, в определённый сезон года. Если нет возможности понаблюдать за объектами животного мира в естественных условиях, то целесообразно использовать картины, серии картин, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи телепередач о природе и т.д.
Заключение
В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования сформированность гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста оценивалась по наличию таких показателей, как информационного, эмоционального и отношенческого компонентов сочувствия. При соотнесении уровней развития информационного