Файл: 1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения к животным 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является объективной необходимостью для всего человечества. Люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход к природной среде; долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Наших детей нужно воспитывать вне вековой потребительской традиции, в совершенно ином, сочувственном и уважительном отношении к природе, в понимании того, что природа – источник всей нашей жизни – духовной, материальной и физической. Разумеется, человек всегда будет потреблять природу, всегда будет брать у неё необходимое для жизни и развития. Мы видим теперь, что должны научиться брать в такой форме, которая не вызывает разрушение природы, должны научиться не только брать, но и отдавать, и оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и сама совершенствовалась. Мы только сейчас начали действительно понимать, в какой мере природа – источник физической и материальной жизни человека. Но мысль о том, что она в такой же мере источник нашей духовной жизни для большинства, до сих пор находится за семью замками. Природа является основой эстетического аспекта нашей духовной жизни. Красота форм, гармония красок и звуков, их ритмические узоры с глубокой древности и по нынешний день неизбежно в будущем имеют первичным источником природу.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

С целью пробуждения у детей интереса к различным формам живых существ им предлагают наблюдать в природе за фауной около пня или упавшего ствола дерева и нарисовать картину на тему: «Животные, которые живут внутри пня, на нём, под ним, над ним и вокруг него».

Чтобы сформировать у детей чувство ответственности за природу, сострадание к живым существам, приводится обсуждение картинок, изображающих лесной пожар, охоту, вырубленный лес и белку около пней, обработку ядами и мёртвое дерево. Детям предлагается рассказать, что люди делали, прежде чем наступила показанная ситуация.


Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание им себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно эти сходства ведут ребёнка к сравнению с собой. Например: животному больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит – как и я.
1.2 Развитие эмпатии у дошкольников через ознакомление с животными

В современной науке проблема формирования эмпатии у дошкольников, сегодня наиболее актуальна, так как наше чадо растет и развивается, к сожалению, в озлобленной обстановке, где не является приоритетным помочь кому-то, а лишь только выжить неважно какими путями. Поэтому, вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать — желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.
Человек изначально, с момента своего рождения, помещён в мир культуры.

Эмпатия – способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию. Различают следующие уровни эмпатии:

  • сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым);

  • сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому);

  • симпатия (тёплое, доброжелательное отношение к другим)

Этичный человек не может оставаться равнодушным к страданиям другого человека, даже если этот другой - животное. Этика отношения к людям и этика отношения к животным - биоэтика - имеют одну и ту же психическую основу - способность сопереживания. Поэтому воспитание у детей доброго отношения к животным формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость, доброта.



Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них, так дети отрывают насекомым лапки, лапки, разрывают дождевых червей. Дети объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т.д.

Это объясняется тем, что дошкольники обычно не понимают, что в живом организме всё взаимосвязано и нарушение какого-либо органа может привести к гибели.

Причины неправильного отношения к природе:

· Недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;

· Низкий уровень развития наблюдательности;

· Недостаточный опыт общения с природой;

· Слабый уровень владения навыками ухода;

· Плохой пример взрослых;

· Несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание. В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и небрежного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитать у них бережное отношение к природе и такие качества, как любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

Нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачу формирования у ребёнка милосердия, доброты, способности к состраданию. Практически это сводится к созданию ситуаций, когда ребёнок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение оттого, что кому-то реально помог. Для ребёнка таким слабым, нуждающимся в его добром поступке, может быть только животное. Ребёнок смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче, поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении к животным, более обострённо переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжёлая драма: жестокость родителей к животным иногда служит причиной отчуждение ребёнка от родителей, неприязни к ним.

Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание им себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно эти сходства ведут ребёнка к сравнению с собой. Например: животному больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит - как и я.


Воспитателю необходимо показать красоту и разнообразие животного мира, провести параллели между миром животных и миром людей. Необходимо подвести детей к пониманию главного : животные и люди одинаково способны испытывать радость и страдать. Нужно помочь детям научиться связывать радости и горести животных ( в частности домашних) с поведением и отношением человека, ввести понятие ответственности человека.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
1.3. Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным

Для того чтобы дать наиболее полное представление о животных, программа по ознакомлению делится на три части:

1. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения).

2. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.

3. Приносимая польза.

Традиционно в дошкольных учреждениях используются определенные формы работы по ознакомлению детей с животным миром.

Занятия - основная форма. На занятиях сообщаются новые подробности о различных представителях животного мира, уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания. По основной цели занятия, используемые для формирования правильного представления о природе и формированию гуманного отношения можно разделить следующим образом:

· Направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений).

Занятия тесно связаны с другими формами работы.

Экскурсии - знакомство с представителями животного мира в естественных условиях в парке, лесу, саду, на лугу и т.д. Перед началом экскурсии нужно заранее наметить ее маршрут, определить последовательность наблюдений за животными.

Ежедневные прогулки. В каждом детском саду есть участок
, на котором дети проводят значительную часть времени, особенно в теплое время года. Участок — это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями и животными в течение всего года.

В ясные солнечные летние дни ребята замечают, что цветник детского сада приглянулся пчелам. То одна пчела, то другая садится на цветок, улетает куда-то, а затем появляется вновь. Уместно здесь рассказать о пользе этих насекомых: упорно и долго собирает пчела цветочный нектар, несет его в соты, где и образуется мед. Говорит педагог и о целебных свойствах пчелиного яда. В дополнение к рассказу можно совершить экскурсию на пчельник. По возможности следует показать детям соты, предложить попробовать мед липовый и цветочный.

Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них, а так же создает представление о необходимости оказания помощи животным в трудное для них время.

Систематические занятия способствуют развитию наблюдательности и эмоциональности у детей.

Целевые прогулки. Посещение библиотеки, где дети знакомились с Красной книгой, куда занесены редкие виды животных, рассматривали иллюстрации, журналы, книги о животных. Посещение музея, где детям показали и рассказали о многообразии бабочек и других насекомых.

Игра. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В своей работе я использую такие игры: « Рассели животных», «Нарисуй отгадку», «Узнай животное по описанию», «Травоядные или хищники», «Охотники», «Кто, чем питается», «Да – нет» (с помощью слов «да», «нет» отгадать задуманное животное), «Кто на кого похож?», «Выбери всех из семейства кошачьих», «Полосатые и пятнистые» и другие.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Развить положительные эмоции по отношению к животным помогают игры-превращения. Как раз они и направлены на возникновение у ребенка эмпатии к животным.

Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.