Файл: 1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения к животным 6.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, эмоционального и отношенческого компонентов высокие показатели были выявлены только у 10 % испытуемых. У остальной части дошкольников гуманное отношение к животным было выражено лишь частично (в основном преобладало развитие информационного или эмоционального компонента направленности либо наблюдалось их сочетание).
На основании полученных результатов нами была предпринята попытка реализации системного подхода к использованию в процессе воспитания гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста искусства анималистического жанра. Со старшими дошкольниками было проведено занятие. Данные занятия были направлены на формирование у старших дошкольников навыков позитивного нравственно-гуманного отношения к объектам природного и животного мира; воспитание эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства анималистического жанра; воспитание сочувствия.
Результаты контрольного исследования показали, что после формирующего эксперимента значительно повысилось количество детей с высоким и средним уровнем сформированности гуманного отношения к животным. Значительно снизилось количество дошкольников с низким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. По нашему мнению, полученные результаты можно объяснить эффективностью проведенной опытно-экспериментальной работой.
Предложенный цикл общеобразовательных методов воспитания поможет дошкольнику развить в себе чувство гуманности к животным, сострадания и внимательного отношения ко всему живому.
Как еще воспитать в ребенке гуманное отношение к животным? Конечно, на собственном примере. И таким примером могут стать открытые приюты для бездомных кошек и собак — так дети увидят любовь взрослых к животным.
Проект показал, что ребенок, получивший гуманное воспитание, никогда не станет разорять гнезда птиц и цинично обращаться с животными, для него защита животных станет важной составляющей в жизни.
Целью работы было изучение путей формирования гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста в процессе реализации задач экологического воспитания. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.
Ознакомление детей с животным миром должно строиться в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа должна проводиться не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации мульт-, видео-, диафильмов, во время трудовых действий в живом уголке.
Педагог обращает внимание на поведение животных и птиц, в определённый сезон года. Если нет возможности понаблюдать за объектами животного мира в естественных условиях, то целесообразно использовать картины, серии картин, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи телепередач о природе и т.д.
Список литературы
Приложение №1
Паутинка Проекта.
Приложение 2
Планирование проекта
На основании полученных результатов нами была предпринята попытка реализации системного подхода к использованию в процессе воспитания гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста искусства анималистического жанра. Со старшими дошкольниками было проведено занятие. Данные занятия были направлены на формирование у старших дошкольников навыков позитивного нравственно-гуманного отношения к объектам природного и животного мира; воспитание эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства анималистического жанра; воспитание сочувствия.
Результаты контрольного исследования показали, что после формирующего эксперимента значительно повысилось количество детей с высоким и средним уровнем сформированности гуманного отношения к животным. Значительно снизилось количество дошкольников с низким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. По нашему мнению, полученные результаты можно объяснить эффективностью проведенной опытно-экспериментальной работой.
Предложенный цикл общеобразовательных методов воспитания поможет дошкольнику развить в себе чувство гуманности к животным, сострадания и внимательного отношения ко всему живому.
Как еще воспитать в ребенке гуманное отношение к животным? Конечно, на собственном примере. И таким примером могут стать открытые приюты для бездомных кошек и собак — так дети увидят любовь взрослых к животным.
Проект показал, что ребенок, получивший гуманное воспитание, никогда не станет разорять гнезда птиц и цинично обращаться с животными, для него защита животных станет важной составляющей в жизни.
Целью работы было изучение путей формирования гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста в процессе реализации задач экологического воспитания. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.
Ознакомление детей с животным миром должно строиться в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа должна проводиться не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации мульт-, видео-, диафильмов, во время трудовых действий в живом уголке.
Педагог обращает внимание на поведение животных и птиц, в определённый сезон года. Если нет возможности понаблюдать за объектами животного мира в естественных условиях, то целесообразно использовать картины, серии картин, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи телепередач о природе и т.д.
Список литературы
-
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2014. – 216 с. -
Боякова, Е. В. Особенности развития современного ребенка / Е. В. Боякова // Педагогика искусства. – 2011. – №1. – С. 60–66. -
Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве -
/ Г. М. Бреслав. – М. : Педагогика, 1990. – 219 с. -
Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1989. – 96 с. -
Ватагин, В. А. Зоопарк – школа художника-анималиста. Московский зоопарк / В. А. Ватагин. – М. : Искусство, 1961. – 434 с. -
Ватагин, В. А. Изображение животного. Записки анималиста / В. А. Ватагин. – М. : Сварог и Ко, 1999. – 130 с. -
Виноградова, Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Виноградова Елена Владимировна. – Электрон. дан. - Москва, 1997. – 258 с. -
Гайворонская, Т. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: методическое пособие / Т. А. Гайворонская, В. А. Деркунская. – М. : Центр педагогического образования, 2007. –144 с. -
Горбова, О. В. Особенности искусствоведческой подготовки воспитателей к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с иллюстрацией / О. В. Горбова // Проблемы культуры, языка, воспитания / отв. ред. А.И. Есюков. – Архангельск : ПМПУ, 1996. – № 2. – С.166–175. -
Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г. Г. Григорьева. – СПб. : Детство-Пресс, 1997. – 224с. -
Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли / В. Е. Дружинин. – М. : Сфера, 2013. – 95 с. -
Ефимов, И. Об искусстве и художниках, изображающих животных / И. Ефимов. – М. Наука, 1989. – 211 с. -
Ильина, С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Ильина Светлана Владимировна : автореферат дисс. на соиск. учен. степени канд. психол. наук. – Курск, 2009. – 25 с. -
Козлова С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козловская. – М. : Просвещение, 2010. –134 с. -
Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 126 с. -
Курочкина, Н. А Детям о книжной графике / Н. А. Курочкина. – СПб. : Детство-Пресс, 2013. – 190 с. -
Лучич, М. В. Детям о природе: кн. для воспит. детского сада. – М. : Просвещение, 1984. – 103 с. -
Матыко, К. М. К вопросу о воспитании эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / К. М. Матыко // Вестник научного общества студентов, аспирантов, молодых ученых. – 2016. – № 1. – С.113–116. -
Махновская, С. И. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами искусства / С. И. Махновская // Педагогическое образование и наука. -
– 2006. – №3. – С. 44–49. -
Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков. – СПб. : Прайм Еврознак, 2006. – 672 с. -
Особенности психического развития детей / под ред. Д. Б. Элькони, А. Л. Венгера. – М. : Просвещение, 2006. – 198 с. -
Портнова, И. В. Анималистическое искусство в России XVIII — первой половины XX вв. / И. В. Портнова. – М. : Спутник, 2013. – 511с. -
Портнова, И. В. Отечественная анималистика XX века. Сложение новой концепции образа в скульптуре и графике / И. В. Портнова, Е. А.Туркина -
// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – № 1. – С. 58–63. -
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М. : Академия, 2007. – 94 с. -
Россик, Н. И. Развитие воспитания эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / Н. И. Россик // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. – № 4. – С. 165–169. -
Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1983. – 208с. -
Сергеичева, Г. Г. Гуманистическое воспитание детей в общественном дошкольном образовательном учреждении / Г. Г. Сергеичева. – Брянск: БГУ, 2004. – 132 с. -
Смирин, В. Звери в природе / В. Смирин, Ю. Смирнин. – М. : Армада-Пресс, 2001. – 104 с. -
Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М. : Академический проект, 2007. – 341 с. -
Чернобровкина, Н. В. Возможности воспитания сочувствия у современных дошкольников / Н. В. Чернобровкина, Л. М. Машковцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1911–1915. -
Черный, В. Д. Анималистический жанр в искусстве и его отражение в монографии / В. Д. Черный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – № 2. – С. 79–85. -
Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи / Р. М. Чумичева. – М. : Просвещение, 1992. – 80 с. -
Шабанова, С. А. Многомерность синонимической парадигмы с общим значением «сочувствие» / С. Шабанова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 55. – С. 45–51. -
Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г. А. Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 304 с. -
Ширяева, Ю. Г. Искусство анималистического жанра как средство нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Ю. Г. Ширяева // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 10. – С.43–45. -
Ширяева, Ю. Г. Роль нравственного потенциала анималистического искусства в формировании гуманистической направленности старших дошкольников / Ю. Г. Ширяева, Л. В. Стародубцева // Психолого-педагогические и методические аспекты обучения и воспитания детей: сб. научно-методических тр. / под ред. О. В. Бурляевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2008. – С. 104 – 108. -
Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А. Д. Кошелевой. – М. : Академия, 2006. – 85 с.
Приложение №1
Паутинка Проекта.
Центр Физического развития. Здоровье Сюжетно-ролевая игра; Дидактическая игра; Создание информационного стенда для родителей; Чтение художественной литературы. Двигательная, игровая Подвижные игры по теме; Физкультминутки; Игровая гимнастика; Движения-образы | Центр Познавательного развития Познавательно-Исследовательская Решение проблемной ситуации ; Решение занимательных задач; Создание символов, схем, моделей, чертежей, алгоритмов ; Просмотр познавательных презентаций по теме; Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов по теме; Создание книжек-малышек; Оформление выставки; Создание фотоальбомов; Дидактические игры; Сюжетно-ролевые игры. | Центр речевого развития Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение сказок, рассказов, стихов; Театрализованная игра; Оформление выставки. Коммуникативная Беседы на тему; Составление рассказов на тему; Сочинение загадок на тему; Коммуникативные игры; Викторина. |
Центр Художественно-эстетического развития. Музыкальная Движения-образы; Танец; Песня. Конструирование Рисование на тему; Поделки из картона, поролона, пластилина; Изготовление атрибутов к спектаклю; Оформление выстави; Художественное конструирование . | Тема проекта: «Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников» Продукт проекта: Выставка совместных творческих работ родителей и детей: «Наши друзья - животные» | Центр Социально-коммуникативного развития. Социализация Сюжетно-ролевые игры; Театрализованная игра; Дидактические игры; Интеллектуальные, развивающие игры: Самообслуживание и элементарный бытовой труд Ручной труд – изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: макеты, элементов костюмов. Безопасность Чтение по теме; Иллюстрированные задания по теме; Беседа; Викторина . |
Центр открытая площадка. Экскурсии. Наблюдения в природе. Имитация движений животных. Труд на участке. | Формы взаимодействия с семьёй. Создание информационного стенда для родителей; Беседы; Консультации на тему; Выставка работ, выполненных совместно с детьми; Подготовка к музыкальному досугу (изготовление костюмов, декораций). | Режимные моменты Подвижные игры по теме; Физкультминутки; Игровая гимнастика; Утренняя гимнастика; «Пальчиковая гимнастика и физкультминутки», аудиодиск, сборник. |
Приложение 2
Планирование проекта
Образовательные области | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Деятельность в ходе режимных моментов | Совместная деятельность с семьёй |
Познавательное развитие | Беседа «Как мы бы жили без домашних животных?» Беседа «Зачем держать в доме животных?» Беседа «Где лучше жить животным?» Беседа «Каких животных можно назвать домашними?» Беседа «Каких животных можно держать дома?» Беседа «Какова роль домашних животных в жизни людей?» Беседа «Что мы можем дать домашним животным» Беседа «Как получают пряжу? Беседа «Может ли характер человека отразиться на поведении животного? Беседа «Как появились домашние животные?» Беседа «Чем в случае опасности домашние животные будут защищаться? Беседа «Каких домашних животных можно считать хищными, а каких травоядными?» Знакомство с шерстью, её свойствами, где и как используют? (экспериментирование) Толкование пословиц: Кошке игрушки, а мышке слезки. Корова на дворе - еда на столе. Собака человеку неизменный друг. Корову палкой бить - молока не пить. Старая собака понапрасну не лает. Через силу и конь не скачет Викторина «Что я знаю о животных» | Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных. Дидактические игры: «Что не так?», « Исправь ошибку», «Большой - маленький», «Кто что любит», « Чей домик», “Я знаю 5 названий домашних животных”, “Кто как говорит”, “Что ты будешь делать”, “Корова с теленком”, “Кто, чем питается”, “Третий - лишний”, “Животное домашнее или дикое”, “Любимые детки”; Рассматривание иллюстраций экзотических животных, которых человек приучил | Рассматривание иллюстраций о животных Собери картинку «На ферме» Проблемная ситуация «Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?» Моделирование проблемной ситуации «Если я нашёл собаку?» Моделирование правил « Чего нельзя делать с животными?» Моделирование проблемной ситуации «Что произойдёт, если дикого зверя решим сделать домашним?» | Тематическая выставка « Наши друзья - домашние животные» Ширма -передвижка «Если дома появился звёрёк» |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа « Кто из животных когда-то спасал человека?» Моделирование игровой ситуации «Как можно играть с собакой?» Проблемно- игровые ситуации «Как кошка с собакой…Почему так говорят?», - «Что было бы, если..?» | Сюжетно - ролевые игры «Ферма», «Ветлечебница», Дидактическая игра «Собери картинку» Дидактическая игра «Найди лишнее» Игры с макетом «Скотный двор» | Дидактические игры: «Разложи по группам» (взрослых животных и их детёнышей) «Помоги животным найти свой дом» Наблюдения за домашними животными на прогулке | Составление совместно с родителями фотоальбома с фотографиями детей и животных |
-Беседа « Как ухаживать за домашними животными» Р/и «Что любит зверёк» (выкладывание модели - последовательность ухода за животными, по картинкам) Изготовление масок к игре - драматизации «Кошкин дом» Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, с последующей беседой о труде взрослых по уходу за животными | Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевым играм: «У бабушке в деревне», «Ветеринарная клиника» | Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевой игры «Кошкин дом» | Оформление альбома «О труде людей ухаживающих за животными» (знакомство с профессиями доярки, скотника, пастуха) | |
| «Альма и Мурка» просмотр видеофильма о собаках и кошках, особенностях их поведения Беседы: « Что делать, если нашли щенка, котёнка на улице?», « После помощи животным позаботься о безопасности своего организма», « Правила поведения при агрессии животных» «Игры с животными» Знакомство с предупреждающими знаками «Осторожно, животное» | Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций по теме | -Свободное общение «Как вести себя, если…? Практикум « Оказание первой помощи» Игра «Дети и звери» | Ширма для родителей «Если в доме появился питомец» |
Речевое развитие | Беседы с детьми: «Кто ухаживает за домашними животными?» «Какую пользу приносят человеку домашние животные?» Составление рассказа по серии сюжетных картин «История о кошке» Рассказ - описание «Моё любимое животное» Рассматривание картин: « На ферме», «Кошка с котятами», « Собака со щенятами» и другие из серии «Домашние животные» Дидактические игры: «Один - много», « Скажи ласково» -«У кого кто?» «Чем накормить?» « Чего не хватает?» « Чехарда» (складывание животных из 3-х разрезных картинок «Отгадай кто это?» «Помоги найти маму» « Где чей хвост?» «Кто кричит?» «Чьи следы?» Придумывание сказки о животном по ряду картинок. | Дидактические игры: «У кого что?», «Отгадай слово», «Назови жилище» | Ситуативный разговор: «Какие домашние животные есть у вас?» «Как нельзя обращаться с животными? Игра «Доскажи словечко» Этюды «Угадай, кто это?» (передать повадки животных) Беседа-обсуждение «Зачем ухаживать за домашними животными» | Совместное изготовление с родителями брошюр, книжек « Что мы знаем о домашних животных?» Папка -передвижка “Дети и домашние животные”, Вред или польза?”. |
| Создание выставки книг о животных: « Животные в сказках», «Детские писатели о животных» Чтение К. Паустовский «Кот - ворюга» Л.Толстой «Пожарные собаки» Л.Толстой «Лев и собачка» М. Кривич «Что за служба у собак» Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». С. Михалков Три поросёнка С. Маршак Сказка о глупом мышонке С.Маршак Усатый - полосатый Братья Гримм «Бременские музыканты» Русские народные сказки: «Сивка бурка», «Волк и семеро козлят», Бычок - смоляной бочок», «Кот - серый лоб, козёл да баран» Э.Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот-Р.Киплинг Кошка, гулявшая сама по себе С.В. Михалков «Как старик корову продавал» К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных» А.Барто Котёнок И.Васильева «Ферма» Е.Благинина «Корова» Н.Костарёва «Щенок»-В.Сутеев «Про козлёнка, который умел считать» В.Сутеев «Кот рыболов» В. Сутеев « Три котёнка» -Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина. | Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных Печатание слов по теме Разбор слов на части Д/И « Скажи какой» | Составление предложений по серии сюжетных картин на данную тему толкование загадок и зарисовка отгадок Загадки, пословицы, поговорки | Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными особенностями детей. Папка - передвижка «Детские писатели о животных» |
Художественно-эстетическое развитие | Слушание «Как волк телёночку мамой был» Драматизация «Кошкин дом», Музыкальные игры: «Лошадка», «Собачка и кошечка», «Угадай животное» Игры - имитации « Пастушок и стадо» Слушание песен «Котёнок» Слова и музыка: Юрий Трофимов, «Кролик» слова: Зоя Петровна, Музыка: Аркадий Островский, «Люси» Музыка и слова Олега Газманова, поёт Родион Газманов -Слушание звуков: « Кто как ходит», «Кто как поёт» | Слушание песен «Пропала собака» музыка Владимира Шаинского Слова Аллы Ламм Прослушива- ние аудиозаписи «Звуки природы», «Голоса животных» | Игра на музыкальных инструментах, рисование своих впечатлений после прослушивания музыкальных произведений | Помощь в оснащении музыкального уголка |
Составление коллажа « Скотный двор» Рисование отгадок « Домашние животные» Панно «Домашние животные» (аппликация и дорисовывание деталей) -Рисование «На лугу пасутся...» Оригами « Собачка», «Кролик». «Поросенок» (из соленого теста) «Овечка из стаканчиков» | Лепка домашних животных Рисование « Моё любимое домашнее животное» Лепка « Весёлая ферма» | Конструирование из конструктора «Домашнее подворье | Изготовление книжек малышек и плакатов « Домашние животные» Создание макета «Ферма» | |
Физическое развитие | Эстафеты: «Полоса препятствий», Подвижные игры: «Заболевшая кошка», «Пастух и овцы» Игры - имитации «Разные собаки», «Изобрази, а мы угадаем» | Подвижные игры: «Лохматый пёс», «Кот и мыши», «Козёл и ребята», «Весёлые козлята» | Выполнение ОРУ, рассматривание схем упражнений, выполнение физкульминуток: «Корова», «Козочка», «Кошка», Пальчиковых гимнастик: «Два козлика». | Консультация для родителей « Что делать, если ребёнок боится животных?» |
Беседы: « Что приводит к гибели домашних зверей и болезням людей?», «Гигиена животных» Практикум с детьми « Оказание первой помощи» Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем отличаемся?» -Р/и «У зверей и у людей» ( с мячом), « Кто как умывается», «Витамины в нашей жизни» | Моделирование правил « Чего нельзя делать при общении с домашними животными?» - Зарисовка правила « После общения с домашними животными обязательно нужно мыть руки» | Выполнение ОРУ, рассматривание схем упражнений, физкультминутки, пальчиковая гимнастика | Составление опросников для детей и родителей «Азбука вашей безопасности при обращении с животными» |