Файл: 1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения к животным 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, эмоционального и отношенческого компонентов высокие показатели были выявлены только у 10 % испытуемых. У остальной части дошкольников гуманное отношение к животным было выражено лишь частично (в основном преобладало развитие информационного или эмоционального компонента направленности либо наблюдалось их сочетание).

На основании полученных результатов нами была предпринята попытка реализации системного подхода к использованию в процессе воспитания гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста искусства анималистического жанра. Со старшими дошкольниками было проведено занятие. Данные занятия были направлены на формирование у старших дошкольников навыков позитивного нравственно-гуманного отношения к объектам природного и животного мира; воспитание эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства анималистического жанра; воспитание сочувствия.

Результаты контрольного исследования показали, что после формирующего эксперимента значительно повысилось количество детей с высоким и средним уровнем сформированности гуманного отношения к животным. Значительно снизилось количество дошкольников с низким уровнем сформированности гуманного отношения к животным. По нашему мнению, полученные результаты можно объяснить эффективностью проведенной опытно-экспериментальной работой.

Предложенный цикл общеобразовательных методов воспитания поможет дошкольнику развить в себе чувство гуманности к животным, сострадания и внимательного отношения ко всему живому.

Как еще воспитать в ребенке гуманное отношение к животным? Конечно, на собственном примере. И таким примером могут стать открытые приюты для бездомных кошек и собак — так дети увидят любовь взрослых к животным.

Проект показал, что ребенок, получивший гуманное воспитание, никогда не станет разорять гнезда птиц и цинично обращаться с животными, для него защита животных станет важной составляющей в жизни.

Целью работы было изучение путей формирования гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста в процессе реализации задач экологического воспитания. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.

Ознакомление детей с животным миром должно строиться в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа должна проводиться не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации мульт-, видео-, диафильмов, во время трудовых действий в живом уголке.


Педагог обращает внимание на поведение животных и птиц, в определённый сезон года. Если нет возможности понаблюдать за объектами животного мира в естественных условиях, то целесообразно использовать картины, серии картин, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи телепередач о природе и т.д.


Список литературы


  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2014. – 216 с.

  2. Боякова, Е. В. Особенности развития современного ребенка / Е. В. Боякова // Педагогика искусства. – 2011. – №1. – С. 60–66.

  3. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве

  4. / Г. М. Бреслав. – М. : Педагогика, 1990. – 219 с.

  5. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1989. – 96 с.

  6. Ватагин, В. А. Зоопарк – школа художника-анималиста. Московский зоопарк / В. А. Ватагин. – М. : Искусство, 1961. – 434 с.

  7. Ватагин, В. А. Изображение животного. Записки анималиста / В. А. Ватагин. – М. : Сварог и Ко, 1999. – 130 с.

  8. Виноградова, Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Виноградова Елена Владимировна. – Электрон. дан. - Москва, 1997. – 258 с.

  9. Гайворонская, Т. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: методическое пособие / Т. А. Гайворонская, В. А. Деркунская. – М. : Центр педагогического образования, 2007. –144 с.

  10. Горбова, О. В. Особенности искусствоведческой подготовки воспитателей к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с иллюстрацией / О. В. Горбова // Проблемы культуры, языка, воспитания / отв. ред. А.И. Есюков. – Архангельск : ПМПУ, 1996. – № 2. – С.166–175.

  11. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г. Г. Григорьева. – СПб. : Детство-Пресс, 1997. – 224с.

  12. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли / В. Е. Дружинин. – М. : Сфера, 2013. – 95 с.

  13. Ефимов, И. Об искусстве и художниках, изображающих животных / И. Ефимов. – М. Наука, 1989. – 211 с.

  14. Ильина, С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Ильина Светлана Владимировна : автореферат дисс. на соиск. учен. степени канд. психол. наук. – Курск, 2009. – 25 с.

  15. Козлова С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козловская. – М. : Просвещение, 2010. –134 с.

  16. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 126 с.

  17. Курочкина, Н. А Детям о книжной графике / Н. А. Курочкина. – СПб. : Детство-Пресс, 2013. – 190 с.

  18. Лучич, М. В. Детям о природе: кн. для воспит. детского сада. – М. : Просвещение, 1984. – 103 с.

  19. Матыко, К. М. К вопросу о воспитании эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / К. М. Матыко // Вестник научного общества студентов, аспирантов, молодых ученых. – 2016. – № 1. – С.113–116.

  20. Махновская, С. И. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами искусства / С. И. Махновская // Педагогическое образование и наука.

  21. – 2006. – №3. – С. 44–49.

  22. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков. – СПб. : Прайм Еврознак, 2006. – 672 с.

  23. Особенности психического развития детей / под ред. Д. Б. Элькони, А. Л. Венгера. – М. : Просвещение, 2006. – 198 с.

  24. Портнова, И. В. Анималистическое искусство в России XVIII — первой половины XX вв. / И. В. Портнова. – М. : Спутник, 2013. – 511с.

  25. Портнова, И. В. Отечественная анималистика XX века. Сложение новой концепции образа в скульптуре и графике / И. В. Портнова, Е. А.Туркина

  26. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – № 1. – С. 58–63.

  27. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М. : Академия, 2007. – 94 с.

  28. Россик, Н. И. Развитие воспитания эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / Н. И. Россик // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. – № 4. – С. 165–169.

  29. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1983. – 208с.

  30. Сергеичева, Г. Г. Гуманистическое воспитание детей в общественном дошкольном образовательном учреждении / Г. Г. Сергеичева. – Брянск: БГУ, 2004. – 132 с.

  31. Смирин, В. Звери в природе / В. Смирин, Ю. Смирнин. – М. : Армада-Пресс, 2001. – 104 с.

  32. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М. : Академический проект, 2007. – 341 с.

  33. Чернобровкина, Н. В. Возможности воспитания сочувствия у современных дошкольников / Н. В. Чернобровкина, Л. М. Машковцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1911–1915.

  34. Черный, В. Д. Анималистический жанр в искусстве и его отражение в монографии / В. Д. Черный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – № 2. – С. 79–85.

  35. Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи / Р. М. Чумичева. – М. : Просвещение, 1992. – 80 с.

  36. Шабанова, С. А. Многомерность синонимической парадигмы с общим значением «сочувствие» / С. Шабанова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 55. – С. 45–51.

  37. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г. А. Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 304 с.

  38. Ширяева, Ю. Г. Искусство анималистического жанра как средство нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Ю. Г. Ширяева // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 10. – С.43–45.

  39. Ширяева, Ю. Г. Роль нравственного потенциала анималистического искусства в формировании гуманистической направленности старших дошкольников / Ю. Г. Ширяева, Л. В. Стародубцева // Психолого-педагогические и методические аспекты обучения и воспитания детей: сб. научно-методических тр. / под ред. О. В. Бурляевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2008. – С. 104 – 108.

  40. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А. Д. Кошелевой. – М. : Академия, 2006. – 85 с.




Приложение №1

Паутинка Проекта.

Центр Физического развития.

Здоровье

Сюжетно-ролевая игра;

Дидактическая игра;

Создание информационного стенда для родителей;

Чтение художественной литературы.

Двигательная, игровая

Подвижные игры по теме;

Физкультминутки;

Игровая гимнастика;

Движения-образы

Центр Познавательного развития

Познавательно-Исследовательская

Решение проблемной ситуации ;

Решение занимательных задач;

Создание символов, схем, моделей, чертежей, алгоритмов ;

Просмотр познавательных презентаций по теме;

Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов по теме;

Создание книжек-малышек;

Оформление выставки;

Создание фотоальбомов;

Дидактические игры;

Сюжетно-ролевые игры.

Центр речевого развития

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение сказок, рассказов, стихов;

Театрализованная игра;

Оформление выставки.

Коммуникативная

Беседы на тему;

Составление рассказов на тему;

Сочинение загадок на тему;

Коммуникативные игры;

Викторина.


Центр Художественно-эстетического развития.

Музыкальная

Движения-образы;

Танец;

Песня.

Конструирование

Рисование на тему;

Поделки из картона, поролона, пластилина;

Изготовление атрибутов к спектаклю;

Оформление выстави;

Художественное конструирование .

Тема проекта:
«Взаимодействие с животными как фактор

формирования гуманности у дошкольников»
Продукт проекта:
Выставка совместных творческих работ родителей и детей:

«Наши друзья - животные»

Центр Социально-коммуникативного развития.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры;

Театрализованная игра;

Дидактические игры;

Интеллектуальные, развивающие игры:

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Ручной труд – изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: макеты, элементов костюмов.

Безопасность

Чтение по теме;

Иллюстрированные задания по теме;

Беседа;

Викторина .

Центр открытая площадка.

Экскурсии.

Наблюдения в природе.

Имитация движений животных.

Труд на участке.


Формы взаимодействия

с семьёй.

Создание информационного стенда для родителей;

Беседы;

Консультации на тему;

Выставка работ, выполненных совместно с детьми;

Подготовка к музыкальному досугу (изготовление костюмов, декораций).

Режимные моменты

Подвижные игры по теме;

Физкультминутки;

Игровая гимнастика;

Утренняя гимнастика;

«Пальчиковая гимнастика и физкультминутки», аудиодиск, сборник.




Приложение 2

Планирование проекта


Образовательные области

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Деятельность в ходе режимных моментов

Совместная деятельность с семьёй

Познавательное развитие

Беседа «Как мы бы жили без домашних животных?»
Беседа «Зачем держать в доме животных?»
Беседа «Где лучше жить животным?»

Беседа «Каких животных можно назвать домашними?»

Беседа «Каких животных можно держать дома?»

Беседа «Какова роль домашних животных в жизни людей?»

Беседа «Что мы можем дать домашним животным»

Беседа «Как получают пряжу?

Беседа «Может ли характер человека отразиться на поведении животного?

Беседа «Как появились домашние животные?»

Беседа «Чем в случае опасности домашние животные будут защищаться?

Беседа «Каких домашних животных можно считать хищными, а каких травоядными?»

Знакомство с шерстью, её свойствами, где и как используют? (экспериментирование)
Толкование пословиц:

Кошке игрушки, а мышке слезки.

Корова на дворе - еда на столе.

Собака человеку неизменный друг. Корову палкой бить - молока не пить.

Старая собака понапрасну не лает. Через силу и конь не скачет

Викторина «Что я знаю о животных»

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных.

Дидактические игры: «Что не так?», « Исправь ошибку», «Большой - маленький», «Кто что любит»,

« Чей домик»,

“Я знаю 5 названий домашних животных”,

“Кто как говорит”,

“Что ты будешь делать”,

“Корова с теленком”,

“Кто, чем питается”, “Третий - лишний”, “Животное домашнее или дикое”, “Любимые детки”;
Рассматривание иллюстраций экзотических животных, которых человек приучил

Рассматривание иллюстраций о животных
Собери картинку «На ферме»
Проблемная ситуация «Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?»
Моделирование проблемной ситуации «Если я нашёл собаку?»
Моделирование правил « Чего нельзя делать с животными?»
Моделирование проблемной ситуации «Что произойдёт, если дикого зверя решим сделать домашним?»


Тематическая выставка

« Наши друзья - домашние животные»
Ширма -передвижка «Если дома появился звёрёк»

Социально-коммуникативное развитие

Беседа « Кто из животных когда-то спасал человека?»
Моделирование игровой ситуации «Как можно играть с собакой?»
Проблемно- игровые ситуации «Как кошка с собакой…Почему так говорят?», - «Что было бы, если..?»


Сюжетно - ролевые игры «Ферма», «Ветлечебница»,

Дидактическая игра «Собери картинку»
Дидактическая игра «Найди лишнее»
Игры с макетом «Скотный двор»



Дидактические игры: «Разложи по группам» (взрослых животных и их детёнышей)

«Помоги животным найти свой дом»
Наблюдения за домашними животными на прогулке

Составление совместно с родителями фотоальбома с фотографиями детей и животных



-Беседа « Как ухаживать за домашними животными»
Р/и «Что любит зверёк» (выкладывание модели - последовательность ухода за животными, по картинкам)
Изготовление масок к игре - драматизации «Кошкин дом»
Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, с последующей беседой о труде взрослых по уходу за животными

Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевым играм:

«У бабушке в деревне», «Ветеринарная клиника»

Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевой игры

«Кошкин дом»



Оформление альбома

«О труде людей ухаживающих за животными» (знакомство с профессиями доярки, скотника, пастуха)





«Альма и Мурка» просмотр видеофильма о собаках и кошках, особенностях их поведения

Беседы:

« Что делать, если нашли щенка, котёнка на улице?»,
« После помощи животным позаботься о безопасности своего организма»,
« Правила поведения при агрессии животных»
«Игры с животными»
Знакомство с предупреждающими знаками «Осторожно, животное»


Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций по теме



-Свободное общение «Как вести себя, если…?
Практикум

« Оказание первой помощи»
Игра «Дети и звери»



Ширма для родителей «Если в доме появился питомец»

Речевое развитие

Беседы с детьми: «Кто ухаживает за домашними животными?»

«Какую пользу приносят человеку домашние животные?»
Составление рассказа по серии сюжетных картин «История о кошке»
Рассказ - описание «Моё любимое животное»
Рассматривание картин:

« На ферме»,

«Кошка с котятами»,

« Собака со щенятами» и другие из серии «Домашние животные»
Дидактические игры: «Один - много»,

« Скажи ласково»

-«У кого кто?»

«Чем накормить?»

« Чего не хватает?»
« Чехарда» (складывание животных из 3-х разрезных картинок

«Отгадай кто это?»

«Помоги найти маму»

« Где чей хвост?»

«Кто кричит?»

«Чьи следы?»
Придумывание сказки о животном по ряду картинок.

Дидактические игры: «У кого что?»,

«Отгадай слово»,

«Назови жилище»



Ситуативный разговор: «Какие домашние животные есть у вас?»

«Как нельзя обращаться с животными?
Игра «Доскажи словечко»
Этюды «Угадай, кто это?» (передать повадки животных)
Беседа-обсуждение

«Зачем ухаживать за домашними животными»

Совместное изготовление с родителями брошюр, книжек « Что мы знаем о домашних животных?»
Папка -передвижка “Дети и домашние животные”, Вред или польза?”.




Создание выставки книг о животных:

« Животные в сказках»,

«Детские писатели о животных»
Чтение

К. Паустовский

«Кот - ворюга»
Л.Толстой «Пожарные собаки»
Л.Толстой «Лев и собачка»
М. Кривич «Что за служба у собак»

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

С. Михалков Три поросёнка

С. Маршак Сказка о глупом мышонке

С.Маршак Усатый - полосатый

Братья Гримм «Бременские музыканты»

Русские народные сказки:

«Сивка бурка», «Волк и семеро козлят»,

Бычок - смоляной бочок»,

«Кот - серый лоб, козёл да баран»

Э.Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот-Р.Киплинг Кошка, гулявшая сама по себе

С.В. Михалков «Как старик корову продавал»

К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»

А.Барто Котёнок

И.Васильева «Ферма»

Е.Благинина «Корова»

Н.Костарёва «Щенок»-В.Сутеев «Про козлёнка, который умел считать»

В.Сутеев «Кот рыболов»

В. Сутеев « Три котёнка»

-Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина.

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных
Печатание слов по теме
Разбор слов на части
Д/И « Скажи какой»

Составление предложений по серии сюжетных картин на данную тему
толкование загадок и зарисовка отгадок
Загадки, пословицы, поговорки

Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными особенностями детей.
Папка - передвижка «Детские писатели о животных»

Художественно-эстетическое развитие

Слушание «Как волк телёночку мамой был»
Драматизация «Кошкин дом»,
Музыкальные игры: «Лошадка»,

«Собачка и кошечка», «Угадай животное»
Игры - имитации

« Пастушок и стадо»
Слушание песен «Котёнок» Слова и музыка: Юрий Трофимов,
«Кролик» слова: Зоя Петровна, Музыка: Аркадий Островский,
«Люси» Музыка и слова Олега Газманова, поёт Родион Газманов
-Слушание звуков: « Кто как ходит», «Кто как поёт»

Слушание песен «Пропала собака» музыка Владимира Шаинского

Слова Аллы Ламм
Прослушива-

ние аудиозаписи «Звуки природы», «Голоса животных»

Игра на музыкальных инструментах, рисование своих впечатлений после прослушивания музыкальных произведений

Помощь в оснащении музыкального уголка

Составление коллажа

« Скотный двор»
Рисование отгадок

« Домашние животные»
Панно «Домашние животные» (аппликация и дорисовывание деталей)
-Рисование «На лугу пасутся...»
Оригами

« Собачка», «Кролик».

«Поросенок» (из соленого теста)

«Овечка из стаканчиков»

Лепка домашних животных
Рисование

« Моё любимое домашнее животное»
Лепка

« Весёлая ферма»

Конструирование из конструктора «Домашнее подворье


Изготовление книжек малышек и плакатов

« Домашние животные»
Создание макета «Ферма»


Физическое развитие

Эстафеты:

«Полоса препятствий»,

Подвижные игры: «Заболевшая кошка»,

«Пастух и овцы»
Игры - имитации «Разные собаки»,

«Изобрази, а мы угадаем»

Подвижные игры: «Лохматый пёс»,

«Кот и мыши», «Козёл и ребята», «Весёлые козлята»


Выполнение ОРУ, рассматривание схем упражнений, выполнение физкульминуток: «Корова»,

«Козочка»,

«Кошка»,

Пальчиковых гимнастик:

«Два козлика».

Консультация для родителей

« Что делать, если ребёнок боится животных?»


Беседы: « Что приводит к гибели домашних зверей и болезням людей?»,

«Гигиена животных»
Практикум с детьми

« Оказание первой помощи»
Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем отличаемся?»
-Р/и «У зверей и у людей» ( с мячом),

« Кто как умывается»,

«Витамины в нашей жизни»

Моделирование правил « Чего нельзя делать при общении с домашними животными?»
- Зарисовка правила « После общения с домашними животными обязательно нужно мыть руки»

Выполнение ОРУ, рассматривание схем упражнений, физкультминутки, пальчиковая гимнастика

Составление опросников для детей и родителей «Азбука вашей безопасности при обращении с животными»