Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ контрольных работ учащихся, наблюдения и исследования показывают, что ошибки, которые учащиеся допускают при решении задач, можно классифицировать так:

1. Привнесение лишнего вопроса и действия.

2. Исключение нужного вопроса и действия.

3. Несоответствие вопросов действия: правильно поставленные вопросы и неправильный выбор действий или, наоборот, правильный выбор действий и неверная формулировка вопросов.

4. Случайный подбор чисел и действий.

6. Ошибки в вычислениях.

7.Неверная формулировка ответа задачи (сформулированный ответ не соответствует вопросу, задачи и т.д.).

1. Работа над содержанием задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Решение задачи.

4. Формулировка ответа.

5. Проверка решения задачи.

6. Последующая работа над решенной задачей.

а) разбор непонятных слов или выражений;

б) чтение текста задачи учителем и учащимся;

в) запись условия задачи;

г) повторение задачи по вопросам.

Наряду с конкретизацией содержания задачи с помощью предметов, трафаретов и рисунков в практике работы учителей в школах широкое распространение получили следующие формы записи содержания задачи:

1. Сокращенная форма записи, при которой из текста задачи выписывают числовые данные и только те слова и выражения, которые необходимы для .понимания логического смысла задачи.

2. Сокращенно-структурная форма записи, при которой каждая логическая часть задачи записывается с новой строки.

3. Схематическая форма записи.

4. Графическая форма записи.

Так как функция контроля у детей ослаблена, то проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. В младших классах необходимо:

1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.

2. Проверять реальность ответа.

3. Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. Проверка решение задачи другим способам её решения возможно с 4 класса.

1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.

2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.

1. К готовому условию подобрать вопросы.

2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.



 

                 10                       +                        5                           =                    15

       1-е слагаемое                            2-е слагаемое                                  сумма

 

              15                          -                        5                            =                      10

     уменьшаемое                              вычитаемое                                   разность

 

Введение случаев сложения и вычитания осуществляется на основе предметно-практической деятельности с наглядным материалом: палочками, брусками и кубиками, абаком, счетами.

 

Этапы изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20

 

1.     Приемы сложения и вычитания, основанные на знаниях десятичного состава числа (10 + 5, 15 - 5, 15 - 10) и нумерации чисел в пределах 20 (14 + 1, 15 – 1)

На данном этапе закрепляется взаимосвязь сложения и вычитания, переместительное свойство сложения, названия компонентов и результатов действий.

 

2.     Сложение и вычитание без перехода через десяток. Выполнение действий основано на разложении компонентов на десятки и единицы.

 

а) прибавление к двузначному числу однозначного. Вычитание из двузначного числа однозначного;

Сначала рассматриваются случаи, когда количество единиц в двузначном числе больше, чем в однозначном: 15 + 4, 16 + 2 и т.п. далее предлагаются примеры вида: 12 + 5, 13 + 6 и т.п.

Объяснение: 15 + 4.

                      Первое слагаемое 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц:

1 десяток (пучок) палочек и еще 5 палочек. Второе слагаемое 4 состоит только из единиц – 4 палочки. К чему легче прибавлять единицы? (к единицам). Прибавляем: 5 палочек и 4 палочки – 9 палочек. Всего 9 палочек и 1 десяток палочек.  Получилось: 1 десяток (палочек) и 9 единиц (палочек) – это число 19. Значит 15 + 4 = 19.

Действие иллюстрируется на брусках и кубиках, счетах, абаке.

Аналогично рассматриваются случаи вычитания.

Внимание учащихся акцентируется на том, что в описанных примерах складываются и вычитаются единицы. При записи примеров единицы и десятки могут выделяться разным цветом, единицы могут обводиться или подчеркиваться: 15 + 4 = 19, 19 – 4 = 15.


Школьники учатся использовать приемы рациональных вычислений - переместительный закон сложения при решении примеров вида 3 + 16 (16 + 3), 2 + 17 (17 + 2) и т.п. Они усваивают, что легче к большему числу прибавить меньшее.

Целесообразно сопоставлять примеры на сложение и вычитание в пределах 10 и 20:

5 + 4 = 9               9 – 4 = 5

4 + 5 = 9               9 – 5 = 4

15 +4 = 19            19 – 4 = 15

14 + 5 = 19           19 – 5 + 14

 

б) получение суммы 20(16 + 4 и т.п.). Вычитание из 20 однозначного числа.

 

Данные примеры вызывают затруднения у учащихся. Они не осознают разбиение числа 20 на два десятка, забывают прибавить десяток к числу, получившемуся при вычитании из 10 однозначного числа.

Объяснение: 16 + 4.

Рассматривается аналогично вышеописанному, кроме       образования одного десятка.: 6 + 4 = 10 (или 1 десяток).       1 дес. + 1 дес. = 2 дес. = 20.

 

20 – 4

В числе 20 - 2 десятка и 0 единиц. Из нуля единиц мы не можем вычесть 4 единицы. Занимаем 1 десяток, заменяем его 10 единицами (развязывается пучок палочек или брусок заменяется 10 кубиками). Из 10 единиц вычитаем 4 единицы, получаем 6 единиц. Всего остается 1 десяток и 6 единиц, или число 16.   . 10

Вводится запись:    20 – 4 = 16.

На данном этапе сопоставляются действия сложения и вычитания (13 + 7 = 20, 20 – 7 = 13), решаются примеры на перестановку слагаемых, составляются по образцу, аналогии:

16 + 4         12 + 8         13 + 7 = 20           14 + 6         20 – 5

4 + 16         8 + …         … + … + 20         20 – 6          15 + 5

 

 

в) вычитание из двузначного числа двузначного (17 – 13, 20 – 14)

Существует два приема решения примеров данного вида:

1)    разложить уменьшаемое и вычитаемое на десятки и единицы и вычитать десятки из десятков, а единицы – из единиц;

2)    разложить вычитаемое на десяток и единицы. Вычитать из уменьшаемого десяток, а из полученного числа – единицы.

Учащихся с нарушением интеллекта следует знакомить лишь с одним из этих приемов.

Объяснение: 17-13.

                   - Какое действие надо выполнить?          

- Прочитайте пример.

- Назовите уменьшаемое. Вычитаемое.

- Сколько знаков имеют эти числа?

- Как они называются?



- Из чего состоит уменьшаемое 17? (из 1 дес. и 7 ед.)

- Представим его при помощи брусков и кубиков.

- Из чего состоит вычитаемое 13? (из 1 дес. и 3 ед.)

- Вычитать будем так: из 1 десятка вычтем 1 десяток. Какое число осталось? (7)

- Из 7 единиц вычтем 3 единицы. Какое число получилось в остатке? (4)

- Значит, 17 – 13 = 4.

При вычитании двузначного числа из 20 у уменьшаемого занимается 1 десяток, дробится на 10 единиц, а далее проводится работа, аналогичная вышеописанной.

На данном этапе примеры на получение числа 20 и вычитание из 20 сопоставляются:

16 + 4                   20 - 4

4 + 16                   20 - 16

Целесообразно предлагать детям составлять четверки примеров с данными числами (например, 3, 17, 20) или три примера по одному данному (данный: 17 + 3 = 20; составленные: 3 + 17 = 20; 20 – 3 = 17; 20 – 17 = 3).

 

3.     Сложение и вычитание с переходом через десяток

 

Для успешного овладения новыми приемами вычислений школьники должны знать таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка, состав чисел первого десятка (все возможные варианты); уметь раскладывать двузначные числа на десятки и единицы, дополнять однозначные числа до десяти, вычитать из 10 однозначные числа, решать примеры вида 16 – 6, 13 – 3. Перед введением приемов сложения проводится подготовительная работа по закреплению этих знаний и умений. Кроме того, закрепляется умение решать примеры в два действия:

 

7 + 3 = 10                                15 – 5 = 10

10 + 5 = 15                              10 – 3 = 7

7 + 3 + 5 = 15                          15 – 5 – 3 = 7

 

При сложении однозначных чисел с переходом через десяток необходимо выполнить следующие операции (8 + 7):

1.      Второе слагаемое разложить на два числа таким образом, чтобы одно из них дополняло первое слагаемое до 10 (7 = 2 + 5).

2.      Дополнить первое слагаемое до 10, т. е. прибавить к нему одно из чисел, на которые разложили второе слагаемое (8 + 2 = 10).

3.      К полученному числу (10) прибавить оставшееся число (10 + 5 = 15).

 

Объяснение: 8 + 7.

                   Представим первое и второе слагаемое при помощи палочек.

- Сколько единиц надо прибавить к 8, чтобы получилось 10? (2).

- Возьмем из 7 единиц (палочек) 2 единицы и прибавим к 8 единицам (палочкам).

- Сколько получилось единиц (палочек)? (10)


- Чем можно заменить 10 единиц (палочек)? (одним десятком).

- Сколько единиц (палочек) осталось от второго слагаемого? (5 единиц)

- К одному десятку прибавим оставшиеся 5 единиц (палочек).

- Что мы получили? (1 десяток и 5 единиц или число 15)

- Какое число мы прибавляли к числу 8, чтобы дополнить его до десятка? (2).

- Какое число оставалось от второго слагаемого 7? (5).

- Так на какие числа мы разложили второе слагаемое (на 2 и 5)

- Давайте запишем: 8 + 7 = 8 + 2 + 5 = 10 + 5 = 15.

                                   2   5

Следует показать и запись в виде столбца:

8 + 7 = …

7 = 2 + 5

8 + 2 = 10

10 + 5 = 15

По мере усвоения приема запись постепенно сворачивается: 8 + 7 = 8 + 2 + 5 = = 10 + 5 = 15.

При изучении сложения однозначных чисел с переходом через десяток учащиеся с нарушением интеллекта затрудняются в:

- установлении количества единиц, дополняющих первое слагаемое до 10;

- разложении второго слагаемого;

- удержании в памяти числа, оставшегося от второго слагаемого после дополнения первого слагаемого до десятка.

 

При вычитании однозначных чисел с переходом через десяток необходимо выполнить следующие операции (14 – 6):

1.     Уменьшаемое разложить на десяток и единицы (14 = 10 + 4).

2.     Вычитаемое разложить на два числа таким образом, чтобы одно из них равнялось числу единиц уменьшаемого (6 = 4 + 2).

3.     Вычесть единицы (14 – 4 = 10).

4.     Из десятка вычесть оставшееся число единиц (10 – 2 = 8).

 

Объяснение: 14 – 6

                   - Из чего состоит уменьшаемое? (из 1 десятка и 4 единиц)

- Представим его при помощи брусков и кубиков. Возьмем один брусок (1 десяток) и 4 кубика (4 единицы).

- Чему равно уменьшаемое?

- Как вы думаете, сколько единиц надо вычесть из 14, чтобы получить 1 десяток? (4 единицы)

- Вычтем из 14 4 единицы (отсчитаем 4 палочки)

- Какое число осталось? (1 десяток)

- Чему было равно вычитаемое? (6)

- Сколько единиц мы вычли? (4)

- Сколько единиц осталось вычесть? (2)

- Вычтем из 1 десятка оставшееся число единиц. Что надо сделать с десятком, чтобы можно было вычитать единицы? (заменить 1 десяток 10 единицами – 10 кубиками)


- Вычтем из 10 единиц 2 оставшиеся единицы.

- Сколько единиц осталось? (8)

- Какое число мы вычитали из уменьшаемого 14, чтобы получился 1 десяток? (4)

- Какое число оставалось от вычитаемого 6? (2)

 

- Так на какие два числа мы раскладывали вычитаемое 6? ( на 4 и 2)

- Давайте запишем: 14 – 6 = 14 – 4 – 2 = 8

                                      4   2

Запись в виде столбца:

                   14 – 6 = …

                   6 = 4 + 2

                   14 – 4 = 10

                   10 – 2 = 8

При выполнении вычитания чисел с переходом через разряд учащиеся испытывают трудности, связанные с операциями, описанными выше.

Последовательность предъявления примеров на сложение и вычитание может быть следующей:

1.     Перовое слагаемое и уменьшаемое постоянны, а второе слагаемое и вычитаемое увеличиваются на 1:

9 + 2           8 + 3           7 + 4  …      11 – 2          12 – 3           13 - 4         …

9 + 3           8 + 4           7 + 5           11 – 3          12 – 4           13 – 5

9 + 4           8 + 5           7 + 6           11 – 4          12 – 5           13 – 6



2.     Первое слагаемое и уменьшаемое увеличиваются на единицу, а второе слагаемое и вычитаемое остаются постоянными:

6 + 5           11 – 5

7 + 5           12 – 5

8 + 5           13 – 5

9 + 5           14 – 5

Таблицы сложения и вычитания заучиваются наизусть. Некоторое время (особенно слабым учащимся) следует позволять пользоваться наглядными средствами для представления второго слагаемого и вычитаемого и их разложения на два необходимых числа.

Целесообразно сопоставлять примеры на сложение и вычитание:

8 + 3           8 – 3

8 + 4           8 – 4

8 + 5           8 – 5

  1. Система обучения решению простых арифметических задач.


Арифметические задачи в курсе математики занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Это объясняется их большой воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении детей. Решение арифметических задач помогает