Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Привнесение лишнего вопроса и действия.
2. Исключение нужного вопроса и действия.
4. Случайный подбор чисел и действий.
1. Работа над содержанием задачи.
6. Последующая работа над решенной задачей.
а) разбор непонятных слов или выражений;
б) чтение текста задачи учителем и учащимся;
г) повторение задачи по вопросам.
3. Схематическая форма записи.
1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.
2. Проверять реальность ответа.
1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.
2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.
1. К готовому условию подобрать вопросы.
2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.
10 + 5 = 15 1-е слагаемое 2-е слагаемое сумма |
15 - 5 = 10 уменьшаемое вычитаемое разность |
Введение случаев сложения и вычитания осуществляется на основе предметно-практической деятельности с наглядным материалом: палочками, брусками и кубиками, абаком, счетами.
Этапы изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20
1. Приемы сложения и вычитания, основанные на знаниях десятичного состава числа (10 + 5, 15 - 5, 15 - 10) и нумерации чисел в пределах 20 (14 + 1, 15 – 1)
На данном этапе закрепляется взаимосвязь сложения и вычитания, переместительное свойство сложения, названия компонентов и результатов действий.
2. Сложение и вычитание без перехода через десяток. Выполнение действий основано на разложении компонентов на десятки и единицы.
а) прибавление к двузначному числу однозначного. Вычитание из двузначного числа однозначного;
Сначала рассматриваются случаи, когда количество единиц в двузначном числе больше, чем в однозначном: 15 + 4, 16 + 2 и т.п. далее предлагаются примеры вида: 12 + 5, 13 + 6 и т.п.
Объяснение: 15 + 4.
Первое слагаемое 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц:
1 десяток (пучок) палочек и еще 5 палочек. Второе слагаемое 4 состоит только из единиц – 4 палочки. К чему легче прибавлять единицы? (к единицам). Прибавляем: 5 палочек и 4 палочки – 9 палочек. Всего 9 палочек и 1 десяток палочек. Получилось: 1 десяток (палочек) и 9 единиц (палочек) – это число 19. Значит 15 + 4 = 19.
Действие иллюстрируется на брусках и кубиках, счетах, абаке.
Аналогично рассматриваются случаи вычитания.
Внимание учащихся акцентируется на том, что в описанных примерах складываются и вычитаются единицы. При записи примеров единицы и десятки могут выделяться разным цветом, единицы могут обводиться или подчеркиваться: 15 + 4 = 19, 19 – 4 = 15.
Школьники учатся использовать приемы рациональных вычислений - переместительный закон сложения при решении примеров вида 3 + 16 (16 + 3), 2 + 17 (17 + 2) и т.п. Они усваивают, что легче к большему числу прибавить меньшее.
Целесообразно сопоставлять примеры на сложение и вычитание в пределах 10 и 20:
5 + 4 = 9 9 – 4 = 5
4 + 5 = 9 9 – 5 = 4
15 +4 = 19 19 – 4 = 15
14 + 5 = 19 19 – 5 + 14
б) получение суммы 20(16 + 4 и т.п.). Вычитание из 20 однозначного числа.
Данные примеры вызывают затруднения у учащихся. Они не осознают разбиение числа 20 на два десятка, забывают прибавить десяток к числу, получившемуся при вычитании из 10 однозначного числа.
Объяснение: 16 + 4.
Рассматривается аналогично вышеописанному, кроме образования одного десятка.: 6 + 4 = 10 (или 1 десяток). 1 дес. + 1 дес. = 2 дес. = 20.
20 – 4
В числе 20 - 2 десятка и 0 единиц. Из нуля единиц мы не можем вычесть 4 единицы. Занимаем 1 десяток, заменяем его 10 единицами (развязывается пучок палочек или брусок заменяется 10 кубиками). Из 10 единиц вычитаем 4 единицы, получаем 6 единиц. Всего остается 1 десяток и 6 единиц, или число 16. . 10
Вводится запись: 20 – 4 = 16.
На данном этапе сопоставляются действия сложения и вычитания (13 + 7 = 20, 20 – 7 = 13), решаются примеры на перестановку слагаемых, составляются по образцу, аналогии:
16 + 4 12 + 8 13 + 7 = 20 14 + 6 20 – 5
4 + 16 8 + … … + … + 20 20 – 6 15 + 5
в) вычитание из двузначного числа двузначного (17 – 13, 20 – 14)
Существует два приема решения примеров данного вида:
1) разложить уменьшаемое и вычитаемое на десятки и единицы и вычитать десятки из десятков, а единицы – из единиц;
2) разложить вычитаемое на десяток и единицы. Вычитать из уменьшаемого десяток, а из полученного числа – единицы.
Учащихся с нарушением интеллекта следует знакомить лишь с одним из этих приемов.
Объяснение: 17-13.
- Какое действие надо выполнить?
- Прочитайте пример.
- Назовите уменьшаемое. Вычитаемое.
- Сколько знаков имеют эти числа?
- Как они называются?
- Из чего состоит уменьшаемое 17? (из 1 дес. и 7 ед.)
- Представим его при помощи брусков и кубиков.
- Из чего состоит вычитаемое 13? (из 1 дес. и 3 ед.)
- Вычитать будем так: из 1 десятка вычтем 1 десяток. Какое число осталось? (7)
- Из 7 единиц вычтем 3 единицы. Какое число получилось в остатке? (4)
- Значит, 17 – 13 = 4.
При вычитании двузначного числа из 20 у уменьшаемого занимается 1 десяток, дробится на 10 единиц, а далее проводится работа, аналогичная вышеописанной.
На данном этапе примеры на получение числа 20 и вычитание из 20 сопоставляются:
16 + 4 20 - 4
4 + 16 20 - 16
Целесообразно предлагать детям составлять четверки примеров с данными числами (например, 3, 17, 20) или три примера по одному данному (данный: 17 + 3 = 20; составленные: 3 + 17 = 20; 20 – 3 = 17; 20 – 17 = 3).
3. Сложение и вычитание с переходом через десяток
Для успешного овладения новыми приемами вычислений школьники должны знать таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка, состав чисел первого десятка (все возможные варианты); уметь раскладывать двузначные числа на десятки и единицы, дополнять однозначные числа до десяти, вычитать из 10 однозначные числа, решать примеры вида 16 – 6, 13 – 3. Перед введением приемов сложения проводится подготовительная работа по закреплению этих знаний и умений. Кроме того, закрепляется умение решать примеры в два действия:
7 + 3 = 10 15 – 5 = 10
10 + 5 = 15 10 – 3 = 7
7 + 3 + 5 = 15 15 – 5 – 3 = 7
При сложении однозначных чисел с переходом через десяток необходимо выполнить следующие операции (8 + 7):
1. Второе слагаемое разложить на два числа таким образом, чтобы одно из них дополняло первое слагаемое до 10 (7 = 2 + 5).
2. Дополнить первое слагаемое до 10, т. е. прибавить к нему одно из чисел, на которые разложили второе слагаемое (8 + 2 = 10).
3. К полученному числу (10) прибавить оставшееся число (10 + 5 = 15).
Объяснение: 8 + 7.
Представим первое и второе слагаемое при помощи палочек.
- Сколько единиц надо прибавить к 8, чтобы получилось 10? (2).
- Возьмем из 7 единиц (палочек) 2 единицы и прибавим к 8 единицам (палочкам).
- Сколько получилось единиц (палочек)? (10)
- Чем можно заменить 10 единиц (палочек)? (одним десятком).
- Сколько единиц (палочек) осталось от второго слагаемого? (5 единиц)
- К одному десятку прибавим оставшиеся 5 единиц (палочек).
- Что мы получили? (1 десяток и 5 единиц или число 15)
- Какое число мы прибавляли к числу 8, чтобы дополнить его до десятка? (2).
- Какое число оставалось от второго слагаемого 7? (5).
- Так на какие числа мы разложили второе слагаемое (на 2 и 5)
- Давайте запишем: 8 + 7 = 8 + 2 + 5 = 10 + 5 = 15.
2 5
Следует показать и запись в виде столбца:
8 + 7 = …
7 = 2 + 5
8 + 2 = 10
10 + 5 = 15
По мере усвоения приема запись постепенно сворачивается: 8 + 7 = 8 + 2 + 5 = = 10 + 5 = 15.
При изучении сложения однозначных чисел с переходом через десяток учащиеся с нарушением интеллекта затрудняются в:
- установлении количества единиц, дополняющих первое слагаемое до 10;
- разложении второго слагаемого;
- удержании в памяти числа, оставшегося от второго слагаемого после дополнения первого слагаемого до десятка.
При вычитании однозначных чисел с переходом через десяток необходимо выполнить следующие операции (14 – 6):
1. Уменьшаемое разложить на десяток и единицы (14 = 10 + 4).
2. Вычитаемое разложить на два числа таким образом, чтобы одно из них равнялось числу единиц уменьшаемого (6 = 4 + 2).
3. Вычесть единицы (14 – 4 = 10).
4. Из десятка вычесть оставшееся число единиц (10 – 2 = 8).
Объяснение: 14 – 6
- Из чего состоит уменьшаемое? (из 1 десятка и 4 единиц)
- Представим его при помощи брусков и кубиков. Возьмем один брусок (1 десяток) и 4 кубика (4 единицы).
- Чему равно уменьшаемое?
- Как вы думаете, сколько единиц надо вычесть из 14, чтобы получить 1 десяток? (4 единицы)
- Вычтем из 14 4 единицы (отсчитаем 4 палочки)
- Какое число осталось? (1 десяток)
- Чему было равно вычитаемое? (6)
- Сколько единиц мы вычли? (4)
- Сколько единиц осталось вычесть? (2)
- Вычтем из 1 десятка оставшееся число единиц. Что надо сделать с десятком, чтобы можно было вычитать единицы? (заменить 1 десяток 10 единицами – 10 кубиками)
- Вычтем из 10 единиц 2 оставшиеся единицы.
- Сколько единиц осталось? (8)
- Какое число мы вычитали из уменьшаемого 14, чтобы получился 1 десяток? (4)
- Какое число оставалось от вычитаемого 6? (2)
- Так на какие два числа мы раскладывали вычитаемое 6? ( на 4 и 2)
- Давайте запишем: 14 – 6 = 14 – 4 – 2 = 8
4 2
Запись в виде столбца:
14 – 6 = …
6 = 4 + 2
14 – 4 = 10
10 – 2 = 8
При выполнении вычитания чисел с переходом через разряд учащиеся испытывают трудности, связанные с операциями, описанными выше.
Последовательность предъявления примеров на сложение и вычитание может быть следующей:
1. Перовое слагаемое и уменьшаемое постоянны, а второе слагаемое и вычитаемое увеличиваются на 1:
9 + 2 8 + 3 7 + 4 … 11 – 2 12 – 3 13 - 4 …
9 + 3 8 + 4 7 + 5 11 – 3 12 – 4 13 – 5
9 + 4 8 + 5 7 + 6 11 – 4 12 – 5 13 – 6
…
2. Первое слагаемое и уменьшаемое увеличиваются на единицу, а второе слагаемое и вычитаемое остаются постоянными:
6 + 5 11 – 5
7 + 5 12 – 5
8 + 5 13 – 5
9 + 5 14 – 5
Таблицы сложения и вычитания заучиваются наизусть. Некоторое время (особенно слабым учащимся) следует позволять пользоваться наглядными средствами для представления второго слагаемого и вычитаемого и их разложения на два необходимых числа.
Целесообразно сопоставлять примеры на сложение и вычитание:
8 + 3 8 – 3
8 + 4 8 – 4
8 + 5 8 – 5
-
Система обучения решению простых арифметических задач.
Арифметические задачи в курсе математики занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Это объясняется их большой воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении детей. Решение арифметических задач помогает