Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Привнесение лишнего вопроса и действия.
2. Исключение нужного вопроса и действия.
4. Случайный подбор чисел и действий.
1. Работа над содержанием задачи.
6. Последующая работа над решенной задачей.
а) разбор непонятных слов или выражений;
б) чтение текста задачи учителем и учащимся;
г) повторение задачи по вопросам.
3. Схематическая форма записи.
1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.
2. Проверять реальность ответа.
1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.
2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.
1. К готовому условию подобрать вопросы.
2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.
Занятие № 5.
Использование частных методик обучения математике в коррекционной школе V вида
-
Пропедевтический период обучения математике.
Презентация (приложение 7)
-
Дидактические и речевые игры при изучении первого десятка.
«Числа, бегущие навстречу друг другу»
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.
Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10
Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»
«Математическая эстафета»
Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.
Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.
Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках.
Аналогичные упражнения выполняют из второй и третий команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа. Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра
«Подарки Петрушки»
Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.
Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их?
Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.
«Украсим елку игрушками»
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Средства обучения: рисунок елки; маленькие иллюстрации елочек для учащихся.
Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать елку. И нам с вами тоже надо нарядить елку. Наша елка – математическая. На доску вывешивается плакат с елкой. На верхушке – звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить еще недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают елку. Учитель должен поощрять слабых детей.
«Контролеры»
Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил, 1,7 – прибавил 2,8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь – это…», ученики продолжают: «Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красный - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несет элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.
“Составим поезд”
Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”[1].
На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
«Составим поезд»
Дидактическая цель: Обучение детей приемам прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4.
Содержание игры: Учитель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов (цепляются друг за друга - кладут правую руку на плечо впереди стоящего). Затем цепляют еще 1 вагон (мальчик) и еще 1 (девочка).
Учитель записывает пример вида:
5 + 2 = 7
5 + 1 + 1
Дети проговаривают прием прибавления 2.
Затем отцепляют 2 вагона по одному в 2 приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2:
5 - 2= 3
5 - 1 - 1
Аналогично показывают приемы прибавления и вычитания 4 и 3. Например, к доске вызываются 6 мальчиков, они образуют поезд из 6 вагонов. К ним прицепляют 3 вагона по одному (девочка, мальчик и девочка). Этот способ образования поезда записывается на доске и проговаривается учениками:
6 + 3 = 9
6 + 1 + 1 + 1
Затем иллюстрируется другой способ составления поезда: к 6 вагонам (мальчикам) прицепляют еще 2 вагона (2 девочки), а затем еще 1 вагон (мальчик). Этот способ составления поезда записывается на доске и проговаривается учащимися в беседе с учителем:
6 + 3 = 9
6 + 2 + 1
Аналогично рассматриваются другие приемы прибавления и вычитания 3 и 4.
-
«Математический футбол» -
Дидактическая цель: Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10. -
Средства обучения: рисунки 10 мячей. -
Содержание игры: на магнитной доске размещаются слева и справа рисунки ворот, ниже которых - карточки с цифрами, обозначающие числовой ряд от 0 до 10. На поле прикрепляются рисунки мячей, на обратной стороне их записаны примеры, в которых зашифровано направление удара мяча. Ученики должны ударить по мячу (решить правильно пример) и передвинуть его к той части ворот, где находится ответ этого примера. В игре участвуют поочередно игроки каждой команды (каждого варианта), которые загоняют мячи то в левые, то в правые ворота. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее число ошибок. -
"Прогулка по лесу" -
Дидактическая цель: закрепление понятий "четное", "нечетное" число; Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10. -
Содержание игры: Миша и Маша пошли в лес. В лесу они собрали много необычных грибов. Детям раздаются картинки в форме грибов, на шляпках которых написаны примеры: 2+4; 8-2; 7-3; 4-3; 9+1; 8-1. На доске располагаются две корзинки, вырезанные из бумаги. Одна корзина Мишина - он собрал грибы с четными ответами, другая Машина - она собрала грибы с нечетными ответами. -
Детям предлагается решить примеры и разместить грибочки в корзинки Маши и Миши, затем узнать - сколько грибов собрал каждый из них. -
"Кто быстрее?". -
Дидактическая цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10. -
Средства обучения: карточки с цифрами. -
Содержание игры: на доске записаны числовые выражения в три столбика. Учащиеся с каждого ряда по очереди выходят к доске и находят значения выражений. Остальные ученики контролируют правильность ответов. Побеждает ряд , который правильно и быстро выполнил вычисления. -
"Будь внимательным". -
Дидактическая цель: закрепить умение решать простые задачи на сложение и вычитание, развивать внимание. -
Содержание игры: Учитель предлагает ученикам решить задачи в стихах. -
ЗАДАЧИ В СТИХАХ. -
1. На прогулку из яслей,
Вышли десять малышей.
Пять из них на травку сели,
Остальные – на качели.
Сколько ребят село на качели? (5) -
2. Слон, слониха, два слоненка,
Шли толпой на водопой,
А навстречу три тигренка,
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей? (7) -
3.Дядя Ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же – зайчатам.
Сколько груш дядя Ежик
дал зайчатам? (3) -
4.Пять щенков в футбол играли, -
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет? (4) -
5.Вот восемь зайчат
По дорожке идут,
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится очень
Зайчишек домой? (10) -
6. Разноцветные клубки -
Бабушка достала -
И для внуков дорогих -
Подарочки связала: -
Шапочку - для Маши, -
Кофточку - Наташе, -
Варежки - Илюше, -
Носочки - для Андрюши, -
Шарфик - для Ромочки -
Перчатки - для Томочки. -
Рады внучата подаркам таким, -
Сказали спасибо все как один. -
Сколько же всего ребят -
Бабушку благодарят? (6) -
7. Шесть гусей в пруду купалось, -
Двое во дворе осталось. -
Сколько было всех гусей? -
Сосчитайте поскорей! (8) -
8. Семь ребят каталось с горки. -
Убежал домой Егорка, -
А потом ушел Вадим -
И Сережа вслед за ним. -
Сколько на горке осталось детей? -
Кто посчитал, отвечайте скорей! (4) -
9. В тихой заводи реки -
Жили-были окуньки. -
Двух поймали рыбаки, -
А семь в реке осталось. -
Сколько окуньков сначала -
В заводи плескалось? (9) -
-
Игра «Цепочка» -
Дидактическая цель: Воспроизведение примеров прибавления и вычитания единицы по памяти. -
I вариант -
Содержание игры. Учитель бросает мяч ученику и составляет пример на прибавление или вычитание 1. Ученик, получивший мяч, называет ответ примера и возвращает мяч учителю и т. д. -
II вариант -
Учитель, бросая мяч, называет число 10, затем 9 и т. д. Поочередно он дает ученикам задание: «Назвать число на 1 меньше». Каждый, получивший мяч, называет нужное число.
-
Особенности речевой работы при изучении второго десятка.
Задачи изучения темы
1. Закрепление понятия «десяток», соотношения: 1 десяток – это 10 единиц, использование десятка как новой счетной единицы, обозначение группы предметов из 10 штук различными способами: в виде пучка палочек, бруска, косточки на второй проволоке счетов и т.д.
2. Знакомство с десятичным составом чисел второго десятка, их обозначением цифрами и принципом поместного значения цифр в числе.
3. Дифференциация понятий «число» и «цифра», формирование представлений об однозначных и двузначных, четных и нечетных числах.
4. Обучение счету в пределах 20 с использованием приемов присчитывания и отсчитывания по единице, по десятку и счету равными числовыми группами по 2, по 5, по 4.
5. Формирование умений выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд и с переходом через разряд.
Изучение чисел второго десятка сопровождается использованием различных наглядных пособий:
1. Пособия, которые использовались при изучении чисел первого десятка, но количество предметов или их изображений увеличивается до 20.
2. Счетные палочки, предлагаемые россыпью и связанными в пучок – десяток.
3. Кубики и бруски.
3. Квадраты и полоски.
4. Демонстрационные и индивидуальные счеты, абаки, кассы цифр.
5. Монетные кассы.
6. Таблицы с числами от 1 до 20, записанными в один и два ряда, с изображением четных и нечетных чисел разным цветом.
7. Счетные таблицы (например, для счета равными числовыми группами).
2. Методика изучения устной и письменной нумерации
чисел в пределах 20
Изучение нумерации чисел второго десятка осуществляется поэтапно (по М.Н.Перовой):
1. Получение одного десятка.
2. Получение чисел второго десятка от 11 до 19 путем присчитывания к одному десятку нескольких единиц.
3. Получение числа 20 из двух десятков.
4. Письменная нумерация чисел от 11 до 20.
5. Получение чисел второго десятка путем присчитывания к предыдущему числу одной единицы и отсчитывания от последующего числа одной единицы. Счет в пределах 20. (Этот этап чаще всего следует за вторым этапом, поскольку дети должны усвоить место числа в числовом ряду, а это, в свою очередь, основано на знании свойств натурального ряда чисел).
В классах со слабыми детьми следует сначала ознакомить учащихся с устной нумерацией чисел 11-15, затем показать обозначение этих чисел на письме, а потом продолжить изучение чисел 16-19, 20.
Может быть параллельное изучение устной и письменной нумерации каждого числа второго десятка (т.о. составлен учебник А.А.Хилько для 2 класса).
На изучение каждого числа отводится несколько уроков. Освоению нумерации в пределах 20 должно предшествовать повторение нумерации чисел первого десятка. Внимание детей обращается на то, что для обозначения каждого числа от 1 до 9 используется особый знак – цифра, а число 10 обозначается двумя цифрами – 1 и 0. Всего существует 10 цифр.
Устная нумерация
Получение одного десятка
Школьники с нарушением интеллекта с трудом усваивают соотношение: 1 десяток – 10 единиц. Поэтому изучение этого соотношения происходит путем практических действий с предметными пособиями.
Учитель берет 10 палочек и предлагает учащимся их сосчитать. Дети считают хором: 1, 2, …, 10. Далее проводится следующая работа:
Вопрос учителя: - Сколько всего палочек у меня?
- Свяжем 10 палочек в пучок (учитель связывает палочки). Это 1 десяток палочек.
- Сколько палочек в одном десятке?
Аналогичное задание выполняет каждый ребенок за партой: он отсчитывает 10 палочек и связывает их в пучок. Отношение: 1 десяток - 10 единиц закрепляется по вопросам:
- Сколько надо взять палочек, чтобы получить один десяток?
- Сколько получится палочек, если развязать пучок?
Учащиеся вспоминают, какие предметы считают десятками (яйца, цветы, конфеты и т.д.). Образование десятка из единиц и, наоборот, разложение десятка на 10 единиц закрепляется в процессе выполнения различных заданий с использованием брусков, абаков, счетов и т.д.
Школьники не только должны усвоить, что 1 десяток – это 10 единиц, но и научиться дифференцировать данные понятия. Десяток – это целое. Для того, чтобы взять из десятка единицу, его надо раздробить на 10 единиц (показать: развязать пучок).
Обращается внимание на запись числа 10: цифра один показывает, что в числе содержится 1 десяток, а цифра 0 – что в числе 10 нет ни одной отдельной единицы. Всего же в числе 10 десять единиц.