Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ контрольных работ учащихся, наблюдения и исследования показывают, что ошибки, которые учащиеся допускают при решении задач, можно классифицировать так:

1. Привнесение лишнего вопроса и действия.

2. Исключение нужного вопроса и действия.

3. Несоответствие вопросов действия: правильно поставленные вопросы и неправильный выбор действий или, наоборот, правильный выбор действий и неверная формулировка вопросов.

4. Случайный подбор чисел и действий.

6. Ошибки в вычислениях.

7.Неверная формулировка ответа задачи (сформулированный ответ не соответствует вопросу, задачи и т.д.).

1. Работа над содержанием задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Решение задачи.

4. Формулировка ответа.

5. Проверка решения задачи.

6. Последующая работа над решенной задачей.

а) разбор непонятных слов или выражений;

б) чтение текста задачи учителем и учащимся;

в) запись условия задачи;

г) повторение задачи по вопросам.

Наряду с конкретизацией содержания задачи с помощью предметов, трафаретов и рисунков в практике работы учителей в школах широкое распространение получили следующие формы записи содержания задачи:

1. Сокращенная форма записи, при которой из текста задачи выписывают числовые данные и только те слова и выражения, которые необходимы для .понимания логического смысла задачи.

2. Сокращенно-структурная форма записи, при которой каждая логическая часть задачи записывается с новой строки.

3. Схематическая форма записи.

4. Графическая форма записи.

Так как функция контроля у детей ослаблена, то проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. В младших классах необходимо:

1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.

2. Проверять реальность ответа.

3. Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. Проверка решение задачи другим способам её решения возможно с 4 класса.

1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.

2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.

1. К готовому условию подобрать вопросы.

2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.


Занятие № 5.

Использование частных методик обучения математике в коррекционной школе V вида

  1. Пропедевтический период обучения математике.

Презентация (приложение 7)

  1. Дидактические и речевые игры при изучении первого десятка.

  • «Числа, бегущие навстречу друг другу»

  • Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

  • Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.

  • Например:

  • 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  • 0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10

  • 1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10

  • Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»

  • «Математическая эстафета»

  • Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

  • Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.

  • Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках.

  • Аналогичные упражнения выполняют из второй и третий команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

  • При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа. Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра 

  • «Подарки Петрушки»

  • Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.

  • Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.

  • Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их?

  • Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.


  • «Украсим елку игрушками»

  • Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

  • Средства обучения: рисунок елки; маленькие иллюстрации елочек для учащихся.

  • Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать елку. И нам с вами тоже надо нарядить елку. Наша елка – математическая. На доску вывешивается плакат с елкой. На верхушке – звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить еще недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают елку. Учитель должен поощрять слабых детей.

  • «Контролеры»

  • Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.

  • Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил, 1,7 – прибавил 2,8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь – это…», ученики продолжают: «Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красный - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.

  • Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несет элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

  • Составим поезд”

  •  Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон,  и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”[1].



  • На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

  • «Составим поезд»

  • Дидактическая цель: Обучение детей приемам прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4.

  • Содержание игры: Учитель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов (цепляются друг за друга - кладут правую руку на плечо впереди стоящего). Затем цепляют еще 1 вагон (мальчик) и еще 1 (девочка).

  • Учитель записывает пример вида:

  • 5 + 2 = 7

  • 5 + 1 + 1

  • Дети проговаривают прием прибавления 2.

  • Затем отцепляют 2 вагона по одному в 2 приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2:

  • 5 - 2= 3

  • 5 - 1 - 1

  • Аналогично показывают приемы прибавления и вычитания 4 и 3. Например, к доске вызываются 6 мальчиков, они образуют поезд из 6 вагонов. К ним прицепляют 3 вагона по одному (девочка, мальчик и девочка). Этот способ образования поезда записывается на доске и проговаривается учениками:

  • 6 + 3 = 9

  • 6 + 1 + 1 + 1

  • Затем иллюстрируется другой способ составления поезда: к 6 вагонам (мальчикам) прицепляют еще 2 вагона (2 девочки), а затем еще 1 вагон (мальчик). Этот способ составления поезда записывается на доске и проговаривается учащимися в беседе с учителем:

  • 6 + 3 = 9

  • 6 + 2 + 1

  • Аналогично рассматриваются другие приемы прибавления и вычитания 3 и 4.


    • «Математический футбол»

    • Дидактическая цель: Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10.

    • Средства обучения: рисунки 10 мячей.

    • Содержание игры: на магнитной доске размещаются слева и справа рисунки ворот, ниже которых - карточки с цифрами, обозначающие числовой ряд от 0 до 10. На поле прикрепляются рисунки мячей, на обратной стороне их записаны примеры, в которых зашифровано направление удара мяча. Ученики должны ударить по мячу (решить правильно пример) и передвинуть его к той части ворот, где находится ответ этого примера. В игре участвуют поочередно игроки каждой команды (каждого варианта), которые загоняют мячи то в левые, то в правые ворота. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее число ошибок.

    • "Прогулка по лесу"

    • Дидактическая цель: закрепление понятий "четное", "нечетное" число; Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10.

    • Содержание игры: Миша и Маша пошли в лес. В лесу они собрали много необычных грибов. Детям раздаются картинки в форме грибов, на шляпках которых написаны примеры: 2+4; 8-2; 7-3; 4-3; 9+1; 8-1. На доске располагаются две корзинки, вырезанные из бумаги. Одна корзина Мишина - он собрал грибы с четными ответами, другая Машина - она собрала грибы с нечетными ответами.

    • Детям предлагается решить примеры и разместить грибочки в корзинки Маши и Миши, затем узнать - сколько грибов собрал каждый из них.

    • "Кто быстрее?".

    • Дидактическая цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10.

    • Средства обучения: карточки с цифрами.

    • Содержание игры: на доске записаны числовые выражения в три столбика. Учащиеся с каждого ряда по очереди выходят к доске и находят значения выражений. Остальные ученики контролируют правильность ответов. Побеждает ряд , который правильно и быстро выполнил вычисления.

    • "Будь внимательным".

    • Дидактическая цель: закрепить умение решать простые задачи на сложение и вычитание, развивать внимание.

    • Содержание игры: Учитель предлагает ученикам решить задачи в стихах.

    • ЗАДАЧИ В СТИХАХ.

    • 1. На прогулку из яслей,
      Вышли десять малышей.
      Пять из них на травку сели,
      Остальные – на качели.
      Сколько ребят село на качели? (5)

    • 2. Слон, слониха, два слоненка,
      Шли толпой на водопой,
      А навстречу три тигренка,
      С водопоя шли домой.
      Сосчитайте поскорей,
      Сколько встретилось зверей? (7)

    • 3.Дядя Ежик в сад зашел,
      Десять спелых груш нашел.
      Семь из них он дал ежатам,
      Остальные же – зайчатам.
      Сколько груш дядя Ежик
      дал зайчатам? (3)

    • 4.Пять щенков в футбол играли,

    • Одного домой позвали.
      Он глядит в окно, считает:
      Сколько их теперь играет? (4)

    • 5.Вот восемь зайчат 
      По дорожке идут, 
      За ними вдогонку 
      Двое бегут. 
      Так сколько ж всего 
      По дорожке лесной 
      Торопится очень
      Зайчишек домой? (10)

    • 6. Разноцветные клубки

    • Бабушка достала

    • И для внуков дорогих

    • Подарочки связала:

    • Шапочку - для Маши,

    • Кофточку - Наташе,

    • Варежки - Илюше,

    • Носочки - для Андрюши,

    • Шарфик - для Ромочки

    • Перчатки - для Томочки.

    • Рады внучата подаркам таким,

    • Сказали спасибо все как один.

    • Сколько же всего ребят

    • Бабушку благодарят? (6)

    • 7. Шесть гусей в пруду купалось,

    • Двое во дворе осталось.

    • Сколько было всех гусей?

    • Сосчитайте поскорей! (8)

    • 8. Семь ребят каталось с горки.

    • Убежал домой Егорка,

    • А потом ушел Вадим

    • И Сережа вслед за ним.

    • Сколько на горке осталось детей?

    • Кто посчитал, отвечайте скорей! (4)

    • 9. В тихой заводи реки

    • Жили-были окуньки.

    • Двух поймали рыбаки,

    • А семь в реке осталось.

    • Сколько окуньков сначала

    • В заводи плескалось? (9)


    • Игра «Цепочка»

    • Дидактическая цель: Воспроизведение примеров прибавления и вычитания единицы по памяти.

    • I вариант

    • Содержание игры. Учитель бросает мяч ученику и составляет пример на прибавление или вычитание 1. Ученик, получивший мяч, называет ответ примера и возвращает мяч учителю и т. д.

    • II вариант

    • Учитель, бросая мяч, называет число 10, затем 9 и т. д. Поочередно он дает ученикам задание: «Назвать число на 1 меньше». Каждый, получивший мяч, называет нужное число.




    1. Особенности речевой работы при изучении второго десятка.

    Задачи изучения темы

     

    1.       Закрепление понятия «десяток», соотношения: 1 десяток – это 10 единиц, использование десятка как новой счетной единицы, обозначение группы предметов из 10 штук различными способами: в виде пучка палочек, бруска, косточки на второй проволоке счетов и т.д.

    2.       Знакомство с десятичным составом чисел второго десятка, их обозначением цифрами и принципом поместного значения цифр в числе.

    3.       Дифференциация понятий «число» и «цифра», формирование представлений об однозначных и двузначных, четных и нечетных числах.

    4.       Обучение счету в пределах 20 с использованием приемов присчитывания и отсчитывания по единице, по десятку и счету равными числовыми группами по 2, по 5, по 4.

    5.       Формирование умений выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд и с переходом через разряд.

     

    Изучение чисел второго десятка сопровождается использованием различных наглядных пособий:

    1. Пособия, которые использовались при изучении чисел первого десятка, но количество предметов или их изображений увеличивается до 20.

    2. Счетные палочки, предлагаемые россыпью и связанными в пучок – десяток.

    3. Кубики и бруски.

    3. Квадраты и полоски.

    4. Демонстрационные и индивидуальные счеты, абаки, кассы цифр.

    5. Монетные кассы.

    6. Таблицы с числами от 1 до 20, записанными в один и два ряда, с изображением четных и нечетных чисел разным цветом.

    7. Счетные таблицы (например, для счета равными числовыми группами).

     

    2. Методика изучения устной и письменной нумерации

    чисел в пределах 20

     

    Изучение нумерации чисел второго десятка осуществляется поэтапно (по М.Н.Перовой):

    1.     Получение одного десятка.

    2.     Получение чисел второго десятка от 11 до 19 путем присчитывания к одному десятку нескольких единиц.

    3.     Получение числа 20 из двух десятков.

    4.     Письменная нумерация чисел от 11 до 20.

    5.     Получение чисел второго десятка путем присчитывания к предыдущему числу одной единицы и отсчитывания от последующего числа одной единицы. Счет в пределах 20. (Этот этап чаще всего следует за вторым этапом, поскольку дети должны усвоить место числа в числовом ряду, а это, в свою очередь, основано на знании свойств натурального ряда чисел).


     

    В классах со слабыми детьми следует сначала ознакомить учащихся с устной нумерацией чисел 11-15, затем показать обозначение этих чисел на письме, а потом продолжить изучение чисел 16-19, 20.

    Может быть параллельное изучение устной и письменной нумерации каждого числа второго десятка (т.о. составлен учебник А.А.Хилько для 2 класса).

    На изучение каждого числа отводится несколько уроков. Освоению нумерации в пределах 20 должно предшествовать повторение нумерации чисел первого десятка. Внимание детей обращается на то, что для обозначения каждого числа от 1 до 9 используется особый знак – цифра, а число 10 обозначается двумя цифрами – 1 и 0. Всего существует 10 цифр.

     

     

     

     

    Устная нумерация

     

    Получение одного десятка

     

    Школьники с нарушением интеллекта с трудом усваивают соотношение:  1 десяток – 10 единиц. Поэтому изучение этого соотношения происходит путем практических действий с предметными пособиями.

    Учитель берет 10 палочек и предлагает учащимся их сосчитать. Дети считают хором: 1, 2, …, 10. Далее проводится следующая работа:

    Вопрос учителя: - Сколько всего палочек у меня?

    - Свяжем 10 палочек в пучок (учитель связывает палочки). Это 1 десяток палочек.

    - Сколько палочек в одном десятке?

    Аналогичное задание выполняет каждый ребенок за партой: он отсчитывает 10 палочек и связывает их в пучок. Отношение: 1 десяток - 10 единиц закрепляется по вопросам:

    - Сколько надо взять палочек, чтобы получить один десяток?

    - Сколько получится палочек, если развязать пучок?

    Учащиеся вспоминают, какие предметы считают десятками (яйца, цветы, конфеты и т.д.). Образование десятка из единиц и, наоборот, разложение десятка на 10 единиц закрепляется в процессе выполнения различных заданий с использованием брусков, абаков, счетов и т.д.

    Школьники не только должны усвоить, что 1 десяток – это 10 единиц, но и научиться дифференцировать данные понятия. Десяток – это целое. Для того, чтобы взять из десятка единицу, его надо раздробить на 10 единиц (показать: развязать пучок).

    Обращается внимание на запись числа 10: цифра один показывает, что в числе содержится 1 десяток, а цифра 0 – что в числе 10 нет ни одной отдельной единицы. Всего же в числе 10 десять единиц.