Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Привнесение лишнего вопроса и действия.
2. Исключение нужного вопроса и действия.
4. Случайный подбор чисел и действий.
1. Работа над содержанием задачи.
6. Последующая работа над решенной задачей.
а) разбор непонятных слов или выражений;
б) чтение текста задачи учителем и учащимся;
г) повторение задачи по вопросам.
3. Схематическая форма записи.
1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.
2. Проверять реальность ответа.
1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.
2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.
1. К готовому условию подобрать вопросы.
2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.
Получение чисел второго десятка от 11 до 19 путем
присчитывания к одному десятку нескольких единиц
Получение чисел второго десятка можно показать на различных пособиях: палочках, кубиках и брусках, квадратах и полосках и т.д.
Учитель выкладывает на стол кубики (10 шт.) и задает учащимся вопросы:
- Сколько кубиков у меня на столе?
- Как по-другому можно назвать 10 кубиков? (1 десяток кубиков).
- Чем мы можем заменить 10 кубиков? (бруском).
- Почему? (потому что 10 единиц – это один десяток).
Далее учитель на брусок (десяток) кладет один кубик и говорит:
- К одному десятку добавим одну единицу.
- Что мы получили? (один десяток и одну единицу).
- Мы получили новое число. Оно состоит из 1 десятка и 1 единицы и называется одиннадцать.
Название нового числа произносится хором и индивидуально по слогам (один – на – дцать) и слитно. Учитель записывает название числа на доске и объясняет детям, что дцать – это десять, а один на дцать – это один положили на десять (на десяток), т. е. добавили к десятку (демонстрирует еще раз при помощи бруска и кубика). Новое число получается и на других пособиях.
Аналогичная работа проделывается при получении каждого числа второго десятка. Например, число 14 получается из 1 десятка и 4 единиц.
Получение чисел второго десятка путем присчитывания
к предыдущему числу одной единицы и отсчитывания
от последующего числа одной единицы
Прежде чем определить место числа в числовом ряду, следует еще раз получить число, но теперь уже путем прибавления к предыдущему числу одной единицы. Учитель выкладывает на стол, например, 1 десяток палочек и еще 4 отдельные палочки. Он уточняет, что получено число 14. Педагог добавляет еще одну единицу (палочку). Теперь получилось число, состоящее из одного десятка и пяти единиц – число 15. Оно получено путем прибавления к числу 14 одной единицы.
Получение числа 20 из двух десятков
Перед учащимися 1 брусок и 9 кубиков (число 19). Учитель добавляет еще одну единицу (кубик) и задает вопросы:
- Сколько всего кубиков на бруске?
- Чем можно заменить 10 кубиков? (одним бруском).
Учитель заменяет 10 кубиков бруском:
- Что же теперь получилось? (получилось 2 бруска или 2 десятка).
- Если взять один десяток и прибавить еще один десяток, то получится 2 десятка или число 20. Итак, мы получили новое число, которое состоит из двух десятков. Это число 20.
Далее работа осуществляется аналогично вышеописанной (палочки, счеты, абак и т.д.).
Счет в пределах 20
Овладевая счетом, учащиеся считают различные предметы, их изображения, хлопки, прыжки, разные звуки и т.д.
Сначала счет ведется путем присчитывания и отсчитывания по одной единице, т.е. закрепляется свойство натурального ряда чисел. Счет ведется не только от 1 до 20, но и от заданного числа до заданного. Особую трудность вызывает обратный счет. Он вводится на основе навыков счета чисел первого десятка.
При обучении счету проводится аналогия с называнием чисел 1 и 2 десятков: 5, 6, 7 - 15, 16, 17. Работа ведется и по формированию навыков счета равными числовыми группами и навыков порядкового счета.
Приемы работы по формированию навыков счета описаны в лекции «Методика изучения чисел первого десятка».
Закрепление знаний десятичного состава числа
Подготовкой к изучению письменной нумерации является закрепление умений составлять число из десятка и единиц и раскладывать число на десяток и единицы. Учащимся предлагаются различные задания:
1. Возьмите пучок палочек и еще 5 палочек. Какое число у вас получилось? Сколько в нем десятков? единиц?
2. Возьмите одну полоску и еще 2 квадратика. Сколько всего квадратиков? Сколько в числе 12 десятков и единиц?
3. Отложите на счетах (абаке) число 17. Сколько в этом числе десятков? единиц?
4. Возьмите 2 бруска. Сколько всего кубиков содержится в двух брусках?
5. Отложите число 20 на абаке (на счетах). (2 способа).
6. Возьмите гривенник (10 к.) и еще 3 копейки. Сколько у вас всего денег?
Письменная нумерация
Для изучения письменной нумерации используется абак. Работе с абаком предшествует работа с палочками:
- Представьте число 15 при помощи палочек (учащиеся откладывают пучок палочек – 1 десяток и еще 5 палочек – 5 единиц).
- Сколько в числе 15 десятков? Единиц?
Далее формулируется вывод: число 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц. Предлагается это число отложить на абаке. Предварительно учитель должен уточнить у школьников, какими кругами необходимо обозначать десятки и единицы (красными и синими соответственно).
- Сколько надо взять синих кругов? (5). Почему? (потому что в числе пятнадцать 5 единиц)
- Сколько надо взять красных кругов? (1). Почему? (потому что в числе пятнадцать 1 десяток).
Далее учащиеся находят нужные цифры и вставляют их в кармашки абака под соответствующими разрядами (цифру 1 под десятками и цифру 5 под единицами).
Число записывается в числовой ряд после предыдущего и уточняется его место:
- После какого числа идет число 15?
- Запишем его в числовой ряд после числа 14.
Для усвоения образования числа, его десятичного состава и правильной записи используется пособие с кармашками в виде разрядной таблицы.
|
| |
|
Школьники знают, как пишется число 10. На этом
основано введение записи двузначных чисел:
|
|
- В числе десять 1 десяток и 0 отдельных единиц.
В числе пятнадцать 1 десяток и 5 единиц.
1 десяток оставляем, а вместо 0 поставим цифру
5. Это число 15.
Цифры, обозначающие единицы и десятки, следует писать двумя цветами.
Необходимо объяснить учащимся, что числа второго десятка записываются в две клетки: первая клетка слева для десятков, а вторая – для единиц, причем запись начинается с десятков слева направо.
С использованием абака и рассмотренной таблицы проводится работа по анализу десятичного состава чисел второго десятка. Учащимся следует предлагать и обратное задание. Например: «Составьте число, в котором 1 десяток и 5 единиц». Соответствующие цифры вставляются в кармашки абака, затем вешаются круги. Число считывается.
Можно предложить заполненные кармашки абака. Учащиеся должны назвать число, разложить его на десятки и единицы и повесить соответствующее количество кругов.
После усвоения обозначения чисел, следует вести работу по анализу десятичного состава числа не только на пособиях, но и без них. Числа раскладываются на десятки и единицы и составляются из десятков и единиц: 15 = 1 дес. 5 ед.; 1 дес. 5 ед. = 15; 15 = 10 + 5; 10 + 5 = 15.
Необходимы и такие задания: «Какое число получится, если из числа 15 вычесть все единицы? Один десяток?»
Следует предлагать упражнения на соотношение предметных совокупностей, чисел и обозначением их на письме при помощи цифр. Например, один ученик должен показать число 15 на палочках, другой – на абаке, третий – на счетах, четвертый – на линейке, пятый – записать число на доске, шестой - найти число 15 в числовом ряду.
Для формирования представлений о месте числа в натуральном ряду используется таблица:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Эта таблица заполняется по мере изучения чисел. Она может быть изготовлена в виде наборного полотна. Цифры, обозначающие десятки и единицы, могут быть записаны двумя цветами.
По таблице следует проводить сравнение чисел верхнего и нижнего рядов. Устанавливается сходство и различие чисел первого и второго десятков:
1. Единицы в числах нижнего ряда повторяются в той же последовательности, что и единицы верхнего ряда.
2. Все числа нижнего ряда содержат десяток, а числа верхнего ряда его не имеют (кроме числа 10).
3. Если к каждому числу верхнего ряда прибавить 10, то получится число нижнего ряда (и наоборот).
Используя таблицу, легко объяснить понятия «однозначное» и «двузначное» число, а затем провести работу их по дифференциации.
Для закрепления знаний места каждого числа в числовом ряду также используется таблица и готовый числовой ряд (по аналогии с числами первого десятка). Необходимо добиваться усвоения правила: все числа, которые стоят слева от данного числа, меньше его, а числа, стоящие справа от данного числа, больше его.
Целесообразно предлагать упражнения на нахождение пропущенных чисел и соседей числа (11, …, 13, 14, …, …, 17, …; … 14 …), запись чисел по порядку от меньшего к большему или наоборот, определение наибольшего и наименьшего однозначного и двузначного числа.
Для счета и сравнения чисел следует использовать вышеописанную незаполненную таблицу или незаполненный числовой ряд:
- Поставьте в таблицу число 8. Посчитайте от 8, присчитывая (отсчитывая) по 1 (по 2 и т.п.).
- Поставьте в таблицу числа 5 и 15. Назовите все числа, которые больше 5, но меньше 15.
Сначала счет ведется с опорой на предметные совокупности, таблицу и числовой ряд, а затем – без них. Сопоставляется количественный и порядковый счет.
Необходимо предлагать задания и на сравнение чисел:
-Сравните числа 12 и 15 (Оба числа двузначные, содержат 1 десяток. Но в числе 12 – 2 единицы, а в числе 15 – 5 единиц. Так как 2<5, то 12<15).
Отношения между числами записываются с помощью знаков >, <, =.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20
Данная тема изучается в 1-2 классах. В 1 классе вводится сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Во 2 классе изучаются все остальные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20.
Сложение и вычитание изучаются параллельно, обращается внимание на их взаимосвязь. Во 2 классе учащиеся должны употреблять в речи названия компонентов и результатов этих действий.