Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ контрольных работ учащихся, наблюдения и исследования показывают, что ошибки, которые учащиеся допускают при решении задач, можно классифицировать так:

1. Привнесение лишнего вопроса и действия.

2. Исключение нужного вопроса и действия.

3. Несоответствие вопросов действия: правильно поставленные вопросы и неправильный выбор действий или, наоборот, правильный выбор действий и неверная формулировка вопросов.

4. Случайный подбор чисел и действий.

6. Ошибки в вычислениях.

7.Неверная формулировка ответа задачи (сформулированный ответ не соответствует вопросу, задачи и т.д.).

1. Работа над содержанием задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Решение задачи.

4. Формулировка ответа.

5. Проверка решения задачи.

6. Последующая работа над решенной задачей.

а) разбор непонятных слов или выражений;

б) чтение текста задачи учителем и учащимся;

в) запись условия задачи;

г) повторение задачи по вопросам.

Наряду с конкретизацией содержания задачи с помощью предметов, трафаретов и рисунков в практике работы учителей в школах широкое распространение получили следующие формы записи содержания задачи:

1. Сокращенная форма записи, при которой из текста задачи выписывают числовые данные и только те слова и выражения, которые необходимы для .понимания логического смысла задачи.

2. Сокращенно-структурная форма записи, при которой каждая логическая часть задачи записывается с новой строки.

3. Схематическая форма записи.

4. Графическая форма записи.

Так как функция контроля у детей ослаблена, то проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. В младших классах необходимо:

1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.

2. Проверять реальность ответа.

3. Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. Проверка решение задачи другим способам её решения возможно с 4 класса.

1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.

2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.

1. К готовому условию подобрать вопросы.

2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.



Получение чисел второго десятка от 11 до 19 путем

присчитывания к одному десятку нескольких единиц

 

Получение чисел второго десятка можно показать на различных пособиях: палочках, кубиках и брусках, квадратах и полосках и т.д.

Учитель выкладывает на стол кубики (10 шт.) и задает учащимся вопросы:

- Сколько кубиков у меня на столе?

- Как по-другому можно назвать 10 кубиков? (1 десяток кубиков).

- Чем мы можем заменить 10 кубиков? (бруском).

- Почему? (потому что 10 единиц – это один десяток).

 

Далее учитель на брусок (десяток) кладет один кубик и говорит:

- К одному десятку добавим одну единицу.

- Что мы получили? (один десяток и одну единицу).

- Мы получили новое число. Оно состоит из 1 десятка и 1 единицы и называется одиннадцать.

Название нового числа произносится хором и индивидуально по слогам (один – на – дцать) и слитно. Учитель записывает название числа на доске и объясняет детям, что дцать – это десять, а один на дцать – это один положили на десять (на десяток), т. е. добавили к десятку (демонстрирует еще раз при помощи бруска и кубика). Новое число получается и на других пособиях.

Аналогичная работа проделывается при получении каждого числа второго десятка. Например, число 14 получается из 1 десятка и 4 единиц.

 

Получение чисел второго десятка путем присчитывания

 к предыдущему числу одной единицы и отсчитывания

от последующего числа одной единицы

 

Прежде чем определить место числа в числовом ряду, следует еще раз получить число, но теперь уже путем прибавления к предыдущему числу одной единицы. Учитель выкладывает на стол, например, 1 десяток палочек и еще 4 отдельные палочки. Он уточняет, что получено число 14. Педагог добавляет еще одну единицу (палочку). Теперь получилось число, состоящее из одного десятка и пяти единиц – число 15. Оно получено путем прибавления к числу 14 одной единицы.

 

Получение числа 20 из двух десятков

 

Перед учащимися 1 брусок и 9 кубиков (число 19). Учитель добавляет еще одну единицу (кубик) и задает вопросы:

- Сколько всего кубиков на бруске?

- Чем можно заменить 10 кубиков? (одним бруском).

Учитель заменяет 10 кубиков бруском:

- Что же теперь получилось? (получилось 2 бруска или 2 десятка).

- Если взять один десяток и прибавить еще один десяток, то получится 2 десятка или число 20. Итак, мы получили новое число, которое состоит из двух десятков. Это число 20.


Далее работа осуществляется аналогично вышеописанной (палочки, счеты, абак и т.д.).

 

Счет в пределах 20

 

Овладевая счетом, учащиеся считают различные предметы, их изображения, хлопки, прыжки, разные звуки и т.д.

Сначала счет ведется путем присчитывания и отсчитывания по одной единице, т.е. закрепляется свойство натурального ряда чисел. Счет ведется не только от 1 до 20, но и от заданного числа до заданного. Особую трудность вызывает обратный счет. Он вводится на основе навыков счета чисел первого десятка.

При обучении счету проводится аналогия с называнием чисел 1 и 2 десятков: 5, 6, 7 - 15, 16, 17. Работа ведется и по формированию навыков счета равными числовыми группами и навыков порядкового счета.

Приемы работы по формированию навыков счета описаны в лекции «Методика изучения чисел первого десятка».

 

Закрепление знаний десятичного состава числа

 

Подготовкой к изучению письменной нумерации является закрепление умений составлять число из десятка и единиц и раскладывать число на десяток и единицы. Учащимся предлагаются различные задания:

1.     Возьмите пучок палочек и еще 5 палочек. Какое число у вас получилось? Сколько в нем десятков? единиц?

2.     Возьмите одну полоску и еще 2 квадратика. Сколько всего квадратиков? Сколько в числе 12 десятков и единиц?

3.     Отложите на счетах (абаке) число 17. Сколько в этом числе десятков? единиц?

4.     Возьмите 2 бруска. Сколько всего кубиков содержится в двух брусках?

5.     Отложите число 20 на абаке (на счетах). (2 способа).

6.     Возьмите гривенник (10 к.) и еще 3 копейки. Сколько у вас всего денег?

 

Письменная нумерация

 

Для изучения письменной нумерации используется абак. Работе с абаком предшествует работа с палочками:

- Представьте число 15 при помощи палочек (учащиеся откладывают пучок палочек – 1 десяток и еще 5 палочек – 5 единиц).

- Сколько в числе 15 десятков? Единиц?

Далее формулируется вывод: число 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц. Предлагается это число отложить на абаке. Предварительно учитель должен уточнить у школьников, какими кругами необходимо обозначать десятки и единицы (красными и синими соответственно).



- Сколько надо взять синих кругов? (5). Почему? (потому что в числе пятнадцать 5 единиц)

- Сколько надо взять красных кругов? (1). Почему? (потому что в числе пятнадцать 1 десяток).

Далее учащиеся находят нужные цифры и вставляют их в кармашки абака под соответствующими разрядами (цифру 1 под десятками и цифру 5 под единицами).

Число записывается в числовой ряд после предыдущего и уточняется его место:

- После какого числа идет число 15?

- Запишем его в числовой ряд после числа 14.

Для усвоения образования числа, его десятичного состава и правильной записи используется пособие с кармашками в виде разрядной таблицы.

Десятки

 




Единицы

 




                                      Школьники знают, как пишется число 10. На этом

                                      основано введение записи двузначных чисел:

1

 




0

 

                                      - В числе десять 1 десяток и 0 отдельных единиц.

                                         В числе пятнадцать 1 десяток и 5 единиц.

                                         1 десяток оставляем, а вместо 0 поставим цифру

                                          5. Это число 15.

                                      Цифры, обозначающие единицы и десятки, следует писать двумя цветами.


Необходимо объяснить учащимся, что числа второго десятка записываются в две клетки: первая клетка слева для десятков, а вторая – для единиц, причем запись начинается с десятков слева направо.

С использованием абака и рассмотренной таблицы проводится работа по анализу десятичного состава чисел второго десятка. Учащимся следует предлагать и обратное задание. Например: «Составьте число, в котором 1 десяток и 5 единиц». Соответствующие цифры вставляются в кармашки абака, затем вешаются круги. Число считывается.

Можно предложить заполненные кармашки абака. Учащиеся должны назвать число, разложить его на десятки и единицы и повесить соответствующее количество кругов.

После усвоения обозначения чисел, следует вести работу по анализу десятичного состава числа не только на пособиях, но и без них. Числа раскладываются на десятки и единицы и составляются из десятков и единиц: 15 = 1 дес. 5 ед.; 1 дес. 5 ед. = 15; 15 = 10 + 5; 10 + 5 = 15.

Необходимы и такие задания: «Какое число получится, если из числа 15 вычесть все единицы? Один десяток?»

Следует предлагать упражнения на соотношение предметных совокупностей, чисел и обозначением их на письме при помощи цифр. Например, один ученик должен показать число 15 на палочках, другой – на абаке, третий – на счетах, четвертый – на линейке, пятый – записать число на доске, шестой - найти число 15 в числовом ряду.

Для формирования представлений о месте числа в натуральном ряду используется таблица:

 

   1

   2

   3

   4

   5

   6

   7

   8

   9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

Эта таблица заполняется по мере изучения чисел. Она может быть изготовлена в виде наборного полотна. Цифры, обозначающие десятки и единицы, могут быть записаны двумя цветами.

По таблице следует проводить сравнение чисел верхнего и нижнего рядов. Устанавливается сходство и различие чисел первого и второго десятков:


1.     Единицы в числах нижнего ряда повторяются в той же последовательности, что и единицы верхнего ряда.

2.     Все числа нижнего ряда содержат десяток, а числа верхнего ряда его не имеют (кроме числа 10).

3.     Если к каждому числу верхнего ряда прибавить 10, то получится число нижнего ряда (и наоборот).

Используя таблицу, легко объяснить понятия «однозначное» и «двузначное» число, а затем провести работу их по дифференциации.

Для закрепления знаний места каждого числа в числовом ряду также используется таблица и готовый числовой ряд (по аналогии с числами первого десятка). Необходимо добиваться усвоения правила: все числа, которые стоят слева от данного числа, меньше его, а числа, стоящие справа от данного числа, больше его.

Целесообразно предлагать упражнения на нахождение пропущенных чисел и соседей числа (11, …, 13, 14, …, …, 17, …;    … 14 …), запись чисел по порядку от меньшего к большему или наоборот, определение наибольшего и наименьшего однозначного и двузначного числа.

Для счета и сравнения чисел следует использовать вышеописанную незаполненную таблицу или незаполненный числовой ряд:

- Поставьте в таблицу число 8. Посчитайте от 8, присчитывая (отсчитывая) по 1 (по 2 и т.п.).

- Поставьте в таблицу числа 5 и 15. Назовите все числа, которые больше 5, но меньше 15.

Сначала счет ведется с опорой на предметные совокупности, таблицу и числовой ряд, а затем – без них. Сопоставляется количественный и порядковый счет.

Необходимо предлагать задания и на сравнение чисел:

-Сравните числа 12 и 15 (Оба числа двузначные, содержат 1 десяток. Но в числе 12 – 2 единицы, а в числе 15 – 5 единиц. Так как 2<5, то 12<15).

Отношения между числами записываются с помощью знаков >, <, =.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложение и вычитание чисел в пределах 20

 

Данная тема изучается в 1-2 классах. В 1 классе вводится сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Во 2 классе изучаются все остальные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20.

Сложение и вычитание изучаются параллельно, обращается внимание на их взаимосвязь. Во 2 классе учащиеся должны употреблять в речи названия компонентов и результатов этих действий.