Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Исаева Валерия Максимовна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учителям следует предлагать ученикам задания, игры, упражнения позволят повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, а также увеличить объём внимания.
Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придаёт мыслительной деятельности ребёнка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлечённым. Формально-логичные рассуждения детям ещё не доступны. Этот этап развития детского мышления определяется как стадия конкретных операций. В этом возрасте мышление ребёнка тесно связано с его личным опытом. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий. Его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение важных новообразований ребёнка младшего школьного возраста: анализа и синтеза, внутреннего плана действий, рефлексии.
2.7 Характеристика образования в начальной школе и современные формы организации обучения в начальной школе
В.А. Сухомлинский сказал: "Ребёнок должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями". Его слова актуальны и в наши дни.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотиваций, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, сотрудничать с учителем и одноклассниками. Формируется основа нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Новое школьное образование должно, таким образом, участвовать и в развитии человеческого потенциала, носить личностный смысл. На смену идеологии «образование - преподавание», пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Основная идея технологии деятельностного метода, который является методологической основой ФГОС НОО состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Теперь перед учителем ставится задача организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у ученика сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Урок теперь имеет личностно – ориентированный, индивидуальный характер и нацелен на формирование умения учиться. Его отличительная черта – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приѐмы) учебной деятельности. Проведение деятельностного урока требует большого мастерства от учителя. Такой урок не всегда проходит по заранее обдуманному плану. Самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности приводит порой к неожиданным результатам. Такой подход к обучению не всегда удобен педагогу. Тем не менее, в свете современных требований и в условиях перехода на ФГОС основного общего образования учителю необходимо ориентироваться на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Повысить уровень вовлеченности помогает способность учителя заинтересовать детей за счет использования новых методов, технологий, индивидуальных разработок, нестандартных подходов к привычным вещам. Интерактивных инструментов в образовательном процессе становится все больше, они дают широкие возможности для привлечения внимания детей. Речь не только о стандартной компьютерной грамотности. Учитель должен понимать, какие цифровые инструменты окружают детей, по каким технологиям им удобнее и привычнее работать, тогда коммуникация между учителем и учениками будет эффективнее, а обучение быстрее приведет к запланированным результатам. Данные заключения имеют огромное значение для современного образовательного процесса и нацеливают учителя на выбор и применение нескольких форм организации учебной деятельности на уроке, так как каждая из них выполняет определенные функции. Одним из важнейших является умение учителя сделать своё занятие или урок интересным для школьников. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Качество учебной деятельности оценивают по уровню вовлеченности детей в учебный процесс. Чтобы ребенку было интересно учиться, педагог должен четко ставить перед собой цель урока. Для знакомства с новым материалом используют одни инструменты и методы, для закрепления или работы над ошибками - другие. Хороший учитель знает их и применяет по назначению. Заинтересовать детей поможет и техническое оснащение кабинета. На уроке учитель может использовать не только стандартные доску, стенды и наглядные пособия. Все больше школ получают современное оснащение - интерактивные доски, проекторы, компьютеры,- что позволяет использовать цифровые форматы и дает доступ к онлайн - ресурсам. Например, интерактивная платформа поможет в игровой форме закрепить полученное знание. А включение в учебную деятельность игрового момента добавит соревновательный аспект.
Один из навыков грамотного преподавателя - умение заинтересовать всех детей в классе без исключения. Учитель должен понимать, как сделать так, чтобы не было скучно успевающим ученикам и не отстранились от обсуждения темы те дети, кому новые знания даются не так легко. Поможет стратегия перехода от простого к сложному, когда постепенно в обсуждение включаются все ребята. При закреплении темы эффективна работа в парах или группах. Кроме того, задача учителя - объяснить детям, как
оперировать большими данными, структурировать и выделять из полученной информации главное, соблюдать правила безопасности в информационном потоке.
У младших школьников по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности. Это важно учитывать педагогу при организации учебной деятельности, применяя игровые технологии и делая процесс учебы увлекательным. Одним из подходов является дидактическая игра - сильнейший фактор психологической адаптации ребёнка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрение ребёнка в мир познания. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игра служит эмоциональным фоном, на котором можно разворачивать уроки. Используя постоянно, из урока в урок элементы учебно-познавательных игр идёт движение по нарастающей: игра из развлечения превращается в игру – работу, если сначала дети переживают по поводу приключений золотой рыбки, то в последующем, наряду с этим возникает желание помочь золотой рыбке выбраться из беды путём решения математической задачи. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя.
Хорошо успевающие, старательные и пытливые дети больше любят интеллектуальные игры. В спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. А самостоятельная работа - наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности - проверка полученных знаний на практике. Особое место занимают кроссворды. Кроссворд - это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
Подбирая игры к уроку, важно учесть сложности и в то же время доступность детям. При ее организации нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Учителю приходится много думать, искать, творить, чтобы урок был максимально интересным и увлекательным. Так появляются нестандартные виды уроков: уроки – экскурсии, уроки – состязания, уроки – игры, уроки – путешествия. А также уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины и т. д.). Уроки – фантазии (урок – сказка, урок – сюрприз), урок – отчёт, урок – исследование, устный журнал. Уроки на местности и другие. Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану. В этом поможет проектная и исследовательская деятельность, в ходе которой школьники учатся планировать свою работу и распределять задачи, собирать и анализировать информацию по предмету, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1-2 классов не могут осуществлять проектную деятельность, поэтому целесообразней применение метода начинать в 3-4 классах. Начинать проектную деятельность в начальных классах следует на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд, чем на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и обще учебных знаний и умений учащихся. Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность. В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. В основе метода проектов лежит
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность в начальной школе доказала свою эффективность, способствуя формированию универсальных учебных действий и других личностных качеств учащихся.
Одной из насущных проблем образовательного пространства является разнообразие учебного процесса, активизация познавательной деятельности учащихся, расширение сферы их интересов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Одной из таких современных технологий является квест - технология.
По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б. Додж, Т. Марч и др.) при применении квест - технологии учащиеся проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения. Знакомятся с материалом, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Технология web-квест - это принципиально новая организация учебного процесса, новая дидактическая модель технологии обучения. Педагоги должны понять, что применение данной технологии оказывает значительное влияние на все компоненты учебного процесса обучения: меняется сам характер, место и методы совместной деятельности педагогов и обучаемых; соотношение дидактических функций; усложняются программы и методики преподавания различных дисциплин; видоизменяются методы и формы проведения учебных занятий. Иначе говоря, внедрение в учебный процесс таких высокотехничных методов преподавания неизбежно влечет за собой существенные изменения в структуре всей педагогической системы образования. Причем схема «человек – компьютер» обладает неизмеримо большими возможностями, способна предложить принципиально новый подход к решению задач учебного процесса, отличный от традиционного.
При этом необходимо помнить, что внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование создает только возможность, условия для повышения его качества, доступности, гибкости, эффективности. Реализация программы информатизации не повысит качество образования, если будет забыт посредник между компьютером и обучающимся – преподаватель. Главным действующим лицом информатизации остается преподаватель, именно его деятельность определяет скорость и направление процесса дальнейшей информатизации, ее влияние на качество и эффективность образования.
Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным. У младших школьников по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, правда, содержание игры меняется. В таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное - огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке. Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знаний.
Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придаёт мыслительной деятельности ребёнка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлечённым. Формально-логичные рассуждения детям ещё не доступны. Этот этап развития детского мышления определяется как стадия конкретных операций. В этом возрасте мышление ребёнка тесно связано с его личным опытом. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий. Его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение важных новообразований ребёнка младшего школьного возраста: анализа и синтеза, внутреннего плана действий, рефлексии.
2.7 Характеристика образования в начальной школе и современные формы организации обучения в начальной школе
В.А. Сухомлинский сказал: "Ребёнок должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями". Его слова актуальны и в наши дни.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотиваций, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, сотрудничать с учителем и одноклассниками. Формируется основа нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Новое школьное образование должно, таким образом, участвовать и в развитии человеческого потенциала, носить личностный смысл. На смену идеологии «образование - преподавание», пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Основная идея технологии деятельностного метода, который является методологической основой ФГОС НОО состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Теперь перед учителем ставится задача организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у ученика сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Урок теперь имеет личностно – ориентированный, индивидуальный характер и нацелен на формирование умения учиться. Его отличительная черта – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приѐмы) учебной деятельности. Проведение деятельностного урока требует большого мастерства от учителя. Такой урок не всегда проходит по заранее обдуманному плану. Самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности приводит порой к неожиданным результатам. Такой подход к обучению не всегда удобен педагогу. Тем не менее, в свете современных требований и в условиях перехода на ФГОС основного общего образования учителю необходимо ориентироваться на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Повысить уровень вовлеченности помогает способность учителя заинтересовать детей за счет использования новых методов, технологий, индивидуальных разработок, нестандартных подходов к привычным вещам. Интерактивных инструментов в образовательном процессе становится все больше, они дают широкие возможности для привлечения внимания детей. Речь не только о стандартной компьютерной грамотности. Учитель должен понимать, какие цифровые инструменты окружают детей, по каким технологиям им удобнее и привычнее работать, тогда коммуникация между учителем и учениками будет эффективнее, а обучение быстрее приведет к запланированным результатам. Данные заключения имеют огромное значение для современного образовательного процесса и нацеливают учителя на выбор и применение нескольких форм организации учебной деятельности на уроке, так как каждая из них выполняет определенные функции. Одним из важнейших является умение учителя сделать своё занятие или урок интересным для школьников. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Качество учебной деятельности оценивают по уровню вовлеченности детей в учебный процесс. Чтобы ребенку было интересно учиться, педагог должен четко ставить перед собой цель урока. Для знакомства с новым материалом используют одни инструменты и методы, для закрепления или работы над ошибками - другие. Хороший учитель знает их и применяет по назначению. Заинтересовать детей поможет и техническое оснащение кабинета. На уроке учитель может использовать не только стандартные доску, стенды и наглядные пособия. Все больше школ получают современное оснащение - интерактивные доски, проекторы, компьютеры,- что позволяет использовать цифровые форматы и дает доступ к онлайн - ресурсам. Например, интерактивная платформа поможет в игровой форме закрепить полученное знание. А включение в учебную деятельность игрового момента добавит соревновательный аспект.
Один из навыков грамотного преподавателя - умение заинтересовать всех детей в классе без исключения. Учитель должен понимать, как сделать так, чтобы не было скучно успевающим ученикам и не отстранились от обсуждения темы те дети, кому новые знания даются не так легко. Поможет стратегия перехода от простого к сложному, когда постепенно в обсуждение включаются все ребята. При закреплении темы эффективна работа в парах или группах. Кроме того, задача учителя - объяснить детям, как
оперировать большими данными, структурировать и выделять из полученной информации главное, соблюдать правила безопасности в информационном потоке.
У младших школьников по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности. Это важно учитывать педагогу при организации учебной деятельности, применяя игровые технологии и делая процесс учебы увлекательным. Одним из подходов является дидактическая игра - сильнейший фактор психологической адаптации ребёнка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрение ребёнка в мир познания. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игра служит эмоциональным фоном, на котором можно разворачивать уроки. Используя постоянно, из урока в урок элементы учебно-познавательных игр идёт движение по нарастающей: игра из развлечения превращается в игру – работу, если сначала дети переживают по поводу приключений золотой рыбки, то в последующем, наряду с этим возникает желание помочь золотой рыбке выбраться из беды путём решения математической задачи. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя.
Хорошо успевающие, старательные и пытливые дети больше любят интеллектуальные игры. В спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. А самостоятельная работа - наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности - проверка полученных знаний на практике. Особое место занимают кроссворды. Кроссворд - это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
Подбирая игры к уроку, важно учесть сложности и в то же время доступность детям. При ее организации нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Учителю приходится много думать, искать, творить, чтобы урок был максимально интересным и увлекательным. Так появляются нестандартные виды уроков: уроки – экскурсии, уроки – состязания, уроки – игры, уроки – путешествия. А также уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины и т. д.). Уроки – фантазии (урок – сказка, урок – сюрприз), урок – отчёт, урок – исследование, устный журнал. Уроки на местности и другие. Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану. В этом поможет проектная и исследовательская деятельность, в ходе которой школьники учатся планировать свою работу и распределять задачи, собирать и анализировать информацию по предмету, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1-2 классов не могут осуществлять проектную деятельность, поэтому целесообразней применение метода начинать в 3-4 классах. Начинать проектную деятельность в начальных классах следует на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд, чем на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и обще учебных знаний и умений учащихся. Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность. В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. В основе метода проектов лежит
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность в начальной школе доказала свою эффективность, способствуя формированию универсальных учебных действий и других личностных качеств учащихся.
Одной из насущных проблем образовательного пространства является разнообразие учебного процесса, активизация познавательной деятельности учащихся, расширение сферы их интересов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Одной из таких современных технологий является квест - технология.
По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б. Додж, Т. Марч и др.) при применении квест - технологии учащиеся проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения. Знакомятся с материалом, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Технология web-квест - это принципиально новая организация учебного процесса, новая дидактическая модель технологии обучения. Педагоги должны понять, что применение данной технологии оказывает значительное влияние на все компоненты учебного процесса обучения: меняется сам характер, место и методы совместной деятельности педагогов и обучаемых; соотношение дидактических функций; усложняются программы и методики преподавания различных дисциплин; видоизменяются методы и формы проведения учебных занятий. Иначе говоря, внедрение в учебный процесс таких высокотехничных методов преподавания неизбежно влечет за собой существенные изменения в структуре всей педагогической системы образования. Причем схема «человек – компьютер» обладает неизмеримо большими возможностями, способна предложить принципиально новый подход к решению задач учебного процесса, отличный от традиционного.
При этом необходимо помнить, что внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование создает только возможность, условия для повышения его качества, доступности, гибкости, эффективности. Реализация программы информатизации не повысит качество образования, если будет забыт посредник между компьютером и обучающимся – преподаватель. Главным действующим лицом информатизации остается преподаватель, именно его деятельность определяет скорость и направление процесса дальнейшей информатизации, ее влияние на качество и эффективность образования.
Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным. У младших школьников по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, правда, содержание игры меняется. В таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное - огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке. Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знаний.