Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Исаева Валерия Максимовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно выделить ряд стадий в развитии познавательного интереса: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес и теоретический интерес. Все они определяют разные степени направленности и отношения ученика к предмету, а также влияния познавательного интереса на его личность. Любопытство - первая и самая простая стадия познавательного интереса. Это интерес, возникший от каких-либо внешних обстоятельств, которые привлекли внимание ученика. На этой стадии нет стремления к познанию, но любопытство может стать начальным толчком к нему. Любопытство особенно характерно для детей младшего школьного возраста, так как на данном этапе жизни им интересно все.

Вторая стадия развития познавательного интереса - любознательность. Это стремление к более глубокому изучению какого-либо явления, закономерности. Такой интерес не пропадает с окончанием ситуации, а заставляет все глубже погружаться в интересующую деятельность, которая становится привлекательной для ребенка. Постоянное погружение в деятельность предполагает наличие самостоятельной работы ученика, и он становится субъектом деятельности. Любознательность становится устойчивой чертой характера и имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информацией. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса и имеет достаточно высокие показатели в учении. Благодаря этому познавательный интерес переходит на следующую стадию — от любознательности к собственно познавательному интересу.

Теоретический интерес - последняя и самая сложная стадия развития познавательного интереса. Под ним понимается такой уровень познавательного интереса, когда ученик стремится осуществить самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. В основном это узкий интерес к определенной отрасли знаний.
В своих работах Л. И. Божович отмечает, что развитие познавательного интереса у детей происходит неодинаково. У одних он выражен очень ярко и носит «теоретическое» направление, у других детей он больше связан с практической активностью, что говорит о различном уровне познавательного отношения ребенка к действительности. Исследования М. А. Пастушковой показывают, что до начала «систематического обучения в школе содержанием познавательного интереса являются знания житейские, а не научные, но, тем не менее, это влияет на создание предпосылок для усвоения научных знаний». Исследования показывают, что уже в конце дошкольного периода в результате целенаправленной образовательно-воспитательной работы у детей обычно формируется новая высшая потребность — учиться.


В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни. Успех, которым может сопровождаться школьное обучение, определяется стойким познавательным интересом ученика к объекту познания. Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.
2.4 Становление и развитие познавательного интереса
Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, в которой ученик действует активно, вовлекая в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного характера. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу. Обучение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Поэтому современные учителя творчески и весьма ответственно относятся к выбору методов обучения и воспитания. Творческий подход в условиях фронтальной, дифференцированной и индивидуальной работы проявляется по-разному, хотя в основе имеет много общего. Состав и особенности объекта учительской деятельности обусловливают специфику творчества педагога в каждом конкретном случае. В одних случаях рекомендуется делать акцент на применении методов развития интереса к учению, а в других – на применении методов стимулирования долга и ответственности в учебном труде. Опытные учителя используют занимательные примеры, показывая значение изучаемой темы для решения народнохозяйственных задач, применяют познавательные игры, разнообразные способы стимулирования активности в учёбе. Но не всё в учёбе является ярким, занимательным. Поэтому необходимо вырабатывать у учащихся и волю, и настойчивость в преодолении встречающихся трудностей.



Прежде, чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, необходимо заинтересовать его ею, «позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность», Л.С.Выготский.
2.5 Формирование познавательного интереса в познавательной деятельности

Познавательная деятельность - это такая деятельность, в основе которой заложена реализация и развитие индивидуальных познавательных интересов, возможностей и способностей ребенка. Деятельность, направленная на открытие новых и интересных знаний. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование интеллектуальных, познавательных, творческих способностей. Включение младшего школьника в познавательную деятельность в процессе обучения побуждает его проявлять активность, что приводит к ярко выраженному стремлению мыслить, преодолевать умственные препятствия, самостоятельно находить решения. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность.  Д.Б. Эльконин определил учебную деятельность «как деятельность, имеющую своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, которая должна побуждаться адекватными мотивами». Важно пробудить у ребенка интерес к познанию и творческому самовыражению. В школьный период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всём мире. Необходимо найти правильные подходы, чтобы обучение превратилось в увлекательное путешествие в мир знаний. Поэтому познавательная деятельность учащихся должна направляться и организовываться учителем и носить творческий характер. Заслуга в определении механизма формирования познавательной мотивации, в том числе познавательного интереса, принадлежит А. Н. Леонтьеву. Данный механизм он назвал «сдвигом мотива на цель». Включение младшего школьника в такую деятельность побуждает его проявлять активность в познавательной деятельности, что приводит к ярко выраженному стремлению мыслить, преодолевать умственные препятствия, самостоятельно находить решения. Познавательный интерес можно связать с преобладанием положительных эмоций, сопровождающих познавательную деятельность, мотивацией к ней, потребностью познать предметы и явления окружающего мира. Для формирования познавательного интереса у детей в обучении необходим тщательный отбор содержания учебных предметов и организация на уроке творческой активности младших школьников. Это выбор новых, оригинальных, нестандартных путей решения познавательных задач; самостоятельность учащихся; широта ассоциативного ряда, неординарное использование предмета в новом качестве; богатство и разнообразие идей в творческом поиске. То есть существенная роль в данном проявлении отводится индивидуальному опыту ученика. А усилия учителя должны быть приложены к развитию данного опыта. Творческая активность, интерес к процессу познания изменяет и характер организации деятельности. В структуру творческой познавательной деятельности младших школьников, включенную в учебно-воспитательный процесс, входят следующие ее виды: познавательная, предметно-практическая, игровая, художественная, эстетическая. Общение рассматривается как особый вид деятельности и должно быть приоритетный. Необходимо создание на занятии бодрой, эмоциональной атмосферы, позволяющей ученикам осознать пользу и значимость
изучаемого материала и выполняемой работы, пережить свой личный успех и успех товарищей, а также чувство радости открытия и познания нового. Важно, чтобы на занятии царили доброжелательное отношение между педагогом и учениками, между учащимися, взаимопонимание, вера в силы и возможности каждого ученика. Создание эмоциональной атмосферы в классе способствует активному творческому поиску детей, повышает их интерес к знаниям. Необходимо детей учить учиться, то есть развивать их познавательные силы и способности, развивать их творческие способности. На занятиях детей надо учить думать и рассуждать, спорить и доказывать. Им будет интересно друг с другом. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой познавательной деятельности. Важно учитывать и то, что мотивы и интересы по мере формирования учебной деятельности вступают в сложные отношения с другими новообразованиями личности, в качестве которых выступает теоретическая позиция ученика, а также личностная значимость учебной деятельности для школьника.
2.6 Развитие познавательных процессов у младших школьников
Познавательный интерес, как отмечают учёные, положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на все психические процессы и функции (восприятие, внимание, память, мышление, волю, воображение), которые под его влиянием приобретают особую активность и направленность. Познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения). Задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон. Система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы. С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играют уроки окружающего мира, труда, физической культуры. В младшем школьном возрасте идёт совершенствование восприятия сюжетной картинки. Дети уже могут устанавливать пространственные связи между частями картины. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. В начальной школе дети начинают более правильно воспринимать время. Причём восприятие минуты от класса к классу становится более правильным. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. Наблюдение является осмысливающим и целенаправленным восприятием. У ребёнка младшего школьного возраста оно носит схематический, целостный характер.


У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах даётся много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, педагог способствует развитию их мышления. К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Поэтому педагоги должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Школьников нужно побуждать к организованности и осмысливанию учебного материала. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картинки). Установлено, что большое количество повторений одного и того же материала вызывает у детей скуку, потерю интереса. Следовательно, повторения должны быть разнообразными. Перед учениками должна ставиться какая-то новая учебная задача. Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент товарищеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку. Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана. Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Учащиеся таким образом учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.

Преобладающим видом внимания младшего школьника остаётся непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте всё ещё сильная реакция на всё новое, яркое, необычное. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении 1-4 классов развивается по-разному. Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом. Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятёрку», заслужить похвалу учителя). Объём внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания – слабее. Важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление. Младшие школьники также не умеют быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется. На характер внимания также оказывают влияние индивидуальные особенности темперамента младших школьников.