Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Исаева Валерия Максимовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выполняем работы на карточках, на выбор (даёт возможность обучающемуся оценить свой потенциал), самостоятельные работы. Используем приёмы соревнований, взаимоконтроля, взаимопомощи. У всех детей разный уровень восприятия материала, поэтому при решении текстовых задач один и тот же демонстрационный образец решения неактуален. Мы задачу рассматриваем и в краткой записи, в таблице, в схеме, в рисунке, на отрезках. Такой приём даёт возможность каждому «увидеть» задачу. На уроке «Литературное чтение» выстраиваю межпредметные связи. Дети с интересом воспринимают пересечение нескольких направлений искусства: музыки, литературы, живописи. Дети с интересом анализируют, обобщают, воображают, размышляют, сравнивают. Также на уроках «Литературное чтение» при работе с текстом использую яркие иллюстрации героев, событий, погружая учеников в события текста. Часто на уроках предлагаю творческие задания. Переключение с одного вида деятельности на другой ведет к снижению усталости, утомления, а также повышению интереса учащихся.

Большую положительную роль играют проектно-исследовательские работы. В 1-2 классах мы проводим наблюдения за сезонными изменениями растений, поведения  животных, образа жизни людей. Эта работа подразумевает и зарисовки, и семейные фотографии, домашние сочинения, поиск  дополнительных источников информации: справочники, ИКТ, журналы. Таким образом, младший школьник учится наблюдать, обобщать, анализировать. Это в свою очередь решает и нравственные задачи, так как дети изучают свой край, общаются с людьми разного возраста, учатся заботиться, соблюдают режим дня и многое другое. Так же на уроках очень эффективный такой метод, как эксперимент. Дети очень активно принимают участие в такой деятельности, восхищаются увиденным, легко усваивают и делают выводы. Учатся анализировать, задать вопросы, предполагать. Наглядный пример лучше усваивается учащимися. Ребенок не только приобретает знания, но и учится тому, как самому наблюдать, экспериментировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д. Когда ребенок чувствует, что он сам сделал или сам догадался, сам сформулировал, все это проходит на высоком эмоциональном подъеме, а следовательно несет более крепкие знания. Логически выстраивает последовательность решения проблемы, сопровождая действия яркой картинкой или действием
, все это лучше усваивается.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание и развитие психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Систематически в  работе использую работу с  пословицами, загадками, ребусами, кроссвордами, рифмами, синквейнами, головоломками, филфордами и т.д

Считаю, что активизировать познавательную активность учащихся и повышать интерес к учению необходимо на каждом этапе любого урока. Необходимо употреблять для этого различные методы, формы и виды работ: и дифференцированный подход в обучении, и самостоятельную работу на уроке, проблемные и игровые ситуации, поощрения, эмоциональное воздействие, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.

Важно помнить, что одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал.

Следует помнить, что у младших школьников ещё преобладает игровая деятельность. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий» [1,с.3]. Известный педагог С. Т. Шацкий называл игру жизненной лабораторией детства и призывал включить ее в программу школы: «Когда человек играет, он повышает свои эмоции. Нашу школу мы должны сделать местом как раз такого оживления» (1,с.1). Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. На своих уроках, особенно 1-2 классы, применяю дидактическую игру. Дидактическая игра - сильнейший фактор психологической адаптации ребёнка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрение ребёнка в мир познания. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знаний. Игра служит эмоциональным фоном, на котором можно разворачивать уроки. Считаю, что используя, из урока в урок, элементы учебно-познавательных игр идёт движение по нарастающей: игра из развлечения превращается в игру – работу, если сначала дети переживают по поводу приключений золотой рыбки, то в последующем, наряду с этим возникает желание помочь золотой рыбке выбраться из беды путём решения математической задачи. «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Поэтому на своих уроках стараюсь соединить учебные действия и игровые моменты.



Как показывает мой опыт, очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т. д. - все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся, при такой организации учебного процесса, переживают целый ряд положительных эмоций - радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком познании мира, чувство собственного достоинства и т. д., которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к учебному процессу в целом. Я не могу сказать, что старые методы преподавания полностью изжили себя. Нет, но считаю, что необходимо обогатить урок наглядностью, творческой и поисковой деятельностью. Очень важно пробудить в учащихся интерес, интерес к познанию, приобретению знания как к открытию. Чтобы ребенок чувствовал себя открывателем. Поднимая свою значимость в образовательном процессе. Развитие познавательных способностей учащихся - длительный процесс. Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели - развития творческих познавательных способностей учащихся. А учитель должен самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.

И в конце своего доклада сформулирую общие рекомендации учителю для работы по активизации познавательной деятельности:

1. В процессе обучения важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах – любознательность и потребность в творческой деятельности.

2. Важно поддерживать эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявлений творчества учащихся в учении; с одобрением подчеркивать реальные продвижения, личностного роста; само актуализации в познавательной деятельности, поощрять познавательную активность, интерес к отдельным предметам и учению в целом.

3. Необходимо создавать благоприятный психологический климат в классе на основе взаимопонимания, сотрудничества, взаимоуважения, доброжелательности как условие  для успешного усвоения материала.


4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении, самоанализа, самоконтроля, самоконтроля.

5.Обеспечить для учащихся хорошую речевую (языковую) среду (восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.). Создавать на уроке ситуации общения, речевые ситуации,  определяющие мотивацию собственной речи  детей, развивать  их  интересы,  потребности  и возможности самостоятельной речи.

6. создавать и поддерживать на уроке вовлеченность учащихся в активные виды деятельности: диалоговую, дискуссионную, групповую или самостоятельную мыслительную, игровую, творческую, рефлексивную деятельность.

7. Способствовать получению учениками информации, способствующей формированию правильных представлений, установок, касающихся сохранения здоровья, ведения здорового образа жизни.

8. Использовать в работе системно – деятельностный подход, когда новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов

9. Способность к проведению самостоятельных исследований, что помогает детям стать независимыми в изучении мира, в удовлетворении своих познавательных потребностей.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит  её находить».

                                                                                                  Адольф Дистервег.

 

Приложение №1 Анализ ФГОС

Позиция сравнения

Первое поколение ФГОС

Второе поколение ФГОС

Знание

Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают

Ученик активно участвует в процессе получения знаний

Обучение

Система знаний как бы существует в вакууме

Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни

Учение

Односторонняя комуникация учитель → ученик

Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу 

Сотрудничество

Единоличное руководство учителя

Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения


Приложение №2 Требования к оформлению печатных материалов.

Требования к оформлению печатных материалов:

MicrosoftWord, ориентация книжная, формат А4, размер шрифта – 14пт, шрифт TimesNewRoman, интервал между строками - 1,5, поля: верхние и нижние - 2; слева – 3; справа – 1,5, абзацный отступ – 1,25, название файла должно соответствовать фамилии автора.

Структура:

  • заглавие статьи располагается в центре, ниже в правом верхнем углу – инициалы и фамилия автора, ниже - образовательное учреждение и населенный пункт,

  • все цитаты должны быть с затекстовыми ссылками (в ко нце работы), в тексте же в квадратных скобках производится отсылка к порядковым номерам источников в списке использованной литературы [16. т. 2, с. 820],

  • список литературы включает всю литературу, относящуюся к теме (цитируемую, а также нецитируемую, но используемую в процессе написания работы), расположенную в алфавитно-авторском порядке (инициалы автора пишутся после фамилии), при этом указывается название источника, место издания, издательство, год издания.