Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1033

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

86 динамики горя. Выделенные Кюблер-Росс стадии (этапы) отражают общую динамику реакций на столкновение со смертью:
1. Стадия шока и отрицания
На данной стадии наблюдаются такие особенности поведения, как растерянность, отвлеченность, застывшее выражение лица, маловыразительная речь, возможны паузы и запаздывания в речи. Для человека становятся характерными определенные физиологические и поведенческие расстройства: недостаточный тонус, малоподвижность либо расторможенность и суетливая активность, мышечная слабость, вялость, бессилие, нарушение аппетита, сложности со сном. Когда для личности утрата оказывается ошеломляющей, совершенно неожиданной, то следующие за ней шоковое состояние и непременное отрицание произошедшего могут принимать парадоксальные формы, когда окружающие начинаются сомневаться в психической нормальности человека. Отрицание утраты может принимать следующие формы:
– установка на встречу – когда продолжается ожидание и есть надежда, что умерший вернется;
– иллюзия присутствия – возможны зрительные и слуховые галлюцинации;
– продолжение общения – разговор с умершим, повторное проживание связанных с ним событий, общение с ушедшим во сне;
– забывание утраты – когда в планах на будущее участвует умерший;
– культ умершего – сохранение в неприкосновенности комнаты и вещей.
2. Стадия гнева и обиды
Возникают обида и гнев в адрес тех, кто прямо или косвенно способствовал утрате близкого или не предотвратил ее. При этом обвинение и гнев могут быть направлены на судьбу, на Бога, на людей: врачей, родственников, друзей, коллег, на общество в целом, на убийц.

87
Также реакция гнева может быть направлена и на ушедшего, и на самого человека.
Личность задает себе огромное количество вопросов «почему».
Совокупность негативных переживаний, которые характерны для этой стадии, таких как раздражение по отношению к окружающим, негодование по поводу случившегося, озлобленность, обида на того, кто ушел, и тех, кто остался жив, зависть к людям, не потерявшим близких, вплоть до желания отомстить виновникам, – все это осложняет общение горюющего с другими людьми, страдают отношения с другими родственниками, со знакомыми, а также с официальными лицами и властями.
3. Стадия вины и навязчивостей
Переживающие утрату нередко истязают себя многочисленными
«если бы», «что, если», приобретающими порой навязчивый характер.
Такого рода феномены – вполне естественная реакция на утрату. В них тоже находит свое выражение работа горя, пусть и в компромиссной форме, смягчающей тяжесть потери. Можно сказать, что здесь принятие борется с отрицанием.
А.Д. Волфелт перечисляет основные формы чувства вины,
сопровождающие этот этап:
– вина выжившего – чувство, что вам следовало умереть вместо вашего любимого;
– вина облегчения – это вина, которую вызывает чувство облегчения от того, что близкий перестал страдать после своей смерти, это облегчение, в принципе, естественно, особенно если близкий человек страдал перед смертью;
– вина радости – это вина в связи с положительными эмоциями, которые могут появляться вновь после того, как любимый человек умер.
Первые две разновидности возникают обычно вскоре после смерти близкого, в то время как последняя – на поздних этапах переживания утраты.


88 4.
Стадия страдания и депрессии
Этап самого острого переживания потери сопровождается плачем и депрессией. Ссылаясь на зарубежных авторов, С.А. Шефов описывает симптомы депрессии, возникающей в ответ на утрату [41]:
– отдаление от других людей, избегание социальной активности;
– отсутствие сил, чувство изнеможения, сложность с концентрацией и организованностью;
– неожиданные приступы плача;
– нарушения сна и отсутствие аппетита;
– потеря или увеличение веса тела;
– злоупотребление алкоголем или наркотиками;
– обострение хронических болезней, проблемы со здоровьем.
Ф.Е. Василюк отмечает феномен культурного барьера, при котором длительность переживания утраты является эквивалентом любви к умершему [4].
5. Стадия принятия и реорганизации
Человек принимает ситуацию потери, восстанавливает социальные связи и заводит новые. Приняв свою новую жизнь уже без родного человека, личность снова приобретает способность ставить цели и планировать дальнейшую собственную жизнь, но уже без него. Меняются прежние планы на будущее, корректируются задачи, появляются новые цели. Постепенно у человека происходит реорганизация текущей жизни.
Произошедшие изменения не означают забвения умершего. Близкий ушедший человека всегда занимает определенное место в сердце, но больше не является средоточием его жизни. Тот, кто потерял близкого, продолжает вспоминать умершего, а порой находит в памяти о нем поддержку и силы для дальнейшей жизни. Вместо острого горя в душе человека остается тихая печаль, а потом ей на смену может прийти легкая,

89 светлая грусть (Дж. Гарлок). Работа горя приводит к разным результатам – утешению, смирению, принятию.
Горе, сопровождающее смерть близкого человека, – довольно сложный и длительный процесс, в котором выделяют следующие критические периоды времени (табл. 2).
Таблица 2
Критические периоды времени при переживании горя
Период после утраты
Характерные признаки периода
Первые 48 часов
Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в произошедшее могут быть очень сильными в первые часы
Первая неделя
Задачи проведения похорон, решение обязательных ритуальных задач, бытовые хлопоты занимают все внимание горюющих, и чувство утраты в этот период ощущается в какой-то степени автоматически. Общее состояние можно выразить как ощущение «упадка», эмоционального и физического истощения
2–5 недель
Появляется чувство покинутости другими людьми, которые вернулись к решению собственных ежедневных задач, к своей обычной жизни после похорон. Остаются сильными последствия шока, временами появляются мысли на уровне ощущений о том, что все не так плохо и жизнь продолжается
6–12 недельПостепенно сходят на нет все последствия шокового состояния, начинает четко и больно осознаваться реальность произошедшей потери. Широкий спектр


90 эмоциональных переживаний; человек явственно осознает утрату и с трудом контролирует свои реакции
3–4 месяца
Обозначается как цикл «хороших и плохих дней».
Временами повышается раздражимость, падает способность к толерантности в отношении фрустрации.
Вероятны проявления гнева как в вербальной, так и в физической формах, ощущение эмоциональной регрессии, увеличение соматических жалоб, появление проблем инфекционного и простудного характера в связи с истощенностью иммунной системы
6 месяцев
После полугода утраты начинается депрессия. Тяжесть пережитого в эмоциональном плане не снижается. О горе напоминают все обычные праздники и годовщины, которые напоминают о новом статусе горюющего и приносят повод для депрессии
12 месяцев
Первая годовщина смерти обычно является переломной, когда в течение года прошла полноценная «работа горя», но возможно кризисное утяжеление состояния
18–24 месяца
Период называется временем «рассасывания». Для человека боль потери становится терпимей, понемногу происходит возвращение к прежней жизни. Период служит своеобразным «эмоциональным прощанием» с ушедшим через осознавание, что близкого умершего забыть невозможно, он всегда останется в памяти, и больше нет необходимости заполнять болью всю оставшуюся жизнь
Иногда процесс переживания горя идет по патологическому пути.
З. Фрейд выделяет четыре типа патологической скорби:

91 1. «Блокирование» эмоций во избежание интенсификации процесса скорби.
2. Трансформация скорби в идентификацию с умершим человеком. В этом случае происходит отказ от любой деятельности, способной отвлечь внимание от мыслей об умершем.
3. Растягивание процесса скорби во времени с обострениями, например, в дни годовщин смерти.
4. Чрезмерно острое чувство вины, сопровождаемое потребностью наказывать себя. Иногда такое наказание реализуется посредством самоубийства.
У Э. Линдеманна описаны признаки поведения человека, по которым можно судить о неразрешившейся реакции горя:
– повышенная активность экспансивного и авантюрного характера без чувства утраты;
– появление симптомов последнего заболевания умершего вследствие идентификации с ним;
– психосоматические заболевания;
– изменения в отношениях с людьми (раздражительность, нежелание общаться), приводящие к социальной изоляции;
– яростная враждебность против определенных лиц, например против врача;
– картина шизофрении, проявляющаяся формальным поведением и
«одеревеневшими» чувствами на почве скрываемой враждебности;
– утрата социальной активности, неспособность решиться на какую- нибудь деятельность;
– необдуманные действия, наносящие ущерб собственному экономическому и социальному положению;
– ажитированная депрессия: напряжение, возбуждение, жесткие самообвинения и потребность в наказании.


92
Переживание горя детьми требует особого рассмотрения. В частности, Джон Боулби описывает три фазы детского горя:
1)
фаза протеста, при которой дети не принимают саму мысль о смерти близкого человека, отказываются верить в нее;
2)
фаза дезорганизации, которая заключается в том, что мало- помалу ребенок принимает мысль, что родной ему человек больше не возвратится;
3)
фаза реорганизации, в ходе которой идет процесс принятия потери, и ребенок навсегда прощается в своих мыслях с ушедшим. Ребенок начинает возвращаться к жизни, но при появлении в поле зрения или деятельности каких-то напоминающих событий или предметов горе ненадолго возвращается. Работа горя у детей происходит за более короткое время, чем у взрослых, в том случае, когда их горю не мешают и не препятствуют.
Патологически протекающее горе у детей связано с явным отрицанием утраты и тяжелыми размышлениями о произошедшей потере близкого даже через несколько месяце после происшедшего события.
Возможны личностные изменения, возврат на более раннюю стадию развития, такие нарушения, как энурез, сосание пальца, сложности с засыпанием. Считается, что горе у ребенка прорабатывается неэффективно, если он навязчиво фантазирует о том, что умерший взрослый вернется, и даже спустя несколько месяцев он отказывается принять мысль о том, что значимый для него взрослый умер. Депрессивное состояние детей необходимо рассматривать на полном серьезе. В качестве симптомов депрессии у ребенка рассматриваются физические и соматические жалобы, ухудшения здоровья, наличие ночных кошмаров, в межличностном плане сложности общения в виде отгороженности и пассивности, вялость и апатичность поведения, уход в себя, конфликтность в отношениях с другими людьми.

93
В целом же дети восстанавливаются быстрее, чем взрослые. Сильное влияние может оказать один честный содержательный разговор о смерти.
Общение с понимающим взрослым необходимо ребенку, чтобы справиться с горем. Дети нуждаются в поддержке взрослых, потому что они могут им помочь разобраться в происходящем. Ведь теряя близкого человека, ребенок сталкивается с незнакомыми сущностями и сильными амбивалентными и оттого пугающими чувствами, которые дети не могут самостоятельно принять и интерпретировать.
Переживание горя связано с уровнем развития личности ребенка и возрастными особенностями. Нижнего предела в переживании горя ребенком, вопреки расхожим представлениям, не существует. Если ребенок мал и пока недостаточно овладел речью, потеряв близкого человека, переживает свое горе исключительно на физическом и эмоциональном уровне. Он приобретает довербальный опыт переживания горя. Маленькому ребенку сложнее справиться с горем, поскольку он не имеет важного для человека средства «выговаривания» своих переживаний. Отсутствие способов смягчить утрату в самом раннем возрасте наносит вред душе ребенка, не затрагивая интеллект, через физическое страдание. Отсутствие физического контакта со значимой для ребенка фигурой приводит к психологической опустошенности, которую ребенок продолжает ощущать, став старше, даже после того, как он приобрел навыки логического мышления и речевого поведения.
Маленький ребенок, переживающий горе утраты, отделен от внешнего мира. Когда же дети переносят потерю близкого человека в более старшем возрасте, они имеют мысли и чувства, соответствующие определенной стадии переживания. Дети, получившие опыт утраты и не получившие тепла и физического контакта в этом состоянии, в дальнейшем становятся особо чувствительны к разлуке и склонны к изоляции.
Утрата близкого человека происходит не только при его смерти, но и при его уходе из семьи и из общей жизни. Развод супругов и расставание


94 рассматривается психологами как критическая ситуация, схожая с утратой близкого человека, и имеет схожую динамику переживаний. Развод представляет собой смерть отношений, а чувства, которые при этом возникают, являются не менее болезненными, чем при реальной смерти супруга.
При анализе этапов проживания развода принято пользоваться классификацией стадий переживания Кюблер-Росс:
1. Стадия отрицания. На первых порах реальность происшедшего супругами отрицается. Как правило, каждый человек затрачивает на построение близких отношений много психической энергии, это становится приоритетной ценностью в жизни, поэтому он не может быстро смириться с необходимостью расставания. На первой стадии ситуация развода принимается участниками через механизм рационализации – тип психологической защиты. Супружеские отношения, которые разрушаются, человек пытается объяснить и оправдать, говоря себе и окружающим, что все так, как и должно быть, ничего страшного не произошло, ситуация поправима, временно решили сделать паузу в общении.
2.
Стадия озлобленности. Заключается в попытке снять накопившееся напряжение через агрессию, защиту путем озлобленности по направлению ко второму партнеру. Возможны попытки привлечь на свою сторону других людей – родителей, коллег по работе, друзей, детей, возможны манипуляции.
3. Стадия переговоров. Эта стадия является самой сложной в переживании развода, на ней партнеры предпринимают попытки вернуть отношения и восстановить утраченное, применяя различные манипуляции по отношению друг к другу, в том числе информативное воздействие, сообщение о беременности, провокацию сексуальных отношений, привлекают на свою сторону другие стороны, чтобы повлиять на мнение партнера и вернуть его.

95 4. Стадия депрессии. Проявляется в форме угнетенного настроения по причине того, что психологические защиты снимаются, предшествующие действия и переговоры не привели к положительному результату. Возникает чувство недовольства собой, своей неудачей в отношениях, временно человек избегает отношений с другими людьми, теряет доверие к ним. Впоследствии переживания, которые человек испытывал во время своего развода, испытанное им чувство отвержения длительное время не дают человеку инициировать новые межличностные отношения.
5. Стадия адаптации. Перечень проблем, которые характерны для жизни человека после прекращения семейных отношений, довольно широк и заключается как в финансовых, бытовых вопросах, так и в деле воспитания детей и ухода за ними. Происходит существенная ломка социальных стереотипов. Бывшим супругам приходится научиться без пары ходить в гости к друзьям, проводить свой досуг. Требуется найти способ приемлемым и безопасным образом удовлетворять сексуальную потребность. В решении бытовых вопросов важную роль приобретают навыки ведения хозяйства без супруга.
Проведение консультативной работы при утрате близкого
человека – многоэтапная последовательная работа, которая начинается с утешения и эмоциональной поддержки, физического контакта и присутствия, а заканчивается разрешением тяжелой и болезненной реакции потери. Функция психолога связана не с тем, чтобы притупить тяжесть душевных переживаний, снизить их остроту, а оказать человеку помощь в совершении работы горя, «проживании» всех этапов утраты.
Важнейшая цель консультативной работы – это создание условий для выражения чувств и высказывания вслух тех мыслей, которые тревожат человека. Если происходит подавление реакции утраты, необходимо выявить те причины, которые не дают человеку проработать свое горе, отреагировать его. Однако самая эффективная «работа горя» происходит