Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1032
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
104
Психологическая поддержка безработных включает мероприятия по коррекции психического состояния и создания условий для облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте.
Реализация данного воздействия может быть осуществлена на нескольких уровнях:
1)
мотивационном
(повышение активности человека, актуализация потребности в работе, в самопознании и саморазвитии);
2)
когнитивном
(повышение самооценки, коррекция представлений человека о самом себе, переоценка жизненной ситуации и формирование у клиентов позитивной жизненной перспективы);
3)
эмоциональном (коррекция текущего состояния клиента, снятие эмоционального напряжения и формирование умений саморегуляции);
4)
поведенческом (формирование эффективных умений и навыков эффективного поведения на рынке труда).
Одной из форм психологической поддержки безработных является организация групповых тренинговых занятий и семинаров, которые реализуются в рамках программ социальной адаптации безработных граждан. Такие занятия могут проводиться в клубной форме («Клубы ищущих работу», «Новый старт» и т. д.).
Главными задачами такой работы является обеспечение безработных информацией о рынке труда, знакомство со способами поиска работы, оказание психологической поддержки и формирование уверенности в себе, повышение самооценки, обучение навыкам телефонных переговоров, оформления резюме, прохождения собеседования с работодателем, подготовка к адаптации на будущем месте работы. Клуб оснащен, как современный офис, в нем есть все необходимое для самостоятельного поиска работы. В основу уже работающих клубов положена канадская модель, получившая в настоящее время широкое распространение во многих европейских странах.
105
Тема 8. Специфика переживаний и психологического
сопровождения лиц, лишенных свободы
Прежде чем рассматривать особенности переживаний личности, находящейся в заключении в исполнение наказания, необходимо определить смысл самой исправительной системы, сложившейся к настоящему времени. Наказание преследует три цели: покарать, исправить и перевоспитать осужденного, а также предупредить преступление в дальнейшем.
«Карательный эффект» предполагает причинение страданий через изоляцию личности от общества и принудительную регламентацию жизни и быта, а также личностных проявлений осужденных. Это реализуется введением жесткого режима и назначением определенного срока действия наказания. В психологическом аспекте наказание является фактором отрицательного подкрепления совершенного осужденным проступка через причинение физических и моральных страданий. «Исправительный эффект» предполагает применение специальных средств исправления, перевоспитания (в т. ч. через включение в трудовую и общественную деятельность в исправительном учреждении) и ресоциализацию личности, формирование готовности к возвращению на свободу.
Специфику влияния тюремного заключения на личность и тяжесть последствий лишения свободы отражают результаты эксперимента, получившего название «Моделированная тюрьма», в котором принимали участие 24 учащихся колледжа. Их разделили на две группы, равные по социально-демографическим и психологическим свойствам. Одна группа выполняла роль надзирателей, а вторая – заключенных. Были оборудованы карцер и камеры с решетками, замками, нарами и пр. Испытуемых одели, соответственно, в униформу заключенных и надзирателей, что способствовало идентификации личности с выполняемой социальной
106 ролью.
Предполагалось, что эксперимент продлится две недели. Однако уже через пять суток пятерых заключенных пришлось срочно освобождать, а еще через два дня эксперимент досрочно был прерван. Причиной послужили серьезные личностные изменения, которые происходили как с
«заключенными», так и «надзирателями».
Между двумя «лагерями» с первых часов установились враждебные и агрессивные взаимоотношения. У большинства «заключенных» наблюдался «тюремный синдром» – потеря личностной индивидуальности, сходство в поведении и речи, снижение чувства собственного достоинства, подавленность. Пятеро «заключенных» впали в состояние депрессии, проявляли крайнее беспокойство, стали неуравновешенными.
Наблюдались соматические проявления (например, в результате психического напряжения). «Надзиратели» стали проявлять жестокость по отношению к «заключенным», демонстрировали власть над людьми, находящимися в зависимости от них, прибегали к наказаниям и даже унижениям. Впоследствии они объясняли это возникшим в ходе эксперимента ощущением уверенности в их виновности.
Экспериментаторы и участники были поражены выявленным влиянием тюремных условий на психику человека.
Как отмечает американский ученый X. Зер, атмосфера традиционной тюрьмы «лишает человека собственного достоинства... По сути, тюремные нормы предписывают постоянное послушание, умение следовать приказам. ...Покорность и послушание – вот тот урок, который призвана преподать тюрьма, но меньше всего этот урок пригодится, чтобы освоиться на свободе» [цит. по: 15].
Рассмотрим факторы, определяющие негативное влияние
лишения свободы в условиях тюремного заключения.
При заключении человека под стражу и он сам, и его родственники переживают очень сильный стресс, в первую очередь связанный с
107 неизвестностью, недостатком информации. Основными оперативными задачами в этой ситуации являются выбор стратегии защиты, сбор информации, поиск адвоката, обеспечение арестованного необходимыми вещами и продуктами и др. Наиболее тягостной является досудебная часть этого периода, особенно для людей, столкнувшихся с ситуацией впервые.
В местах лишения свободы развивается определенный комплекс психических состояний. К наиболее типичным из них следует отнести следующие:
– состояние неопределенности и ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения и т. д.);
– отрыв от общества и от привычной для каждого человека среды, от близких, семьи и осознание длительности этого отрыва; часто отсутствие информации о жизни близких;
– сознание своей вины перед семьей, перед другими людьми;
– крах жизненных планов, целей, крушение надежд, разрушение привычной картины мира;
– вынужденность ситуации и лишение определенных прав, среди которых основными являются свобода передвижения, общения, выбор вида деятельности, возможность планировать свое поведение; ощущение бессилия перед системой, которая заведомо сильнее;
– резкое изменение привычного статуса, привычного круга общения и социальных ролей (сын, муж, отец, сотрудник, «душа компании»);
– ограничение потребностей и физических возможностей
(сексуальных, потребности в движении, потребности в свежем воздухе, смене обстановки и окружения);
– большая и круглосуточная скученность людей в одном месте, невозможность уединения, необходимость делить быт, в том числе и с такими людьми, с которыми мало кому хотелось бы вместе жить;
– ограничение эмоциональности
(невозможность поделиться
108 тревогами), отсутствие доверительных отношений (свои слова, переживания необходимо соизмерять с вынужденными сотоварищами); возникновение феномена «одиночества в толпе».
Психологическое состояние осужденного определяется тем, что заключение психологически по-разному воспринимается и переживается разными людьми в зависимости от пола, возраста, социального и семейного положения, времени нахождения в конкретном учреждении.
Играют роль вид режима, отношение осужденного к приговору, количество судимостей, индивидуальные особенности личности.
Женщины, как правило, сильнее и глубже, чем мужчины, переживают ограничения связей с семьей и детьми. В тюрьме изоляция от внешнего мира переживается тяжелее, чем в колонии. Для сельского жителя лишение свободы в помещениях камерного типа оказывается болезненнее, чем для горожанина, по данным В.Л. Васильева [3].
Одномоментное изменение образа жизни и ломка жизненных планов приводит к формированию комплекса специфических проявлений, называемых «синдром лишенного свободы» («тюремный синдром»).
Основным компонентом психического состояния у лишенных свободы является фрустрация – повышенная нервно-психическая напряженность в связи с объективно-неопределенными трудностями на пути к достижению личностно значимой цели. Состояние может проявляться в безнадежности, обреченности, апатии и пассивности, неверии в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь.
Типичным эмоциональным состоянием в местах лишения свободы является тоска (по дому, родным, близким, свободе).
Такое состояние способствует накоплению отрицательных эмоций, которые внезапно проявляются в аффектах, агрессивных действиях – раздражительности, возбудимости, возмущении, крике, угрозах, резких срывах в поведении. Постоянное психическое напряжение влияет на напряженность в отношениях между осужденными, между ними и
109 представителями администрации, провоцирует острые конфликты, нередко по внешне ничтожным поводам. Нередко такое поведение не имеет каких- либо конкретных целей, а является попыткой снять внутреннее напряжение. Постепенно такой стиль поведения, равно как и высокий уровень тревожности, становится привычным, сохраняясь даже после освобождения от наказания и провоцируя повторное преступное поведение. На эту особенность тюремной жизни указывал Ф.М.
Достоевский в «Записках из Мертвого дома»: «Удивляются иногда начальники, что вот какой-нибудь арестант жил себе несколько лет так смирно, примерно, даже десяточным его сделали за похвальное поведение, и вдруг решительно ни с того, ни с сего – точно бес в него влез – зашалил, накутил, набуянил, а иногда даже просто на уголовное преступление рискнул или на явную непочтительность перед высшим начальством: или убил кого-нибудь, или изнасиловал и проч. Смотрят на него и удивляются.
А между тем, может быть, вся-то причина этого внезапного взрыва в том человеке, от которого всего менее можно было ожидать его, – это тоскливое, судорожное проявление личности, инстинктивная тоска по самому себе, желание заявить себя, свою приниженную личность, вдруг проявляющееся и доходящее до злобы, до бешенства, до омрачения рассудка, до припадка, до судорог».
Постоянное пребывание в состоянии тревожности и стресса из-за необходимости все время контролировать свое поведение, сдерживать эмоции и чувства может стать серьезной проблемой, проявляясь в психосоматических нарушениях. Непроявленные, неотреагированные отрицательные эмоции влияют на изменение ритма дыхания, напряжение мышц, что при длительном сдерживании реакции чревато функциональными расстройствами (головными болями, бессонницей, расстройством кишечника, рвотой, язвой и т. д.).
Психическое состояние осужденных существенно меняется в зависимости от времени нахождения в пенитенциарном учреждении.
110
Преодолеть эти тягостные состояния осужденный может путем адаптации к новым для себя условиям, правилам и нормам тюремного общежития.
Существует две формы адаптации к условиям социальной
изоляции: адекватная или неадекватная. Основными признаками
адекватной реакции является, во-первых, соответствие поведения осужденного предъявляемым администрацией требованиям – соблюдение режима отбывания наказания, способность контролировать свое поведение и эмоции. Во-вторых, нормальная адаптация улучшает психическое состояние заключенного, снимает внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям. Он начинает объективно оценивать свой статус, может прогнозировать дальнейшее пребывание в исправительном учреждении, включается в активную общественную жизнь (трудится, учится, участвует в самодеятельности).
На некоторых осужденных лишение свободы не оказывает психотравмирующего воздействия, если требования режима не являются для них новыми, а колония стала «родным домом». Требования администрации они воспринимают с позиций целесообразного конформизма.
Для неадекватной (патологической) реакции характерно проявление психопатологических признаков и дезадаптивного поведения у лица, считавшегося до осуждения психически здоровым. А.Д. Глоточкин и В.Ф.
Пирожков сюда относят фобии, тревожно-депрессивные, негативно- депрессивные и негативно-истерические реакции.
Клаустрофобическая реакция проявляется в боязни закрытого пространства – камеры следственного изолятора или тюрьмы. При нахождении в камере эти лица проявляют двигательное беспокойство, на прогулках – повышенную двигательную активность. Указанные реакции более выражены у сельских жителей.
Тревожно-депрессивная реакция проявляется в преобладании угнетенного, подавленного настроения, чувства безнадежности, отчаяния,
111 пессимистического отношения к жизненным перспективам. Такие осужденные отличаются раздражительностью, тревогой за оставленную семью, беспокойством за «незавершенные дела» на свободе. У них часто наблюдаются нарушения сна, длительная бессонница, тоска по дому.
Негативно-депрессивная реакция характеризуется наличием всех вышеуказанных признаков в сочетании с внутренним негативным отношением к факту лишения свободы, непризнанием себя виновным, отсутствием раскаяния за содеянное, нарушением режима отбывания наказания, игнорированием указаний и требований воспитателей, отсутствием установки на исправление при внешне подавленном настроении, апатии и безразличии.
Негативно-истерическая реакция проявляется в демонстративно- негативном поведении, стремлении привлечь к себе внимание окружающих как к лицу, «невинно пострадавшему от правосудия».
Для значительной части таких лиц характерно стремление к сутяжничеству, жалобам на неправильное отношение со стороны следователей, суда, воспитателей, администрации колонии. Отличительной чертой указанных лиц является эгоцентризм, бравада своим преступным прошлым с целью завоевать авторитет у других осужденных, подчинить их себе.
Следует отметить и тот факт, что среди осужденных (особенно молодых) растет количество лиц с различными отклонениями от психической нормы: психопатией, легкой дебильностью, акцентуациями характера и др.
Осужденному по крайней мере трижды приходится переживать весьма сложные
адаптивные
ситуации, каждый раз заново приспосабливаясь:
1) к требованиям режима отбывания наказания, к условиям труда, среде осужденных, жизни и быту в исправительных учреждениях;
2) при изменении предварительного заключения на место
112 отбывания наказания – к новым условиям труда и быта, требованиям режима, правилам внутреннего распорядка и т. п.;
3) в связи с освобождением из исправительного учреждения – к условиям жизни на свободе, работы в коллективе свободных граждан, к жизни в семье и т. п.
В процессе адаптации к лишению свободы выделяют следующие
стадии.
Наиболее глубокие переживания характерны для начальной фазы
адаптации
– общая ориентировка, вхождение в коллектив исправительного учреждения.
Успешность прохождения этого периода во многом связана с соответствием фактической ситуации той информации, которую он получил в период пребывания в следственном изоляторе и в ходе психологической подготовки от других осужденных и воспитателей пенитенциарной системы.
А.В. Кудин в книге «Как выжить в тюрьме» так описывает эту фазу:
«Если ты человек для тюрьмы новый и не спешишь раскрываться перед сокамерниками, тебе укажут нейтральное место, после чего за каждым твоим жестом, шагом, поступком будут наблюдать в течение двадцати четырех часов. Обычно, кто есть кто, становится ясно спустя три-четыре дня. Затем придется съехать на более или на менее почетное по тюремным понятиям место» [15].
В зависимости от уровня криминализации личности и источников информации о предстоящей адаптации, осужденные могут избрать различные тактики вхождения в коллектив исправительного учреждения: тактику поддержки актива и администрации; тактику борьбы за лидерство и самоутверждение на негативной основе; тактику выживания; тактику четкого нейтралитета; тактику поиска покровителей; тактику полной неадаптированности и самоагрессии.
Перед администрацией и психологами пенитенциарной системы
113 стоят задачи отслеживания направленности внешней активности и характера переживаний осужденных и сопровождения адаптации по следующим направлениям:
– профилактика возможных межличностных или личностно- групповых конфликтов;
– предотвращение суицидальных попыток;
– поддержка в приспособлении к конкретным условиям, средствам исправления и ситуациям отбывания наказания.
Вторая фаза – «нивелировка» наступает примерно через пять-шесть месяцев пребывания в исправительном учреждении. Происходит усвоение стереотипов «зоновского ролевого поведения», вследствие чего личностные реакции многих осужденных нивелируются. В типовых ситуациях заключенные становятся похожими друг на друга по внешним проявлениям – походка, позы, жесты, жаргон в речи, обращение к персоналу. Эти признаки также входят в «синдром лишенного свободы».
Наряду с этой тенденцией наблюдаются попытки проявления индивидуальных особенностей и интересов на производстве, во время досуга, в построении отношений с «близкими по линии судьбы» осужденными («земляками, «сверстниками» и т. п.).
Третья фаза – «завершение адаптации» – наступает обычно к концу первого года отбывания наказания и характеризуется тем, что осужденные начинают ставить перед собой конкретные цели и стремятся их реализовать в условиях учреждения, а также жить не только прошлым и настоящим, но и надеждой на будущее. «Я понял, что выжить можно лишь в том случае, когда твердо знаешь, зачем и во имя чего, когда есть четкая цель, а слова «любить» и «ненавидеть» уже не просто слова, а смысл оставшейся жизни», – отмечает свой опыт пребывания в заключении А.В.
Кудин, автор книги по выживанию в условиях заключения.
На данной фазе главная задача сотрудников исправительных учреждений состоит в том, чтобы в жизненных планах осужденного нашло