Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 874

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

68 она совсем не виновата, не стоит, потому что она этому не поверит. Не надо пытаться разрушить веру клиента в свою вину. Важно помочь клиенту снять с себя ответственность за случившееся.
4. Повышение самооценки. Здесь происходит определение личных границ клиента, которые были нарушены насилием, а теперь вновь могут вернуться под контроль клиента. Прощение себя, смысл которого в том, чтобы «отпустить» воспоминание о насилии. Целью работы является также возвращение представления о том, что мир доброжелателен и может быть безопасен. Возрождение доверия к людям.
5.
Учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей жертвы.
6. Оказание любой помощи по максимально эффективному поиску возможностей выхода из кризисной ситуации – необходимой информации, консультирования, подключения социальных служб, юристов и т. п.
Далее мы рассмотрим отдельные аспекты оказания помощи при различных видах насилия.
Экстремальные ситуации, связанные с угрозой для жизни. К подобным ситуациям относятся ограбление, нападение на человека, захват в заложники. В подобных случаях происходит внезапное столкновение с реальной угрозой жизни человека. Как правило, у человека в обыденной жизни действует психологическая защита, направленная на снижение значимости смерти, которая понимается как нечто отдаленное. В случае экстремальной формы насилия меняется образ мира, действительность резко начинает представляться наполненной неуправляемыми роковыми случайными событиями. Пострадавший делит свою жизнь на две части – до события и после него. Происходит отстранение от других «обычных» людей, он считает, что окружающие не могут понять его переживаний.
Даже отсутствие опыта прямого физического насилия в такой ситуации сопровождается сильнейшей психической травмой.

69
Приемы оказания помощи взрослому человеку в ситуации внезапного
экстремального насилия [18]:
1. Мероприятия, помогающие пострадавшему выразить чувства, сопровождающие полученный опыт. В случае отказа говорить об этом можно предложить описать события, передав свои чувства в виде рассказа.
2. Предоставление возможности общения с людьми, которые пережили аналогичную или ту же самую экстремальную ситуацию. Для этого применяется метод дебрифинга, о котором будет рассказано позже в разделе методов терапии кризисных состоянии. Возможен даже обмен номерами телефонов участников события.
3. Помощь пострадавшему в поиске аргументов, которые позволяют сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни, либо приводят к благоприятным последствиям перенесенных жизненных испытаний.
4. Исключение из поведения пострадавшего паттерны «жертвы», когда он пытается использовать экстремальную ситуацию для получения выгоды, оправдания своего бездействия.
Когда насилию подвергается ребенок, либо он становится свидетелем насилия или нанесения увечий по отношению к членам семьи и другим людям, он включается в очень сильные переживания, начинает бояться повторения события, претерпевает разрушение уверенности в справедливости мира, чувствует свою беспомощность. Прямое насилие, примененное к ребенку, является для него чрезвычайно трудным психологически, настолько непереносимым, что он впадает в оцепенение и отгораживается от контактов. В памяти ребенка картина события без надлежащей когнитивной переработки может настолько явно и образно зафиксироваться, что он будет постоянно представлять себе страшные моменты события. Наблюдение за страшными действиями преступника разрушает веру ребенка в то, что взрослые могут владеть собой.
Идентифицируя себя со взрослыми, как отмечает И.Г. Малкина-Пых,
«ребенок начинает бояться собственных неконтролируемых эмоций,


70 особенно если у него есть фантазии о мести. Ребенок может испытывать чувство вины (считать причиной события свое поведение). Ребенок, переживший психотравмирующее событие, не видит жизненной перспективы (не знает, что будет с ним через день, месяц, год; теряет интерес к ранее привлекательным для него занятиям). Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки личностного развития» [18].
Приемы оказания помощи ребенку в ситуации внезапного
экстремального насилия:
1. Обеспечить обстановку безопасности (нужно обнимать ребенка, разговаривать, организовывать его досуг, участвовать в его играх).
2. Ребенок должен понимать, что взрослые всерьез относятся к его переживаниям. Нужно снять уникальность его ситуации, приводя в пример других детей, которые тоже через такое прошли.
3. Найти успокаивающие занятия, обратиться к приятным образам из прошлого. Например, посмотреть фотографии, расспросить или напомнить о прошлом, чтобы ослабить новые неприятные воспоминания.
4. Выстроить с ребенком ближайшую жизненную перспективу, наметив конкретные цели на конкретные сроки.
5. Переводить разговоры о событии с описания деталей на переживания и чувства.
6. Подчеркивать нормальность тех чувств, которые испытывает ребенок: страх, гнев, беспомощность.
7. Помочь ребенку выразить свои переживания в виде образов, например в играх с куклами, в рисовании, занятиях с песком или водой.
8. Хвалить ребенка за достижения, чтобы повысить самооценку.
9. Отслеживать и предупреждать попытки ребенка использовать свой статус пострадавшего и через это манипулировать другими, исполняющими его желания из чувства жалости.

71
Специфика оказания помощи жертвам сексуального насилия.
Пострадавший от сексуального насилия испытывает комплекс сильнейших дополнительных переживаний: чувство вины, переживание безысходности, невозможности контролировать событие и затруднения в его оценке, страх того, что другие люди узнают о насилии, стыд, брезгливость к собственному телу.
Психологически ситуация выглядит для жертвы по-разному в зависимости от того, был ли насильником знакомый или незнакомый человек. Когда насильник был знаком с жертвой, то причина случившегося чаще всего ищется внутри себя. Стресс после насилия в этом случае не такой острый, как во втором случае, однако последствия проявляются дольше. Если насильником был незнакомый человек, то жертва в большей степени склонна видеть причину происшедшего во внешних обстоятельствах, например в том, что событие произошло в ночное время, в безлюдном месте и тому подобное.
В руководстве по кризисной психологии И.Г. Малкиной-Пых [18] приводится перечень задач, которые стоят перед женщиной, ставшей жертвой сексуального насилия, и реализуются в длительной реабилитационной работе с психологом:
1) изменить отношение к себе:
– принять себя;
– признать свою уникальность;
– обрести любовь и уважение к себе;
2) обратить внимание на себя с целью лучшего познания:
– изучить свой характер, разобраться в особенностях его проявления в работе, общении, выполнении семейных ролей;
– выявить необходимость изменения характера;
– разобраться в своих предпочтениях, интересах, склонностях, выявить приоритеты;


72
– провести анализ своих ценностей и жизненных смыслов;
– обратить внимание на свое тело;
3) провести работу по изменению отношения к другим людям:
– развивать качества, способствующие пониманию других людей, их намерений и позиций;
– научиться признавать уникальность другой личности;
4) настроиться на восстановление и самореабилитацию:
– взять ответственность за восстановление на себя, чтобы избавиться от ожиданий этого от других и следующих за разочарованием раздражения,
«поиска виновного», беспомощности, «ухода в болезнь»;
– освоить практики, способствующие достижению равновесия;
5) обрести взгляды, способствующие психическому равновесию личности:
– принять зависимость переживаний от отношения к происходящему;
– искать источники проблем в себе самом;
– не пытаться изменить мир, акцентироваться на изменении его восприятия;
– внутреннему равновесию способствует принятие других людей такими, как они есть, без попыток их изменения;
– перестать тревожиться и ориентироваться на жизнь «здесь и теперь»;
– принять меры, чтобы избавиться от страха, потому что он влияет на поведение и невербально определяет природу отношений с другими людьми;
– освоить умение прощать, чтобы менять отношение и избегать лишние переживания.

73
В консультировании жертв насилия отмечено, что более благоприятно жертва изнасилования воспринимает в качестве консультанта человека того же пола. Как считает А.Н. Моховиков [18], не следует выяснять подробностей произошедшего. Предпочтительно дать возможность пострадавшей проговорить ощущения и чувства, используя приемы активного слушания.
В случае, когда жертва винит себя в том, что она не оказывала насильнику достойного сопротивления, необходимо говорить о том, что в сложившейся ситуации ее действия были оправданы инстинктом самосохранения, она могла получить более серьезные повреждения и главное, что она осталась жива.
Не рекомендуется для утешения пострадавшей пытаться обнимать ее, поскольку телесный контакт может оказаться неприятным. Можно взять человека за руку, прикоснуться к плечу.
Важно вселить в пострадавшую уверенность в том, что она может рассчитывать на поддержку. В частности, это касается совершения действий, связанных с обращением в полицию. Психолог в целях эмоциональной поддержки может сопровождать жертву изнасилования при подаче заявления, поскольку подробное изложение случившегося в присутствии полицейских, прохождение всех необходимых процедур может заставить снова в подробностях пережить произошедшее.
Когда в ходе консультативной работы жертва изнасилования рассказывает о случившемся, необходимо побуждать ее обсуждать не столько детали события, сколько чувства, которые она переживала и переживает.
Жертвам изнасилования хорошо помогает групповая терапия, поэтому в кризисных центрах организуются группы поддержки.
Основными формами работы с пострадавшими являются активное слушание, создание атмосферы безопасности, эмоциональная поддержка и обеспечение доступа к необходимой для восстановления информации.


74
Полученная возможность поделиться травматическим опытом с людьми, пережившими подобное и хорошо понимающими, о чем идет речь, избавляет пострадавших от изоляции, стыда, страха непонимания и осуждения.
В психологическом сопровождении жертв сексуального насилия зачастую оказывается недостаточно вербальных методов. Психологи проводят специальную реабилитационную работу через тело клиента.
Жертва имеет физические симптомы, которые возникают при воспоминании о насилии, которые следует прорабатывать, используя приемы телесно-ориентированной терапии.
Примером может быть метод танцевально-двигательной терапии
Бланш Эван для реабилитации жертв сексуального насилия. Творческие невербальные формы работы с телом позволяют достичь состояния психофизического единства, восстанавливают целостность расщепленного
«Я». Формы работы в рамках тренинга телесно-ориентированной терапии восстанавливают физические и психологические границы личности, благодаря чему достигается личностная автономность и устраняется риск вторичной виктимизации.
Активно используется в работе с жертвами сексуального насилия семейная терапия. Реакция окружающих часто является обвинительной по отношению к жертве. Нередки случаи отвержения жертвы членами семьи и общины, поэтому семья привлекается к участию в терапии. В случае насилия над ребенком в общую работу включаются родители, опекуны и другие люди, непосредственно несущие ответственность за ребенка. После случившегося другие члены семьи могут оказаться в эмоциональной изоляции. Они переживают, что другие люди, в том числе психолог, станут обвинять их в происшедшем. Переживание чувства вины и страха перед другими скрывается от окружающих и выражается косвенным образом через цинизм и враждебность. Включение в рамках семейной терапии в общую работу, подключение к групповой работе дают им возможность

75 почувствовать поддержку и понимание, снять уникальность ситуации и найти ресурсы для изменения.
Психологическая работа с детьми, подвергшимися сексуальному
или физическому насилию, считается более сложной и не имеет общепринятой схемы терапевтического вмешательства.
Когда случай является единичным, возможно краткосрочное психологическое консультирование. Когда происходило длительное неоднократное насилие, психологи осуществляют долгосрочную работу со всей семьей, а не только с ребенком.
В настоящее время наиболее распространен эклектичный подход к организации психологической работы с детьми, пострадавшими от насилия. В числе методов применяются визуализация, арт-терапия, психодрама, музыкотерапия, танцевальная терапия, когнитивно- поведенческая терапия, гештальт-терапия. Модель консультирования включает три основных направления работы с ребенком: работа с представлениями и мыслями, отреагирование и регуляция эмоциональной сферы, коррекция поведения.
Задачей психологической работы является не только помощь ребенку в преодолении последствий психологической травмы, но и формирование навыков поведения, соответствующих возрасту.
Использование групповой психологической работы при консультировании детей, переживших сексуальное насилие, является достаточно непростым, потому что острота переживаний может усложнить работу с чувствами в группе других детей. Однако она применяется, потому что типичной реакцией родителей на изнасилование являются чувства беспомощности, ужаса и гнева. Они сами нуждаются в помощи психолога. Детям, ставшим жертвами сексуального насилия, очень трудно по собственной инициативе обсуждать происшедшее с близкими взрослыми. Более эффективной оказывается групповая терапия. Эта форма работы используется на определенных стадиях работы, когда приходит


76 время с помощью групповых дискуссий способствовать формированию представлений о том, кому в этом мире можно доверять, какого поведения с окружающими стоит придерживаться. Возможности групповой терапии могут быть использованы для решения задач социализации ребенка.
Совместная работа в групповом тренинге учит понимать свои права и уважать права других людей, формирует здоровые партнерские взаимоотношения детей друг с другом. Возможностью групповой терапии является развитие навыков самоконтроля и построения своего поведения согласно нормам, принятым в обществе. Участие в групповых занятиях, кроме всего прочего, повышает самооценку ребенка и снимает уникальность проблемы, поскольку в ходе групповой работы легче всего удается продемонстрировать жертве сексуального насилия, что присущие ему страхи и неуверенность разделяют другие дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Групповая форма психологической работы с детьми, пережившими сексуальное насилие, снижает чувство изолированности, способствует развитию навыков общения, дает возможность проанализировать внутренние конфликты. Дети получают возможность в доброжелательной обстановке разобраться в своих противоречивых чувствах.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11