Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1031
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
96 не на консультациях, а в естественных взаимоотношениях горюющего с окружающими его людьми, через включение человека в его новую жизнь.
Этапы психологической помощи выстраиваются в соответствии с этапами переживания горя по В.Г. Ромеку [32].
1.
Помощь на стадии шока. В состоянии, соответствующем этой стадии, для человека важно присутствие кого-то рядом, важно не быть в одиночестве и чувствовать заботу о себе. Лучше всего проявлять внимание к человеку через простые прикосновения. В остром горе сложно что-то сказать, а тому, кто в горе, слова не нужны, он не в состоянии сейчас их воспринимать. Простое пожатие руки, налитый чай, принесенный плед много лучше, чем изоляция, от того, что люди не знают, что говорить.
Страдающий человек может не принять участие, но важно просто предложить помощь.
2.
Помощь на стадии острого горя. В этот период очень важно создать условия, чтобы горюющий мог выговориться. Нужно быть готовым к тому, чтобы поддерживать разговоры с горюющим, когда тот вернется к реальности. Можно спрашивать об умершем, обсуждать причину смерти, говорить о своих чувствах в связи с тем, что случилось. У родственников можно спрашивать об ушедшем, когда они имеют потребность рассказывать. Надо слушать рассказы о том, какой он был, какие случаи были в их общей жизни, вопросы об умершем не являются бестактными. Они служат для того, чтобы горюющий мог выговориться.
Если человек впадает в задумчивость, не всегда следует вызывать его на разговор, пытаясь выяснить, в какие воспоминания он погрузился. Главная задача помощи – это создание ощущения понимания и присутствия рядом.
Позже, уже ближе к концу стадии, можно пытаться привлекать человека, понесшего утрату, к повседневным делам.
3.
Помощь на стадии восстановления. В этот период личность нуждается в помощи для возобновления обычной ежедневной жизни. На этой стадии горюющий еще может неоднократно возвращаться к мыслям и
97 эмоциям, характерным для более острого периода, поэтому ему важны возможности обсуждения своих переживаний. Человек начинает планировать будущее. В этом плане хороший эффект имеют попытки включить его в практическую деятельность. Это могут быть просьбы о помощи со стороны близких. Включаясь в простые бытовые вопросы, человек, понесший утрату, получает возможность окунуться в жизнь, возможно даже настойчивое требование вспомнить о своих обязанностях и позаботиться о других близких, которым тоже нелегко. Важнейшими задачами становятся вопросы идентичности, поиска новых социальных ролей, потребность в воссоздания своего «Я».
Если переживания приобрели характер патологического горя, либо мы видим, что есть риск перехода его в патологическую скорбь, человек нуждается в оказании профессиональной психологической помощи. Для работы с кризисным состоянием в этом случае применяется комплекс методов, разработанных в кризисной психологии для проведения терапии посттравматического стресса.
Возможно, что психологическая помощь понадобится личности даже через несколько лет после потери близкого человека, если на какой-то из стадий «работа горя» не завершилась, переживания были вытеснены или человек зациклился на них.
Психолог может столкнуться с феноменом «всплывания» у понесшего утрату острых переживаний предыдущих стадий и возвращения их интенсивности.
4.Задачей завершающего этапа является помощь в переходе к обычной жизни, в поиске и воссоздании жизненной перспективы.
Пережитая утрата близкого интегрируется в личный опыт, трансформируется в мотивацию новых достижений и энергию для нужных человеку жизненных решений. Психолог может оказать помощь в поиске целей, постановке новых задач, построении новых планов, обсуждая с личностью достигнутые результаты. Часто клиенту требуется помощь в
98 освоении новых умений и поведенческих навыков, а также в возобновлении прежних видов деятельности, возвращении к учебе или работе, умении завязывать и поддерживать знакомства с другими людьми.
Человеку, пережившему утрату, важно подчеркивать, что заменить ушедшего невозможно, но можно продолжать жить, восстановление жизни не означает забвения близкого человека. «Работа горя» полностью не завершается и происходит на протяжении всей оставшейся жизни, лишь притупляя боль утраты и трансформируя ее в печаль.
При работе с острой реакцией утраты предлагается также
трехступенчатая модель помощи по Вайтхеду:
Стадия 1. Изучение (исследование). На этой стадии клиент говорит так, как он хочет говорить. Психологу требуется его выслушать.
Стадия 2. Новое понимание. Необходимо помочь клиенту сфокусироваться на своих собственных чувствах и на истории, которую он признает своей.
Стадия 3. Действия. Стадия, нацеленная на позитивные изменения.
Важно поддержать клиента в соответствии с его жизненным планом, помочь осуществить его и оценить произведенные действия.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Тема 7. Потеря работы как причина кризисного состояния
личности
Главной особенностью современной ситуации на рынке труда является ограниченный спрос на трудовые ресурсы, что связано с действием принципа «негарантированной занятости», при котором трудоспособный человек не имеет гарантий на стабильное рабочее место на протяжении всей трудовой жизни. Для одних это выражается в реальном отсутствии работы, а для других – в возможности ее потери. Эта тенденция характерна для мирового рынка труда. К примеру, среднего американца в течение его трудовой жизни ожидают, по меньшей мере, одиннадцать перемен рабочих мест. Требованием к современным кадрам
99 является «гибкость», переход к работе по краткосрочным контрактам до следующего увольнения.
Таким образом, значительная доля трудоспособных граждан всегда находится в ситуации безработицы.
Помощь человеку в преодолении кризисных ситуаций, переживаемых в связи с потерей работы, для нашей страны является малоизученной проблемой. Недостаточно разработаны правовые, социальные и психологические механизмы поддержки безработных.
Потерю работы мы будем рассматривать как ненормативный кризис профессионального развития и трудную жизненную ситуацию, которая может быть осложнена отсутствием средств к существованию. Кризисный характер ситуации во многом обусловлен еще и другими потерями, которые влечет за собой потеря работы: статуса, привычного круга общения и т. д. К тому же безработный, в силу временной утраты своей способности быть равноправным «кормильцем» семьи, испытывает определенное психологическое давление со стороны близких. В каждой третьей семье безработных возникают межличностные проблемы, приводящие к конфликтам. Безработные отдаляются от семьи и разводятся со своими супругами в три-четыре раза чаще, чем работающие.
Большое количество исследований зарубежных авторов посвящено изучению влияния безработицы на здоровье и психологическое состояние личности. Люди, потерявшие работу, подавлены, не удовлетворены жизнью в целом, становятся тревожными, вспыльчивыми, неуверенными в себе. Для безработных характерна заниженная самооценка, склонность к фатализму и пессимизм, нарушение психического самочувствия, чаще, чем у работающих, встречаются симптомы психического дистресса. В ряде исследований зафиксирована связь между безработицей и суицидом. Так, приводятся данные о том, что спады в мировой экономике сочетаются с пиками на кривой процентов суицидов.
Существует связь безработицы с делинквентными формами поведения. В западных странах рост преступности за счет лиц, не
100 имеющих постоянной работы, составляет более 46 %. Для России без учета скрытой безработицы приводятся данные в 39 %. Подсчитано также, что при увеличении безработицы в США на 1 % количество тюремных заключений увеличивается на 4 %, а количество убийств – на 5,7 % [27].
В качестве варианта кризиса безработицы можно рассматривать ненормативный кризис утраты профессии в случаях исчезновения профессий под влиянием технических и технологических инноваций
(например, исчезновение профессии оператор ЭВМ вследствие появления персональных компьютеров, территориальное исчезновение профессий при закрытии градообразующих предприятий и т. п.).
Ненормативный кризис занятости может существовать в актуальной и латентной формах. Актуальный связан с действительно случившейся ситуацией потери работы.
Латентный ненормативный кризис занятости связан с переживанием состояния страха и неуверенности занятых, но не застрахованных от безработицы в обозримом будущем.
Для описания индивидуальных реакций человека на потерю работы используются стадийные модели, разрабатываемые в рамках теории стресса (К. Леана, Д. Фельдман, Л. Пельцман и другие). Выделяют несколько фаз развития специфических стрессовых состояний в
ситуации безработицы.
Первая фаза – состояние неопределенности и шока. Страх и эмоции выступают как факторы риска, при которых человек подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. Так, опубликованы данные о чрезвычайно большом возрастании числа несчастных случаев, происшедших на работе и вне ее, об обострении хронических и простудных болезней в период угрозы увольнения перед закрытием завода металлических изделий. В период 1994–2000 гг. страх потери работы испытывали от 60 % до 70 % работающего населения, по данным М.А.
101
Бендюкова [1]. Наиболее сильным патогенным фактором является не только сама потеря работы, но и длящаяся угроза того, что это произойдет.
Вторая фаза – наступление субъективного облегчения после потери
работы и конструктивное приспособление к ситуации. Снимается неопределенность ситуации, появляется удовлетворение жизнью из-за наличия свободного времени. Возможно улучшение состояния здоровья.
Начинаются активные поиски нового места работы. Эта фаза может длиться три-четыре месяца.
Третья фаза – утяжеление состояния. Оно наступает обычно после
6 месяцев отсутствия работы. К этому моменту исчерпываются силы противостояния неприятностям.
Обнаруживаются деструктивные изменения, дефицит активного поведения, разрушение жизненных привычек, потеря ощущения времени, отсутствие распорядка дня, потеря стремления к упорядоченности своей жизни. Колебания, связанные с появлением надежды найти работу и потерей этой надежды, могут вести к прекращению поисков, нарастанию апатии, усилению чувства социальной изоляции.
Четвертая фаза – беспомощность и примирение со сложившейся
ситуацией. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем, даже если человек удовлетворен пособием по безработице и не испытывает острых материальных трудностей. Человек прекращает попытки изменить положение, привыкает к состоянию бездеятельности и начинает бояться найти работу. В. Франкл описал неконструктивный вариант переживания ситуации потери работы, обозначив его термином «невроз безработицы», при котором из ситуации отсутствия работы человеком извлекается своеобразная психологическая выгода: теперь все неудачи приписываются безработице. В. Франкл пишет по этому поводу следующее: «Они считают, что с них ничего нельзя спросить. И сами ничего с себя не требуют.
Бедственное положение в результате незанятости, по их понятиям, как бы снимает с них всю ответственность перед другими и перед собой, они уже
102 не отвечают перед жизнью. Они винят свое бедственное положение за свои неудачи во всех сферах бытия» [37].
Вместе с тем 52 % обратившихся в службу занятости отмечают
положительные стороны безработицы,по данным Ю.М. Плюснина,
Г.С. Пошевнева [27]:
– большое количество свободного времени и возможность отдохнуть;
– социальная поддержка и пособие по безработице;
– возможность уделять больше внимания семье и детям;
– возможность оценить свои силы и способности, новым взглядом посмотреть на себя;
– возможность учиться и переквалифицироваться;
– повышение самостоятельности и ответственности.
Приведенные выше данные могут использоваться в психологическом консультировании безработных.
Типы поведения безработных разделяют по принципу «адаптивное
– неадаптивное». Степень адаптивности (приспособленности) социального поведения безработного можно оценить по тому, какой жизненной стратегии – активной или пассивной – придерживается человек, чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения, в котором находится, насколько адекватны его оценки себя как личности и работника.
Черты адаптивной личности – ответственность и ставка на собственные силы. Адаптивная стратегия поведения характерна для каждого четвертого из обращающихся в службу занятости. Они уверены в своих силах и способностях, не склонны считать себя жертвами обстоятельств, пробуют конструктивно решить проблему, полагаясь на собственные силы, а не рассчитывая на помощь извне.
Безработные с неадаптивным поведением перекладывают ответственность с себя на других, отмечают свое одиночество, покинутость, отсутствие заботы со стороны других. Меньше всего они
103 ищут выход из создавшегося положения, ориентируясь на собственные силы. Они считают себя менее счастливыми, нежели другие люди, проявляют агрессивное поведение. В этой группе безработных встречаются лица с психопатическими наклонностями (акцентуациями).
Между этими двумя типами безработных с полярными стратегиями приспособления к ситуации, составляющими в сумме примерно треть всех клиентов службы занятости, располагаются остальные безработные со смешанными стратегиями поведения.
Основные мотивы обращения в службу занятостидополняют представление о стратегиях поведения в ситуации безработицы, по данным
Ю.М. Плюснина, Г.С. Пошевнева [27]:
– обращающиеся в информационный зал без регистрации, чтобы получить новую информацию о рабочих местах (возможно, они составляют не менее 25–30 % от всех, стоящих на учете), – это люди, которые не нуждаются в государственной поддержке собственных усилий по поиску работы;
– активно стремящиеся найти работу, в т. ч. и через службу занятости
(не более 25–30 % безработных);
– действительно нуждающиеся в помощи люди, не умеющие себя
«продавать», женщины с маленькими детьми (до 30 % и более);
– обратившиеся для оформления документов для сохранения непрерывного стажа работы, получения пособия по безработице (от 30 до
50 % безработных);
– желающие получить дополнительное профессиональное образование по специальностям, востребованным на рынке (5–10 %); некоторые из них учатся «от скуки»;
– люди, не желающие работать, способные оставаться клиентами службы до конца жизни, в целом это небольшая, но уже постоянная группа людей (3–5 %).