Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 876

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

114 отражение не только стремление любыми путями отбыть наказание, но и выработалось желание позитивно изменить себя, преодолеть асоциальные стереотипы (преступный образ мыслей, негативизм к людям и социальным институтам, аморальные привычки и пр.).
Кроме индивидуальной воспитательной работы с осужденными, сотрудники исправительных учреждений (воспитатели, начальники отрядов) должны воздействовать на них и через позитивные социально- психологические явления (ритуалы, традиции, обычаи и т. д.).
Таким образом, мы подошли к проблеме поиска методов
психологического
сопровождения
осужденных.
В практике исправительных учреждений в связи с недостаточным привлечением психологов зачастую происходит лишь декларирование дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, а не реальное создание целостной воспитательной системы, базирующейся на психолого- педагогических методах. Между тем, одной из важных проблем современной пенитенциарной науки и практики является установление точного соответствия между тяжестью совершенного преступления и мерой наказания. Срок уголовного наказания, вид режима и его атрибуты, с одной стороны, должны вызывать у осужденного переживания, способные удержать его от совершения новых преступлений, а с другой – не должны пагубно сказываться на его здоровье и состоянии психики.
Длительное лишение свободы (свыше трех лет) ведет к деградации личности заключенного и далее – к деградации коллектива осужденных, являясь почвой для культивирования «воровских» традиций, нравов и стереотипов. Однако относительно краткое лишение свободы требует высокого уровня психолого-педагогической культуры со стороны всех работников исправительных учреждений, которые могли бы достаточно точно диагностировать личность и применить соответствующую систему психолого-педагогических методов коррекции.
Таким образом, основным принципом обеспечения адаптации

115 личности к ситуации лишения свободы и возвращения в нормальную среду является гуманизация исправительно-трудовой системы.
В число основных направлений ресоциализации лиц, отбывающих
наказание, включают следующие. В первую очередь необходимо привлечение значительного числа специалистов из числа психологов, психиатров, социальных педагогов и социальных работников в пенитенциарные системы, а также улучшение психолого-педагогической подготовки всех специалистов, работающих в пенитенциарных учреждениях. Это необходимо в целях обеспечения следующих направлений работы. На первых этапах адаптации важно формирование
психологической готовности жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней. Психологическую готовность нужно формировать через обеспечение трех основных компонентов: когнитивного
(информирование об условиях и нормах поведения в заключении), мотивационного (работа с состоянием тревоги и формирование желания преодолеть трудности) и поведенческого (освоение навыков эффективного поведения, взаимодействия, саморегуляции и пр.). Через обращение к лучшим сторонам личности, формирование позитивных установок, опору на ресурсы личности и прошлые достижения осуществляется активизация
положительных качеств личности и формирование установки на адаптивные формы поведения в новых условиях. Для обеспечения индивидуального подхода и повышения эффективности воспитательного воздействия необходима психологическая диагностика личностных
особенностей каждого осужденного, выявление дефектов общей и правовой социализации личности, а также дефектов в психической регуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств.
При необходимости проводится разработка долгосрочных программ
индивидуально-личностной
и
групповой
психолого-педагогической
коррекции осужденных и поэтапная их реализация. В специально


116 созданных центрах должны приниматься необходимые меры психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими проявлениями, с неадекватными психологическими защитами и личностными акцентуациями. В целом в системе исполнения и отбывания наказаний необходимо разрабатывать и внедрять новые модели и принципы
работы, предоставляющие возможности для личностного роста и
самореализации личности осужденных. В качестве профилактической работы должно быть обеспечено восстановление нарушенных в результате лишения свободы социальных связей и мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентаций и норм поведения, психологической готовности к законопослушному поведению после освобождения.
Если обобщить все факторы, которые влияют на успешность
адаптации человека, освобожденного из мест лишения свободы, то их можно разделить на субъективные и объективные.
Первая группа – субъективные факторы – связаны с личностью освобожденного (его мировоззрением и ценностными ориентациями, темпераментными особенностями и чертами характера, уровнем интеллекта и образования, наличием трудовых навыков, специальности и т. д.).
Ко второй группе – объективных факторов – относятся условия, в которых находился осужденный в исправительном учреждении. Они определяют его поведение, виды деятельности (трудовая и учебная) сразу после освобождения.
Важно в числе объективных факторов также учитывать структуру коллектива осужденных, срок пребывания в заключении, воспитательное воздействие администрации и условия внешней среды после освобождения
(наличие жилья, прописки, семьи, работы, особенности взаимоотношений с трудовым коллективом, продолжение поддерживания отношений с

117 прежним асоциальным кругом общения; тактика работников милиции, осуществляющих надзор).
Адаптируясь к жизни в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы, человек должен в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: уметь тратить заработанные деньги, обеспечивать себя одеждой, питанием, жильем, активно перемещаться и т. д. Освободившись, человек выходит не только на свободу, но и в другое государство – за 5–10 лет страна очень серьезно меняется. Может измениться его семейная ситуация (умерли родители, ушла жена и т. д.). Социальная адаптация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений
(нормальные отношения в семье, наличие жилья, постоянного места работы, участие в общественной работе, полезное проведение досуга, повышение общеобразовательного и культурного уровня и т. д.).
Результатом нормальной адаптации является разрыв связей с преступной средой, отсутствие проблем с алкоголем и соблюдение правопорядка. В числе более гуманных методов адаптации освобожденных рассматривается создание центров социальной адаптации, патронат (данная форма социального контроля несколько строже общественного наблюдения, но значительно мягче административного надзора).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Тема
9.
Особенности
переживаний
пострадавших
в
чрезвычайных ситуациях
Современный уровень развития цивилизации связан с появлением принципиально новых воздействий на человека, в соответствии с научно- техническими достижениями человечества, ускорением темпа жизни. В рамки привычных стереотипов профессиональной и ежедневной деятельности зачастую не укладываются ускорение ритма и увеличение

118 нагрузки на психику, что приводит к возникновению критических и чрезвычайных ситуаций. Психиатрическая статистика констатирует ежегодный рост психических и поведенческих расстройств у гражданского населения, ставшего свидетелями или имеющего опыт участия в ликвидации различного рода аварий и катастроф. Так, спустя 10 лет с момента аварии на Чернобыльской АЭС состояние психики 68,95 % обследованных ликвидаторов по симптоматике совпадало с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Порядка 42,5 % ликвидаторов столкнулись с интеллектуально-мнестическими расстройствами. Описанные симптомы имели затяжной, хронический характер, у пациентов наблюдалась значительная сопротивляемость терапии, впоследствии у каждого третьего участника мероприятий по ликвидации аварии диагностировался хронический алкоголизм, а из тех, кто умер, 10 % завершили свою жизнь суицидом. Статистика приведена по публикациям В.А. Рудницкого; Н.С. Сединой, В.И. Осетровой, И.Р.
Семина, В.В. Архипова, Г.Я. Пилягиной.
Население, которое проживало на территориях, подвергшихся загрязнению после аварии, численностью порядка семи тысяч человек, было обследовано учеными в течение 10 лет. Было выявлено, что уровень невротических расстройств, а также психосоматических жалоб в этой популяции был в среднем более высоким, чем среди групп населения в других, даже близлежащих районах, официально считавшихся незагрязненными. Было отмечено, что в первые годы после аварии в клинической картине в числе симптомов невроза преобладала тревога.
Через десять лет в невротическом синдроме на первый план вышли апатия и подавленность. Такая картина говорит о «хронификации стресса», что связано с задействованием механизмов психологической защиты неконструктивного типа, когда личность ориентируется исключительно на фатальную оценку ситуации (Г.М. Румянцева, А.В. Грушков, М.О.
Лебедева и др.). Важно отметить, что психотравмирующий эффект


119 катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, связан не столько с прямыми последствиями взрыва, сколько ориентирован на восприятие населением его последствий, влияющих на будущее. Ученые считают, что в будущем психологические последствия катастрофы перекроют непосредственное биологическое влияние.
Для того чтобы упорядочить представления об основных механизмах влияния чрезвычайных ситуаций на психику человека, раскроем понятие
«психическая травма» (психотравма). Это «событие, которое вос- принимается человеком как угроза его существованию, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него потрясением, переживанием особого рода», – определяет Е.М. Черепанова [39].
Основная причина психологической травмы заключается в утрате человеком веры в то, что жизнь упорядочена, является контролируемой и происходит в соответствии с определенными закономерностями.
Травматическое событие оказывает влияние на восприятие времени, меняя видение личностью прошлого, настоящего и будущего. По степени интенсивности переживаемых эмоций и чувств кризисное переживание соразмерно с предыдущей жизнью человека. Стресс от травматического события воспринимается как наиболее существенное жизненное событие, как своего рода «водораздел», разделение жизни на «до» и «после» критической ситуации, меняет отношение ко всему, что может появиться в жизни человека после травматического события. Считается, что около 20
% людей, столкнувшихся с критическим травмирующим событием, в дальнейшем имеют серьезные проблемы в одной или нескольких сферах жизни: семейной, профессиональной, социальной, эмоциональной либо психосоматической [39].
И.Г. Малкина-Пых определяет чрезвычайную (экстремальную)
ситуацию (ЧС). Это «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за

120 собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» [18].
Принято выделять разновидности чрезвычайных ситуаций на основе следующих признаков:
– скорость распространения – ЧС плавного и умеренного типа либо взрывного, быстрораспространяющегося. Примеры взрывных ЧС: техногенные катастрофы, военные конфликты. Примером умеренно развивающейся ЧС являются стихийные экологические бедствия;
– степень внезапности – непрогнозируемые, например стихийные бедствия или ожидаемые события типа политических или экономических катаклизмов;
– продолжительность действия – кратковременные события или затяжные катастрофы, включающие длительные последствия загрязнения территории;
– масштаб распространения – в пределах одного населенного пункта или производства (локальные), регионального и федерального масштаба. Когда ЧС включают территории нескольких государств, они называются трансграничными;
– источник происхождения – природное, техногенное, социальное, биологическое.
Последнее основание рассмотрим отдельно. Источники природного
происхождения представляют собой геофизические и геологические явления типа извержений, сдвигов земной коры, землетрясений, селей.
Сюда же относят метеорологические катастрофы, атмосферные явления, например вихри и тайфуны, морские, океанические и другие гидрологические изменения среды, природные пожары и пр.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера включают производственные и транспортные аварии, взрывы и загорания с выбросом опасных химических, в т. ч. отравляющих и загрязняющих окружающую


121 среду веществ, радиационные загрязнения среды, разрушение инженерных сооружений, нарушение электропроводящих магистралей, очистных сооружений и других систем жизнеобеспечения населения.
В число биологических причин входят инфекционные заражения как людей, так и растений и животных, нашествие насекомых, критическое размножение на одной территории одного вида животных или растений, например медуз или водорослей, что приводит к истреблению других видов и изменению биогеоценоза.
Среди социальных факторов рассматривают общественные беспорядки, алкоголизацию, распространение наркомании, социальное насилие, терроризм.
Территория, на которой произошла чрезвычайная ситуация и на которую распространились ее последствия, называется
зоной
чрезвычайной ситуации.
Опасное природное или техногенное явление, инфекция или какие- либо поражающие факторы называются источниками чрезвычайной
ситуации.
Та часть территории, в пределах которой обнаруживаются опасные химические вещества и биологические воздействия на людей, животных и растения, называется зоной заражения.
Территория, ограниченная результатами воздействия поражающего фактора в результате ЧС, на которой произошли поражение или массовая гибель людей, животных или поражение растений, были повреждены строения и природные элементы окружающей среды, определяется как
очаг поражения.
В поисках средств оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайной ситуации, необходимо рассмотреть особенности поведения и самочувствия, являющиеся закономерной реакцией на происходящее. В случае попадания в экстремальную ситуацию большая часть людей, а именно 50–75 %, в первые мгновения впадают в защитное состояние

122 оцепенения, демонстрируют «ошеломленность» и малоактивность.
Внезапно попадая в жизнеопасную ситуацию, человек действует под влиянием эмоции страха. В определенных пределах эмоция страха является физиологическим приспособлением и служит выживанию, включая инстинкт самосохранения, позволяет запустить экстренную мобилизацию организма, оптимизировать уровень физического и психического напряжения, что важно для спасения. Помимо приспособительного механизма, который заложен в реакцию страха, необходимо изучать панику как последствие бесконтрольного
проявления страха. В. Бонатти писал: «Ты контролируешь свой страх, значит, осознаешь опасности, которые могут встретиться, пытаешься избежать их. В этом случае всегда найдешь выход. А бесконтрольный страх – это просто паника» [цит. по: 19].
Причинами паники являются неопределенность ситуации, накопление тревоги, длительность переживания, опасения по поводу предполагаемых опасностей. Катализатором паники может быть любое событие. Не только сильный испуг, страх, но и абсолютно безопасные звуки, слова, чье-то поведение.
Паника представляет собой переживание людьми преувеличенного бесконтрольного страха, который нарушает управляемость поведения в результате утраты критичности восприятия и контроля над своими действиями, сложностями восприятия реальности, утратой чувства ценностных регуляторов поведения и чести.
В.М.
Бехтерев называл панику
«психической эпидемией кратковременного свойства».
Проявлением паники является
«подавляющий аффект» при большой численности людей, которым, образно говоря, «прививается идея о неминуемой смертельной опасности», которая исходит от сложившихся обстоятельств. Бехтерев считал, что паника связана с инстинктом самосохранения, свойственным в равной степени любому человеку вне зависимости от интеллектуального уровня.