Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 875

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

123
В основе паники лежит эмоция страха, которая представляет собой опредмеченную тревогу, ставшую итогом переживания беспомощности и неподконтрольности сложившейся ситуации реальной или воображаемой угрозы. В результате человек стремится любым путем уйти от опасности, а не включаться в ее устранение или борьбу с ее последствиями. В сходном состоянии находится большинство людей в толпе, где каждый отдельный индивид влияет на других и сам оказывается под влиянием других. В ситуации толпы эффект внушения распространяется, как пламя огня при пожаре. Страх и состояние неопределенности могут возникнуть от случайно сказанного слова, если оно отражает сомнения и эмоциональные переживания людей. Панику могут вызвать резкий звук сирены, выстрела, неожиданное движение в толпе.
Панические реакции людей сравниваются с гипобулическими реакциями животных, когда они совершают бессмысленную, не приводящую к спасению и выживанию активность. Например, дельфин бросается в сети или на берег, птица бьется о прутья клетки и т. п. Описан также психофизиологический механизм паники, который связан с индукционным торможением участков коры больших полушарий головного мозга, приводящих к снижению сознательной регуляции поведения. В результате возникают эффекты неадекватной мыслительной активности, излишней эмоциональности восприятия ситуации, преувеличения значения опасности («у страха глаза велики») и повышенное состояние внушаемости людей.
Таким образом, психологические механизмы возникновения и распространения паники определяются повышением внушаемости вследствие перевозбуждения психики на фоне воздействия «психического заражения».
В панике принято учитывать масштаб, в связи с чем ее подразделяют на индивидуальную, групповую и массовую. О групповой говорят, когда задействовано от двух-трех человек до нескольких десятков или сотен.

124
Массовой считается паника, охватывающая одновременно толпы из тысяч людей, а также паника, возникающая в замкнутом или ограниченном пространстве зала, корабля, стадиона, площади и тому подобного.
Паника также классифицируется по длительности протекания:
– кратковременная – секунды и минуты;
– длительная – десятки минут и часы;
– пролонгированная – дни и недели.
Понятием «глубина охвата» при изучении паники описывают степень панического поражения сознания личности. Исходя из этого, говорят о легкой панике, средней панике и панике с полной невменяемостью человека.
Любому человеку знакомо состояние легкой паники, которую можно испытать в случае опоздания, задержки транспорта, нехватки времени на выполнение важного задания, при каких-либо неожиданных звуках, вспышках и тому подобное. Легкая паника характеризуется сохранением практически полной критичности восприятия и самообладания. Легкая паника внешне проявляется как легкое удивление, ориентировочная реакция, напряжение мышц, озабоченность.
При возникновении средней паники происходит значительная деформация критичности при оценивании происходящего, появляется эмоция страха, человек становится подвержен внешним влияниям. Такая паника уже не является ситуативной, может продлиться некоторое время и выглядеть, к примеру, как скупка в магазинах продуктов, подверженность воздействию слухов о грядущем дефиците или повышении цен.
Причинами средней паники могут быть военные конфликты, стихийные бедствия, транспортные происшествия, пожары, которые происходят достаточно близко, но не несут в себе непосредственной угрозы.
Полная паника ведет к отключению у человека сознания, она является в высокой степени аффективной, приводит к практически полной невменяемости людей. Причиной такого состояния может стать чувство


125 серьезной, даже смертельной опасности, реальной или субъективно понимаемой. В таком состоянии индивид совершенно теряет сознательный контроль за происходящим и своим собственным поведением. Люди бегут куда угодно вплоть до очага опасности, начинают метаться без всякого смысла, совершают хаотические действия, неразумные поступки, в которых отсутствует критическая оценка происходящего, нет логики и рациональности, не соблюдаются этические нормы.
Известен феномен скрытой паники. Закономерности переходов от скрытых форм паники в различные формы явной открытой паники не поддаются объяснению и логическому прогнозированию, поэтому очень важной является профилактическая информационная работа.
Проявлениями скрытой паники являются беспокойство, проявляющееся в стремлении уехать подальше от места стихийного бедствия, запасти продукты и т. п.; повышенное внимание к теме ЧС в разговорах, в средствах массовой информации; повышенная мнительность по поводу своего состояния и самочувствия, например в условиях радиационной угрозы; снижение работоспособности, повышенная отвлекаемость от обязанностей, низкая творческая активность и невысокая продуктивность ежедневной деятельности, заторможенность поведения либо, напротив, повышенная суетливость. У подавляющего большинства людей снижается внимательность, падает значимость аккуратности и чистоплотности, нарушаются привычный порядок и исчезает смысл многих радовавших прежде вещей.
Для многих в этом состоянии характерен неуравновешенный эмоциональный фон, проявляющийся как высокая степень раздражительности, риск возникновения конфликтов и проявление агрессивности в поведении. Люди могут пытаться отвлечься от беспокоящих их переживаний и мыслей, прибегая к алкоголю, уделяя больше внимания сексу, принимая успокоительные препараты.
Стимул, приводящий к настоящей панике, должен оказаться либо достаточно интенсивным, либо быть достаточно длительным. Есть ряд

126 сигналов, в которых «прописана» угроза, они в обязательном порядке вызовут панические реакции, например: звук сирены, взрыв, сигнал гудка автомобиля, поезда и тому подобное. Такие сигналы привлекают к себе внимание любого человека и вызывают острые эмоциональные реакции часто неосознанного, даже животного страха. Паника развивается в нескольких стадиях.
На первом этапе возникновения паники в момент действия подобного сильного стимула возникает резкий испуг, состояние неожиданности и шоковое состояние. Ситуация начинает восприниматься как угрожающая. Сниженная критичность восприятия приводит к ее пониманию как безысходной.
Второй
этап панической реакции представляет собой замешательство, сложность регуляции деятельности, появление хаотичных, беспорядочных попыток интерпретировать и понять, что происходит, дать этому объяснение в рамках существующего личного опыта и привычных жизненных обстоятельств, через судорожное припоминание ситуаций, похожих на случившееся. В этом состоянии возникает острое ощущение реальной угрозы. Чувство остроты происходящего начинает препятствовать логическому осмыслению текущих событий на фоне необходимости срочно провести интерпретацию событий. Человек осознает важность совершения немедленных действий, что, в свою очередь, усиливает страх. Возможны такие проявления страха, как плач, ажитация, крики и метания. Когда рациональные механизмы психики не справляются с этим состоянием, паника переходит на следующую стадию.
Третий этап паники характеризуется увеличением интенсивности страха под влиянием механизма циркулярной реакции. Психологические закономерности распространения эмоций заключаются в том, что страх одних индивидов вызывает ответный страх других, отражается ими и способствует усилению страха первых. Люди подтверждают для себя


127 значимость и опасность происходящего. Усиливающиеся негативные эмоции стремительно снижают уверенность в групповой способности справиться с критической ситуацией, у многих присутствующих возникает смутное ощущение обреченности. Эмоциональное состояние проявляется в неадекватных поступках, которые люди ошибочно считают спасительными, «хватаются за соломинку», осознают их тщетность и переходят к паническому бегству. В таком состоянии человек может быть опасно агрессивен, спасая себя, причинять вред другим людям, менее защищенным.
Четвертый этап паники – это массовое бегство. Паника становится заметной уже всем, а не только тем, кто был ею охвачен на периферии или в глубине толпы. Бегство является естественным следствием массовой паники, потому что для человека является естественным от природы стремление укрыться от надвигающейся опасности, тем самым снять эмоциональное напряжение через активность и спрятаться от надвигающейся опасности.
Пятый этап паники – ее прекращение. По мере того, как люди прекращают свое бегство в связи с усталостью или с постепенным осознаванием происходящего и бессмысленности своих действий, внешние проявления паники прекращаются. Физиологически обусловленный механизм стресса также предполагает смену гормонального фона и истощение защитных сил организма. Человек чувствует усталость и впадает в состояние оцепенения либо тревожной возбудимости.
Ориентировочные реакции в этом случае остаются наготове, возможны агрессивные действия и даже повторные панические реакции.
Таким образом, мы рассмотрели цикл панического поведения. При
реализации попыток регулировать панику необходимо иметь в виду некоторые дополнительные особенности.
Во-первых, в случае особенно высокой интенсивности стимула, вызвавшего панику, может оказаться, что все предшествующие бегству

128 стадии могут «свертываться». Внешнему наблюдателю оказываются неизвестными события, которые произошли до бегства, и паника приобретает характер неожиданной, стремительной и массовой.
Во-вторых, не только усилить, но и вызвать панику может словесное обозначение опасного стимула еще до его реального появления, когда люди находятся в ожидании его возникновения.
В-третьих, на силу и массовой паники влияют различные социально-политические факторы, например: степень доверия к информационным источникам, общий уровень благоприятности социально-экономической ситуации, наличие информационных ресурсов, пользующихся доверием, характер предшествующих событий и пр.
Перечисленные факторы необходимо учитывать и задействовать для прекращения, а также профилактики паники.
Рассмотрим средства предотвращения паники. К ним относится метод убеждения, который используется при наличии временного ресурса.
В острой ситуации опасности применяется директивный стиль в форме категорических приказов, четкое информирование о несущественности опасности. В критических ситуациях возможно применение силы вплоть до устранения опасных для окружающих паникеров, усиливающих панику.
Если необходимо остановить толпу, находящуюся в панике, то рекомендуется начинать с последних бегущих и периферии, тем самым уменьшая паникующую группу людей. Опасно перегораживать дорогу бегущей без контроля толпе, потому что на них будет обрушена толпа находящихся позади людей.
Психологические механизмы влияния на паническое поведение представляют собой частный случай описанной в социальной психологии методологии психологического воздействия на стихийное поведение толпы. В данном случае работает универсальное для любой толпы правило: первым делом важно понизить общий уровень интенсивности эмоционального фона и препятствовать распространению заражения,


129 которое происходит в результате нахождения людей в гипнотическом состоянии. Это возможно включением рациональных механизмов восприятия информации и ориентировки в действительности. Находясь в толпе, каждый отдельно взятый человек лишается своей индивидуальности. В толпе индивид становится частью общей массы людей с общим эмоциональным состоянием, которому подчиняется поведение.
Важнейшим для прекращения паники в таком случае становится вопрос поиска для эмоционально заряженной, лишенной критического мышления толпы образца для подражания. После угрожающего стимула, будь то звук выстрела или взрыва, сирена, появление клубов дыма или толчок землетрясения, есть несколько секунд, в течение которых люди внутренне перерабатывают поступившую информацию, прежде чем предпринять какие-то действия. В этот момент важен правильный пример для подражания, поэтому одним из эффективных методов прекращения паники является директивное четкое и даже жесткое управление.
Возможно экстренное предъявление других сильных и знакомых толпе стимулов, которые наведут на привычное для них, успокаивающее и рациональное поведение.
Особую роль в регуляции стихийного поведения играет ритмичность. Массовое бегство или другая форма стихийного безрассудного поведения представляют собой форму активности без внутреннего ритма и без организации. Задание ритма извне упорядочивает поведение. Например, музыка может за секунды сделать организованным движение толпы. Набаты, барабанный бой, колокольный звон – примеры ритмичной организации сознания толпы.
Широко известный прием блокирования панических настроений и повышения управляемости – сцепление локтями. Чувствуя близость других людей, каждый человек становится эмоционально более

130 устойчивым. Провокаторы паники лишаются возможности расчленять ряды и сеять чувство беспомощности.
Далее мы рассмотрим динамику состояния людей в чрезвычайной ситуации. М.М. Решетников, М.Ш. Магомед-Эминов [17] выделяют следующие стадии:
1. «Острый эмоциональный шок» и мобилизация. Это состояние возникает как следствие состояния оцепенения. Длительность стадии достигает 3–5 часов. Проявляется данная фаза как высокая степень психического напряжения и максимальная мобилизация психофизиологических ресурсов организма. Такое состояние обостряет восприятие, служит ускорению мыслительных процессов, может привести к поступкам, связанным с безрассудной смелостью во время спасения других людей или имущества. Мобилизация сопровождается низкой степенью критического анализа сложившейся ситуации. На фоне этого сохраняется возможность целесообразной деятельности.
Стадия мобилизации протекает непосредственно в текущей травматической ситуации и означает реадаптацию к жизни в необычных обстоятельствах.
В этот период в качестве приспособительных механизмов происходит трансформация личности, что приводит к формированию экстремальных поведенческих паттернов и иных жизненных стилей, применимых в таких экстремальных обстоятельствах. При адаптации к подобной обстановке
(столкновение с разрушениями, жертвами, смертью, необходимость самосохранения и выживания, выполнения своего долга, обязанностей и задач), в которой нужно осуществлять поведение, выходящее за пределы обычного жизненного опыта и связанное с кардинально новым жизненным опытом, человек сталкивается с необходимостью глубоких психологических изменений. В плане эмоционального состоянии на момент мобилизации отмечается чувство отчаяния. Физиологическими реакциями являются головокружение, сердцебиение, ощущения сухости во рту, затруднения дыхания, головная боль. Субъективно отмечается


131 ухудшение состояния, но при этом около 30 % опрошенных участников ЧС говорят об одновременном увеличении работоспособности более чем в
1,5–2 раза. Как отмечает один из исследователей психологических состояний в ЧС М.М. Решетников, «в этом периоде, протекающем при развертывании спасательных работ, по образному выражению, начинается
«нормальная жизнь в экстремальных условиях» [31].
2. Психофизиологическая демобилизация является стадией, которая следует за психоэмоциональным напряжением. Проявляется как утомление, снижение работоспособности и депрессивные настроения.
Длительность стадии составляет порядка трех суток. Участник событий выходит из экстремальной обстановки, следовательно, окружение уже не предъявляет к нему чрезмерных непосильных требований. Таким образом, снимается необходимость в крайней выраженности форм мобилизации психики и организма. К данному моменту многие свидетели и участники
ЧС контактируют с пострадавшими и погибшими, начинают осознавать происшедшее, начинается когнитивная переработка полученных впечатлений и происходит «стресс осознания». На новой стадии происходит дальнейшее ухудшение самочувствия.
Состояние эмоциональной сферы отличается появлением панических реакций, преобладанием чувства растерянности и снижением моральной нормативности поведения по отношению к окружающим. Мотивация и эффективность деятельности снижаются.
Нарушаются функции познавательной сферы, в частности внимания и памяти, наблюдаются сложности с воспоминанием прошедших событий. Отмечаются депрессивные состояния и отстранение от других людей. Уцелевший человек замыкается, диссоциируется, наблюдая за происходящим со стороны. Физиологические и соматические жалобы, тошнота, проблемы с желудочно-кишечным трактом, отсутствие аппетита, нарушения сна являются достаточно обычными. На стадии демобилизации происходят срывы и отказы от участия в спасательных работах, которые часто связаны

132 с извлечением тел погибших. Появляется большое число ошибочных действий у людей, управляющих специальной техникой и транспортом, возникает риск аварийности.
3. «Стадия разрешения» наступает после первых трех суток после чрезвычайной ситуации и длится примерно до 12 дней. По субъективным оценкам, у участников ЧС происходит постепенная стабилизация самочувствия и настроения. Между тем, объективно эмоциональный фон остается пониженным, можно наблюдать снижение выразительности мимики и бедность интонационной окраски речи, заторможенные движения и ограничение социальных контактов.
Внешняя заторможенность сопровождается серьезной внутренней работой по эмоциональной и когнитивной переработке полученного опыта. Человек производит переоценку своих чувств и переживаний, калькулирует утраты.
Пострадавший начинает осознавать необходимость перемены жизненного уклада в результате проживания в разрушенной местности или в месте, куда он был эвакуирован. Для пострадавшего населения действие указанных факторов может стать хроническим, вызывая серьезные психогенные расстройства. Завершением этапа «разрешения» становится стремление пострадавших «выговориться», обсудить подробности того, что произошло, но не со всеми, а с людьми, которых не коснулись трагические события. В это время появляются сны, которых человек до сих пор не видел, могут появиться кошмарные сновидения и тревожные воспоминания. В целом все больше становится признаков переутомления, поскольку ресурсы личности исчерпаны, показатели физической силы снижаются, физическая и умственная работоспособность также снижены.
В этот период могут наблюдаться проявления агрессии. У уцелевшего отмечается раздражительность, гнев, временами – вспышки ярости, люди жалуются на неспособность контролировать себя. Человек становится неуживчивым, капризным, тревожным, осуждает, обвиняет других,