Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1026
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
58 демонстрирует хорошие манеры и всячески уверяет жертву, что насилие больше ни в коем случае не повторится. Между партнерами возобновляется чувство искренней привязанности, любви и благодарности судьбе за то, что все невзгоды позади. Жертва цепляется за веру в благоприятный исход и хорошие перспективы отношений. В определенный момент снимается новизна ощущений, вновь накапливается напряжение в отношениях, поскольку причины неудовлетворенности остаются неразрешенными и стадия медового месяца заканчивается. Цикл насилия повторяется снова.
В психологической науке разработаны факторные модели объяснения насилия. Концепции объединяются в следующие подгруппы:
1) психопатические концепции, в которых проявления насилия объясняются предрасположенностью к насилию взрослых людей под влиянием ряда факторов. Жестокое обращение и пренебрежение детьми и другими людьми может быть следствием патологических изменений в психике насильника, его деградации под влиянием следующих причин:
– алкоголь и наркотики;
– заниженная самооценка;
– неспособность к эмпатии и низкая коммуникативная компетентность;
– связанная с ними социальная изолированность и различные социальные проблемы личности;
– наличие психологических и психиатрических нарушений у личности;
– сложности осуществления самоконтроля;
– агрессивность, выраженные суицидальные наклонности;
– ранняя неподготовленная беременность.
Для детей факторами склонности к насилию могут быть следующие:
– недоношенность;
– болезненность;
59
– нежелание быть матерью;
– физические и психические недостатки;
2) социальные модели насилия принимают в расчет социальные, т. е. внешние по отношению к личности, обстоятельства:
– бедность;
– низкий уровень дохода;
– безработица;
– социальная изоляция семьи;
– перенаселенность;
– низкий образовательный и культурный уровень;
– стереотипы семейных отношений, усвоенные с детства и принятые в социальной группе;
– жилищные и материальные условия семьи;
3) психологические модели объяснения насилия подразумевают анализ личного жизненного опыта людей, склонных к насилию, их
«травмированного» детства. Научные исследования позволяют получить многостороннее видение различных патологий, происхождение которых связано с той или иной формой насилия, которое человек пережил в своем детстве. Наличие опыта психологического насилия в родительской семье может привести к ранней интериоризации обсуждаемого нами паттерна отношений «насильник – жертва». Склонность к такому поведению фиксируется на неосознаваемом уровне, трансформирует многие базовые потребности личности и может перейти в серьезные психические и поведенческие расстройства, наподобие садомазохизма, маниакальности и способности к убийству.
В психологических концепциях насилия предусмотрено также обнаружение двусторонней связи между жертвой и насильником, когда в результате деструктивных детско-родительских отношений ребенок тоже вносит вклад в насилие, создавая предпосылки для жестокого обращения.
Стоит отметить, однако, что поведение ребенка вторично и в конечном
60 итоге взрослый человек отвечает за те отношения, которые изначально под его влиянием установились в семье;
4) психосоциальные концепции объяснения насилия пытаются объединить психологические и социальные причины. Исходя из такого представления, насилие следует трактовать как многомерное явление, возникающее вследствие одновременного взаимодействия нескольких факторов:
– личностные особенности членов семьи;
– внутрисемейные отношения;
– стрессовые социально-экономические условия;
– ситуативные обстоятельства;
– социальные явления.
Все рассмотренные нами факторы дополнительно можно объединить в группы:
– структурные;
– ситуативные;
– коммуникативные.
Факторы, связанные с коммуникацией, следует рассматривать в качестве ключевых. Именно особенности межличностных отношений являются определяющими в возникновении актов семейного насилия.
Стиль общения, способы коммуникации могут гасить или разжигать действие как структурных, так и ситуативных факторов насилия.
Последствия для жертвы пережитого насилия
Наиболее серьезные последствия имеет насилие, пережитое в детстве, особенно сексуальное. Результатами этого критического для ребенка события, тем более если это не единичный случай и происходило насилие в семье со стороны близкого родственника, становятся так называемые «отставленные эффекты перенесенной травмы». К ним относят «утрату базового доверия к себе и миру» в терминологии
Эриксона, нарушение Я-концепции, трудности в межличностных
61 отношениях, нарушения эмоциональной сферы с возникновением чувства вины и депрессивных состояний, сексуальные дисфункции.
Клиническая практика показывает, что в анамнезе лиц с пограничными личностными расстройствами и серьезными психическими нарушениями в значительной степени встречаются факты жестокого обращения в детстве, а также сексуального насилия.
С.В. Ильина пишет, что в числе последствий физического насилия, пережитого в детстве, наблюдаются «отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха» [11]. Опасными отсроченными последствиями перенесенного физического насилия у ребенка бывают садистские наклонности, которые могут проявиться очень рано.
Последствия психологического насилия, которое не всегда воспринимается родителями в качестве насилия, являются не менее серьезными. В число форм психологического насилия включают неадекватные родительские установки по отношению к ребенку и соответствующие требования без учета индивидуальности ребенка, эмоциональную депривацию либо излишнее вмешательство в личное, полный симбиоз родителя с ребенком. Кроме того, насилием являются формы поведения, которые разрушают отношения привязанности, например: унижение, высмеивание, излишняя неуважительная критика.
Ребенок, к которому регулярно применяется насилие, не может чувствовать себя в достаточной безопасности, он не чувствует со стороны взрослых безусловную любовь, поэтому теряет спонтанность поведения. У личности, не имеющей уверенной позиции в мире из-за насилий над ней, нарушаются границы «Я», становясь хрупкими и проницаемыми, происходит утрата возможности свободно выражать свои чувства и их обесценивание, нарушается способность к установлению эмоциональной близости с другими людьми.
62
Ребенок, который терпит регулярное насилие, вынужден вырабатывать защитную адаптивную стратегию, чтобы «выживать». В качестве психологической защиты неосознанно выбирается диссоциация личности. Единство и сохранность личности обеспечиваются через отщепление «Я» от собственного тела, которое подвергается насилию.
Наблюдается частичная амнезия, вытеснение неприятных воспоминаний, переживание «отделения» от насильника и от мира, нереальности происходящего.
Последствия такой разновидности психологического насилия, как
эмоциональное насилие, настолько серьезны, что могут провоцировать различные неврастенические аномалии и психопатические проявления эмоциональной сферы личности. Механизм этих проблем связан с неразвитостью или осложнением эмоциональных отношений с ближним семейным окружением. Е.Т. Соколова и С.В. Ильина рассматривают два синдрома. Первый носит называние синдром «аффективной тупости» и отражается в отсутствии общности с другими людьми, в эмоциональной холодности, неспособности строить отношения на основе привязанности.
Результатом является отвержение других и неприятие себя. Второй синдром – «аффективной зависимости», проявляющийся в ненасытной потребности в любви, постоянном страхе за объект своей привязанности, неуверенности в себе, зависимости и недоверии другим.
Наиболее опасны возникающие после насилия нарушения, если они уходят корнями в детство. Последствия насилия различаются по тяжести в зависимости от возраста ребенка (табл. 1).
Таблица 1
Последствия насилия над детьми в зависимости от возраста
Возраст
Последствия
Дети до 3 лет
Страхи, нарушения сна, потеря аппетита, агрессивные реакции, боязнь чужих людей,
63 сексуальные игры, спутанность чувств
Дошкольники
Чувство вины, тревожность, боязливость, чувство стыда и отвращения, беспомощность, представления о своей испорченности, регрессия, отстраненность от других людей, агрессивные проявления, сексуальные игры, мастурбация
Дети младшего школьного возраста
Сложность с идентификацией семейных ролей, страхи, чувство стыда, отвращение к себе, представления о своей испорченности, амбивалентное отношение к взрослым, недоверие к миру, социальная отстраненность, нарушения сна, аппетита, агрессивность, вербальная неуравновешенность от молчаливости до неумеренной разговорчивости, сексуальные игры и манипуляции с другими детьми
Дети 9–13 лет
Перечисленные проявления предыдущего возраста и депрессивные настроения, социальная изоляция, действия с другими детьми для сексуального удовлетворения
Подростки 13–18 лет Отвращение к себе, чувства стыда и вины, недоверие к другим, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, неопределенность социальных ролей, непонимание собственной роли в семье, ощущение своей ненужности; возможные попытки суицида, побеги из дома, агрессивное поведение, отказ от телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность поведения, нарушения сексуального развития
64
Насилие, пережитое в детстве, способствует развитию специфических семейных взаимоотношений и формированию особых жизненных сценариев. Люди, которые были подвергнуты насилию в детстве, как правило, имеют склонность к агрессии и прибегают к насилию в своей собственной семье к своим близким. Известно, что жестокое обращение с детьми в семье порождает его агрессивные поступки по отношению к другим детям, а в дальнейшем формирует готовность к насилию во взрослой жизни. У таких людей физическая агрессия становится жизненным стилем личности.
Насилие вызывает цикл насилия.
Практика кризисной психологии показывает, что в число женщин, которые терпят в своей семье роль жертвы, главным образом входят те, кто с самого детства усваивал стереотипы насильственного поведения в своей семье. Многие женщины разделяют установки, допускающие различные варианты насилия и сознательно соглашаются на долготерпение и полное подчинение своим мужьям
Последствия насилия во взрослой жизни могут проявляться в качестве психосоматических заболеваний, злоупотребления алкоголем, лекарствами или наркотиками. Распространенными являются различные нарушения восприятия своего тела, его неприятие, а также нарушения в сексуальных отношениях.
Личный опыт переживания насилия как для жертвы, так и для насильника является травмирующим. Он, как линия, делит жизнь на части
«до» и «после» страшных событий. Особенность семейного насилия для всех участников состоит в вынужденности продолжать общение, сохранять и поддерживать систему межличностных взаимоотношений.
Серьезное последствие любой ситуации насилия – синдром посттравматического стресса, который может проявляться спектром следующих симптомов: навязчивыми воспоминаниями и снами; повышенной тревожностью; скрытностью и стремлением к одиночеству; аэмоциональностью; склонностью к депрессии и употреблению
65 наркотических средств; немотивированной жестокостью, агрессивностью и аутоагрессивностью; суицидальными тенденциями.
Рассмотрим дополнительно типичные эмоциональные реакции
жертв насилия и соответствующие рекомендации по работе с
клиентом, сформулированные в пособиях по телефонному консультированию [21, 28].
Отрицание существования проблемы или занижение ее серьезности.
Возникшая ситуация с насилием не осознается жертвой или представляется нереальной. Психологу важно понимать в качестве причины потребность клиента в этой форме психологической защиты.
Страх за себя и страх отвержения близкими объясним, поскольку основан на реальных обстоятельствах, поэтому в ходе консультирования его не следует подавлять. Возможно, психологу необходимо выполнить диспетчерскую функцию, оказав помощь клиенту по поиску возможностей обеспечения безопасности.
Неопределенность в виду отсутствия выходов из ситуации. В связи с сильными эмоциональными переживаниями личность сталкивается с дезорганизацией поведения и серьезной дезинтеграцией. Требование резких изменений в привычной жизни усиливает дезориентацию. Жертве часто надо думать о поиске работы, смене места жительства, переводе ребенка в другую школу и т. п. Психологическая помощь включает совместный поиск вариантов решения, определение наиболее важных приоритетов. Личности, находящейся в состоянии хаоса, нужно помочь осознать свои сильные стороны, составить четкий и исполнимый план действий.
Гнев может появиться сразу после насилия или возникнуть с отсрочкой, выплеснуться на любого человека, например на собственного ребенка. Необходимо помочь «отреагировать» его до конца, в безболезненной консультативной обстановке.
66
Беспомощность в связи с неудачными попытками оказания со- противления насильнику, опытом равнодушия или даже враждебности других людей. Помощь в преодолении чувства беспомощности основана на осознании реальности разрешения ситуации, возможности внесения в жизнь перемен.
Чувство вины возникает как расплата за заблуждения, допущение насилия, а также в результате прерывания жертвой значимых для нее отношений с насильником. Человек, переживший насилие, может чувствовать собственную вину за случившееся, а на фоне ненависти к насильнику, ужаса от случившегося и обиды возникает неприятие и отвержение собственного тела. У жертвы сильно падает самооценка.
Сложности переживания этого спектра эмоций могут выливаться в различные формы – от замкнутости в себе до неспособности оставаться одному. Переживание вины указывает на те явления, которые зависят от человека, допустившего насилие по отношению к себе, следовательно, могут быть изменены при его желании, что используется консультантом для активизации конструктивных решений.
Депрессия выражается в неспособности к реальным действиям и возникновении апатии. Ее преодоление происходит через принятие чувств, обретение самоконтроля и активизацию усилий, направленных на изменение своей жизни.
Недоверие к другим людям, в том числе к консультанту, восприятие окружающих как потенциальные источники опасности. В связи с тем, что недоверие для жертвы является оправданным, важно выслушать клиента, помочь принять ситуацию, пережить разочарование и расширить представления об окружающих.
Амбивалентность чувств, двойственность эмоций обусловлена проблемностью социальной и сексуальной ролей клиента, опытом неконструктивного поведения окружения. Важно, признав право клиента
67 на двойственность эмоций, дать ему возможность для их обсуждения, проговаривания и открытого проявления.
В практике семейного консультирования принято придерживаться ряда принципов консультирования семей с проблемами применения
насилия:
1. Принятие клиента, обеспечение возможности высказывания всех эмоций и чувств, поддержание уверенности в том, что жертва насилия сможет справиться с ситуацией, обладая достаточным ресурсом личных сил. Когда человек сознательно решает, что нужно что-то менять, и обращается за помощью, задача психолога – создание безопасного пространства. Важна подчеркнутая положительная оценка доверия, которое проявляет жертва, обратившись за помощью. От психолога требуется очень мощная поддержка клиента. Жертва переживает сильные чувства, испытывает душевную боль. Важно, чтобы он чувствовал заботу о себе. Психологу оказано доверие, клиент рассказывает о том, что произошло.
2. Преодоление молчания, поддержание рассказа о подробностях происшедшего. Клиенту нужно помочь вспомнить столько, сколько он может выдержать. Сопровождается воспоминание отреагированием эмоций. Воспоминание сопровождается чувствами стыда и страхом.
Клиента поддерживают тем, что рассказ о пережитом снижает напряжение.
Если человек решился рассказать о своем воспоминании психологу, то потом он может решиться больше не молчать о случившемся, тогда исчезает внутренняя изоляция. Происходит оплакивание потери, прощание с тем, что было утрачено в момент насилия. На стадии оплакивания обычно наружу выходит и злость, долгое время сдерживаемая внутри.
Важно создать условия для выражения гнева. Например, можно написать письмо насильнику, применить методы психодрамы.
3. Убеждение жертвы в ее невиновности в насилии для повышения уверенности в себе и поиска ресурсов. Полностью разубеждать жертву, что