Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 465

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методика «Семья животных» (Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2006.)

Является вариантом методики «Рисунок семьи» - используется для более младших детей. Широко применяется зарубежом. Главное отличие от первоначальной методики – ребёнок рисует семью животных – тех, кого он выберет. Принципы интерпретации сходны с методикой КРС.

Ещё один вариант – «Ссорящиеся животные».

Методика «Межличностные отношения ребёнка» Рене – Жиля (Альманах психологических тестов. М., 1996. - С. 367-386.)

Является визуально-вербальной проективной методикой, состоящей из рисунков и текстовых задач. Изображение на картинках схематично. Например, изображена семья, расположившаяся вокруг стола или на прогулке за городом. Ребёнку предлагается указать рядом с кем он находится или идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место.

Показатели:

I. Переменные, характеризующие конкретно – личностные отношения ребёнка с другими людьми:

  1. Отношение к матери;

  2. Отношение к отцу;

  3. Отношение к матери и отцу в целом как к родителям;

  4. Отношение к братьям и сёстрам;

  5. Отношение к бабушке и дедушке;

  6. Отношение к другу, подруге;

  7. Отношение к учителю (воспитателю).

II. Переменные, характеризующие самого ребёнка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:

  1. Степень любознательности;

  2. Степень стремления к общению с детьми в больших группах;

  3. Степень стремления к доминированию и лидерству;

  4. Конфликтность, агрессивность;

  5. Социальная адекватность поведения – реакция на фрустрацию;

  6. Степень отгороженности от других, стремление к уединению.

Опросник «Подростки о родителях» (ПОР) (Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромицина Е.Е. Тест подростки о родителях. М. СПб.: Фолиум, 1995.)

Автор: Е. Шафер.

Данная методика позволяет исследовать установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем школьном возрасте. Методика состоит из 50 вопросов, которые заполняются отдельно: на мать и на отца.


Шкалы методики:

  • Автономность родителя;

  • Непоследовательность родителя;

  • Директивность родителя;

  • Враждебность родителя;

  • Позитивный интерес родителя.

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. Л., 1999.)

Вопросник содержит 130 вопросов, на которые отвечают родители ребёнка.

Выявляются следующие особенности во взаимоотношениях детей и родителей: уровень протекции в воспитании, степень удовлетворения потребностей ре­бенка, количество и качество требований к подростку в семье, особенности санкций за нарушение требований. Методика позволяет определить также тип воспитания.

Имеются 2 формы опросника: для детей 3-10 лет и 11-21 года.

Опросник родительского отношения к детям (Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2006. - Сс. 293-301.)

Данный опросник представляет собой зеркальный вариант методики АСВ — вопросы изменены так, чтобы на них отвечали дети (подростки).

Количество вопросов несколько сокращено (всего 120), так как отсутствуют вопросы предпочтения мужских и женских качеств в ребенке. Распределение остальных вопросов по шкалам оставлено тем же.

Поэтому методика позволяет выявить глазами подростков следующие особенности во взаимоотношениях детей и родителей: уровень протекции в воспитании, степень удовлетворения потребностей ре­бенка, количество и качество требований к подростку в семье, особенности санкций за нарушение требований. Методика позволяет определить также тип воспитания (глазами ребёнка).

Опросник родительских установок (PARI) (Энциклопедия психологических тестов. Том 4: Общение. Лидерство. Межличностные отношения. Составитель А. Москвина.М., 1997. - С. 167-187.)

Методика предназначена для изучения отношения родителей (и, прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы методики — американские психологи Е. С. Шафер и Р. К. Белл.



Методика содержит 115 высказываний.

Методика позволяет определить 23 параметра, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье.

8 признаков описывают отношение родителей к семейным полям: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о ребенке; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи; доминирование семьи; зависимость и несамостоятельность матери.

15 признаков описывают отношение родителей к ребенку.

Эти признаки делятся на 3 подгруппы:

  1. оптимальный эмоциональный контакт: побуждение словесных проявлений, вербализаций; партнерские отношения; развитие активности ребенка; уравнительные отношение между родителями и ребенком;

  2. излишняя эмоциональная дистанция с ребенком: раздражительность и вспыльчивость; суровость, излишняя строгость; уклонение от контактов с ребенком;

  3. излишняя концентрация на ребенке: чрезмерная забота, установление отношений зависимости; преодоление сопротивления, подавление воли; создание безопасности, опасение обидеть; исключение внесемейных влияний; подавление агрессивности; подавление сексуальности; чрезмерное вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка.

Таким образом, можно сказать, что вышеперечисленные методики могут применяться для диагностики отношения к себе, межличностных отношений и особенностей отношений в семье.

Лекция 14. Психодиагностика ценностно – смысловой сферы личности.


Содержание: в данной теме даётся общая характеристика основных психодиагностических методик исследования ценностно – смысловой сферы личности. Описываются методики: М. Рокича, Ш.Шварца, опросник терминальных ценностей (ОТеЦ), опросник С.С. Бубновой, определение жизненных ценностей личности (Must-test), тест СЖО (Д.А. Леонтьева), шкала базовых убеждений личности (ШБУ).

Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует обратить внимание на то, какие существуют методики для исследования ценностно – смысловой сферы личности. После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам. Также, предлагается выполнить предложенное учебное задание: заполнить и обработать методику «СЖО».

Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. С помощью каких психодиагностических методик возможно оценить ценностно – смысловую сферу личности?

  2. Какие показатели возможно получить по методике Шварца?

  3. Что такое «осмысленность жизни»? Какие параметры возможно исследовать по методике «СЖО»?

Дополнительные материалы к теме:

  1. Большая энциклопедия психологических тестов.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике

  3. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство. СПб., 2004.

  4. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М., 1992.

  5. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.

Конспект лекции.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Перечислим и охарактеризует основные методики исследования в данной области.

Тест Рокича для диагностика ценностных ориентаций72

Разработана М. Рокичем, адаптирована впервые А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым, В. А. Ядовым. Позволяет выявить структуру и иерархию ценностных ориентаций человека.


Методика осно­вана на процедуре ранжирования 18 инструментальных (ценности-средства достижения) и 18 терминальных (ценности-цели) ценностей.

Методика Шварца для изучения ценностей личности73

Опросник, предложенный Шаломом Шварцем, представляет собой теоретически обоснованную методику, охватывающую более широкий спектр ценностей. Она разработана на основе методики Рокича, но затем концептуально усовершенствована, модифицирована и расширена.

Методика состоит из двух частей: «Обзор ценностей» позволяет изучить нормативные идеалы, ценности личности, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность; 2 часть — «Профиль личности», выявляющая ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.

1 часть - «Обзор ценностей» представляет собой два списка слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных, во втором — инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных. Испытуемый оценивает степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от -1 до 7. Оцениваются такие типы ценностей как конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть, безопасность.

2 часть - «Профиль личности» содержит список из 40 описаний человека, соответствующих тому или иному из 10 типов ценностей. Испытуемый оценивает, в какой степени описанный в опроснике человек похож или не похож на него (шкала состоит из 5 позиций).

Время работы над методикой 30-50 минут.

Методика может применяться, начиная с 14 лет.

Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)74

Опросник предназначен для диагностики направленности личности. Методика диагностирует приоритетность терминальных ценностей и значимость для индивида той или иной жизненной сферы как источника реализации той или иной терминальной ценности.

Опросник содержит 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале. В результате обработки ответов испытуемого оценивается значимость для него следующих терминальных ценностей: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение,