Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1340

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



В коллективе преобладает бодрый и жизнерадостный тон настроения.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Преобладают подавленные настроения, пессимистический настрой.

Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия.

В коллективе высоко ценится принципиальность, четность, бескорыстие, здесь велико желание трудиться.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Принципиальность, честность, бескорыстие не в

почете, нет стремления к коллективному труду.

Коллектив стремится общаться и

сотрудничать с другими коллективами.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Наблюдается стремление

обособиться от других коллективов.

В отношениях между группировками внутри

коллектива существует взаимное расположение и понимание.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Группировки конфликтуют между собой.

Членам коллектива нравится бывать вместе,

чаще находиться в коллективе, участвовать в совместных делах, проводить свободное время.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Члены коллектива проявляют отрицательное

отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах.


Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее

участие у всех.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Успехи и неудачи оставляют равнодушными

остальных, а иногда вызывают нездоровую зависть и злорадство.

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других.

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение, когда «один за всех и все за одного».

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

В трудных случаях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения.

Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как собственные.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Достижения и неудачи коллектива не находят оклика у его представителей.

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Новички чувствуют себя лишними, чужими,

к ним нередко проявляют враждебность.

Коллектив быстро откликается, если нужно

сделать полезное для всех дело.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах.

В коллективе справедливо относятся ко всем, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»

и «пренебрегаемых», здесь снисходительно относятся к слабым, нередко высмеивают их.

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.



Обработка результатов

Подсчитывается среднее количество баллов по каждому вопросу и строится профиль ответов группы. Затем вычисляется средняя величина по всей анкете (по группе).

Результаты опроса удобно и наглядно разместить в таблице, где строчками являются вопросы анкеты (их 15), а столбцами - ответы членов группы, каждому из которых присваивается порядковый номер. Положительные оценки отмечаются штриховкой клеточек красным (оценка 3), оранжевым (2), желтым (1) цветом, а отрицательные - коричневым, си


6.4 Диагностика организационной культуры
и климата в педагогическом коллективе школы
(Н. П. Кулаков)


Проставьте в графе анкеты, не помеченной *, Ваш вариант ответа на каждый вопрос:
никогда – 0; редко – 1; часто – 2; всегда – 3




Вопросы

Ответы

  1. Цели образования и воспитания.

1. Цели образования и воспитания в нашей школе обсуждаются





*

2. Цели инноваций поняты педагогами




*

3. В школе все знают мнение каждого по вопросам инноваций




*

4. Для педагогов значимы цели работы школы




*

5. Педагоги работают по инновациям




*

6. Есть необходимость в изменении условий работы педагогов

*




7. Я полагаю, что содержание деятельности школы соответствует

поставленным целям




*

8. В школе мы вместе планируем и вместе выполняем программу

развития




*

  1. Содержание образования.

1. В моем предмете я хочу изменить формы работы


*




2. Ученики, у которых проблемы с педагогами, в центре моего

внимания





*

3. В нашей школе педагоги много времени уделяют изучению

индивидуальности ученики





*

4. Мотивация достижений учащихся идет через ситуацию успеха




*

5. |Мне как педагогу неясна концепция развития школы

*




6. Содержание образования совпадает с интересами учащихся




*

7. Я за совместную деятельность педагогов и учеников на уроке




*

8. Директор берет на себя инициативу в инновационном процессе




*

9. У нас в школе мы чувствуем себя в одной команде




*

10. Педагоги заинтересованы в повышении квалификации




*

11. Учащиеся могут взять инициативу в свои руки, и они имеют

голос при принятии решения





*

12. В школе учитывается социально-культурное влияние социума




*

  1. Организационная структура

1. Позиция администрации согласована





*

2. Функциональные обязанности четко распределены




*

3. Администрация заботится о хорошей координации,

взаимодействии всех структур и снабжает их информацией





*

4. В нашей школе порядок




*

5. Ученики должны знать, что от них требуется




*

6. В школе есть определенные требования к ученикам




*

7. Учащимся понятно система оценок, наказаний, поощрений




*

8. Расписание меня удовлетворяет




*

9. Администрация поощряет тех, кто проявляет инициативу




*

10. В школе недостаточно информированности

*




11. В школе нет стабильности (все меняется ради самого

изменения)

*




12. Существует преемственность в преподавании




*

  1. Микроклимат

1. В школе можно выражать отношение ко всему, что происходит





*

2. В школе есть проблемы и конфликты

*




3. Между учениками и педагогами существуют доверительные

отношения





*

4. У нас в школе доминирует растерянность, так как нет ясности

целей (кто что должен делать)


*




5. Есть напряженность в отношениях педагогов разных

дисциплин

*




6. Действия администрации провоцируют конфликты

*




7. По вине администрации педагоги часто нервничают из-за

стрессовых ситуаций в коллективе


*




8. В нашей школе обучение (результаты экзаменов) важнее

Развития ребенка


*




9. Наша школа прогрессивна




*

10. В нашей школе легко общаться с администрацией




*

11. Нашу школу можно назвать открытой системой




*

12. В нашей школе говорят об успехах учеников




*

13. Атмосфера школы стимулирует учеников на хорошие

результаты




*

14. Дети гордятся своей школой




*

15. Я доволен работой в школе




*

  1. Результаты учебного процесса

  1. В нашей школе важен конечный результат, а не изменения в

методике преподавания






*

  1. Педагоги работают над изменением содержания образования и

его дидактическим обеспечением





*

  1. Педагоги большое внимание уделяют индивидуальной работе с

учащимися





*

4. Уровень образованности наших учащихся высокий




*

5. Нашим учащимся много задается на дом

*




6. В нашей школе поощряются хорошие результаты учащихся




*

7. Требования в школе одинаковы для всех учащихся




*

8. Ученики оцениваются по их способностям и таланту




*

9. Я удовлетворен результатами развития детей




*

10. Педагоги встречаются с родителями




*

11. В школе есть единое мнение об оценке успехов учеников




*

12. Педагоги поддерживают прогрессивное продвижение учащихся




*

13. Школьные экзамены, как показатель государственного

стандарта, дают хорошие результаты





*



Обработка и интерпретация результатов

Из суммы баллов в левой колонке вычтите сумму баллов в правой колонке. Полученный результат будет характеризовать степень единства вашего педагогического коллектива. В свою очередь то, насколько ваш педагогический коллектив стал командой единомышленников, является основным показателем эффективности вашей управленческой деятельности. Максимально возможная сумма баллов - №*144, где № - число анкетируемых педагогов. Если этот результата в вашей школе №* 118, считайте, что у вас создан коллектив единомышленников, а вы можете считать себя профессиональным менеджером.

/О других вариантах данной анкеты: Гаврилин А. Обретение своего лица: О педагогической программе развития // Директор школы. 1995. №3. С. 5-15./
6.5 Определение психологического климата группы
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет психологической атмосферы – также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

Для оценивания некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина.

Здесь левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с яв-но неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

Следует иметь в виду, что оценки означают:

+3 – качество, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;

+2 – качество проявляется в большинстве случаев;

+1 – качество проявляется достаточно часто;

0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;


-1 –достаточно часто проявляется противоположное качество (указанное справа);

  • 2 – качество проявляется в большинстве случаев;

  • 3 – качество проявляется всегда.

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.


Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные

особенности




























Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение






















Преобладает подавленное на

строение, пессимистический тон




























Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях,

взаимные симпатии






















Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии




















































В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание






















Группировки конфликтуют между собой












































































Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время






















Члены коллектива проявляют

безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности




































































































Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие

всех членов коллектива






















Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают

зависть и злорадство












































































Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями






















Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов












































































Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг

друга






















В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим

к мнениям товарищей




















































В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу

"один за всех, все за одного"






















В трудных случаях коллектив "раскисает", появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения












































































Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные






















Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей




















































Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым

членам, старается помочь им освоиться






















Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность












































































Коллектив активен, полон

энергии






















Коллектив пассивен, инертен




























Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело






















Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах












































































В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают

слабых, выступают в их защиту






















Коллектив подразделяется на

"привилегированных" и

"пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их




































































































У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой

коллектив, если его отмечают руководители






















К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно