Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1581
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В коллективе преобладает бодрый и жизнерадостный тон настроения. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Преобладают подавленные настроения, пессимистический настрой. |
Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия. |
В коллективе высоко ценится принципиальность, четность, бескорыстие, здесь велико желание трудиться. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Принципиальность, честность, бескорыстие не в почете, нет стремления к коллективному труду. |
Коллектив стремится общаться и сотрудничать с другими коллективами. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Наблюдается стремление обособиться от других коллективов. |
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Группировки конфликтуют между собой. |
Членам коллектива нравится бывать вместе, чаще находиться в коллективе, участвовать в совместных делах, проводить свободное время. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах. |
Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие у всех. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Успехи и неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают нездоровую зависть и злорадство. |
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов. |
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других. |
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение, когда «один за всех и все за одного». | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | В трудных случаях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения. |
Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как собственные. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Достижения и неудачи коллектива не находят оклика у его представителей. |
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляют враждебность. |
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах. |
В коллективе справедливо относятся ко всем, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь снисходительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. |
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители. | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно. |
Обработка результатов
Подсчитывается среднее количество баллов по каждому вопросу и строится профиль ответов группы. Затем вычисляется средняя величина по всей анкете (по группе).
Результаты опроса удобно и наглядно разместить в таблице, где строчками являются вопросы анкеты (их 15), а столбцами - ответы членов группы, каждому из которых присваивается порядковый номер. Положительные оценки отмечаются штриховкой клеточек красным (оценка 3), оранжевым (2), желтым (1) цветом, а отрицательные - коричневым, си
6.4 Диагностика организационной культуры
и климата в педагогическом коллективе школы
(Н. П. Кулаков)
Проставьте в графе анкеты, не помеченной *, Ваш вариант ответа на каждый вопрос:
никогда – 0; редко – 1; часто – 2; всегда – 3
Вопросы | Ответы | |
1. Цели образования и воспитания в нашей школе обсуждаются | | * |
2. Цели инноваций поняты педагогами | | * |
3. В школе все знают мнение каждого по вопросам инноваций | | * |
4. Для педагогов значимы цели работы школы | | * |
5. Педагоги работают по инновациям | | * |
6. Есть необходимость в изменении условий работы педагогов | * | |
7. Я полагаю, что содержание деятельности школы соответствует поставленным целям | | * |
8. В школе мы вместе планируем и вместе выполняем программу развития | | * |
1. В моем предмете я хочу изменить формы работы | * | |
2. Ученики, у которых проблемы с педагогами, в центре моего внимания | | * |
3. В нашей школе педагоги много времени уделяют изучению индивидуальности ученики | | * |
4. Мотивация достижений учащихся идет через ситуацию успеха | | * |
5. |Мне как педагогу неясна концепция развития школы | * | |
6. Содержание образования совпадает с интересами учащихся | | * |
7. Я за совместную деятельность педагогов и учеников на уроке | | * |
8. Директор берет на себя инициативу в инновационном процессе | | * |
9. У нас в школе мы чувствуем себя в одной команде | | * |
10. Педагоги заинтересованы в повышении квалификации | | * |
11. Учащиеся могут взять инициативу в свои руки, и они имеют голос при принятии решения | | * |
12. В школе учитывается социально-культурное влияние социума | | * |
1. Позиция администрации согласована | | * |
2. Функциональные обязанности четко распределены | | * |
3. Администрация заботится о хорошей координации, взаимодействии всех структур и снабжает их информацией | | * |
4. В нашей школе порядок | | * |
5. Ученики должны знать, что от них требуется | | * |
6. В школе есть определенные требования к ученикам | | * |
7. Учащимся понятно система оценок, наказаний, поощрений | | * |
8. Расписание меня удовлетворяет | | * |
9. Администрация поощряет тех, кто проявляет инициативу | | * |
10. В школе недостаточно информированности | * | |
11. В школе нет стабильности (все меняется ради самого изменения) | * | |
12. Существует преемственность в преподавании | | * |
1. В школе можно выражать отношение ко всему, что происходит | | * |
2. В школе есть проблемы и конфликты | * | |
3. Между учениками и педагогами существуют доверительные отношения | | * |
4. У нас в школе доминирует растерянность, так как нет ясности целей (кто что должен делать) | * | |
5. Есть напряженность в отношениях педагогов разных дисциплин | * | |
6. Действия администрации провоцируют конфликты | * | |
7. По вине администрации педагоги часто нервничают из-за стрессовых ситуаций в коллективе | * | |
8. В нашей школе обучение (результаты экзаменов) важнее Развития ребенка | * | |
9. Наша школа прогрессивна | | * |
10. В нашей школе легко общаться с администрацией | | * |
11. Нашу школу можно назвать открытой системой | | * |
12. В нашей школе говорят об успехах учеников | | * |
13. Атмосфера школы стимулирует учеников на хорошие результаты | | * |
14. Дети гордятся своей школой | | * |
15. Я доволен работой в школе | | * |
методике преподавания | | * |
его дидактическим обеспечением | | * |
учащимися | | * |
4. Уровень образованности наших учащихся высокий | | * |
5. Нашим учащимся много задается на дом | * | |
6. В нашей школе поощряются хорошие результаты учащихся | | * |
7. Требования в школе одинаковы для всех учащихся | | * |
8. Ученики оцениваются по их способностям и таланту | | * |
9. Я удовлетворен результатами развития детей | | * |
10. Педагоги встречаются с родителями | | * |
11. В школе есть единое мнение об оценке успехов учеников | | * |
12. Педагоги поддерживают прогрессивное продвижение учащихся | | * |
13. Школьные экзамены, как показатель государственного стандарта, дают хорошие результаты | | * |
Обработка и интерпретация результатов
Из суммы баллов в левой колонке вычтите сумму баллов в правой колонке. Полученный результат будет характеризовать степень единства вашего педагогического коллектива. В свою очередь то, насколько ваш педагогический коллектив стал командой единомышленников, является основным показателем эффективности вашей управленческой деятельности. Максимально возможная сумма баллов - №*144, где № - число анкетируемых педагогов. Если этот результата в вашей школе №* 118, считайте, что у вас создан коллектив единомышленников, а вы можете считать себя профессиональным менеджером.
/О других вариантах данной анкеты: Гаврилин А. Обретение своего лица: О педагогической программе развития // Директор школы. 1995. №3. С. 5-15./
6.5 Определение психологического климата группы
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет психологической атмосферы – также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для оценивания некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина.
Здесь левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с яв-но неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Следует иметь в виду, что оценки означают:
+3 – качество, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 – качество проявляется в большинстве случаев;
+1 – качество проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 –достаточно часто проявляется противоположное качество (указанное справа);
-
2 – качество проявляется в большинстве случаев; -
3 – качество проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные особенности | |
| | | | | | | | ||
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | | | | | | | | Преобладает подавленное на строение, пессимистический тон | |
| | | | | | | | ||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | | | | | | | | Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | | | | | | | | Группировки конфликтуют между собой | |
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | | | | | | | | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива | | | | | | | | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями | | | | | | | | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | | | | | | | | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу "один за всех, все за одного" | | | | | | | | В трудных случаях коллектив "раскисает", появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | | | | | | | | Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | | | | | | | | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
Коллектив активен, полон энергии | | | | | | | | Коллектив пассивен, инертен | |
| | | | | | | | ||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | | | | | | | | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | | | | | | | | Коллектив подразделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители | | | | | | | | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно | |
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | |