Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1579
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Творческие качества
№ | Качества | Баллы | Качества | |||||||||
7 | Равнодушие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Увлеченность | |
8 | Апатия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Целеустремленность | |
9 | Консерватизм | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Новаторство | |
10 | Пессимизм | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Оптимизм | |
11 | Пассивность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Энтузиазм | |
12 | Застой | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Прогресс |
Нравственные качества
№ | Качества | Баллы | Качества | |||||||||
13 | Агрессивность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Доброжелательность | |
14 | Лживость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Честность | |
15 | Враждебность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Дружелюбие | |
16 | Наказание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Поощрение | |
17 | Социальная незащищенность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Социальная защищенность | |
18 | Отсутствие условий для профессионального и культурного роста | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Наличие условий для профессионального и культурного роста |
Обработка и интерпретация результатов
Определяется средний балл по каждому блоку качеств, который может служить оценкой делового, творческого или нравственного климата в коллективе.
1 балл – очень низкий
2 балла – низкий
3 балла – ниже среднего
4 балла – чуть ниже среднего
5 баллов – средний
6 баллов – чуть выше среднего
7 баллов – выше среднего
8 баллов – высокий
9 баллов – очень высокий
Раздел 7. Диагностика уровня удовлетворенности педагогов выполняемой работой
7.1 Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении
(разработана доцентом Е.Н. Степановым)
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Ход проведения. Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
0 — совершенно не согласен.
1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой, —
2. Меня устраивает составленное расписание уроков, —
3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально, —
4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней, —
5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности, —
6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать,
7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы, —
8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск, —
9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения, —
10.Я ощущаю в работе поддержку своих коллег, —
11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы, —
12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации,
13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся, —
14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету,
15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся,
16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования,
17. Мне нравится мой кабинет
, оборудование и условия работы в нем,
18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе,
19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства,
20. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты,
Обработка полученных результатов.
Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:
-организация труда (утверждение 1-4)
-возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (5-8)
-отношения с учителями и администрацией учебного заведения (9-12)
-обеспечение деятельности педагога (17-20)
-коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.
7.2 Оценка удовлетворенности профессией учителя
(О. М. Чоросова, Р.Е. Герасимова)
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, с которыми Вы можете, не согласиться или согласиться частично. Вы должны выбрать один из трех предложенных вариантов ответа, который отражает ваше мнение. Затем следует поставить в колонке для ответов рядом с номером вопроса букву выбранного вами ответа.
Не трате много времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Старайтесь представить наиболее характерную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя, из этого выбирайте ответ.
Желательно не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «не уверен», «нечто среднее», «трудно сказать».
Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся вам слишком личными, но вы можете быть уверенны в том, что ваши ответы не будут разглашены. Отвечайте как можно искреннее.
АНКЕТА
-
Решение моих жизненных проблем (интересная работа, повышение квалификации и т.д.) связано с работой в школе:
А) да; Б) отчасти да; В) нет.
-
Взаимоотношения между сотрудниками на моей работе:
А ) натянутые; Б) зависят от обстоятельств; В) хорошие
-
Организация труда в школе меня:
А) устраивает; Б) устраивает частично; В) не устраивает
-
Я доволен своим положением в коллективе:
А) да; Б) трудно сказать; В) нет;
-
Я работаю спокойно, не испытывая напряжения, так как работа меня увлекает:
А) да; Б) когда как; В) нет;
-
Кроме учебы у школьников могут быть другие важные для них проблемы:
А) да; Б) затрудняюсь ответить; В) нет.
7. Я всегда, независимо от обстоятельств, сдерживаю свое обещание:
А) да; Б) когда как; В) нет.
8. Взаимоотношения между членами педагогического коллектива и непосредственным руководителем:
А) напряженные; Б) зависят от обстоятельств; В) хорошие.
9. Педагогический коллектив, в котором я работая, считается дружным:
А) нет; Б) трудно сказать; В) да.
10.У меня есть стремление содействовать развитию своей школы:
А) да; Б) затрудняюсь ответить; В) нет.
11.Коллеги при решении педагогических задач:
А) всегда помогают друг другу; Б) иногда помогают друг другу; В) решают их каждый самостоятельно.
-
Условия труда на моем рабочем месте удовлетворяют меня:
А) да; Б) трудно сказать; В) нет.
-
Я считаю, что моя работа в коллективе имеет большое значение:
А) нет; Б) затрудняюсь ответить; В) да.
-
В целом я оценил бы свою работу как:
А) интересную; Б) в чем-то интересную, а в чем-то – нет; В) неинтересную.
-
Общение с учащимися меня:
А) стимулирует; Б) оставляет спокойным; В) утомляет.
16. У меня бывают такие мысли