Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1341

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



Творческие качества



Качества

Баллы

Качества

7

Равнодушие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Увлеченность

8

Апатия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Целеустремленность

9

Консерватизм

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Новаторство

10

Пессимизм

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Оптимизм

11

Пассивность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Энтузиазм

12

Застой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Прогресс


Нравственные качества



Качества

Баллы

Качества

13

Агрессивность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Доброжелательность

14

Лживость

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Честность

15

Враждебность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Дружелюбие

16

Наказание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Поощрение

17

Социальная незащищенность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Социальная защищенность

18

Отсутствие условий для профессионального и культурного роста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Наличие условий для профессионального и культурного роста


Обработка и интерпретация результатов

Определяется средний балл по каждому блоку качеств, который может служить оценкой делового, творческого или нравственного климата в коллективе.

1 балл – очень низкий

2 балла – низкий

3 балла – ниже среднего

4 балла – чуть ниже среднего

5 баллов – средний

6 баллов – чуть выше среднего

7 баллов – выше среднего

8 баллов – высокий

9 баллов – очень высокий


Раздел 7. Диагностика уровня удовлетворенности педагогов выполняемой работой
7.1 Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении

(разработана доцентом Е.Н. Степановым)
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Ход проведения. Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

0 — совершенно не согласен.
1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой, —

2. Меня устраивает составленное расписание уроков, —

3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально, —

4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней, —

5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности, —

6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать,

7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы, —

8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск, —

9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения, —

10.Я ощущаю в работе поддержку своих коллег, —

11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы, —

12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации,

13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся, —

14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету,

15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся,

16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования,

17. Мне нравится мой кабинет
, оборудование и условия работы в нем,

18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе,

19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства,

20. Я доволен размером заработной платы и своевремен­ностью ее выплаты,
Обработка полученных результатов.

Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:

-организация труда (утверждение 1-4)

-возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (5-8)

-отношения с учителями и администрацией учебного заведения (9-12)

-обеспечение деятельности педагога (17-20)

-коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.
7.2 Оценка удовлетворенности профессией учителя

(О. М. Чоросова, Р.Е. Герасимова)
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, с которыми Вы можете, не согласиться или согласиться частично. Вы должны выбрать один из трех предложенных вариантов ответа, который отражает ваше мнение. Затем следует поставить в колонке для ответов рядом с номером вопроса букву выбранного вами ответа.

Не трате много времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Старайтесь представить наиболее характерную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя, из этого выбирайте ответ.


Желательно не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «не уверен», «нечто среднее», «трудно сказать».

Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся вам слишком личными, но вы можете быть уверенны в том, что ваши ответы не будут разглашены. Отвечайте как можно искреннее.
АНКЕТА

  1. Решение моих жизненных проблем (интересная работа, повышение квалификации и т.д.) связано с работой в школе:

А) да; Б) отчасти да; В) нет.

  1. Взаимоотношения между сотрудниками на моей работе:

А ) натянутые; Б) зависят от обстоятельств; В) хорошие

  1. Организация труда в школе меня:

А) устраивает; Б) устраивает частично; В) не устраивает

  1. Я доволен своим положением в коллективе:

А) да; Б) трудно сказать; В) нет;

  1. Я работаю спокойно, не испытывая напряжения, так как работа меня увлекает:

А) да; Б) когда как; В) нет;

  1. Кроме учебы у школьников могут быть другие важные для них проблемы:

А) да; Б) затрудняюсь ответить; В) нет.

7. Я всегда, независимо от обстоятельств, сдерживаю свое обещание:

А) да; Б) когда как; В) нет.

8. Взаимоотношения между членами педагогического коллектива и непосредственным руководителем:

А) напряженные; Б) зависят от обстоятельств; В) хорошие.

9. Педагогический коллектив, в котором я работая, считается дружным:

А) нет; Б) трудно сказать; В) да.

10.У меня есть стремление содействовать развитию своей школы:

А) да; Б) затрудняюсь ответить; В) нет.

11.Коллеги при решении педагогических задач:

А) всегда помогают друг другу; Б) иногда помогают друг другу; В) решают их каждый самостоятельно.

  1. Условия труда на моем рабочем месте удовлетворяют меня:

А) да; Б) трудно сказать; В) нет.

  1. Я считаю, что моя работа в коллективе имеет большое значение:

А) нет; Б) затрудняюсь ответить; В) да.

  1. В целом я оценил бы свою работу как:

А) интересную; Б) в чем-то интересную, а в чем-то – нет; В) неинтересную.

  1. Общение с учащимися меня:

А) стимулирует; Б) оставляет спокойным; В) утомляет.

16. У меня бывают такие мысли