Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1332

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



по шестому — 5,

по седьмому — 6

по восьмому — 1.

Здесь К = 1 (т.е. испытуемый лишь на один из вопросов шкалы лжи ответил положительно), что находится в пределах нормы, и данным самодиагностики можно доверять. Рассмотрим полученные результаты на графике.



Отсюда видно, что данная личность обладает ярко выраженной способностью к творчеству, а также высокой степенью коммуникабельности и демократичности. Самое слабое звено — это уверенность в своих силах, а уровень адаптированности и саморегуляции также требуют определенной коррекции.
8.4 Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации учителя средней школы
Предназначен для оценки адаптации учителя к профессиональной деятельности.
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, с кото­рыми вы можете согласиться, не согласиться или согласить­ся частично. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых вариантов ответа, отражающий ваше мнение, и поставить в колонке для ответов рядом с номером вопроса букву выбран­ного вами ответа.

Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Старайтесь представить наиболее характерную ситуацию, которая соот­ветствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ.

Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточ­ным ответам типа «не уверен», «нечто среднее», «трудно ска­зать».

Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся вам слишком личными, но вы можете быть уверены в том, что ваши ответы не будут разглашены.

Отвечайте как можно искреннее.
Опросник

1. Решение моих жизненных проблем (интересная работа, повышение квалификации и т.д.) связано с работой в школе:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

2. Взаимоотношения между сотрудниками на моей работе:

а) натянутые;

б) неопределенные;

в) хорошие.

3. Организация труда (оснащенность кабинета, состояние оборудования, расписание занятий и т. д.) меня:

а) устраивает;

б) устраивает частично;

в) не устраивает.


4. Своим положением в коллективе я доволен:

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

5. Я работаю спокойно, творчески, не испытывая напряже­ния, так как работа меня увлекает:

а) да;

б) когда как;

в) нeт.

6. У детей могут быть проблемы помимо учебы:

а) да;

б) не думаю;

в) нет.

7. Я бы сказал, что всегда сдерживаю свои обещания, при любых обстоятельствах:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

8. Взаимоотношения между членами педагогического кол­лектива и непосредственным руководителем сложились:

а) напряженные;

б) неопределенные;

в) хорошие.

9. Педагогический коллектив, в котором я работаю, счита­ется дружным:

а) нет;

б) трудно сказать;

в) да.

10. У меня есть стремление содействовать развитию своей школы: а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

11. Коллеги при решении педагогических задач:

а) всегда помогают друг другу;

б) иногда помогают друг другу;

в) каждый сам по себе.

12. Условия труда на моем рабочем месте удовлетворяют меня во всех отношениях:

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

13. Я считаю, что моя работа в коллективе имеет большое значение:

а) нет;

б) затрудняюсь ответить;

в) да.

14. В целом я свою работу оценил бы как:

а) интересную;

б) не хуже и не лучше других;

в) неинтересную.

15. Общение с учащимися меня:

а) стимулирует;

б) оставляет спокойным;

в) утомляет.

16. У меня бывают такие мысли, которыми мне не хотелось бы делиться с другими людьми:

а) да;

б) иногда;

в) нет.

17. Непосредственный руководитель относится к новым работникам:

а) с безразличием;

б) когда как;

в) с пониманием.

18. Если ко мне обратятся за советом, какое место работы, выбрать, я посоветовал бы войти в наш коллектив:

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

19. Я считаю свою школу одной из лучших в городе:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

20. Большинство члёнов нашего коллектива ладят между со­бой:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

21. В нашем учреждении имеется хорошая возможность вос­становить свои силы во время трудового дня (питание, комната отдыха):

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

22. Я считаю, что в настоящее время мои отношения с кол­легами по работе:

а) напряженные;

б) нормальные;

в) хорошие.

23. Я испытываю удовлетворение от работы;,

а) да;

б) иногда;

в) нет.

24. С учениками я нахожу общий язык:

а) быстро;

б) когда как;

в) с трудом.

25. Бывает, я передаю слухи:


а) да;

б) иногда;

в) нет.

26. Непосредственный руководитель оказывает сотрудни­кам эмоциональную поддержку: а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

27. Когда дело касается моих личных интересов, я могу забыть о своей ответственности перед коллективом:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

28. Возможность осуществления моих жизненных планов в связи с работой в этом учебном заведении:

а) незначительна;

б) неопределенна;

в) велика.

29. Взаимопонимание между опытными педагогами и молодыми специалистами в нашей школе:

а) есть;

б) когда как;

в) отсутствует.

30. Обеспечение методической литературой, пособиями к урокам я оцениваю как:

а) недостаточное;

б) среднее;

в) хорошее.

31. Свое положение в коллективе в настоящее время я опре­деляю как:

а) приносящее удовлетворение;

б) неопределенное;

в) неудовлетворительное.

32. Последнее время работа по специальности не приносит мне того удовлетворения, которого я ожидал:

а) да;

б) иногда;

в) нет.

33. Современные дети:

а) неуправляемы;

б) имеют достоинства и недостатки;

в) независимы и талантливы.

34. Я всегда говорю только правду:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

35. Мои отношения с непосредственным руководителем можно определить как:

а) несколько напряженные;

б) средние;

в) хорошие.

36. Если я долгое время отсутствую на работе (болезнь, от­пуск), то стремлюсь вернуться в свой коллектив:

а) да;

б) иногда;

в) нет.

37. Когда о нашем учебном заведении говорят в городе, у меня возникает чувство:

а) гордости;

б) безразличия;

в) неловкости.

38. Я думаю, что педагогический коллектив помогает проя­вить инициативу и развить способности:

а) каждому;

б) некоторым;

в) никому.

39. Я считаю, что в нашем учебном заведении созданы все условия для успешной работы педагога:

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

40. Среди коллег я пользуюсь уважением:

а) нет;

б) затрудняюсь ответить;

в) да.

41. Моя нынешняя работа соответствует моим интересам и склонностям:

а) да;

б) частично;

в) нет.

42. Участие в культурно-массовых мероприятиях с учащи­мися мне:

а) приносит удовлетворение;

б) безразлично;

в) в тягость.

43. Бывает, что, разозлившись, я выхожу из себя:

а) да;

б) иногда;

в) нет.

44. К мнениям педагогов непосредственный руководитель относится:


а) равнодушно;

б) когда как;

в) с пониманием.

45. В свободное время на работе я предпочитаю заниматься делами:

а) личного характера;

б) затрудняюсь ответить;

в) коллектива.

46. Если бы мне предложили аналогичную работу в другом учебном заведении, я бы согласился:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

47. Взаимоотношениями в своем педагогическом коллективе я доволен:

а) нет;

б) затрудняюсь ответить;

в) да.

48. В целом условия труда в школе я оценил бы как хорошие:

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

49. Отношение ко мне коллег в данный момент меня:

а) устраивает;

б) затрудняюсь ответить;

в) беспокоит.

50. В последнее время моя работа мне:

а) нравится;

б) затрудняюсь ответить;

в) не нравится.

51. Думаю, что классы, в которых я работаю:

а) хуже некуда;

б) ни то ни се;

в) удачные.

52. Я считаю все свои привычки хорошими:

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

53. В проведении культурно-массовых мероприятий принимает участие наш непосредственный руководитель:

а) да;

б) когда как;

в) нет.

54. Если бы мне сейчас представилась возможность сменить коллектив сотрудников, я бы сделал, это:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.
Обработка и интерпретация результатов.

Ответы испытуемого сопоставляются с дешифратором.

При этом ответ

«а» оценивается в 2 балла,

«б» - 1 балл,

«в» - 0 баллов.
Для вопросов 2,8,9,13,17,22,28,30,33,35,40,44-47,51,53,54 ответ

«а» - 0 баллов,

«б» - 1 балл,

«в» - 2 балла.
При оценке по шкале лжи для вопросов 7,34,52

«а» - 1 балл,

«б» и «в» - 0 баллов,
для вопросов 16,25,43 «а» и «б» - 0 баллов, «в» - 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 108. уровень адаптации оценивается следующим образом:

- от 83 до 108 баллов – высокий уровень адаптации,

- от 55 до 82 баллов – выраженный уровень адаптации,

- от 28 до 54 баллов – низкий уровень адаптации

- от 0 до 27 баллов – выраженная дезадаптация.
Количество баллов по отдельным шкалам указывает на источники дезадаптации.

Дешифратор


Оценочная шкала

Номера утверждений

1. Отношение к учебному заведению

1, 10, 19, 28, 37, 46

2. Отношения между педагогами

2, 11,20,29,38,47

3. Удовлетворенность условиями труда

3,12,21,30,39,48

4. Удовлетворенность своим положением в коллективе

4,13,22,31,40,49

5. Отношение к работе

5,14,23,32,41,50

6. Отношение к ученикам

6, 15,24,33,42,51

7. Отношение к руководителю

8, 17, 26, 35, 44, 53

8. Отношение к коллективу

9, 18, 27, 36, 45, 54

9. Шкала лжи

7, 16, 25, 34, 43, 52