Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1576

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»


а) да;

б) что-то среднее;

в) нет,

9.В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на вас работу:

а) да;

б) среднее;

в) нет.

10.В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:

а) да;

б) редко;

в) нет.

11.Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:

а) да;

б) среднее;

в) нет.

12.Процесс работы доставляет мне удовольствие:

а) да;

б) время от времени;

в) нет.

13.Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе;

а) да;

б) не совсем;

в) нет.

14.У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе:

а) да;

б) иногда;

в) нет.

15.Меня редко поощряют за работу:

а) да;

б) иногда;

в) нет.

16.Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы:

а) да;

б) может быть;

в) нет.

17.Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня:

а) да;

б) иногда;

в) нет.

18.В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:

а) да;

б) не совсем;

в) нет.
Обработка и интерпретация результатов

Ключ

Составляющие удовлетворенности трудом

Утверждения

Максимальный балл

Интерес к работе

1,6,12

6

Удовлетворенность достижениями в работе

2,7

4


Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками

3, 8, 14

6

Удовлетворенность

взаимоотношениями с руководством

10, 15, 17

6

Уровень притязаний в

профессиональной деятельности

5,11

4

Предпочтение выполняемой работы высокому

заработку

4,16

4

Удовлетворенность условиями труда

3,18

4

Профессиональная

ответственность

9

2

Общая удовлетворенность трудом

1,2,3,4,5,6,7,.8,9, 10,11,12,13,14

28



Дешифратор к ключу

Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:

утверждения

Варианты ответов

утверждения

Варианты ответов

а

б

в

а

б

в

1

2

1

0

10

2

1

0

2

2

1

0

11

2

1

0

3

2

1

0

12

0

1

2

4

2

1

0

13

0

1

2

5

2

1

0

14

0

1

2

6

2

1

0

15

0

1

2

7

2

1

0

16

2

1

0

8

2

1

0

17

0

1

2

9

0

1

2

18

2

1

0


Суждение об общей и парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления подученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.

Средний уровень УТ определяется в 45-55%-ном диапазоне от общей суммы баллов. Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1 -44%, а высокий - выше 56%.
7.5 Шкала субъективного благополучия
Назначение. Шкала субъективного благополучия представляет собой



скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК). Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака.

Благополучие определяется по внешним критериям, таким, как добродетельная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью.

Третье значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обыденным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.

Инструкция. Укажите, пожалуйста, в какой мере в согласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:

1 - полностью согласен;

2 - согласен;

3 - более или менее согласен;

4 - затрудняюсь ответить;

5 - более или менее не согласен;

6 - не согласен;

7 - полностью не согласен.
Бланк ответов

Ф.И.О._______________________ Дата заполнения_____ Пол___ Возраст___
Опросник

1

В последнее время я был в хорошем настроении.

1

2

3

4

5

6

7

2

Моя работа давит на меня.

1

2

3

4

5

6

7

3

Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь.

1

2

3

4

5

6

7

4

В последнее время я хорошо сплю.

1

2

3

4

5

6

7

5

Я редко скучаю в процессе своей повседневной деятельности.

1

2

3

4

5

6

7

6

Я часто чувствую себя одиноким.

1

2

3

4

5

6

7

7

Я чувствую себя здоровым и бодрым.

1

2

3

4

5

6

7

8

Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями.

1

2

3

4

5

6

7

9

Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине.

1

2

3

4

5

6

7

10

Утром мне трудно вставать и работать.

1

2

3

4

5

6

7

11

Я смотрю в будущее с оптимизмом.

1

2

3

4

5

6

7

12

Я охотно меньше просил бы других о чем-либо.

1

2

3

4

5

6

7

13

Мне нравится моя повседневная деятельность.

1

2

3

4

5

6

7

14

В последнее время я чрезмерно реагирую на незначительные препятствия и неудачи.

1

2

3

4

5

6

7

15

В последнее время я чувствую себя в прекрасной форме.

1

2

3

4

5

6

7

16

Я все больше ощущают потребность в уединении.

1

2

3

4

5

6

7

17

В последнее время я был очень рассеян.

1

2

3

4

5

6

7



Обработка и интерпретация результатов

Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с содержанием пункты делятся на шесть кластеров:

- Напряженность и чувствительность (2, 12, 16).

-Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику (9, 14, 17).

- Изменения настроения (1, 11).

- Значимость социального окружения (3, 6, 8).

- Самооценка здоровья (7, 15).

- Степень удовлетворенности повседневной деятельностью (5, 10, 13).

Средний балл по тесту, переведенный в стандартную оценку по шкале стенов (среднее значение - 5,5, стандартное отклонение - 2), является основанием для интерпретации результатов теста.
Ключи

«Прямые» пункты (номер выбранного ответа прямо соответствует получаемому баллу) -№1,3,4,5,7,8, 11, 13, 15.
Оценивание «прямых» пунктов

Номер ответа испытуемого на пункт

1

2

3

4

5

6

7

Присваиваемый номеру балл

1

2

3

4

5

6

7


Оценивание «обратных» пунктов

Номер ответа испытуемого на пункт

1

2

3

4

5

6

7

Присваиваемый номеру балл

7

6

5

4

3

2

1


«Обратные» пункты (приписывание баллов номерам ответов носит обратный характер) №2,6,9,10, 12, 14,16, 17.

Итоговый балл испытуемого по тесту равен сумме баллов по «прямым» и «обратным» пунктам.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

«Сырой» балл

Стены

«Сырой» балл

Стены

«Сырой» балл

Стены

25

1

52

4

79

8

26

1

53

4

80

8

27

1

54

4

81

8

28

1

55

4

82

8

29

1

56

5

83

8

30

1

57

5

84

8

31

1

58

5

85

8

32

1

59

5

86

9

33

1

60

5

87

9

34

2

61

5

88

9

35

2

62

5

89

9

36

2

63

6

90

9

37

2

64

6

91

9

38

2

65

6

92

9

39

2

66

6

93

10

40

2

67

6

94

10

41

3

68

6

95

10

42

3

69

6

96

10

43

3

70

6

97

10

44

3

71

7

98

10

45

3

72

7

99

10

46

3

73

7

100

10

47

3

74

7







48

3

75

7







49

4

76

7







50

4

77

7







51

4

78

8