Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1553
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
такие объективные факторы, как расстояние, отсутствие видимости и слышимости.
9.7 Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности
(Г. Я. Розен)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из предложенных вариантов ответа (а, б, в).
Опросник
1. Хорошо ли вы разбираетесь в языке жестов?
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
2. Чувствительны ли вы к чужим нуждам?
а) да, чувствителен; б) не знаю; в) нет, не чувствителен.
3. Сразу ли вы замечаете, что кому-то стало скучно при разговоре с вами?
а) сразу; б) верно нечто среднее; в) не замечаю вообще.
4. Вы умеете слушать других?
а) да, умею; б) и да, и нет в) нет, не умею.
5. Всегда ли вы одинаково обходительны в общении?
а) да, всегда; б) в зависимости от обстоятельств; в) никогда.
6. Можете ли вы тотчас определить, что кто-то из собеседников осуждает вас?
а) да, могу; б) не всегда; в) нет, не могу.
7. Всегда ли вы верно оцениваете других людей?
а) да, всегда; б) от случая к случаю; в} никогда.
8. Можете ли вы сразу почувствовать, что вызываете у собеседника
симпатию, расположение?
а) да, могу; б) и да, и нет; в)'нет, не могу.
9. Способны ли вы предсказать, между кем из ваших знакомых может завязаться дружба?
а) да, способен; б) не знаю; в) нет, не способен.
10. Всегда ли вы чувствуете, что у собеседника есть что-то скрытое на уме?
а) да, всегда; б) в зависимости от обстоятельств; в) не всегда.
11. Умеете ли вы вовремя почувствовать, когда не следует быть слишком
настойчивым?
а) да, умею; б) когда как; в) нет, не умею,
12 . Часто ли люди приходят к вам со своими проблемами?
а) часто; б) от случая к случаю; в) редко.
13. Как вы думаете, всегда ли вам удается распознать ложь?
а) думаю, что всегда; б) не знаю; в) думаю, что нет.
14. Сразу ли вы чувствуете, что собеседник находится в плохом расположении духа?
а) да, сразу; б) и да, и нет; в) нет, не сразу.
15. Предчувствуете ли вы, что собеседник может вот-вот неожиданно разрыдаться (или взорваться)?
а) да, предчувствую; б) когда как; в) нет, не предчувствую.
Обработка и интерпретация результатов
Ключ: за ответы
а - 2 балла;
б - 1 балл;
в - 0 баллов.
Суммируйте оценки по пунктам опросника.
Преобразуйте «сырые» баллы в стены с помощью таблицы «Стеновые нормы».
Стеновые нормы
Предложенная шкала невербальной компетентности педагога выявляет степень выраженности умения налаживать отношения и прочитывать контекст общения. Каждый исследуемый может быть отнесен к одной из трех групп:
1) с низким уровнем невербальной компетентности (1-3 стен);
2) с умеренным уровнем невербальной компетентности (4-7 стен);
3) с высоким уровнем невербальной компетентности (8-10 стен).
Лица, отнесенные к первой группе, поглощены своими собственными проблемами и недостаточно внимательны к проблемам других. Они обнаруживают неспособность к налаживанию отношений и пониманию характера межличностного взаимодействия, в которое вовлечены.
Личности, отнесенные к третьей группе, напротив, характеризуются поглощенностью проблемами других людей и невниманием к своим собственным.
9.8 Диагностика принятия других (по шкале Фейя)
Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:
практически всегда;
часто;
иногда;
случайно;
очень редко.
Бланк ответов
Ф.И.О.________________________________ Возраст ______Пол_________
Опросник
1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение.
2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а).
3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.
4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качеством.
5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*.
6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах,
телевидении и других глупых вещах подобного рода.
7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его.
8. Люди думают только о себе.
9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.
10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.
11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.
12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.
13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.
14. Мне нравится быть с другими людьми*.
15. Большинство людей глупы и непоследовательны.
16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*.
17. Каждый хочет быть приятным для другого*.
18. Чаще всего люди недовольны собой.
Обратные суждения отмечены звездочкой(*).
Ключ
Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым.
60 баллов и больше - высокий показатель принятия других;
45-60 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к высокому;
30-45 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией
9.9 Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности
(В. В. Бойко)
Назначение. Отличием данной методики является не только доступность, но и широта и интегральность диагностического диапазона. Помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребности в ней, она позволяет определить и степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности.
Инструкция. В бланке для ответов рядом с номером суждения проставьте свои ответы в форме «да» или «нет».
Опросник
1. Временами я неожиданно «взрываюсь» злостью, гневом.
2. Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут же беру себя в руки.
3. Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумал себе особый ритуал: периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т. п.
4. На работе я обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным. ч
5. Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно изменить свое поведение или я не хочу этого делать.
6. Если мне хамят, я, как правило, сдерживаюсь и не допускаю резкости.
7. Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.
8. Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.
9. Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую
группировку.
10. Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.
11. Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.
12. Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.
13. Разозлившись, я могу ударить кого-либо (ребенка, партнера и т. п.).
14. Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью кулаком об стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).
15. Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.
16. Я думаю, что мой характер - не подарок.
17. Если кто-нибудь из коллег плохо отзовется обо мне, я выскажу ему все, что думаю о нем,
18. Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.
19. Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда надо себя хорошенько разозлить.
20. Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).
21. Обычно, когда я поругаюсь с кем-нибудь, мне становится легче.
22. Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.
23. Когда я очень устаю, легко могу разозлиться, выйти из себя.
24. Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или признает свою неправоту.
25. Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные
9.7 Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности
(Г. Я. Розен)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из предложенных вариантов ответа (а, б, в).
Опросник
1. Хорошо ли вы разбираетесь в языке жестов?
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
2. Чувствительны ли вы к чужим нуждам?
а) да, чувствителен; б) не знаю; в) нет, не чувствителен.
3. Сразу ли вы замечаете, что кому-то стало скучно при разговоре с вами?
а) сразу; б) верно нечто среднее; в) не замечаю вообще.
4. Вы умеете слушать других?
а) да, умею; б) и да, и нет в) нет, не умею.
5. Всегда ли вы одинаково обходительны в общении?
а) да, всегда; б) в зависимости от обстоятельств; в) никогда.
6. Можете ли вы тотчас определить, что кто-то из собеседников осуждает вас?
а) да, могу; б) не всегда; в) нет, не могу.
7. Всегда ли вы верно оцениваете других людей?
а) да, всегда; б) от случая к случаю; в} никогда.
8. Можете ли вы сразу почувствовать, что вызываете у собеседника
симпатию, расположение?
а) да, могу; б) и да, и нет; в)'нет, не могу.
9. Способны ли вы предсказать, между кем из ваших знакомых может завязаться дружба?
а) да, способен; б) не знаю; в) нет, не способен.
10. Всегда ли вы чувствуете, что у собеседника есть что-то скрытое на уме?
а) да, всегда; б) в зависимости от обстоятельств; в) не всегда.
11. Умеете ли вы вовремя почувствовать, когда не следует быть слишком
настойчивым?
а) да, умею; б) когда как; в) нет, не умею,
12 . Часто ли люди приходят к вам со своими проблемами?
а) часто; б) от случая к случаю; в) редко.
13. Как вы думаете, всегда ли вам удается распознать ложь?
а) думаю, что всегда; б) не знаю; в) думаю, что нет.
14. Сразу ли вы чувствуете, что собеседник находится в плохом расположении духа?
а) да, сразу; б) и да, и нет; в) нет, не сразу.
15. Предчувствуете ли вы, что собеседник может вот-вот неожиданно разрыдаться (или взорваться)?
а) да, предчувствую; б) когда как; в) нет, не предчувствую.
Обработка и интерпретация результатов
Ключ: за ответы
а - 2 балла;
б - 1 балл;
в - 0 баллов.
Суммируйте оценки по пунктам опросника.
Преобразуйте «сырые» баллы в стены с помощью таблицы «Стеновые нормы».
Стеновые нормы
Стены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Баллы | 0 | 1-4 | 5-8 | 9-12 | 13 | 14-17 | 18-21 | 22-25 | 26-29 | 30 |
Предложенная шкала невербальной компетентности педагога выявляет степень выраженности умения налаживать отношения и прочитывать контекст общения. Каждый исследуемый может быть отнесен к одной из трех групп:
1) с низким уровнем невербальной компетентности (1-3 стен);
2) с умеренным уровнем невербальной компетентности (4-7 стен);
3) с высоким уровнем невербальной компетентности (8-10 стен).
Лица, отнесенные к первой группе, поглощены своими собственными проблемами и недостаточно внимательны к проблемам других. Они обнаруживают неспособность к налаживанию отношений и пониманию характера межличностного взаимодействия, в которое вовлечены.
Личности, отнесенные к третьей группе, напротив, характеризуются поглощенностью проблемами других людей и невниманием к своим собственным.
9.8 Диагностика принятия других (по шкале Фейя)
Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:
практически всегда;
часто;
иногда;
случайно;
очень редко.
Бланк ответов
Ф.И.О.________________________________ Возраст ______Пол_________
№ | Всегда | Часто | Иногда | Случайно | Очень редко |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
8 | | | | | |
9 | | | | | |
10 | | | | | |
11 | | | | | |
12 | | | | | |
13 | | | | | |
14 | | | | | |
15 | | | | | |
16 | | | | | |
17 | | | | | |
18 | | | | | |
Опросник
1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение.
2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а).
3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.
4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качеством.
5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*.
6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах,
телевидении и других глупых вещах подобного рода.
7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его.
8. Люди думают только о себе.
9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.
10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.
11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.
12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.
13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.
14. Мне нравится быть с другими людьми*.
15. Большинство людей глупы и непоследовательны.
16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*.
17. Каждый хочет быть приятным для другого*.
18. Чаще всего люди недовольны собой.
Обратные суждения отмечены звездочкой(*).
Ключ
Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым.
| Баллы за прямые вопросы | Баллы за обратные вопросы |
Всегда | 5 | 1 |
Часто | 4 | 2 |
Иногда | 3 | 3 |
Случайно | 2 | 4 |
Очень редко | 1 | 5 |
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым.
60 баллов и больше - высокий показатель принятия других;
45-60 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к высокому;
30-45 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией
9.9 Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности
(В. В. Бойко)
Назначение. Отличием данной методики является не только доступность, но и широта и интегральность диагностического диапазона. Помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребности в ней, она позволяет определить и степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности.
Инструкция. В бланке для ответов рядом с номером суждения проставьте свои ответы в форме «да» или «нет».
Опросник
1. Временами я неожиданно «взрываюсь» злостью, гневом.
2. Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут же беру себя в руки.
3. Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумал себе особый ритуал: периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т. п.
4. На работе я обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным. ч
5. Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно изменить свое поведение или я не хочу этого делать.
6. Если мне хамят, я, как правило, сдерживаюсь и не допускаю резкости.
7. Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.
8. Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.
9. Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую
группировку.
10. Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.
11. Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.
12. Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.
13. Разозлившись, я могу ударить кого-либо (ребенка, партнера и т. п.).
14. Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью кулаком об стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).
15. Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.
16. Я думаю, что мой характер - не подарок.
17. Если кто-нибудь из коллег плохо отзовется обо мне, я выскажу ему все, что думаю о нем,
18. Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.
19. Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда надо себя хорошенько разозлить.
20. Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).
21. Обычно, когда я поругаюсь с кем-нибудь, мне становится легче.
22. Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.
23. Когда я очень устаю, легко могу разозлиться, выйти из себя.
24. Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или признает свою неправоту.
25. Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные