Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1561

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»




Обработка и интерпретация данных

Итак, вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками,

свидетельствующими о низком уровне общей коммуникативной толерантности.

Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем признакам, и сделайте вывод: чем больше балов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно заработать -135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так же невероятно получить ноль баллов - свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях. В среднем, по нашим данным, опрошенные набирают:

руководители медицинских учреждений и подразделений - 40 баллов,

медсестры - 43 балла,

воспитатели - 31 балл.

Сравните свои данные с приведенными и сделайте вывод о своей коммуникативной толерантности.

Обратите внимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки (здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов). Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений с партнерами. Разумеется, полученные данные позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимодействием с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее.
9.4 Диагностика межличностных отношений

(А. А. Рукавишников)

Инструкция. Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует

, как вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Имя




Возраст




Дата




Группа




Символ




Место учебы (работы)




e

w

e+w

e-w

I













C













A














Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит.

Итак, прочитав утверждение, запишите номер ответа, расположенный в скобках слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте внимательны при выборе ответа и его записи.

1

2

3

4

5

6

Обычно

Часто

Иногда

По случаю

Редко

Никогда

( )

1

Стремлюсь быть вместе со всеми.

( )

2

Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

( )

3

Становлюсь членом различных групп.

( )

4

Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.

( )

5

Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

( )

6

Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

( )

7

Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

( )

8

Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

( )

9

Стремлюсь задействовать других в своих планах.

( )

10

Позволяю другим судить о том, что я делаю.

( )

11

Стараюсь быть среди людей.

( )

12

Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные

отношения.

( )

13

Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.

( )

14

Легко подчиняюсь другим.

( )

15

Стараюсь избегать одиночества.

( )

16

Стремлюсь принимать участие в совместных

мероприятиях.

ОТНОСИТСЯ К:

1

2

3

4

5

6

Большинству людей

Многим людям

Некоторым людям

Нескольким людям

Одному-двум людям

Ни к кому

( )

17

Стремлюсь относиться к другим приятельски

( )

18

Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

( )

19

Мое личное отношение к окружающим - холодное и безразличное.

( )

20

Предоставляю другим руководить ходом событий.

( )

21

Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.

( )

22

Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

( )

23

Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.

( )

24

Позволяю другим судить о том, что я делаю.

( )

25

С другими веду себя холодно и безразлично.

( )

26

Легко подчиняюсь другим.

( )

27

Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

ОТНОСЯТСЯ К:

1

2

3

4

5

6

Большинству людей

Многим людям

Некоторым людям

Нескольким людям

Одному-двум людям

Ни к кому

( )

28

Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

( )

29

Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

( )

30

Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.

( )

31

Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

( )

32

Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

( )

33

В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

( )

34

Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

( )

35

Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.

( )

36

Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

( )

37

Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).

( )

38

Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.

( )

39

Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.

( )

40

Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

1

2

3

4

5

6

Обычно

Часто

Иногда

Случайно

Редко

Никогда

( )

41

В обществе стараюсь играть главенствующую роль.

( )

42

Мне нравится, когда другие приглашают меня

участвовать в чем-нибудь.

( )

43

Мне нравится, когда другие относятся ко мне

непосредственно.

( )

44

Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.

( )

45

Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

( )

46

Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.

( )

47

Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.

( )

48

Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

( )

49

Мне нравится, когда остальные люда относятся ко мне непосредственно и сердечно.

( )

50

В обществе стараюсь руководить ходом событий.

( )

51

Мне нравится, когда другие приглашают принять

участие в их деятельности.

( )

52

Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

( )

53

Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.

( )

54

В обществе руковожу ходом событий.



Обработка данных

Ключи для обработки шкал опросника межличностных отношений (ОМО) Слева приводятся пункты шкал, справа - номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом - он оценивается в 1 балл, при несовпадении - 0 баллов.



Cw

Ae

1.

1,2,3,4

2

1,2,3,4,5

4

1,2,

3

1,2,3,4,5

6

1,2,3

8

1,2

5

1,2,3,4,5

10

1,2,3

12

1

7

1,2,3

14

1,2,3

17

1,2,3

9

1,2,3

18

1,2,3,4

19

3,4,5,6

11

1

20

1,2,3,4

21

1

13

1

22

1,2,

23

1

15

1

24

1,2

25

3,4,5,6

16

1

26

1,2

27

1

Iw

Ce

Aw

28

1,2

30

1,2,3,4

29

1

31

1,2

33

1,2,3,4,5

32

1,2

34

1,2

36

1,2,3

35

5,6

37

1

41

1,2,3,4,5

38

1,2,3

39

1

44

1,2,3,4

40

5,6

42

1,2,3

47

1,2,3,4,5

43

1

45

1,2,3

50

1,2,3,4

46

4,5,6

48

1,2,3,4

53

1,2,3,4

49

1

51

1,2,3

54

1,2,3

52

5,6