Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1520
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 - 12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0 - 8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый (уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость)
13 - 16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9 - 12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0 - 8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый (доверчивость – послушность – зависимость)
13 - 16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0 - 8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный (добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм)
9 - 16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0 - 8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический (отзывчивость – бескорыстие – жертвенность)
9 - 16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).
0 - 8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
Первые четыре типа межличностных отношений —1, 2, 3 и 4 — характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).
Другие четыре октанта — 5, 6, 7, 8 — представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).
Текст опросника
Инструкция: Вам предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и решить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте её в протоколе крестиком, если не соответствует – ничего не ставьте. Если нет полной уверенности, крестик не ставьте. Старайтесь быть искренними.
-
Другие думают о нем благосклонно -
Производит впечатление на окружающих -
Умеет распоряжаться, приказывать -
Умеет настоять на своем -
Обладает чувством достоинства -
Независимый -
Способен сам позаботиться о себе -
Может проявлять безразличие -
Способен быть суровым -
Строгий, но справедливый -
Может быть искренним -
Критичен к другим -
Любит поплакаться -
Часто печален -
Способен проявлять недоверие -
Часто разочаровывается -
Способен быть критичным к себе -
Способен признать свою неправоту -
Охотно подчиняется -
Уступчивый -
Благодарный -
Восхищающийся, склонный к подражанию -
Уважительный -
Ищущий одобрения -
Способный к сотрудничеству, взаимопомощи -
Стремится ужиться с другими -
Дружелюбный, доброжелательный -
Внимательный, ласковый -
Деликатный -
Ободряющий -
Отзывчивый на призывы о помощи -
Бескорыстный -
Способен вызывать восхищение -
Пользуется у других уважением -
Обладает талантом руководителя -
Любит ответственность -
Уверен в себе -
Самоуверен, напорист -
Деловитый, практичный -
Любит соревноваться -
Стойкий и упорный, где надо -
Неумолимый, но беспристрастный -
Раздражительный -
Открытый, прямолинейный -
Не терпит, чтобы им командовали -
Скептичен -
На него трудно произвести впечатление -
Обидчивый, щепетильный -
Легко смущается -
Неуверенный в себе -
Уступчивый -
Скромный -
Часто прибегает к помощи других -
Очень почитает авторитеты -
Охотно принимает советы -
Доверчив и стремится радовать других -
Всегда любезен в обхождении -
Дорожит мнением окружающих -
Общительный, уживчивый -
Добросердечный -
Добрый, вселяющий уверенность -
Нежный, мягкосердечный -
Любит заботиться о других -
Бескорыстный, щедрый -
Любит давать советы -
Производит впечатление значительного человека -
Начальственно повелительный -
Властный -
Хвастливый -
Надменный и самодовольный -
Думает только о себе -
Хитрый, расчетливый -
Нетерпим к ошибкам других -
Корыстный -
Откровенный -
Часто недружелюбен -
Озлобленный -
Жалобщик -
Ревнивый -
Долго помнит свои обиды -
Самобичующийся -
Застенчивый -
Безынициативный -
Кроткий -
Зависимый, несамостоятельный -
Любит подчиняться -
Предоставляет другим принимать решения -
Легко попадает впросак -
Легко поддается влиянию друзей -
Готов довериться любому -
Благорасположен ко всем без разбора -
Всем симпатизирует -
Прощает все -
Переполнен чрезмерным сочувствием -
Великодушен, терпим к недостаткам -
Стремится покровительствовать -
Стремится к успеху -
Ожидает восхищения от каждого -
Распоряжается другими -
Деспотичный -
Сноб, судит о людях лишь по рангу и достатку -
Тщеславный -
Эгоистичный -
Холодный, черствый -
Язвительный, насмешливый -
Злой, жестокий -
Часто гневлив -
Бесчувственный, равнодушный -
Злопамятный -
Проникнут духом противоречия -
Упрямый -
Недоверчивый, подозрительный -
Робкий -
Стыдливый -
Отличается чрезмерной готовностью подчиняться -
Мягкотелый -
Почти никогда никому не возражает -
Навязчивый -
Любит, чтобы его опекали -
Чрезмерно доверчив -
Стремится сыскать расположение каждого -
Со всеми соглашается -
Всегда дружелюбен -
Любит всех -
Слишком снисходителен к окружающим -
Старается утешить каждого -
Заботится о других в ущерб себе -
Портит людей чрезмерной добротой
Раздел 11. Диагностические материалы, направленные на изучение уровня конфликтности в педагогическом коллективе
-
Определение уровня конфликтоустойчивости
Назначение. Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности.
Инструкция. Внимательно прочитайте и оцените каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны вашему поведению. Для этого сначала определите, какое из двух крайних суждений подходит вам, а затем оцените его по 5-балльной системе. Помните, что промежуточная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайние же значения 4-5 и 1-2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринужденное участие в разрешении спорных моментов.
Бланк ответов
ФИО ______________________пол _________возраст ________ дата ____
1 | Уклоняюсь от спора | 5 4 3 2 1 | Рвусь в спор |
2 | Отношусь к конкуренту без предвзятости | 5 4 3 2 1 | Подозрителен |
3 | Имею адекватную самооценку | 5 4 3 2 1 | Имею завышенную самооценку |
4 | Прислушиваюсь к мнению других | 5 4 3 2 1 | Не принимаю иных мнений |
5 | Не поддаюсь на провокации, не завожусь | 5 4 3 2 1 | Легко завожусь |
6 | Уступаю в споре, иду на компромисс | 5 4 3 2 1 | Не уступаю в споре: победа или поражение |
7 | Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины | 5 4 3 2 1 | Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя. |
8 | Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность | 5 4 3 2 1 | Допускаю тон, не терпящий возражений, бестактность |
9 | Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции | 5 4 3 2 1 | Считаю, что в споре нужно проявить сильный характер |
10 | Считаю, что спор - крайняя форма разрешения конфликта | 5 4 3 2 1 | Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта |
Обработка и интерпретация данных
Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных слева свойств. Подсчитайте общую сумму баллов.
Начертите свой профиль поведения в спорных ситуациях.
Проанализируйте причины полярных стратегий поведения с целью внесения необходимых корректив.
40-50 баллов - высокий уровень конфликтоустойчивости.
30-40 баллов - средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.
20-30 баллов - низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о выраженной конфликтности.
1-19баллов- очень низкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень свойствен конфликтным людям.
11.2 Диагностика враждебности (по шкале Кука — Медлей)
Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:
6 - обычно, | 3 - случайно |
5 - часто, | 2 - редко |
4 - иногда | 1 - никогда. |
Бланк ответов
Ф.И.О. _____________________________ Возраст ____Пол _____
Варианты ответов:
№ | Обычно | Часто | Иногда | Случайно | Редко | Никогда |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |
11 | | | | | | |
12 | | | | | | |
13 | | | | | | |
14 | | | | | | |
15 | | | | | | |
16 | | | | | | |
17 | | | | | | |
18 | | | | | | |
19 | | | | | | |
20 | | | | | | |
21 | | | | | | |
22 | | | | | | |
23 | | | | | | |
24 | | | | | | |
25 | | | | | | |
26 | | | | | | |
27 | | | | | | |