Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1536

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий.

Если величина Пи находится в пределах 66-80, то импульсивность высокого уровня, то есть выражена сильно;

Если величина Пи от 35 до 65, то уровень средний, импульсивность умеренная,

Если 34 и менее - то импульсивность низкого уровня.

Высокий уровень импульсивности характеризует человека с

недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов, увлекаются то одним, то другим.

Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца.

Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания, направленную на ее снижение и увеличение целенаправленности. При этом следует учесть особенности локуса субъективного контроля.
10.4 Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации

(В. В. Бойко)
Инструкция. Ознакомившись с последующими ситуациями, дайте ответ, согласны вы с ними (поставьте рядом с номером знак «плюс») или нет (поставьте знак «минус»).
Опросник

1. Вы завидуете благополучию некоторых своих знакомых.

2. Вы недовольны отношениями в семье,

3. Вы считаете, что достойны лучшей участи.

4. Вы полагаете, что могли бы достичь большего в личной жизни или в работе, если бы необстоятельства.

5. Вас огорчает то, что не осуществляются планы и не сбываются надежды.

6. Вы часто срываете зло или досаду на ком-либо.

7. Вас злит, что кому-то везет в жизни больше, чем вам.

8. Вас огорчает, что вам не удается отдыхать или проводить досуг так, как

хочется.

9. Ваше материальное положение таково, что угнетает вас.

10. Вы считаете, что жизнь проходит мимо вас (проходит зря,).

11. Кто-то или что-то постоянно унижает вас.

12. Нерешенные бытовые проблемы выводят вас из равновесия.
Обработка данных

Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл,

а отрицательный - 0 баллов.

Подсчитывается общая сумма баллов.

Об уровне социальной фрустрации можно судить по следующим показателям:

10-12 баллов - очень высокий уровень фрустрации;

5-9 баллов - устойчивая тенденция к фрустрации;


4 балла и меньше - низкий уровень.
10.5 Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов

(Л. А. Рабинович в модификации Т. Г. Сырицо)

Инструкция. Перед вами опросник, содержащий 42 вопроса, и лист бумаги, на котором указаны 4 варианта ответов на указанные вопросы.

Ваша задача - ответить на каждый вопрос. Это делается так: вы читаете вопрос, выбираете один из 4 предложенных вариантов ответа («безусловно да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно нет»), отражающий ваше мнение. Поставьте крестик в соответствующей графе в листке для ответов. Отвечая на каждый вопрос, проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким же номером в листке для ответов.

Поскольку в разные периоды жизни вы, возможно, отвечали бы на один и тот же вопрос по-разному, отвечайте исходя из того, что характерно для вас сейчас, в настоящее время.

Дальше таким же образом вы поступаете со всеми остальными вопросами, всякий раз тщательно обдумывая, какой из четырех вариантов ответа на каждый вопрос вам больше всего подходит.

Основное условие опроса - ваша добросовестность и искренность.

Если вам непонятна инструкция, прочтите ее еще раз.

Итак, начинайте работу!
Бланк для ответов

Ф.И.О_____________________________ Возраст_________ дата __________




Безусловно да

Пожалуй да

Пожалуй нет

Безусловно нет



Безусловно да

Пожалуй да

Пожалуй нет

Безусловно нет

1













22













2













23













3













24













4













25













5













26













6













27













7













28













8













29













9













30













10













31













11













32













12













33













13













34













14













35













15













36













16













37













17













38













18













39













19













40













20













41













21













42
















Опросник

1. Легко ли вам признаться перед родителями учеников в допущенной вами ошибке?

2. Часто ли у вас портится настроение из-за плохой подготовки учащихся к уроку?

3. Можно ли сказать, что перед уроком вы почти всегда чувствуете себя бодрым и веселым?

4. Пугает ли вас иногда ответственность за детей, которая на вас лежит?

5.Испытываете ли вы чувство неудовлетворенности от своей работы с детьми?

6. Если бы ученики над вами нехорошо подшутили, привело бы это вас в сотояние гнева?

7. Овладевает ли вами негодование, если родители учеников не выполняют ваши требования?

8. Легко ли вы заражаетесь радостным настроением своих учеников?

9. Можно ли сказать, что вы не верите в свои педагогические способности?

10. Вызывает ли у вас возмущение и негодование поведение современной молодежи?

11. Появляется ли у вас чувство неуверенности в присутствии на уроке проверочной комиссии или администрации?

12. Часто ли вы не в состоянии сдержать свои эмоции при негативном поведении учащихся?

13. Приносит ли вам ваша работа много радости?

14. Испытываете ли вы чувство тревоги во время проведения урока?

15. Может ли недостаток содействия вам со стороны администрации вызвать у вас раздражение?

16. Испытываете ли вы робость перед начальством, администрацией школы?

17. Вы охотно организуете в классе веселые, развлекательные мероприятия?

18. Легко ли вас может рассердить непонимание ученика?

19. Производите ли вы на своих коллег впечатление грустного человека?

20. Вам становится грустно после неудачно проведенных уроков?

21. Вам свойственно чувство удовлетворенности своей профессией?

22. Испытываете ли вы чувство тревоги за свой авторитет перед детьми?

23. Склонны ли вы предаваться невеселым, мрачным мыслям, встречая непонимание со стороны администрации?

24. Ощущаете ли вы некоторую робость перед проведением родительских собраний?

25. Часто ли неудачи в работе приводят вас в отчаяние?

26. Можете ли вы сказать о себе, что вы педагог-оптимист?

27. Вызывает ли у вас чувство тоски собственное бессилие в некоторых вопросах воспитания?

28. Боитесь ли вы выступать перед большой малознакомой аудиторией?


29. Вызывает ли у вас раздражение неподготовленность учащихся к уроку?

30. Если коллега вам нагрубил, хочется ли вам ответить тем же?

31. Боитесь ли вы проявить свою неосведомленность перед детьми?

32. Если вы чувствуете упрямство со стороны ученика, овладевает ли вами

раздражение и злость?

33. Часто ли вы испытываете радость в течение рабочего дня?

34. Можете ли вы присоединиться к мнению, что в работе педагога больше радости, чем печали и невзгод?

35. Кажется ли вам, что в будущем работа с детьми будет приносить все больше трудностей и разочарований?

36. Любите ли вы веселую суету и оживление детей вокруг себя?

37. Часто ли вы испытываете чувство подавленности при подведении итогов вашей педагогической деятельности?

38. Овладевает ли вами раздражение, если, как вам кажется, родители ваших

учеников вас не понимают?

39. Испытываете ли вы радость, когда находите общий язык с родителями ваших учеников?

40. Овладевает ли вами гнев так сильно, что вы долго не можете успокоиться?

41. Рискнете ли вы спорить с начальством по серьезным вопросам?

42. Бывает ли у вас чувство страха перед работой с новым для вас коллективом учащихся?
Обработка и интерпретация результатов

Ключ

Радость. Ответы «да» на вопросы: 3, 8, 13, 17,21, 26,33, 34, 36, 39.

Ответ «нет» на вопрос 23.

Гнев. Ответы «да» на вопросы: 6,7, 10, 12, 15, 18, 29, 30, 32, 38, 40.

Страх. Ответы «да» на вопросы: 4, 11, 14, 16, 22, 24, 28, 31, 42.

Ответы «нет» на вопросы: 1, 41.

Печаль. Ответы «да» на вопросы: 2, 5, 9, 19, 20, 23, 25, 27, 35, 37.

Ответ «нет» на вопрос 34.
Количество баллов за каждый ответ:

«безусловно, да» - 4,

«пожалуй, да» - 3,

«пожалуй, нет» - 1,

«безусловно, нет» - 0.

Средние показатели изучаемых состояний позволяют судить о доминировании той или иной эмоциональной модальности.
10.6 Тест межличностных отношений

(Тимоти Лири)

Описание методики

Данная методика разработана Т. Лири (1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность (враждебность)".

Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.