Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1536
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий.
Если величина Пи находится в пределах 66-80, то импульсивность высокого уровня, то есть выражена сильно;
Если величина Пи от 35 до 65, то уровень средний, импульсивность умеренная,
Если 34 и менее - то импульсивность низкого уровня.
Высокий уровень импульсивности характеризует человека с
недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов, увлекаются то одним, то другим.
Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца.
Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания, направленную на ее снижение и увеличение целенаправленности. При этом следует учесть особенности локуса субъективного контроля.
10.4 Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации
(В. В. Бойко)
Инструкция. Ознакомившись с последующими ситуациями, дайте ответ, согласны вы с ними (поставьте рядом с номером знак «плюс») или нет (поставьте знак «минус»).
Опросник
1. Вы завидуете благополучию некоторых своих знакомых.
2. Вы недовольны отношениями в семье,
3. Вы считаете, что достойны лучшей участи.
4. Вы полагаете, что могли бы достичь большего в личной жизни или в работе, если бы необстоятельства.
5. Вас огорчает то, что не осуществляются планы и не сбываются надежды.
6. Вы часто срываете зло или досаду на ком-либо.
7. Вас злит, что кому-то везет в жизни больше, чем вам.
8. Вас огорчает, что вам не удается отдыхать или проводить досуг так, как
хочется.
9. Ваше материальное положение таково, что угнетает вас.
10. Вы считаете, что жизнь проходит мимо вас (проходит зря,).
11. Кто-то или что-то постоянно унижает вас.
12. Нерешенные бытовые проблемы выводят вас из равновесия.
Обработка данных
Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл,
а отрицательный - 0 баллов.
Подсчитывается общая сумма баллов.
Об уровне социальной фрустрации можно судить по следующим показателям:
10-12 баллов - очень высокий уровень фрустрации;
5-9 баллов - устойчивая тенденция к фрустрации;
4 балла и меньше - низкий уровень.
10.5 Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов
(Л. А. Рабинович в модификации Т. Г. Сырицо)
Инструкция. Перед вами опросник, содержащий 42 вопроса, и лист бумаги, на котором указаны 4 варианта ответов на указанные вопросы.
Ваша задача - ответить на каждый вопрос. Это делается так: вы читаете вопрос, выбираете один из 4 предложенных вариантов ответа («безусловно да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно нет»), отражающий ваше мнение. Поставьте крестик в соответствующей графе в листке для ответов. Отвечая на каждый вопрос, проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким же номером в листке для ответов.
Поскольку в разные периоды жизни вы, возможно, отвечали бы на один и тот же вопрос по-разному, отвечайте исходя из того, что характерно для вас сейчас, в настоящее время.
Дальше таким же образом вы поступаете со всеми остальными вопросами, всякий раз тщательно обдумывая, какой из четырех вариантов ответа на каждый вопрос вам больше всего подходит.
Основное условие опроса - ваша добросовестность и искренность.
Если вам непонятна инструкция, прочтите ее еще раз.
Итак, начинайте работу!
Бланк для ответов
Ф.И.О_____________________________ Возраст_________ дата __________
№ | Безусловно да | Пожалуй да | Пожалуй нет | Безусловно нет | № | Безусловно да | Пожалуй да | Пожалуй нет | Безусловно нет |
1 | | | | | 22 | | | | |
2 | | | | | 23 | | | | |
3 | | | | | 24 | | | | |
4 | | | | | 25 | | | | |
5 | | | | | 26 | | | | |
6 | | | | | 27 | | | | |
7 | | | | | 28 | | | | |
8 | | | | | 29 | | | | |
9 | | | | | 30 | | | | |
10 | | | | | 31 | | | | |
11 | | | | | 32 | | | | |
12 | | | | | 33 | | | | |
13 | | | | | 34 | | | | |
14 | | | | | 35 | | | | |
15 | | | | | 36 | | | | |
16 | | | | | 37 | | | | |
17 | | | | | 38 | | | | |
18 | | | | | 39 | | | | |
19 | | | | | 40 | | | | |
20 | | | | | 41 | | | | |
21 | | | | | 42 | | | | |
Опросник
1. Легко ли вам признаться перед родителями учеников в допущенной вами ошибке?
2. Часто ли у вас портится настроение из-за плохой подготовки учащихся к уроку?
3. Можно ли сказать, что перед уроком вы почти всегда чувствуете себя бодрым и веселым?
4. Пугает ли вас иногда ответственность за детей, которая на вас лежит?
5.Испытываете ли вы чувство неудовлетворенности от своей работы с детьми?
6. Если бы ученики над вами нехорошо подшутили, привело бы это вас в сотояние гнева?
7. Овладевает ли вами негодование, если родители учеников не выполняют ваши требования?
8. Легко ли вы заражаетесь радостным настроением своих учеников?
9. Можно ли сказать, что вы не верите в свои педагогические способности?
10. Вызывает ли у вас возмущение и негодование поведение современной молодежи?
11. Появляется ли у вас чувство неуверенности в присутствии на уроке проверочной комиссии или администрации?
12. Часто ли вы не в состоянии сдержать свои эмоции при негативном поведении учащихся?
13. Приносит ли вам ваша работа много радости?
14. Испытываете ли вы чувство тревоги во время проведения урока?
15. Может ли недостаток содействия вам со стороны администрации вызвать у вас раздражение?
16. Испытываете ли вы робость перед начальством, администрацией школы?
17. Вы охотно организуете в классе веселые, развлекательные мероприятия?
18. Легко ли вас может рассердить непонимание ученика?
19. Производите ли вы на своих коллег впечатление грустного человека?
20. Вам становится грустно после неудачно проведенных уроков?
21. Вам свойственно чувство удовлетворенности своей профессией?
22. Испытываете ли вы чувство тревоги за свой авторитет перед детьми?
23. Склонны ли вы предаваться невеселым, мрачным мыслям, встречая непонимание со стороны администрации?
24. Ощущаете ли вы некоторую робость перед проведением родительских собраний?
25. Часто ли неудачи в работе приводят вас в отчаяние?
26. Можете ли вы сказать о себе, что вы педагог-оптимист?
27. Вызывает ли у вас чувство тоски собственное бессилие в некоторых вопросах воспитания?
28. Боитесь ли вы выступать перед большой малознакомой аудиторией?
29. Вызывает ли у вас раздражение неподготовленность учащихся к уроку?
30. Если коллега вам нагрубил, хочется ли вам ответить тем же?
31. Боитесь ли вы проявить свою неосведомленность перед детьми?
32. Если вы чувствуете упрямство со стороны ученика, овладевает ли вами
раздражение и злость?
33. Часто ли вы испытываете радость в течение рабочего дня?
34. Можете ли вы присоединиться к мнению, что в работе педагога больше радости, чем печали и невзгод?
35. Кажется ли вам, что в будущем работа с детьми будет приносить все больше трудностей и разочарований?
36. Любите ли вы веселую суету и оживление детей вокруг себя?
37. Часто ли вы испытываете чувство подавленности при подведении итогов вашей педагогической деятельности?
38. Овладевает ли вами раздражение, если, как вам кажется, родители ваших
учеников вас не понимают?
39. Испытываете ли вы радость, когда находите общий язык с родителями ваших учеников?
40. Овладевает ли вами гнев так сильно, что вы долго не можете успокоиться?
41. Рискнете ли вы спорить с начальством по серьезным вопросам?
42. Бывает ли у вас чувство страха перед работой с новым для вас коллективом учащихся?
Обработка и интерпретация результатов
Ключ
Радость. Ответы «да» на вопросы: 3, 8, 13, 17,21, 26,33, 34, 36, 39.
Ответ «нет» на вопрос 23.
Гнев. Ответы «да» на вопросы: 6,7, 10, 12, 15, 18, 29, 30, 32, 38, 40.
Страх. Ответы «да» на вопросы: 4, 11, 14, 16, 22, 24, 28, 31, 42.
Ответы «нет» на вопросы: 1, 41.
Печаль. Ответы «да» на вопросы: 2, 5, 9, 19, 20, 23, 25, 27, 35, 37.
Ответ «нет» на вопрос 34.
Количество баллов за каждый ответ:
«безусловно, да» - 4,
«пожалуй, да» - 3,
«пожалуй, нет» - 1,
«безусловно, нет» - 0.
Средние показатели изучаемых состояний позволяют судить о доминировании той или иной эмоциональной модальности.
10.6 Тест межличностных отношений
(Тимоти Лири)
Описание методики
Данная методика разработана Т. Лири (1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность (враждебность)".
Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.