Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1522
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте общую сумму балов.
Уровни устойчивости к конфликтам соответствуют следующим показателям:
40-50 - высокий уровень конфликтоустойчивости;
30-39 - средний уровень конфлнеустойчивости;
20-29 - уровень выраженной конфликтности;
9 и менее - высокий уровень конфликтности.
11.7 Доминирующие стратегии конфликтного поведения
(метафорический вариант)
Назначение. Использование диагностического материала в форме метафор (поговорки, устоявшиеся истины) нацелено на снижение стереотипов, самоидеализации, квазиответов. Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях: стратегию достижения эгоцентричных (личных) целей и стратегию сохранения благоприятных межличностных отношений. По соотношению этих двух стратегий в данной методике выделено пять метафорических стратегий.
Инструкция. Сейчас вам будет дано необычное задание. Оно заключается в оценке степени использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. В ходе работы следует придерживаться правила: не существует плохих или хороших ответов, а существуют реальные, наиболее употребляемые в тех или иных жизненных ситуациях. Следуя этому правилу, в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте один из трех ответов: «да» или «+»; «нет» или «-»; «трудно сказать» или «±». К последней форме ответа старайтесь прибегать в исключительных случаях. Порядок заполнения построчный, слева направо.
Бланк ответов
ФИО __________________________ дата _________
I | II | III | IV | V | ||||||||
1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | | |||
6 | | 7 | | 8 | | 9 | | 10 | | |||
11 | | 12 | | 13 | | 14 | | 15 | | |||
16 | | 17 | | 18 | | 19 | | 20 | | |||
21 | | 22 | | 23 | | 24 | | 25 | | |||
26 | | 27 | | 28 | | 29 | | 30 | | |||
31 | | 32 | | 33 | | 34 | | 35 | | |||
Итого | | Итого | | Итого | | Итого | | Итого | |
Опросник
1. Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Если вы не можете заставить другого сделать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете,
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет (почеши мне спину, а я тебе почешу).
5. Ум хорошо, а два лучше.
6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
7. Кто сильнее, тот и правее.
8. Не подмажешь - не поедешь.
9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
13. Убивай врагов своей добротой.
14. Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
19. Ты - мне, я -тебе.
20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь
пользу из истин, которыми обладают другие.
21. Кто спорит - ни гроша не стоит.
22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.
23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое - ни одной.
24. Кто дарит, друзей наживает.
25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
26. Лучший способ решать конфликты - избегать их.
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над гневом.
29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
32. В этом мире есть только две породы людей - победители и побежденные.
33. Если в тебя швырнули камень, брось в ответ кусок ваты.
34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
35. Копай и копай без устали и докопаешься до истины.
Обработка и интерпретация данных
Подсчитывается количество баллов в каждой из пяти колонок.
Наибольшее количество баллов в той или иной колонке свидетельствует о приверженности исследуемого той или иной стратегии в конфликтных ситуациях. Если в каких-то колонках наблюдается одинаковое количество баллов, то это свидетельствует о равнозначности использования двух стратегий.
По соотношению двух доминирующих целей, отражающих y направленность «на себя» и взаимодействие с другими людьми», выделены следующие метафорические стратегии конфликтного поведения:
Тип I. «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказа как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими.
Тип II. «Акула» - силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели
очень важны, взаимоотношения - нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Тип III. «Медвежонок» - стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели - нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями.
Тип IV. «Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Тип V. «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
11.8 Экспресс-оценка глубины конфликта
(А. М. Бандурка, С. И. Бочарова, Е. В. Земянская)
Назначение. Методика предназначена для оценки конфликтной ситуации и характера поведения руководителя, улаживающего конфликт.
Инструкция. В методике представлены 8 позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора в пятибалльном измерении. Сильная выраженность факторов левой стороны методики оценивается в 1 балл, а правой - в 5 баллов.
Шкала глубины конфликта
1 | Стороны осознают причину конфликта. | 1 2 3 4 5 | Стороны не осознают причину Конфликта. |
2 | Причина конфликта имеет эмоциональный (служебный) характер. | 1 2 3 4 5 | Причина конфликта имеет материальный характер. |
3 | Цель конфликтующих - устремленность к социальной справедливости | 1 2 3 4 5 | Цель конфликтующих - получение привилегий. |
4 | Есть общая цель, к которой стремятся все. | 1 2 3 4 5 | Общей цели нет. |
5 | Сферы сближения выражены. | 1 2 3 4 5 | Сферы сближения не выражены. |
6 | Сферы сближения касаются эмоциональных проблем. | 1 2 3 4 5 | Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем. |
7 | Лидеры противоположных мнений не выделяются. | 1 2 3 4 5 | Замечено влияние лидеров противоположных мнений. |
8 | В процессе общения придерживаются норм поведения. | 1 2 3 4 5 | В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведений. |
Обработка и интерпретация данных
После оценки каждой позиции следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.
Сумма в 35-40 баллов свидетельствует о том, что конфликтующие находятся в жесткой конфронтации друг к другу. Руководитель в этом случае должен принять на себя роль обвинителя и прибегнуть к административным мерам воздействия.
Сумма в пределах 25-34 баллов указывает на колебания в отношениях
конфликтующих сторон. Руководитель может выступать в роли консультанта и прибегать в основном к психологическим мерам разрешения конфликта,
Сумма меньше 25 баллов свидетельствует о случайности возникшего конфликта. Руководителю целесообразно выполнять функции воспитателя, оказывая педагогическое воздействие на конфликтующих.
11.9 Самооценка рационального поведения в конфликте.
Инструкция. Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 - для вас не характерно такое поведение.
№ п/п | Позиция | Оценка |
1 | Критически оцениваю партнера. | |
2 | Приписываю ему низменные или плохие намерения. | |
3 | Демонстрирую знаки превосходства. | |
4 | Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру. | |
5 | Игнорирую интересы соперника. | |
6 | Вижу все только со своей позиции. | |
7 | Уменьшаю заслуги партнера. | |
8 | Преувеличиваю свои заслуги. | |
9 | Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера. | |
10 | Предъявляю партнеру множество претензий. | |
11 | Раздражаюсь, перехожу на крик. | |