Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1523

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



После этого полученное выражение сопоставляется с величиной, характеризующей зоны ролевого конфликта по степени выраженности. Таких зон три; высокая, средняя, низкая; соответственно этому выделяются и три группы лиц по степени выраженности ролевого конфликта. 133 балла и выше относятся к группе с высоким уровнем ролевого конфликта. В группу с низким уровнем конфликта попадают руководители при наличии 85 баллов (по шкале РК) и ниже. К группе со средней степенью выраженности ролевого конфликта относятся респонденты, получившие свыше 85 баллов и до 133.

После вывода о том, к какой группе по степени выраженности РК относится опрашиваемый, следует провести качественный анализ полученной информации. Он должен дать нам ответ на вопрос, какие же ситуации, какого типа ролевого конфликта вызывают наибольшую напряженность и негативное отношение со стороны респондента. Это удобно сделать на основе регистрационного бланка, в котором типы РК обозначены символами АВДС. По мнению С. И. Ериной, операциональные типы РК основаны на степени выраженности «противоречивости-непротиворечивости» и «совместимости-несовместимости» между;

А - различными ожиданиями от разных групп «сверху» и «снизу»;

В - сложившимися условиями (например, частичная оплата труда или существенные сроки ее задержки, жесткие временные сроки и ограниченные средства) и соблюдением ролевых требований руководителя (поддержание трудовой дисциплины, соблюдение сроков и качества выполняемой работы и т. п.);

С - ожиданиями, обращенными к нескольким ролям для одной и той же личности, которые порой требуют противоречивого поведения, то есть РК, вызванные рассогласованиями в множественном ролевом диапазоне руководителя;

Д - внутренними устремлениями, стандартами, ценностями личности и требованиями выполняемой роли, например, когда тяготит ответственность в роли руководителя, побуждающая к осуществлению необходимого контроля за поведением и работой подчиненных.

Для повышения корректности сравнения уровня выраженности исследуемых типов РК, на наш взгляд, целесообразно ввести для показателя С коэффициент 1,85, то есть полученные данные умножить на предложенный коэффициент. В этом случае объективность сравнительного анализа РК, несомненно, возрастет.
11.11 Самооценка конструктивного поведения в конфликте

Инструкция. Проанализируйте свои действия по пяти позициям «конструктивного поведения» в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице.





Позиция

Оценка

Позиция

1

«Открытость» ума. Вы настроены на понимание

доводов и аргументов оппонента.

5 4 3 2 1

Вы никогда не стремитесь понять своего оппонента.

2

Позитивное отношение к оппоненту.

5 4 3 2 1

Негативное отношение к

оппоненту.

3

Рациональное мышление. Вы контролируете свои эмоции.

5 4 3 2 1

Вы отдаетесь стихиям и эмоциям.

4

Сотрудничество. Вы не делаете ставку на односторонний выигрыш, ориентируетесь на равенство и сотрудничество.

5 4 3 2 1

Вы стремитесь к одностороннему выигрышу.

5

Терпимость. Вы признаете право людей быть такими, какие они есть, не совпадающая с вашей.

5 4 3 2 1

Вы нетерпимы к

оппоненту, вас раздражают эмоции, его позиция или точка зрения.


Оценка результатов

Отклонение влево от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками «конструктивного поведения» в конфликте.

Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками «деструктивного поведения» в конфликте. В этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте и заняться тренингом эмоциональной саморегуляции.

11.12 Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)
Инструкция. Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.



Опросник

1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.

4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.

5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.

7. Большинство людей лишены чувства сострадания к другим.

8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам все, что плохо лежит.

9. Большинство подростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

10. В моей жизни часто встречались циничные люди.

11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.

12. Добро должно быть с кулаками.

13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.

14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения,

разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.

16. Я очень доверчивый человек.

17. Правы те, кто считает, что надо больше бояться людей, а не зверей.

18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.

19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.

20. Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество.

21. Я практически всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.

22. Большинство людей готовы совершить безнравственные поступки ради личных интересов.

23. Люди, как правило, безынициативны в работе.

24. Большинство пожилых людей показывают свою озлобленность каждому.

25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.

Обработка и интерпретация данных

Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них. Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы отвечали в самом начале раздела. О завуалированной жестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант): 1 - да (3); 6-да (3); 11 - да (7); 16-нет (3); 21-нет (4).


Максимально можно набрать 20 балов. Чем больше заработанных баллов, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.
Открытая жестокость в отношении к людям

Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 - да (9); 7 - да (8); 12 - да (10); 17 - да (10); 22 - да (8).
Обоснованный негативизм в суждениях о людях

Выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.

Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 - да (1); 8-да (1); 13- нет (1); 18-да (1); 23-да(1). Максимальное число баллов - 5, набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонстрируют весьма выраженную жестокость - завуалированную или открытую, либо и ту и другую сразу, но в то же время словно носят розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, они не замечают.

Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника: 4 - да (2); 9 - да (2); 14 - да (2); 19 - да (2); 24 - да (2). Максимальное количество баллов - 10.

Негативный личный опыт общения с окружающими

Данный компонент установки показывает, в какой мере вам повезло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5-да (5); 10-да (5); 15-да (5); 20-да (4); 25 - да (1). Максимально возможное число баллов - 20.

Показатели негативных коммуникативных установок

Показатели

Максимум баллов

Полученные вами баллы

Процент от максимума баллов

Завуалированная жестокость

20







Открытая жестокость

45







Обоснованный

негативизм

5







Брюзжание

10







Негативный опыт общения

20







ВСЕГО:

100









Раздел 12. Банк диагностических материалов, направленных на изучение уровня эмоциональной напряженности, подверженности стрессовым воздействиям и эмоциональному выгоранию среди педагогов