Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1541
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общая активность (Д) - ответы: 1г,з; 4а,г; 5з; 6а,б,г; 7д; 96; 10в; 12з.
Творческая активность (ДР) - ответы: 1ж,з; 2е,ж; Зж; 4д; 5д,е; 6е; 7е,ж; 8д,ж;
10ж; 11з; 12г.
Социальная полезность (ОД) - ответы: 1д; 2з; Зг,д; 4в,ж; 5г,ж; 6ж; 8е; 9ж; 10б,е; 11е,ж; 12ж.
Суммы баллов по этим шкалам характеризуют «рабочую» направленность личности.
15.6 Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева)
Назначение. Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентации и их гармоничности в процессе формального общения.
Инструкция. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответов на предложенные в опроснике утверждения:
а) именно так;
б) почти так;
в) кажется, так;
г) может быть, так.
В процессе работы с методикой старайтесь опираться на свой опыт общения с партнерами по деловому общению.
Опросник
1. Мой партнер смотрит на предмет обсуждения всесторонне, учитывая и мою точку зрения.
2. Мой партнер считает меня достойным уважения.
3. Когда обсуждаются различные точки зрения, мы вникаем с партнером в дело по существу. Мелочи нас не волнуют.
4. Я уверен, что партнер понимает мои намерения по поводу создания хороших взаимоотношений с ним.
5. Мой партнер всегда по достоинству оценивает мои высказывания.
6. Мой партнер чувствует, когда в ходе беседы надо слушать, а когда говорить.
7. Я уверен, что при обсуждении конфликтной ситуации проявляю сдержанность.
8. Я чувствую, что партнер может заинтересоваться предметом моего сообщения.
9. Мне нравится проводить время в беседах с партнером.
10. Когда мы с партнером приходим к соглашению, то хорошо знаем, что каждому из нас делать.
11. Если обстановка того требует, то мой партнер готов продолжить обсуждение проблемы до ее выяснения.
12. Я стараюсь идти навстречу просьбам моего партнера.
13. Оба, мой партнер и я, стараемся угодить друг другу.
14. Мой партнер обычно говорит по существу, без лишних слов.
15. После обсуждения с партнером разных точек зрения я чувствую, что это идет мне на пользу.
16. Будучи расстроенным, я использую слишком резкие выражения.
17. Я стараюсь искренне понять намерение моего партнера.
18. Я вполне могу рассчитывать на искренность моего партнера.
19. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от усилий обеих сторон.
20. После какой-либо ссоры с партнером мы обычно стараемся быть друг к другу внимательнее.
Обработка и интерпретация результатов
Диагностируемые коммуникативные ориентации определяются с помощью ключа.
Ключ
Ориентация на принятие партнера: 2, 5, 9, 12, 14, 18, 20;
Ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера: 1,4, 6, 8, 11, 15, 19;
Ориентация на достижение компромисса: 3, 7, 10, 13, 16, 17, 21.
Диапазон каждой из шкал колеблется от 7 до 28 баллов.
Количественная значимость ответов (в баллах) определяется следующим образом:
а) Именно так - 4 балла;
б) Почти так - 3 балла;
в) Кажется, так - 2 балла;
г) Может быть, так - 1 балл.
О степени выраженности каждой из шкал можно судить на основании следующих показателей:
21 и более - высокая;
8-20 - средняя;
7 и менее - низкая.
Общий суммарный показатель, характеризующий абсолютную гармоничность коммуникативных ориентации, равен 84 баллам.
Уровни общей гармоничности коммуникативных ориентации могут быть представлены в следующем виде:
64 и более - высокий уровень;
30-63 - средний уровень;
29 и менее - низкий уровень.
15.7 Диагностика полимотивационных тенденций
в «Я-концепции» личности (С. М. Петрова)
Назначение. Использование стимульного материала в виде пословиц для изучения мотивационной сферы личности обусловлено их близостью к архетипическим образованиям психики и ментальным формам сознания, а также их образностью, понятностью, должным эмоциональным потенциалом. Все это адекватно отражает мотивационную обусловленность «Я-концепцию» личности.
Инструкция. Вам предложен список из 32 пословиц. В случае принятия, согласия с содержанием пословицы необходимо рядом с ее номером поставить знак«+» или «да», в случае несогласия с содержанием пословицы - знак«-» или «нет». Для повышения достоверности методики используется два ее варианта (А и Б).
Опросник
Вариант А
1. Счастье лучше богатства.
2. Беднее всех бед, когда денег нет.
3. Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит.
4. Где счастье плодится, там и зависть родится.
5. Будет и на нашей улице праздник.
6. Голым родился, гол и умру.
7. Доброе братство лучше богатства.
8. Черный день придет - приятели откажутся.
9. Ученье лучше богатства.
10. Век живи, век учись, а дураком помрешь.
11. Можно тому богату быть, кто от трудов мало спит.
12. От работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
13. Где тверд закон, там всяк умен.
14. Закон - паутина, шмель проскочит, муха увязнет.
15. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
16. Без греха века не проживешь.
17. Всяк сам своего счастья кузнец.
18. Лбом стены не прошибешь.
19. Только тот не ошибается, кто ничего не делает.
20. Спасенье - половина спасенья.
21. Добрая слава лучше богатства.
22. На всех не угодишь.
23. Мир не без добрых людей.
24. Что стыдно и грешно, то в обычай вошло.
25. К чистому поганое не пристанет.
26. С грязью играть - руки замарать.
27. Бог-то Бог, да и сам не будь плох.
28. Невольный грех живет на всех.
29. Своя рубашка ближе к телу.
30. Наше дело сторона,
31. С добром жить хорошо.
32. Кода хочешь себе добра, то никому не делай зла.
Вариант В
1. Деньги - дело наживное.
2. Живется, у кого денежка ведется.
3. Кто хорошо живет, тот долго живет.
4. Жизнь прожить - не поле перейти.
5. Что ни совершается, все к лучшему.
6. Никто не знает, что его ожидает.
7. Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
8. Больше говорить - больше согрешить.
9. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
10. Много будешь знать, скоро состаришься.
11. Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.
12. Трудись весь век, едва заработаешь на хлеб.
13. На что и законы писать, если их не исполнять.
14. Закон что дышло: куда поворотишь, туда и вышло.
15. Беден да честен.
16. Что за честь, коли нечего есть?
17. Хочу - половина могу.
18. Выше головы не прыгнешь.
19. Где наша не пропадала?
20. Не зная броду, не суйся в воду.
21. Как поживешь, так и прослывешь.
22. Живу как живется, а не как люди хотят.
23. Люди - всё, а деньги - сор.
24. Деньги - черви, а без денег люди - черти.
25. Не так страшен черт, как его малюют.
26. Дурного человека остерегайся со всех сторон.
27. Не ищи в других ты правды, если ее в тебе нет.
28. Что в людях живет, то и нас не минет.
29. Всякий за себя отвечает.
30. Моя хата с краю, я ничего не знаю.
31. Сам пропадай, а товарища выручай.
32. Делай людям добро, да себе без беды.
Обработка результатов
Включенные в методику пословицы диадными плеядами тяготеют друг к другу и имеют общий метасмысл. Основываясь на диодной плеядности пословиц, полимотивационную «Я-концепцию» личности составили 16 парных мотивационных тенденций. Учитывая альтернативную направленность пословиц в каждой паре, о выраженности первой мотивационной тенденции можно судить, когда нечетные номера
пословиц оцениваются знаком «+», а четные знаком «-». И наоборот, когда
нечетные номера пословиц оцениваются знаком «-», а четные - «+», можно говорить о доминировании противоположной тенденции.
Ключ и интерпретация
1. Акизитивная (материальная) мотивация представлена пословицей № 1 (противоположная - пословицей № 2), отражает отношение к материальному лагополучию в жизни, деньгам, определяет значимость для индивида материальной стороны жизни, вытекает общей ориентации на благополучие.
2. Гедонистическая мотивация представлена пословицей № 3
(противоположная - пословицей № 4), выражает ориентацию на упрощенные способы существования, на веселую, легкую, радостную, счастливую жизнь, характеризует потребность в телесном и душевном комфорте.
3. Оптимистическая мотивация представлена пословицей № 5
(противоположная пессимистическая - пословицей № 6), отражает веру в хорошее, надежду на лучшее в жизни, характеризуется пассивным ожидаем
благополучия/неблагополучия в жизни, определяется как оптимистический/пессимистический фатализм.
4. Коммуникативная мотивация представлена пословицей № 7
(противоположная - пословицей № 8), выражает потребность в общении, в дружбе, отражает степень направленности субъекта на взаимодействие, коммуникацию.
5. Познавательная мотивация представлена пословицей № 9
(противоположная - пословицей № 10), отражает потребность в выполнении работы, направленность на труд, ориентацию на выполнение поставленной задачи через преодоление трудностей.
6. Трудовая мотивация представлена пословицей № 11 (противоположная - пословицей № 12), отражает потребность в выполнении работы, направленность на труд, ориентацию на выполнение поставленной задачи через преодоление трудностей.
7. Нормативная мотивация представлена пословицей № 13 (противоположная - пословицей № 14), отражает ориентацию на выполнение групповых и социальных норм, свидетельствует о социальной идентификации, характеризует степень ориентации индивида на долженствование, ответственность, необходимость.
8. Нравственная мотивация представлена пословицей № 15 (противоположная - пословицей № 16), отражает ориентацию индивида на соблюдение нравственных норм, характеризует желание жить по правде, по совести, по справедливости, относится к духовной деятельности человека.
9. Губристическэя мотивация как стремление к совершенству представлена пословицей № 17 (противоположная - пословицей № 18), отражает ориентацию на развитие, потребность в достижении, самоопределении.
10. Пугническая мотивация представлена пословицей № 19 (противоположная - мотивация к индивидуальной безопасности - пословицей № 20), выражает потребность в действенном, активном преодолении трудностей, стремление бороться с жизненными обстоятельствами, даже если это связано с определенным риском
11. Губристическая мотивация как стремление к превосходству
представлена пословицей № 21 (противоположная - пословицей № 22), выражает потребность в уважении, авторитете среди людей (престижная), в признании, успехе (глорическая), в первенстве.
12. Мотивация позитивного отношения к людям представлена пословицей № 23 (противоположная - пословицей № 24), выражает ориентацию на хорошее, положительное отношение к людям, веру в доброту людей.
13. Мотивация избегания неприятностей представлена пословицей № 26 (противоположная - пословицей № 25), отражает потребность в избегании
неприятностей с внешним окружением, угроз, опасностей.
14. Мотивация индивидуализации представлена пословицей № 27
(противоположная -пословицей № 28), выражает либо желание ориентироваться на себя, либо делать так, как другие хотят, вместе с другими.
15. Эгоцентрическая мотивация представлена пословицей № 29
(противоположная паритетная мотивация - пословицей № 32), отражает ориентацию человека на себя, желание думать о себе без ущерба для других, либо ориентацию на других, желание думать о других без ущерба для себя.
16. Альтруистическая мотивация представлена пословицей № 31
(противоположная эгоистическая мотивация - пословицей № 30), выражает
ориентацию на других, желание думать о других даже в ущерб себе, либо
ориентацию на себя, желание думать о себе даже в ущерб другим.
15.8 Анкета
"Определение мотивов трудовой деятельности педагогов"
Инструкция: Уважаемый педагог! Выберите из списка 5 наиболее важных лично для вас мотивирующих факторов и поставьте напротив "галочку". Затем напротив выбранных факторов в соответствии с их значимостью для вас поставьте цифры от 5 до 1 в порядке убывания (5 – самый значимый для вас фактор, 1 – наименее значимый из пяти выбранных).
Фактор | Выбор | Значимость |
Уровень доходов (заработная плата) | | |
Близость места работы к дому | | |
Возможность продвигаться по карьерной лестнице | | |
Возможность профессионального роста | | |
Возможность получения кредитов | | |
Возможность управления другими людьми | | |
Обучение за счет компании | | |
Большие полномочия | | |
Гибкий график работы | | |
Возможность самореализации | | |
Комфортные условия труда | | |
Нормированный рабочий день | | |
Отношения с непосредственным руководителем | | |
Признание, ощущение значимости в компании | | |
Работа по специальности, в соответствии с образованием | | |
Работа ради общения, возможность занять свободное время | | |