Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1530

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



в) нет, хочу удовлетворить только свое любопытство.

9. Когда Вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствую вопреки здравому смыслу;

б) махну рукой на эту затею, так как понимаю, что она нереальна;

в) продолжаю делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. Профессию следует выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужной и профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а) да;

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не могу;

в) запомню только то, что меня интересует.

13. Когда Вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, по не совсем правильно.

14. В свободное время Вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) безразлично, буду ли я один(одна) в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;

б) более-менее доволен (а);

в) не все удалось сделать.

16. Когда Вы одни (одна):

а) люблю мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаюсь найти себе занятие;

в) иногда люблю помечтать, о вещах, которые связаны с моей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем нахожусь;

б) могу делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею:

а) могу отказаться от нее, выслушав убедительные аргументы оппонентов;

б) останусь при своем мнении, какие бы аргументы пи выслушал (а):

в) изменю свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчет очков: за ответ “а” – 3; “б” – 1; “в” – 2.

вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы Вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5, – веру в себя;

вопросы 9 и 15 – постоянство;

вопрос 10 – амбициозность;


вопрос 12 и 13 – слуховую память;

вопрос 11 – зрительную память;

вопрос 14 – стремление быть независимым (ой);

вопрос 16, 17 – способность абстрагироваться;

вопрос 18 – степень сосредоточенности.

Эти способности составляют основные качества творческого потенциала.

49 и более очков. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей.

От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить. Но у Вас есть проблемы, которые тормозят процесс творчества.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооцениваете себя, свои способности? Преодолейте отсутствие веры в себя, и Вы много сможете достичь.



Раздел 17. Готовность педагога к инновационной деятельности
17.1 Анкета на наличие потребностей в изменении своей профессиональной деятельности и отношение к инновациям
Инструкция: выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа на поставленные вопросы:

  1. Нужна ли глубокая перестройка учебно-воспитательной работы школы?

(да; нет; частично; затрудняюсь ответить)

  1. Если перестройка нужна, то в чем конкретно она должна состоять?

(да; нет; частично; затрудняюсь ответить)

  1. Считаете ли вы, что нужно серьезно изменить вашу собственную деятельность?

(да; нет; частично; затрудняюсь ответить)

  1. Какие нерешенные проблемы в своей деятельности вы видите?

  2. Приступили ли вы к обновлению своей деятельности?

(да; нет; частично; затрудняюсь ответить)

  1. Какие конкретные проблемы решаете, что стремитесь изменить,

усовершенствовать, что Вам удалось сделать?

  1. Какие чувства и эмоции Вы испытываете в первый момент знакомства с нововведением, использовать которое Вам предлагает администрация школа?


Подчеркните один ответ:

  1. Это у нас уже есть;

  2. Это у нас не получается.

  3. Это не решает наших главных проблем.

  4. Это требует доработки.

  5. Здесь не все равнозначно.

  6. Есть и другие идеи.

  7. Из этого можно взять отдельные элементы.

  8. Все это требует тщательной проверки.

  9. Надо попробовать – возможно, это даст результат.

  10. Это интересно, попробую у себя в классе.


Методические рекомендации по анализу результатов анкеты

При анализе нужно установить, имеет ли место расхождение между ответами на 1 и 3 вопросы, сравнение показателей покажет направленность недовольства учителей. Данные ответов на 5 вопрос позволяет выявить учителей, готовых к переходу или уже работающих в «поисковом режиме». Ответы на 7 вопрос позволяет установить степень надежности и достоверности ответов на 1-6 вопросы и скорректировать. Если выводы анализа отвечающий подчеркивает с 1 по 6 варианты ответов, это свидетельствует о его «скептическом» отношении к новому, 7 – об осуществлении метода «кусочного внедрения» нововведений, 8 – о методе «вечного эксперимента», 9,10 – о готовности использовать новшество.

17.2 Анкета для самооценки знаний и умений учителя при переходе на обучение по новой педагогической технологии
Сегодня практически каждая школа стремится использовать в своей деятельности новые педагогические технологии. Однако далеко не всегда учителя готовы к их внедрению. Для самооценки готовности педагога к работе по любой из новых педагогических технологий вы можете использовать предложенную ниже анкету. Имеет смысл попросить учителей подписать ее, для того чтобы вы имели возможность проанализировать ответы каждого педагога.

Инструкция

Уважаемые учителя!

Мы проводим опрос педагогов школы с целью выявления готовности к переходу на работу по технологии ___________ (указывается название технологии).

В предлагаемой ниже таблице представлен перечень профессиональных знаний и умений учителей, необходимых для работы по технологии ___________ (указывается название технологии). Просим оценить по пятибалльной шкале степень Вашего владения перечисленными знаниями и умениями.

Свою оценку обозначьте, проставив знак «+» в соответствующем столбце напротив оцениваемых знаний и умений. Если Вы затрудняетесь дать оценку, то можете пропустить эту позицию в списке, оставив ее без оценки.

Оценочная шкала:

0 - не имею представления об этих знаниях и умениях;

1 - имею некоторые представления об этих знаниях и умениях;

2 - имею некоторые знания и умения, однако их недостаточно, чтобы успешно внедрить новую технологию;

3 - имею знания и умения, которых, скорее всего, будет достаточно для успешного внедрения новой технологии;

4 - имею знания и умения, достаточные для успешного внедрения новой технологии.

Образец анкеты для самооценки готовности учителя к переходу на

преподавание по новой технологии

Перечень профессиональных знаний и умений учителя

Оценка

Знания:

проблем, которые могут быть решены с помощью новой технологии
















результатов, которые могут быть получены после применения новой технологии
















сущности новой технологии
















методов и приемов, которые используются учителем при реализации новой технологии
















методов учебной работы обучающихся
















методов обучения школьников работе по новой технологии
















этапов освоения новой технологии учителем и обучающимися
















Умения разрабатывать программно-методическое обеспечение:

модифицированный вариант учебной программы:

• развивающей направленности;

• социализирующей направленности;

• для модульного курса;

• для коллективной системы обучения;

• для обучения с использованием метода проектов;

• для других технологий
















календарно-тематическое планирование
















поурочное планирование
















планы уроков различных типов, предусмотренных новой технологией
















учебные модули
















раздаточные материалы для самостоятельной работы школьников
















самостоятельные задания для учащихся к модулям
















задания для групповой работы обучающихся
















содержание учебных проектов
















задания для учеников к учебным проектам
















систему дифференцированных самостоятельных упражнений для школьников по усвоению ими нового материала
















тексты заданий для текущего и итогового контроля
















показатели для оценки учебной деятельности
















тестовые контрольные задания
















задания для компьютерного контроля
















Умения решать практические задачи:

применять отдельные приемы и методы работы, используемые в новой технологии
















проводить уроки различных типов
















анализировать проведенные уроки и выявлять скрытые причины их недостатков
















обучать школьников новым приемам учебной деятельности, которыми они должны пользоваться при работе по новой технологии
















оценивать результативность использования новой технологии, использовать для этого простейшие методы педагогической диагностики


















17.3 Оценка готовности педагогов к участию в инновационной деятельности школы, направленной на процесс развития профессионализма учителя
Инструкция: по 5 -балльной шкале от 0 до 5 оцените, насколько приведенные ниже утверждения соответствуют положению дел в школе:

0—полностью не соответствует,

5 — полностью соответствует.

Обвести выбранный балл

1. Цели развития школы четко определены и являются достижимыми

0 1 2 3 4 5

2. Цели развития школы мне понятны

0 1 2 3 4 5

3. Я имею возможность проявить свои индивидуальные способности

0 1 2 3 4 5

4. Мне предоставлена возможность принять участие в составлении программы развития школы

0 1 2 3 4 5

5. Меня устраивает система вознаграждений в школе

0 1 2 3 4 5

6. Система контроля в школе позволяет объективно оценить работу каждого педагога

0 1 2 3 4 5

7. Меня привлекает перспектива развития школы и повышения моего педмастерства

0 1 2 3 4 5

8. Достижение результатов потребует от меня огромного напряжения

0 1 2 3 4 5

9. Я верю, что в коллективе в результате инновационной деятельности улучшится психологический климат

0 1 2 3 4 5

10. Инновационная деятельность школы найдет отклик среди обучающихся и родителей
Шкала оценки:

более 40 баллов - высокий уровень готовности

от 30 до 40 баллов – средний уровень готовности

менее 30 баллов – низкий уровень готовности

0 1 2 3 4 5


17.4 Анкета "Восприимчивость педагогов к новшествам"
Инструкция: Уважаемый педагог! Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: 3 балла – всегда; 2 балла – иногда, 1 балл – никогда.
1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля вашей педагогической деятельности?