Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1503

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



17.10 Диагностика уровня парциальной готовности к

профессионально-педагогическому саморазвитию
Инструкция. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков саморазвития. Предложите также оценить себя коллегам по этой карте. Сравните результаты и сделайте выводы.
Карта самооценки готовности к самообразовательной деятельности

  1. Мотивационный компонент (9-81 балл)




Баллы

1 . Осознание личной и общественной

значимости непрерывного образования в педагогической деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3. Чувство долга и ответственности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4. Любознательность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной

деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6. Потребность в психолого-педагогическом самообразовании (ППСО)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7. Потребность в самопознании

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее

значимых для вас видов деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9. Уверенность в своих силах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Когнитивный компонент (6-54 баллов)

1. Уровень общеобразовательных знаний


1

2

3

4

5

6

7

8

9

2. Уровень общеобразовательных умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3. Уровень педагогических знаний и умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4. Уровень психологических знаний и умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5. Уровень методических знаний и умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6. Уровень специальных знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Нравственно-волевой компонент (9-81 балл)

1. Положительное отношение к процессу учения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2. Критичность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3. Самостоятельность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4. Целеустремленность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5. Воля

6. Трудоспособность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7. Умение доводить начатое до конца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8. Смелость

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9. Самокритичность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Гностический компонент (17-153 балла)

1. Умение ставить и разрешать познавательные задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2. Гибкость и оперативность

мышления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3. Наблюдательность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4. Способность к анализу педагогической деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5. Способность к синтезу и обобщению

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6. Креативность и ее проявления в

педагогической деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7. Память и ее оперативность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8. Удовлетворение от познания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9. Умение слушать

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10. Умение владеть разными типами чтения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11 . Умение выделять и усваивать определенное содержание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

12. Умение доказывать, обосновывать суждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

13. Умение систематизировать, классифицировать

1

2

3

4

5

6

7

8

9

14. Умение видеть противоречия и проблемы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

15. Умение переносить знания и умения

в новые ситуации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

16. Способность отказаться от устоявшихся

идей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

17. Независимость суждений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Организационный компонент (7-63 балла)

1 . Умение планировать время

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2. Умение планировать свою работу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3. Умение перестраивать систему деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4. Умение работать в библиотеках

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5. Умение ориентироваться в классификации источников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7. Умение владеть различными приемами

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5-45 баллов)

1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2. Способность к самоанализу и рефлексии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3. Способность к самоорганизации и мобилизации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4. Самоконтроль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5. Трудолюбие и прилежание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Коммуникативные способности (5-45 баллов)

  1. Способность аккумулировать и

использовать опыт самообразовательной деятельности коллег




























2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании




























3. Способность организовать

самообразовательную деятельность других (прежде всего обучаемых)




























4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий




























5. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности





























Обработка и интерпретация результатов

По каждому из 7 факторов педагогического саморазвития подсчитать общее количество баллов. Об уровне парциальной сформированности и готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели, приведенные в таблице.





Компоненты профессионально-педагогического саморазвития (ППс)

Уровни ППС (в баллах)


Высокий

Средний

Низкий

1

Мотивационный

35 и менее

36-54

55 и более

2

Когнитивный

23 и менее

24-36

37 и более

3

Нравственно- волевой

35 и менее

36-54

55 и более

4

Гностический

67 и менее

68-108

69 и более

5

Организационный

27 и менее

28-42

29 и более

6

Способность к самоуправлению

19 и менее

20-30

21 и более

7

Коммуникативный

19 и менее

20-30

21 и более









Раздел 18. Экспертиза деятельности педагога
18.1 Анкета "Определение затруднений педагогов

при организации учебного процесса"

Инструкция: Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в приведенных ниже аспектах педагогической деятельности (поставьте "галочку" в соответствующей графе).

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения

Очень

сильная

Сильная

Средняя

Слабая или отсутствует

1

2

3

4

5

Тематическое планирование













Поурочное планирование













Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства













Овладение содержанием новых программ и учебников













Умение ставить цели урока













Умение отработать содержание материала к уроку в соответствии с поставленной задачей













Использование эффективных форм на уроке













Использование элементов современных педагогических технологий













Умение провести самоанализ урока













Проведение практических работ, предусмотренных программой













Осуществление дифференцированного подхода к обучению













Развитие у обучающихся интереса к предмету













Использование межпредметных связей













Описание своего опыта работы













Умение провести анализ урока коллеги













Обеспечение разумной дисциплины на уроке













Учет, оценка знаний, умений и навыков учащихся













Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся













Внедрение ППО, описанного в литературе













Внедрение ППО коллег своей школы

(другой школы)













Организация внеклассной работы по учебному предмету













Эффективное использование оснащения

кабинета













Работа с неуспевающими учащимися













Работа с одаренными детьми













Оснащение кабинета новыми наглядными пособиями













Диагностика уровня обученности учащихся













Составление авторской программы по учебному предмету













Организация научно-исследовательской деятельности с учащимися
















Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных зон.
18.2 Анкета "Выявление затруднений учителя

при осуществлении воспитательного процесса"
Инструкция: Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в приведенных ниже аспектах педагогической деятельности (поставьте "галочку" в соответствующей графе)

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения

Очень

сильная

Сильная

Средняя

Слабая или отсутствует

1

2

3

4

5

Планирование воспитательной работы













Умение поставить цель и задачи в воспитательной работе













Знание современных воспитательных технологий













Введение инновационных форм воспитательной работы













Использование современных воспитательных технологий













Знание детской возрастной психологии













Работа с "трудными" учащимися













Работа с родителями учащихся













Проведение родительских собраний













Индивидуальная работа с учащимися













Проведение классных часов













Знание эффективных форм работы с детьми













Знание и использование методики коллективного творческого дела (по И.П. Иванову)













Организация детей для участия в общественной жизни школы













Система воспитательной работы классного руководителя













Диагностика уровня воспитанности учащихся













Составление авторской воспитательной программы
















Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных зон.
18.3 Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова)

Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все). Подсчитав количество выбранных ответов «да» в каждой колонке, Вы сможете определить свой стиль работы.



Вопросы

ЭИС

ЭМС

РИС

РМС

1.

Вы составляете подробный план урока?

нет

да

нет

да

2.

Вы планируете урок лишь в общих чертах?

да

нет

да

нет

3.

Часто ли Вы откланяетесь от плана урока?

да

да

да

нет

4.

Отклоняетесь ли Вы от плана урока, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?

нет

да

да

да

5.

Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?

да

да

нет

нет

6.

Вы постоянно следите за тем, как усваивается материал в процессе усвоения?

нет

да

да

да

7.

Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?

нет

да

да

да

8.

В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?

нет

нет

да

да

9.

Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?

нет

да

да

да

10.

Вы всегда добиваетесь, чтобы ученик исправил свой ответ?

нет

нет

да

да

11.

Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?

да

да

да

нет

12.

Вы часто меняете виды работы на уроке?

да

да

нет

нет

13.

Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?

да

нет

да

нет

14.

Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?

да

нет

нет

нет

15.

Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?

нет

да

нет

нет

16.

Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?

да

да

нет

нет

17.

Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?

да

да

нет

нет

18.

Вы всегда укладываетесь в рамки урока?

нет

нет

да

да

19.

Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?

нет

да

нет

да

20.

Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?

нет

да

да

да

21.

Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам?

да

нет

нет

нет

22.

Часто ли Вы поощряете учащихся за хорошие ответы?

да

да

да

нет

23.

Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?

нет

да

нет

да

24.

Часто ли Вы контролируете знания учащихся?

нет

да

нет

да

25.

Часто ли вы повторяете пройденный материал?

нет

да

да

да

26.

Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?

нет

да

нет

да

27.

Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках?

да

да

да

нет

28.

Как вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках?

да

да

да

нет

29.

Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?

да

да

нет

нет

30.

Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?

нет

да

нет

нет

31.

Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?

нет

да

нет

да

32.

Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?

нет

да

нет

да

33.

Вы часто анализируйте свою деятельность на уроке?

нет

да

нет

да