Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1514
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Определите уровень своей готовности к воспитательной деятельности, еще раз проанализируйте вопросы теста, и вы легко можете ориентироваться в выборе путей повышения уровня своей готовности. Естественно, у каждого будут свои пути и свои способы перехода с одного уровня на другой (от низкого к более высокому). Попытаемся выделить основные:
I. Развивайте в себе профессиональные качества (общительность, доброжелательность, тактичность, любовь к детям, ответственность, увлеченность, самокритичность и др.). Ответ на вопрос “как?” вы найдете в психолого-педагогической литературе.
Советуем обратиться к следующим книгам:
Леви, В. Искусство быть другим. – М., 1981.
Везет же людям. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
Куликова, Л. Н. Воспитай себя. – М.: Просвещение, 1991.
Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.
Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя. – М., 1967.
Профессия – учитель. – М.: Педагогика, 1987 и др.
II. Повышайте свой теоретический уровень. Для этого приведите в порядок свою домашнюю библиотеку. Регулярно просматривайте периодическую печать. Найдите время, чтобы обратиться к трудам замечательных педагогов: Ушинского, Каптерева, Блонского, Шацкого, Макаренко, Сухомлинского. Постарайтесь осмыслить их воспитательные идеи. Выступая на педсоветах, методических объединениях, используйте свои знания в области теории вопроса. Узнайте, какие проблемные курсы, семинары проводятся в ИПК, на каких кафедрах, у каких ученых вы можете получить квалифицированную консультацию.
18.7 Диагностика дидактико-методических умений учителя
Ф.И.О. учителя__________________________________________________
Цель диагностики: изучить и обобщить уровни дидактико-методических умений педагога, выявить затруднения при планировании и организации образовательного процесса.
Инструкция: При ответе на вопросы необходимо поставить знак «+» (в колонках 1, 2, 3), если
-
- получается лучше всего, и опытом можно поделиться с другими,
-
- получается хорошо (есть понимание, но необходимо совершенствование данного направления
работы),
-
- испытываете затруднения, и хотели бы познакомиться с опытом по данной проблеме.
№/п | Дидактико-методические умения | 1 | 2 | 3 |
1. | Умение определять и разъяснять цели учебных занятий | | | |
2. | Выделение главного в материале учебного занятия | | | |
3. | Рациональное использование традиционных методов | | | |
4. | Рациональное использование инновационных методов | | | |
5. | Знание и реализация активных форм и методов обучения | | | |
6. | Организация самостоятельной работы учащихся | | | |
7. | Формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков учащихся | | | |
8. | Организация индивидуальной работы с учащимися | | | |
9. | Обеспечение системы повторения, закрепления и обобщения изученного учебного материала | | | |
10. | Развитие познавательных интересов учащихся | | | |
11. | Планирование и проведение творческой работы с учащимися | | | |
12. | Установление внутри- и межпредметных связей | | | |
13. | Использование методов развития технического творческого мышления учащихся | | | |
14. | Использование ТСО | | | |
15. | Методика работы с учебником и информационно-справочной литературой | | | |
16. | Знание и применение компьютерной техники | | | |
17. | Организация коллективной или групповой работы учащихся | | | |
18. | Проведение различных типов учебных занятий | | | |
19. | Умение провести самоанализ педагогической деятельности | | | |
20. | Знание различных современных педагогических технологий (указать каких) | | | |
21. | Обобщение собственного опыта | | | |
22. | Разработка и внедрение дидактических средств | | | |
23. | Организация работы по изучению и внедрению действующих образовательных стандартов | | | |
24. | Методика создания контролирующих заданий по изучаемым темам | | | |
25. | Внедрение инновационного педагогического опыта | | | |
26. | Создание учебно-методических комплектов по учебной дисциплине | | | |
27. | Планирование и организация учебного исследования с учащимися | | | |
28. | Дополните, если считаете необходимым, другие дидактико-методические умения: | | | |
18.8 Карта «Затруднения педагогов»
Инструкция: данная анкета предназначена для изучения Ваших затруднений с целью оказания Вам практической помощи в организации своего непрерывного образования. На ее основе будут внесены изменения в плане методической работы школы и методических объединений. Просим Вас внимательно ознакомиться с вариантами ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы затруднения при …» и ответить на них. Кроме того, мы просим Вас отметить вопросы, при ответах на которые Вы испытывали затруднения (поставьте знак + в графе 2, 3 или 4 при положительном ответе).
Вид деятельности | Нет. Могу поделиться опытом | Скорее нет, чем да | Скорее да, чем нет | Да. Хотелось бы получить помощь |
I | II | III | IV | V |
Определение педагогических задач по формированию детского коллектива | | | | |
Планирование работы с классом и видение перспектив своей деятельности | | | | |
Определение уровня воспитанности учащихся | | | | |
Воспитание сознательной дисциплины учащихся | | | | |
Организация деятельности детских органов самоуправления | | | | |
Работа с детскими организациями, органами самоуправления | | | | |
Индивидуальная воспитательная работа с учащимися | | | | |
Организация взаимодействия родителей учащихся | | | | |
Индивидуальная работа с семьями учащихся | | | | |
Проведение родительских собраний | | | | |
Пропаганда педагогических знаний среди родителей | | | | |
Работа над едиными педагогическими требованиями к учащимся | | | | |
Привлечение родителей к организации воспитательного процесса | | | | |
Трудовое воспитание учащихся | | | | |
Эстетическое воспитание учащихся | | | | |
Правовое воспитание | | | | |
Экологическое воспитание | | | | |
Гигиеническое воспитание | | | | |
Физическое воспитание | | | | |
Профориентационная работа с учащимися | | | | |
Проведение классных собраний | | | | |
Проведение праздников, утренников, торжеств | | | | |
Проведение встреч с интересными людьми | | | | |
Проведение устных журналов | | | | |
Проведение викторин, КВН | | | | |
Проведение вечеров старшеклассников | | | | |
Формирование активной жизненной позиции старшеклассников | | | | |
Анализ содержания своей воспитательной деятельности, ее результатов | | | | |
Изучение возрастных особенностей учащихся | | | | |
Изучение физиологических особенностей учащихся | | | | |
Изучение личностных особенностей учащихся | | | | |
Изучение интересов, особенностей, интеллекта школьников | | | | |
Воспитание ответственного отношения к учению | | | | |
Предупреждение и преодоление неуспеваемости учеников | | | | |
Анализ собственной деятельности и ее результатов | | | | |
Выбор темы самообразования | | | | |
Планирование самообразовательной деятельности учащихся | | | | |
Организация самообразования | | | | |
Работа с «трудными» | | | | |
Другие затруднения (назовите) | | | | |
18.9 Анкета для учителей по выявлению проблем и успешных аспектов педагогической деятельности при подготовке и проведении уроков
№ | Параметры | Испытываю затруднения | Частично владею | Хорошо владею | Могу обобщить опыт по данному вопросу |
1. | Умение ставить цели и задачи урока | | | | |
2. | Умение оптимально выбирать формы и методы при организации урока | | | | |
3. | Владение технологией (элементами): указать какой | | | | |
4. | Умение оптимально отбирать учебный материал урока | | | | |
5. | Умение выбирать и рационально использовать активные формы работы с учащимися | | | | |
6. | Умение определять оптимальный объем самостоятельной работы учащихся на уроке | | | | |
7. | Владение современными методиками диагностики уровня обученности учащихся | | | | |
8. | Умение создать благоприятный психологический климат, организовать общение учащихся | | | | |
9. | Умение развивать познавательный интерес учащихся к предмету | | | | |
10. | Владение методами мотивации и стимулирования учащихся | | | | |
11. | Владение приемами активизации внимания учащихся | | | | |
12. | Умение вовлечь всех учащихся класса в работу на уроке | | | | |
13. | Умение организовать рефлексивный этап урока | | | | |
14. | Умение осуществлять самоанализ урока | | | | |
Обозначьте, пожалуйста, проблемы (успешные стороны деятельности), встречающиеся при организации уроков, но не указанные в анкете.