Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1281

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



Определите уровень своей готовности к воспитательной деятельности, еще раз проанализируйте вопросы теста, и вы легко можете ориентироваться в выборе путей повышения уровня своей готовности. Естественно, у каждого будут свои пути и свои способы перехода с одного уровня на другой (от низкого к более высокому). Попытаемся выделить основные:

I. Развивайте в себе профессиональные качества (общительность, доброжелательность, тактичность, любовь к детям, ответственность, увлеченность, самокритичность и др.). Ответ на вопрос “как?” вы найдете в психолого-педагогической литературе.

Советуем обратиться к следующим книгам:

Леви, В. Искусство быть другим. – М., 1981.

Везет же людям. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

Куликова, Л. Н. Воспитай себя. – М.: Просвещение, 1991.

Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.

Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя. – М., 1967.

Профессия – учитель. – М.: Педагогика, 1987 и др.

II. Повышайте свой теоретический уровень. Для этого приведите в порядок свою домашнюю библиотеку. Регулярно просматривайте периодическую печать. Найдите время, чтобы обратиться к трудам замечательных педагогов: Ушинского, Каптерева, Блонского, Шацкого, Макаренко, Сухомлинского. Постарайтесь осмыслить их воспитательные идеи. Выступая на педсоветах, методических объединениях, используйте свои знания в области теории вопроса. Узнайте, какие проблемные курсы, семинары проводятся в ИПК, на каких кафедрах, у каких ученых вы можете получить квалифицированную консультацию.


18.7 Диагностика дидактико-методических умений учителя
Ф.И.О. учителя__________________________________________________

Цель диагностики: изучить и обобщить уровни дидактико-методических умений педагога, выявить затруднения при планировании и организации образовательного процесса.

Инструкция: При ответе на вопросы необходимо поставить знак «+» (в колонках 1, 2, 3), если

  1. - получается лучше всего, и опытом можно поделиться с другими,

  1. - получается хорошо (есть понимание, но необходимо совершенствование данного направления
    работы),

  1. - испытываете затруднения, и хотели бы познакомиться с опытом по данной проблеме.





/п

Дидактико-методические умения

1

2

3

1.

Умение определять и разъяснять цели учебных занятий










2.

Выделение главного в материале учебного занятия










3.

Рациональное использование традиционных методов










4.

Рациональное использование инновационных методов










5.

Знание и реализация активных форм и методов обучения










6.

Организация самостоятельной работы учащихся










7.

Формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков учащихся










8.

Организация индивидуальной работы с учащимися










9.

Обеспечение системы повторения, закрепления и обобщения изученного учебного материала










10.

Развитие познавательных интересов учащихся










11.

Планирование и проведение творческой работы с учащимися










12.

Установление внутри- и межпредметных связей










13.

Использование методов развития технического творческого мышления учащихся










14.

Использование ТСО










15.

Методика работы с учебником и информационно-справочной литературой










16.

Знание и применение компьютерной техники










17.

Организация коллективной или групповой работы учащихся










18.

Проведение различных типов учебных занятий










19.

Умение провести самоанализ педагогической деятельности










20.

Знание различных современных педагогических технологий (указать каких)










21.

Обобщение собственного опыта










22.

Разработка и внедрение дидактических средств










23.

Организация работы по изучению и внедрению действующих образовательных стандартов










24.

Методика создания контролирующих заданий по изучаемым темам










25.

Внедрение инновационного педагогического опыта










26.

Создание учебно-методических комплектов по учебной дисциплине










27.

Планирование и организация учебного исследования с учащимися










28.

Дополните, если считаете необходимым, другие дидактико-методические умения:












18.8 Карта «Затруднения педагогов»
Инструкция: данная анкета предназначена для изучения Ваших затруднений с целью оказания Вам практической помощи в организации своего непрерывного образования. На ее основе будут внесены изменения в плане методической работы школы и методических объединений. Просим Вас внимательно ознакомиться с вариантами ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы затруднения при …» и ответить на них. Кроме того, мы просим Вас отметить вопросы, при ответах на которые Вы испытывали затруднения (поставьте знак + в графе 2, 3 или 4 при положительном ответе).


Вид деятельности

Нет. Могу поделиться опытом

Скорее нет, чем да

Скорее да, чем нет

Да. Хотелось бы получить помощь

I

II

III

IV

V

Определение педагогических задач по формированию детского коллектива













Планирование работы с классом и видение перспектив своей деятельности













Определение уровня воспитанности учащихся













Воспитание сознательной дисциплины учащихся













Организация деятельности детских органов самоуправления













Работа с детскими организациями, органами самоуправления













Индивидуальная воспитательная работа с учащимися













Организация взаимодействия родителей учащихся













Индивидуальная работа с семьями учащихся













Проведение родительских собраний













Пропаганда педагогических знаний среди родителей













Работа над едиными педагогическими требованиями к учащимся













Привлечение родителей к организации воспитательного процесса













Трудовое воспитание учащихся













Эстетическое воспитание учащихся













Правовое воспитание













Экологическое воспитание













Гигиеническое воспитание













Физическое воспитание













Профориентационная работа с учащимися













Проведение классных собраний













Проведение праздников, утренников, торжеств













Проведение встреч с интересными людьми













Проведение устных журналов













Проведение викторин, КВН













Проведение вечеров старшеклассников













Формирование активной жизненной позиции старшеклассников













Анализ содержания своей воспитательной деятельности, ее результатов













Изучение возрастных особенностей учащихся













Изучение физиологических особенностей учащихся













Изучение личностных особенностей учащихся













Изучение интересов, особенностей, интеллекта школьников













Воспитание ответственного отношения к учению













Предупреждение и преодоление неуспеваемости учеников













Анализ собственной деятельности и ее результатов













Выбор темы самообразования













Планирование самообразовательной деятельности учащихся













Организация самообразования













Работа с «трудными»













Другие затруднения (назовите)















18.9 Анкета для учителей по выявлению проблем и успешных аспектов педагогической деятельности при подготовке и проведении уроков





Параметры


Испытываю затруднения


Частично владею


Хорошо владею

Могу обобщить опыт по данному вопросу

1.

Умение ставить цели и задачи урока













2.

Умение оптимально выбирать формы и методы при организации урока













3.

Владение технологией (элементами): указать какой













4.

Умение оптимально отбирать учебный материал урока













5.

Умение выбирать и рационально использовать активные формы работы с учащимися













6.

Умение определять оптимальный объем самостоятельной работы учащихся на уроке













7.

Владение современными методиками диагностики уровня обученности учащихся













8.

Умение создать благоприятный психологический климат, организовать общение учащихся













9.

Умение развивать познавательный интерес учащихся к предмету













10.

Владение методами мотивации и стимулирования учащихся













11.

Владение приемами активизации внимания учащихся













12.

Умение вовлечь всех учащихся класса в работу на уроке













13.

Умение организовать рефлексивный этап урока













14.

Умение осуществлять самоанализ урока















Обозначьте, пожалуйста, проблемы (успешные стороны деятельности), встречающиеся при организации уроков, но не указанные в анкете.