Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1330
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория лечения. Психодинамическая теория отношений. Невротическая личность (К.Хорни). Теории объектных отношений (Дж.Боулби. Х.Когут, О. Кернберг).
Карен Хорни, рассматривая структуру невротической личности, обращает внимание на детские переживания. Она приходит к выводу, что окружающая среда выступает главным источником формирования невротической личности. Исследовательница вводит понятие базальной тревожности как глубокого чувства одиночества и беспомощности, которое формируется в детстве, в детско-родительских отношениях.
По мнению К. Хорни, родители во многих случаях не могут дать любовь и поддержку ребенку вследствие их собственных неврозов. В дальнейшем эти подходы были развиты в теориях объектных отношений Дж. Боулби, X. Когута, О. Кернберга.
В основе указанных подходов лежит представление о том, что ранний опыт отношений ребенка с лицом, которое о нем заботится, позволяет закладывать ядро мотивационной структуры личности. Дети приобретают способность к осознанию собственного психологического состояния еще до того, как начинают понимать других людей и сопоставлять их состояние со своими переживаниями. Таким образом, понимание окружающих развивается в процессе обмена переживаниями и в близких отношениях: дети начинают распознавать разные психические состояния у окружающих их людей, что, в свою очередь, вызывает различные реакции. Обсуждение эмоциональных переживаний с родителями и обучение социальным навыкам имеет большое значение для формирования у детей способности осознавать те ожидания, которые предъявляются им окружающей культурной средой.
По мнению Джона Боулби, важнейшими факторами в развитии детей и детско-родительских взаимоотношений являются:
1) системные связи, которые отражают биологически подготовленные формы деятельности в младенческом возрасте;
2) близость и формы поведения лиц, осуществляющих заботу о ребенке;
3) безопасность как фундамент, когда присутствие взрослого подвигает ребенка на исследование нового;
4) протест против разделения, когда ребенок протестует против возможной потери и разделения со значимыми людьми.
Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
Алиса
-
Диагностические подходы в теории социальной работы. Диагностическая школа М.Ричмонд. Алгоритм индивидуальной работы со случаем. Социальный диагноз. Развития диагностических подходов в социальной работе (Г.Гамильтон). Основные подходы к социальной диагностике клиента.
Диагностические методы - выявление и изменение инд-но-психологических особей личностей с помощью тестирования.
Мери Ричмонд является одной из основательниц профессиональной социальной работы в XX в. Ее вклад в становление социальной работы связан с обоснованием научных подходов в теории и практике организационной работы, а также с открытием профессиональных школ подготовки будущих специалистов, развитием направления практики индивидуальной работы, впоследствии получившей название «диагностическая школа».
В 1917 г. она издает книгу «Социальные диагнозы». Эта работа стала не только философией индивидуальной работы на многие годы, но и рабочим инструментарием в практике социальных работников. На созданные ею подходы или структуру работы повлияло: * идеи З. Фрейда, Ричмонд включает в методологию анализа случая подходы психоанализа и исследует психологические и интрапсихические процессы в контексте социальных проблем индивида, обосновывая научную процедуру диагностирования; * адаптируя медицинские подходы лечения больных к практике индивидуальной работы, М. Ричмонд развивает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая как «диагноз», «лечение», «клиент». Впоследствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как «медицинская модель» индивидуальной работы.
Два подхода: 1. помощь индивидуально человеку с учётом его уникальной ситуации; 2. изменять социальные условия жизни людей с учётом недопущения бедственных результатов.
Целью работы с индивидуальным случаем является организация самопомощи, то есть социальный работник решает задачу научить клиента справляться с его жизненными проблемами самостоятельно, предоставляемые системой государственных и частных организаций и учреждений. Уделяя основное внимание отношению клиента к ситуации, поскольку именно она
, как считается, определяет способ видения людьми своих проблем, способ реагирования, ресурсы, на которые можно опереться при решении этих проблем. К числу последних, помимо внутренних ресурсов самого клиента, относят также внешние, т.е. ресурсы его ближайшего социального окружения. Каждому клиенту свойственны определенные личностные характерные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы.
Дальнейшее развитие диагностических подходов связано с деятельностью Гордон Гамильтон, которая расширяет понятие диагноза и дает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысляется и начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и проблемы. По сути, диагноз рассматривается в качестве модели, которая дает представление о том, как человек встречается с ситуацией. Это позволило Гамильтон увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценочную проблематику.
Стратегии ситуационного подхода в диагностической школе:
Диагностическая школа ставила перед собой следующие задачи:
1) применение модели предвидения в социальной работе с клиентом;
2) повышение действенности применительно к случаю;
3) определение процедур поддержки в самой модели.
В дальнейшем развитие получают как концепции диагноза, так и концепции лечения.
Концепции диагноза применяют в различных сферах практики социальной работы. В одних случаях это касается совокупности психосоциальных проблем клиента в социальном обслуживании, в других случаях социальный работник оказывает помощь клиентам в медицинских и психиатрических учреждениях. Поскольку социальный диагноз выступает в качестве целеполагания, применяются техники экспертной оценки. Основные вопросы сфокусированы вокруг анализа личности клиента, его жизненного пути, отношений с социальным окружением. Сбор информации о ситуации клиента и его социальном окружении зависит от рефлексии случая. В одной ситуации анализу подвергается психическое заболевание клиента, в другом – его трудная психосоциальная ситуация, в третьем – его социальное функционирование. Все это определяет характер социальной диагностики и методы работы со случаем.
Основные подходы к социальной диагностике клиента
Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
В рамках диагностического подхода к методам помощи и поддержки имеется определенная структура взаимодействия с клиентом. Усовершенствованная модель помощи состоит из трех последовательных актов: 1) понимание; 2) прогнозирование; 3) действие. Этот процесс осуществляется постоянно/
Структура действий социального работника в логике диагностического подхода
После установления диагноза социальный работник продолжает взаимодействие с клиентом, в процессе которого диагностическая гипотеза может уточняться и пересматриваться. Этому способствуют дополнительные сведения о клиенте, наблюдения, интерпретация его ответов. Дальнейшее обсуждение способно подвести к центральной проблеме, которая может быть связана с психологическими трудностями либо со средовыми факторами. Целями лечения предопределяются методы работы. В пределах структуры отношений социального работника и клиента они могут включать эмоциональную разгрузку, поддержку, руководство, одобрение и т.д. Частота встреч, темп работы, шаги к завершению контакта зависят от индивидуальных особенностей клиента и его ситуации.
Алиса
-
Психосоциальная теория социальной работы. Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы. Основные причины возникновения трудной жизненной ситуации клиента с точки зрения концепции психосоциальной работы.
Психосоциальный подход. В основе этого подхода лежит представление о ценности и неповторимости каждой личности, и ее праве жить уникальным способом, не нарушая прав других людей. Главной целью этого подхода является – развитие в личности способности самостоятельно принимать решения, которая была утрачена в ходе жизни. Согласно концепции Х. Перлман, клиент - любой человек, нуждающийся в совете и имеющий нереализованные потребности, связанные с материальным обеспечением и эмоциональным напряжением. Проблемы клиентам должны решаться 3-мя путями: 1. развитие мотивации клиента 2. развитие его способности к деятельности 3. развивать внутренние ресурсы человека.
Психосоциальные методы. Цель реализации психосоциальных методов – поддержание равновесия между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность.
Методы психосоциальной работы:
- Психологическое консультирование
- Психотерапия. Психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.
- Групповая психотерапия. Основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только психотерапевт.
- Психологическая коррекция. Направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.
- Социально-психологические тренинги. Должны обеспечить помощь клиенту в развитии коммуникативных навыков, условия для развития умений налаживания межличностных взаимоотношений.
Ранняя аналитическая теория была подчинена изучению инстинктов и их роли в личностном развитии. С начала 1930-х гг. работы Зигмунда Фрейда и его дочери Анны становятся доступны большому кругу социальных работников. В 1950-е гг. эго-психология определила новые горизонты для социальных работников в проблемах индивидуальности. Человек стал осмысляться как совокупность биологических, психических и социальных процессов. Понимание причинных факторов, приведших к трудной жизненной ситуации, не только на основе раннего жизненного опыта, но и в контексте кризисов, свойственных тому или иному этапу развития личности, создали новые возможности для социальных работников в решении индивидуальных запросов клиентов.
Новое понимание в контексте психодинамического подхода получает один из важнейших принципов теории и практики социальной работы: "среда – личность". Эта двойная ориентация на интрапсихические процессы и системные влияния окружающей среды находит отражение в практике социальной работы. Наблюдения показывали, что индивидуальные проблемы зависят от своеобразия социальной среды индивида: этнического окружения, классовой принадлежности, места проживания, семейных отношений, групповых норм поведения и т.д. С другой стороны, психодинамические теории обнаружили, что люди являются не столько продуктом обстоятельств, пассивными объектами, сколько субъектами изменения отношений и обстоятельств, модифицирующими окружающую среду.