Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Вятский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ВятГУ»)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И СЕРВИСА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Реферат
на тему «Уставы муниципальных образований: содержание, понятие, регистрация» по дисциплине «Местное самоуправление»
Выполнил
Сунцов Роман Александрович,
Номер группы ГМб-3601-03-64
(подпись студента)
Проверил
Поздеев Павел Вячеславович
Киров
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Актуальность темы исследования. Устав муниципального образования - это нормативный правовой акт, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании.
Устав муниципального образования представляет собой своеобразный свод норм, регулирующих жизнедеятельность муниципального образования; это основной кодификационный нормативный правовой акт, являющийся своего рода малой конституцией на территории муниципального образования. Юридическое значение устава муниципального образования состоит в том, что он является правовым актом, в котором городское, сельское или иное поселение закрепляет свой статус муниципального образования (определяет предметы ведения, компетенцию органов местного самоуправления, порядок и механизмы реализации гражданами, местными сообществами права на местное самоуправление). Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно путем референдума и подлежит обязательной государственной регистрации.
Устав муниципального образования обладает высшей юридической силой по отношению к нормам, принимаемым органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Такие нормы должны соответствовать уставу муниципального образования
, его концептуальным положениям, принципам и нормам. Особенность устава муниципального образования и в особом порядке его принятия, внесения в него изменений и дополнений. Эти особенности закреплены в самом уставе муниципального образования (например, принятие устава квалифицированным большинством депутатов представительного органа местного самоуправления, голосование на конференции, собрании или сходе граждан либо голосование в форме референдума).
Цель исследования – рассмотреть уставы муниципальных образований: содержание, понятие, регистрация.
Задачи исследования:
-
рассмотреть устав как источник муниципального права: понятие, сущность, содержание; -
охарактеризовать устав муниципальных образований как нормативно-правовой акт учредительного характера; -
изучить порядок принятия и регистрации устава муниципального образования; -
определить разработку проекта Устава, решения о внесении изменений в Устав; -
изучить опубликование устава о внесении изменений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования Устава муниципальных образований
1.1 Устав как источник муниципального права: понятие, сущность, содержание
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Основным муниципальным правовым актом, определяющим статус местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании, является его устав. Устав занимает исходное положение в системе нормативных правовых актов муниципального образования, регламентирующих местное самоуправления. Стоит отметить, что ни Конституция РФ, ни законодательство не смогут учесть все традиции, обычаи и особенности организации управления отдельных территорий: городских, сельских и иных поселений.
При характеристике устава муниципального образования необходимо выделить ряд присущих ему признаков:
1) Наличие устава в любом муниципальном образовании является обязательным. Только в уставе муниципального образования должны содержаться вопросы, без регулирования которых муниципальное образование не будет являться полноценным;
2) Высшая юридическая сила устава на территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты, применяемые в муниципальном образовании, не должны противоречить уставу муниципального образования;
3) Устав применяется только на территории конкретного муниципального образования;
4) Прямое действие устава. Нормы устава действуют непосредственно. Например, при защите в суде своих прав на осуществление местного самоуправления гражданину достаточно сослаться на соответствующую норму устава муниципального образования, не смотря на то, что иные муниципальные правовые акты в развитие указанной нормы еще не приняты;
5) Особый субъект принятия устава. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования. Это общее правило. Исключение составляют муниципальные образования с численность жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. В подобных ситуациях принятие устава является исключительным полномочием схода граждан.
Устав муниципального образовани – это подзаконный, основополагающий акт муниципального образования, обладающий высшей юридической силой по отношению ко все другим правовым актом органов местного самоуправления, структурно оформлений в соответствии с требованиями законодательства, применяемый представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением, закрепляющий правовой статус муниципального образования и обеспечивающий обобщенное и системное регулирование правоотношений в области местного самоуправления на территории муниципального образования.
Таким образом, уставом муниципального образования является муниципальный правовой акт высшей юридической силы в системе остальных муниципальных правовых актов, принятый представительным органом муниципального образования либо населением муниципального образования, имеющий прямое действие и применяющийся на всей территории конкретного муниципального образования. В настоящее время, в период активного развития системы правового, демократического государства, наиболее важным для органов государственной власти и должностных лиц представляется обеспечение эффективной реализации прав и свобод граждан. Для непосредственного осуществления указанной цели, органы публичной власти применяют различные средства и методы, что обоснованно, исходя из многообразия складывающихся общественных отношений.
Одним из наиболее распространённых средств реализации государственной политики в сфере демократизации общественных институтов является непосредственно законодательная (нормотворческая) деятельность специально уполномоченных субъектов. При этом, указанная функция применима не только на общефедеральном уровне, но и на региональном и местном, что обеспечивает реальную действенность принимаемых мер в зависимости от потребностей населения соответствующего публично-правового образования [9, с. 119].
Особый интерес для теории муниципального права представляет вопрос относительно правомочий органов и должностных лиц указанного уровня в части принятия нормативных актов. Общеизвестно, что муниципальная власть обособлена от публичной, государственной власти, но непосредственно связана с ней. Отсюда следует, что указанное положение в равной степени применимо и к принятию нормативно-правовых документов. Рассматривая правовую основу муниципальной деятельности, следует отметить, что на федеральном уровне она включает Конституцию РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», кодифицированные кодексы и акты должностных лиц и органов в части регулирования конкретных вопросов. На региональном уровне нормативную базу составляют отдельные акты соответствующих лиц, в пределах своей компетенции и в части, не отрегулированной федеральным законодательством. Так, в частности, согласно статье 6 законодательства РФ об организации муниципальной власти, управления к полномочиям субъектов России правовая регламентация отдельных вопросов в части регулирования организации местного самоуправления [2].
К ним относятся, например, установление обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления; право- вое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий и иные. В свою очередь, на местном уровне к важнейшим нормативным актам, устанавливающим порядок организации местного самоуправления, в соответствии со статьей 43 законодательства РФ об организации муниципальной власти, относят устав муниципального образования. Так, уставом муниципального образования признается основной документ, определяющий правовой статус органов местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании [2].
Стоит отметить, что легального определения данному понятию законодательство не дает, а лишь указывает на его элементы. При этом многие теоретики считают необходимым закрепления данного института. Так, например, Бабошин О.А. в своей научной работе указывает, что дополнению подлежит статья 2 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», следующим положением: устав муниципального образования – это основной муниципальный нормативный правовой учредительный акт, регулирующий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации организацию и осуществление местного самоуправления на территории муниципального образования и обладающий высшей юридической силой в системе иных муниципальных правовых актов [2].
Данный институт впервые был регламентирован в Законе РФ «О местном самоуправлении в РФ» в 1991 году, но на тот момент должного развития он не получил. С принятием же Конституции РФ в 1993 году и, соответственно, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были сформированы нормы права, согласно которым принятие устава – это обязанность каждого муниципалитета, что стало основой для становления существующей на сегодняшний день системы муниципального управления. Как считает Д.Г. Правдин: «по своей правовой форме устав принимается в виде правового акта на местном референдуме. На территории конкретного муниципального образования он обладает высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов и имеет непосредственное прямое действие на складывающиеся правоотношения. При этом, иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан)» [10, с. 185].
Как можно заметить, устав имеет определенные признаки основного закона государства. Так, например, как и конституция, устав предполагает наличие особого субъекта, от имени которого принимается устав (население муниципального образования); имеет всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования (устав регулирует все стороны жизнедеятельности местного сообщества).
Кроме того, он обладает высшей юридической силой среди всех прочих муниципальных правовых актов и является основой для дальнейшего нормотворчества (для реализации устава необходимо принятие иных муниципальных правовых актов). Как было указано ранее, устав отличается особым порядком принятия и выступает в качестве основного средства, обеспечивающего реализацию самостоятельности местного самоуправления. Иными словами, устав – это малая конституция на территории муниципального образования, которая регламентирует жизнь населения и составляет правовую основу местного самоуправления, в соответствии с которым осуществляют свою деятельность органы местного самоуправления.
Говоря об особом порядке принятия данного документа, следует указать, что в соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования может быть принят двумя способами. В первом случае данное правомочие относят к компетенции представительным органом муниципального образования; во втором же вопрос учреждения документа решается на сходе граждан в поселениях с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом [2].