Файл: Местное самоуправление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления.

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. Виды муниципальных правовых актов указаны в ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», о чем уже говорилось выше. Частью 13 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено обязательное право подписания нормативных правовых актов, принятых представительным органом главой муниципального образования. Причём это право корреспондируется с его правом отлагательного вето в отношении данных актов. Закон регламентирует также и механизм преодоления вето главы муниципального образования. Что касается порядка принятия и вступления в силу устава муниципального образования, то эти вопросы регулируются ст. 44 Федерального закона и о них будет говориться ниже [2];

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц. Федеральный закон требует, чтобы при определении срока полномочий этот срок был не менее 2 и не более 5 лет. При этом решения об изменении срока полномочий применяются только к выборным должностным лицам, избранным после вступления в силу соответствующего решения. Дополнением, внесённым в Федеральный закон № 131 Федеральным законом от 02.06.2016 № 171-ФЗ, введено положение о том, что уставом муниципального образования могут устанавливаться ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования, более определенного данным уставом количества сроков подряд;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Большинство муниципальных уставов даже статью не переименовали, как это сделал федеральный законодатель.


9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчёта об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. Это, как правило, заключительные разделы (главы) уставов муниципальных образований. Здесь необходимо достаточно подробно регламентировать порядок внесения изменений и дополнений в его текст.

Прежде всего, определить круг субъектов, имеющих право инициировать внесение поправок, порядок работы с такого рода правотворческими предложениями, жестко закрепить принцип внесения изменений и дополнений [2].

Другие нормы, могут иметь и, как правило, имеют:

1) тождественный законодательному определению характер,

2) отсылают к нормам законодательства,

3) конкретизируют (детализируют) отдельные общие общегосударственные нормы.

Ведь, кроме правоустанавливающего характера по организации и деятельности муниципального образования, он может регламентировать название, границы и территорию такого образования, вопросы местного значения, что относятся к его ведению, организационную структуру самоуправления, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, основания и виды ответственности, экономическую и финансовую основы, особенности проживания национальных групп и общностей, коренных народов с учетом местных и исторических особенностей [10, c. 186].

При этом вариативность избрания способов и моделей организации управления муниципального образования с учетом принадлежности к определенному субъекту федерации достаточно велика. Итак, вопросы, которые подлежат регулированию исключительно уставом муниципального образования, носят второстепенный характер. Они не касаются основ местного самоуправления на определенной территории муниципального образования. Содержание же устава состоит из обязательных и дополнительных положений. Обязательные положения определены муниципальным законодательством Российской Федерации, а дополнительные положения включаются в устав по желанию самого муниципального образования. Ч. 1 статьи 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет структуру устава муниципального образования. Тем не менее, законом не определено конкретное понимание о структуре устава муниципального образования. На основании этого, каждым муниципальным образованием разрабатывается и принимается свой устав, исходя из собственных представлениях об их структуре и составе.



Уставом органов местного самоуправления является нормативно-правовой акт, которым урегулированы наиболее важные вопросы, которые связаны со статусом органов местного самоуправления. Этот документ принимается представительным органом квалифицированным большинством голосов (2/3 от общего состава депутатов представительного органа). Устав подлежит обязательной регистрации в установленном законодательством порядке. Процесс государственной регистрации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области регистрации уставов муниципальных образований.

В настоящее время это реализуется Министерством Юстиции Российской Федерации, а именно территориальными подразделениями Министерства (регистрирующими органами). В процессе регистрации должно быть проверено соответствие устава местного самоуправления положениям Конституции, федеральным законодательным актам, положениям конституции или устава субъекта России и установлен факт на соблюдение порядка принятия устава местного самоуправления. Регистрация включается в себя присвоение уставу государственного регистрационного номера, выдача документа, свидетельствующего об осуществлении государственной регистрации и внесение сведений об уставе в реестр уставов местного самоуправления субъекта Российской Федерации [13, с. 221].

Особый статус решений, которые принимаются в процессе проведения местного референдума, связаны с тем, что местный референдум является формой прямого волеизъявления народа, позволяющая населению решать вопросы местного уровня. В случае, если реализация решения требует принятия определенного муниципального акта, то компетентные муниципальные органы или должностные лица в обязательном порядке обязаны принять соответствующий правовой акт в течение трех месяцев. При невыполнении данного указания предусматриваются возложение юридической и дисциплинарной ответственности.

Представительным органом принимаются следующие виды решений:

  1. По вопросам организации деятельности представительного органа;

  2. Перечень решений, которыми устанавливаются правила, соблюдение которых на территории местного самоуправления является обязательными.

Решения, принимаемые представительным органом, устанавливают правила, которые должны быть соблюдены в обязательном порядке; принимаются большинством голосов от определенной численности депутатов представительного органа, кроме предусмотренных законом случаев. Пределы нормотворчества определяются положениями федерального законодательства, законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также уставом местного самоуправления.


Глава местного самоуправления как должностное лицо, обладающее полномочиями по вопросам местного значения, имеет право издания постановления и распоряжения с целью их разрешения. Равным образом глава местной администрации в границах собственных полномочий, установленных законодательными положениями, может издавать постановления по вопросам местного значения и связанным с исполнением некоторых полномочий, которые делегируются муниципальным органам положениями федеральных законов и законов субъектов России, и распорядительные документы по вопросам организации функционирования местной администрации.

Если должностные лица наделены собственными полномочиями на основании устава местного самоуправления, то они имеют право на издание распоряжений и приказов относительно вопросов, которые имеют отношение к их ведению, которые также будут представлять собой источники муниципального права.

Глава 2. Порядок принятия и регистрации устава муниципального образования


2.1 Разработка проекта Устава, решения о внесении изменений в Устав


В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления и должен включать все нормы необходимые в практике решения вопросов местного значения. Без устава невозможна эффективная деятельность по осуществлению местного самоуправления как непосредственно гражданами, так и органами местного самоуправления [2].

Разработка проекта Устава, решения о внесении изменений в Устав.

С инициативой внесения изменений в устав муниципального образования могут выступать:

- население;

- представительный орган поселения;

- глава муниципального образования.

При разработке проекта решения о внесении изменений необходимо оценивать актуальное состояние федерального и регионального законодательства на момент возникновения необходимости внесения изменений в устав.

Следует также обращать внимание на оформление и стиль изложения текста решения о внесении изменений, использовать общепринятые правовые конструкции (например, статью 5 изложить в следующей редакции: «текст новой редакции»; статью 6 исключить (или признать утратившей силу); в части 3 статьи 4 исключить слова «текст» или заменить слова «текст» на слова «текст» и т.д.).

При внесении изменений в целях избегания ошибок и неточностей также следует обращать внимание на изменение нумерации статей или пунктов статей, особенно, если ранее нумерация уже изменялась.

Опубликование (обнародование) проекта Устава или решения о внесении изменений. В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект устава, проект решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней (т.е. должно пройти более 30 дней) до дня рассмотрения вопроса о принятии устава, внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом порядка учета