Файл: Лоббизм и gr теория и практика Тема Теория gr основные понятия и концепции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1594
Скачиваний: 48
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основная GR-задача — предвидеть решение органа власти, чтобы успеть адаптировать бизнес-процессы раньше конкурентов. Вторая задача — формировать и укреплять позитивный образ компании в глазах представителей власти и местного сообщества.
Именно консервативные инструменты составляют «must-have» GR — это база, без которой даже задумываться об активной лоббистской деятельности не стоит.
Типичные консервативные инструменты GR:
– мониторинг и анализ деятельности органов власти, отдельных чиновников, политиков
– участие в бизнес-ассоциациях, мероприятиях, проводимых с участием представителей органов власти
– создание репутации социально-ответственной организации, участие в социальных проектах, поддержка культуры и науки
– официальная переписка, информирование
Эти «классические» или стандартные инструменты применяют все. В этом их сила — они доступны, понятны, безрисковые. Но в этом и слабость — они редко приносят преимущества, но если их не применять, то существенно возрастают потенциальные риски.
2.
Конструктивные технологии GR-деятельности. Это активные инструменты, которые направлены на продвижение позиции компании во властных структурах. Они требуют сноровки, опыта, связаны с определенными рисками, но позволяют добиваться принятия серьезнейших решений. В основе
—
диалог, сотрудничество, инициативность и учет взаимных интересов компании, органов власти и местного сообщества.
К набору конструктивных инструментов можно отнести:
участие в работе общественных комиссий, рабочих групп, советов и иных совещательных органах во властных структурах
формирование общественного мнения по проблеме (работа в медийном пространстве)
социальная активность (от организации флешмобов до проведения форумов, благотворительности и финансирования программ социальной направленности)
политическая активность (например, поддержка кандидатов и партий)
инсайдинг, рекрутинг
—
наличие неформальных связей с представителями органов власти, являющихся для организации стейкхолдерами
нейтрализация позиции ваших оппонентов, конкурентов (опережающая консультация, аргументация, публичная дискуссия, экспертиза, организация депутатского запроса и т. п.)
Все эти инструменты связаны с большими расходами ресурсов и с рисками, но это прогнозируемые и управляемые риски, поэтому конструктивные инструменты укладываются в любую ситуацию.
3.
Агрессивные
инструменты
GR-деятельности.
Агрессивные инструменты — не лучший способ работы. Однако есть мастера, которые зарабатывают именно на этом. Как правило, это форма реакции на уже принятые решения власти с целью добиться их отмены, изменения или дальнейшего перевода на подлинно важную для вас проблему.
Такая метода работы очень характерна, например, для объединений европейских фермеров. Наверняка вам известны примеры выливания тысяч литров молока на площадях европейских столиц или закапывания в землю нескольких тонн
яблок под вспышки фотоаппаратов и забрасывание полицейских в Брюсселе навозом.
Типичными агрессивными и негативными GR-технологиями являются:
– судебные тяжбы
– жалобы по инстанциям
– организация пикетов, забастовок, митингов и прочих акций социального протеста
– публичная негативная критика
– поддержка оппозиционных кандидатов и партий
Выбор агрессивных инструментов зависит не только от конкретной ситуации, например, когда вас зажали в угол, вы все перепробовали и более мягкие меры не действуют, а ваш проект или организация оказались под угрозой.
Некоторые лоббисты или компании сразу выбирают такую агрессивную стратегию в качестве ключевой. И это может стать таким стилем, флагом, открывающим все двери.
Выбор инструментов и технологий для конкретного проекта и ситуации всегда индивидуален, потому что каждый инструмент имеет свои ограничения и оптимумы. Этот выбор зависит также от опыта работы джиарщика или лоббиста, его индивидуального стиля и, конечно, бюджета расходов. Однако все это определяется изначально на уровне стратегии. Какие тут есть варианты и формы разберем далее.
Вопрос 3. Формирование стратегии взаимодействия бизнеса
с органами власти
Многообразие отношений, взаимодействия власти, бизнеса и общества порождает многообразие моделей их формализации, критерием функционирования которых является достижение баланса интересов участников и получение ожидаемых эффектов. Качество пространства жизнедеятельности общества напрямую зависит от гармонизации множества интересов, возникающих у субъектов в этом пространстве.
Современная практика взаимодействия позволяет сделать определенные обобщения по выбору стратегии (модели взаимодействия) с властью со стороны социально-экономических субъектов. Мы провели типологизацию по двум ключевым факторам
—
время и этические стандарты. Получилось четыре типа стратегии: гиены, волки, лисы, львы.
Стратегия Гиены (Мало времени — низкие стандарты). Агенты-гиены действуют наиболее агрессивно, не гнушаясь никакими приемами и способами достижения целей. При этом в расчет берется только достижение цели и при этом в наиболее сжатые сроки. Именно такая стратегия на сегодняшний день стала главным образцом, именем нарицательным в самом негативном смысле для
«лоббистов» как беспринципных людей со связями, готовых за деньги продвинуть любой проект
— даже самого неприглядного содержания.
Отсекая коррупцию, если в принципах компании жесткий запрет на взятки и иные коррупционные (преступные) формы взаимодействия, то все равно остается место для гиен: теневой лоббизм и GR на неформальных связах, манипулирование процедурами и сроками, пренебрежение чужими интересами
—
распространенная практика. Такие методы не являются противозаконными и внешне выглядят чистыми, но удовлетворение интересов одних лиц идет за счет убытков для других.
Насколько допустима такая практика решается на уровне стратегии и общей этики организации.
Типичными агрессивными и негативными GR-технологиями являются:
– судебные тяжбы
– жалобы по инстанциям
– организация пикетов, забастовок, митингов и прочих акций социального протеста
– публичная негативная критика
– поддержка оппозиционных кандидатов и партий
Выбор агрессивных инструментов зависит не только от конкретной ситуации, например, когда вас зажали в угол, вы все перепробовали и более мягкие меры не действуют, а ваш проект или организация оказались под угрозой.
Некоторые лоббисты или компании сразу выбирают такую агрессивную стратегию в качестве ключевой. И это может стать таким стилем, флагом, открывающим все двери.
Выбор инструментов и технологий для конкретного проекта и ситуации всегда индивидуален, потому что каждый инструмент имеет свои ограничения и оптимумы. Этот выбор зависит также от опыта работы джиарщика или лоббиста, его индивидуального стиля и, конечно, бюджета расходов. Однако все это определяется изначально на уровне стратегии. Какие тут есть варианты и формы разберем далее.
Вопрос 3. Формирование стратегии взаимодействия бизнеса
с органами власти
Многообразие отношений, взаимодействия власти, бизнеса и общества порождает многообразие моделей их формализации, критерием функционирования которых является достижение баланса интересов участников и получение ожидаемых эффектов. Качество пространства жизнедеятельности общества напрямую зависит от гармонизации множества интересов, возникающих у субъектов в этом пространстве.
Современная практика взаимодействия позволяет сделать определенные обобщения по выбору стратегии (модели взаимодействия) с властью со стороны социально-экономических субъектов. Мы провели типологизацию по двум ключевым факторам
—
время и этические стандарты. Получилось четыре типа стратегии: гиены, волки, лисы, львы.
Стратегия Гиены (Мало времени — низкие стандарты). Агенты-гиены действуют наиболее агрессивно, не гнушаясь никакими приемами и способами достижения целей. При этом в расчет берется только достижение цели и при этом в наиболее сжатые сроки. Именно такая стратегия на сегодняшний день стала главным образцом, именем нарицательным в самом негативном смысле для
«лоббистов» как беспринципных людей со связями, готовых за деньги продвинуть любой проект
— даже самого неприглядного содержания.
Отсекая коррупцию, если в принципах компании жесткий запрет на взятки и иные коррупционные (преступные) формы взаимодействия, то все равно остается место для гиен: теневой лоббизм и GR на неформальных связах, манипулирование процедурами и сроками, пренебрежение чужими интересами
—
распространенная практика. Такие методы не являются противозаконными и внешне выглядят чистыми, но удовлетворение интересов одних лиц идет за счет убытков для других.
Насколько допустима такая практика решается на уровне стратегии и общей этики организации.
Оправдания, которые применяются участниками в этой ситуации: «так все делают, по-другому нельзя». Но это не так. Практика дает все больше примеров проявления иных стратегий поведения, которые представляются более перспективными, эффективными, менее рискованными и, безусловно, взаимовыгодными для всех агентов взаимодействия и общества в целом.
Стратегия Волка (Много времени — низкие стандарты). Данная категория агентов, вступающих во взаимодействие с органами власти, характеризуется низкими культурными стандартами, допускает любые средства достижения целей, однако, располагая некоторым временным «разбегом», предпочитает выбирать менее рискованные варианты, более соответствующие закону и совести.
Стратегия Лисы (Мало времени — высокие стандарты). Лисы работают на высоком профессиональном уровне. Такие люди или организации прибегают, как правило, к помощи специалистов: юристов, лоббистов и т. п. При этом все вопросы стараются решить в максимально короткие сроки, но обязательно, чтобы все было/выглядело официально. Эта стратегия допускает неофициальные формы взаимодействия, но в определенных рамках. Для Лисы первостепенное значение имеет безопасность и неоспоримость совершаемых действия и решений, принятия которых она добивается от органов власти.
Стратегия Льва (Много времени — высокие стандарты). Лев
— наиболее цивилизованная стратегия взаимодействия с органами власти. Конечно, весомые ограничения для широкого распространения данной стратегии накладывают сами органы власти: большинство нестандартных вопросов (и даже стандартных, например, присоединение к электрическим сетям) решить по закону и «на расстоянии» весьма затруднительно. В любом случае, чтобы добиться решения от органа власти требуется много времени, измеряемого иногда месяцами и годами.
Пока это действительно так, и необходимо иметь много терпения, чтобы во всех случаях действовать по стратегии льва.
С точки зрения органов государственной и муниципальной власти, наиболее предпочтительными стратегиями взаимодействия являются Волк и Лев, так как сотрудники всегда предпочитают вопросы решать неспеша, чтобы иметь возможность согласовать, оформить, подумать и посовещаться, особенно если речь идет о нестандартных и неординарных обращениях, единичных случаях, по которым приходится принимать новые решения.
Стратегии Лисы и Гиены более рисковые, так как, с одной стороны, требуют быстрого, даже срочного решения, что само по себе ограничивает согласовательные маневры, а неверное решение может дорого стоить и компании, и чиновнику, принявшему решение.
Помимо выбора собственных стратегических ориентиров власти и общества в рамках взаимодействия, возможно выделить ряд рекомендаций по устранению негативных рисковых факторов, что, в свою очередь, будет создавать благоприятные условия для формирования и приоритетного применения более высоких ценностей взаимодействия власти и бизнеса:
Активизация механизмов государственного стимулирования бизнес- сообщества к установлению взаимовыгодных партнерских отношений, придания им системности, открытости и прозрачности.
Внедрение системы добровольной публичной нефинансовой отчетности субъектов бизнеса и органов власти.
Учет законодателем экономических последствий для субъектов предпринимательства.
Формализованных в соглашениях, взаимных официальных договоренностей о намерениях бизнес-сообщества и органов власти должно стать больше и по различным направлениям.
Безусловно, важными являются также следующие условия:
Информирование о текущих проблемах органов власти должна быть комплексной и достаточной для того, чтобы общество могло сформировать полное представление о собственных возможностях содействия в их решении.
Создание системы мониторинга и реальной оценки эффективности взаимодействия с властью.
Формирование реального механизма учета мнения общества при принятии публично значимых решений.
Объединения профессиональных лоббистов и GR-специалистов озабочены этикой и престижем профессии. Поэтому принимаются кодексы этики, разрабатываются стандарты поведения и действий в рамках профессионального сообщества.
Резюме:
Принимая решение о стратегии взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, необходимо расставлять не только собственные приоритеты, но и понимать, что каждое действие влияет на формирование уровень общественных стандартов и нравственных ценностей. Задавая высокие стандарты работы в сфере взаимодействия власти и общества, последнее вносит свой вклад в улучшение государственного управления, повышение его прозрачности и открытости.
Вопрос 4. Мониторинг и исследования
Понимать, какой орган власти может повлиять на проект или организацию
—
хлеб каждого GR-менеджера. Предупредить риски, понимать тенденции регулирования, заранее знать, какие грядут перемены и с какой стороны
—
задачи повседневной работы специалиста GR-подразделения. Регулярный мониторинг и понимание, кто может решить вопрос, который надо решить
—
базовые технологии
GR.
Если вы проработали в системе власти лет 15-20, то определить нужного контрагента, способного решить ваш вопрос, не составит труда, но в отсутствие такого опыта необходимо заручиться некоторыми методиками для успешности джиар-коммуникаций.
Для понимания темы нам надо ввести специальное понятие
—
стейкхолдер.
Стейкхолдер — это лицо, группа лиц или организация, которые влияют на деятельность компании. В случае с GR нас интересуют стейкхолдеры со стороны власти, которые:
1) хотят получить от бизнеса какой-то результат (например, чтобы бизнес исправно платил налоги, создавал рабочие места, инвестировал активно, при этом не загрязняя окружающую среду, участвовал бы в социальных проектах и др.)
2) те, которые способны парализовать деятельность компании (различные контролирующие, проверяющие, лицензирующие структуры)
Карта стейкхолдеров. Чтобы уверенно себя чувствовать, правильно расставлять приоритеты в работе с чиновниками из разных структур, стоит составить Карту стейкхолдеров во власти, визуализировать эту систему отношений.
Шаг 1: выпишите те органы власти, которые могут оказывать влияние на ваш бизнес. Зафиксируйте, на что именно может повлиять этот субъект, какие важные для вас решения он принимает и какие угрозы несет. Оцените степень влияния
каждого из этих органов на ваш бизнес или проект, например, по 10-ти бальной шкале (10 — полностью завишу от их решений, 1
— влияние минимально).
Теперь добавляем графу с интересами. Чего хочет стейкхолдер? А потом необходимо сопоставить выявленные интересы стейкхолдеров с вашими. Может есть конфликт? Может совпадение? Может пересечение? Или связанные интересы?
Важно регулярно обновлять и пересматривать карту особенно, если
1) поменялись законы или иные нормативные акты
2) прошли переназначения чиновников
3) вам стала известна какая-то дополнительная информация (например, результаты проверки вашего конкурента или появление важного решения суда по отрасли, а может вы заручились поддержкой какого-то чиновника и т. п.)
Около 30% времени GR-специалисты тратят на изучение текущей работы и разведку планов госструктур.
Мониторинг работы государственных и муниципальных органов сейчас вести достаточно просто: 90% интересующей нас информации можно найти на официальных сайтах.
Это информация о государственных/муниципальных закупках и заказах, документы, графики приемов руководителей, профили и контакты подразделений и ответственных лиц министерства, администрации, проекты изменений законодательства.
Конечно, наполнение и организация сайтов отличаются в городах, регионах и в ведомствах, но вы всегда найдете там полезную информацию, с которой можно начать.
Немаловажной представляется информация о программах поддержки бизнеса на уровне региона или в конкретном муниципальном образовании, о мероприятиях, о выставках, ярмарках и т. д., на которых удобно в неформальной обстановке познакомиться и наладить первичные контакты с профильными чиновниками, даже напросится на встречу. На худой конец, заполучить фото с губернатором, который держит в руках ваш товар.
Если речь идет о региональной выставке, то местные администрации — это ваши союзники: желание показать успехи своего поселения всегда велико, и помощь в оформлении стенда, наполнении выставочной экспозиции не останется незамеченной.
Итог работы мониторинга открытых данных:
вы понимаете, какие направления экономики являются для вашего региона приоритетными
вы можете прогнозировать варианты решений органов власти в ближайшей перспективе
вы знаете про объемы бюджетного финансирования проектов и программ в текущем и следующем году (бюджет следующего года публикуется в ноябре текущего года)
вы знаете о социальных, экономических и прочих проблемах территории
(города, региона) и, соответственно, можете прогнозировать интересы действующей власти
вам понятны планы работы, состав и место нахождения отделов/комитетов/департаментов по экономике, инвестиционной политике, имуществу, земле, сельскому хозяйству, промышленности, энергетике — любых профильных для вас структур
вы знаете о программах поддержки, доступных для вашего бизнеса, и понимаете позицию конкретных должностных лиц по вашему вопросу и др.
— влияние минимально).
Теперь добавляем графу с интересами. Чего хочет стейкхолдер? А потом необходимо сопоставить выявленные интересы стейкхолдеров с вашими. Может есть конфликт? Может совпадение? Может пересечение? Или связанные интересы?
Важно регулярно обновлять и пересматривать карту особенно, если
1) поменялись законы или иные нормативные акты
2) прошли переназначения чиновников
3) вам стала известна какая-то дополнительная информация (например, результаты проверки вашего конкурента или появление важного решения суда по отрасли, а может вы заручились поддержкой какого-то чиновника и т. п.)
Около 30% времени GR-специалисты тратят на изучение текущей работы и разведку планов госструктур.
Мониторинг работы государственных и муниципальных органов сейчас вести достаточно просто: 90% интересующей нас информации можно найти на официальных сайтах.
Это информация о государственных/муниципальных закупках и заказах, документы, графики приемов руководителей, профили и контакты подразделений и ответственных лиц министерства, администрации, проекты изменений законодательства.
Конечно, наполнение и организация сайтов отличаются в городах, регионах и в ведомствах, но вы всегда найдете там полезную информацию, с которой можно начать.
Немаловажной представляется информация о программах поддержки бизнеса на уровне региона или в конкретном муниципальном образовании, о мероприятиях, о выставках, ярмарках и т. д., на которых удобно в неформальной обстановке познакомиться и наладить первичные контакты с профильными чиновниками, даже напросится на встречу. На худой конец, заполучить фото с губернатором, который держит в руках ваш товар.
Если речь идет о региональной выставке, то местные администрации — это ваши союзники: желание показать успехи своего поселения всегда велико, и помощь в оформлении стенда, наполнении выставочной экспозиции не останется незамеченной.
Итог работы мониторинга открытых данных:
вы понимаете, какие направления экономики являются для вашего региона приоритетными
вы можете прогнозировать варианты решений органов власти в ближайшей перспективе
вы знаете про объемы бюджетного финансирования проектов и программ в текущем и следующем году (бюджет следующего года публикуется в ноябре текущего года)
вы знаете о социальных, экономических и прочих проблемах территории
(города, региона) и, соответственно, можете прогнозировать интересы действующей власти
вам понятны планы работы, состав и место нахождения отделов/комитетов/департаментов по экономике, инвестиционной политике, имуществу, земле, сельскому хозяйству, промышленности, энергетике — любых профильных для вас структур
вы знаете о программах поддержки, доступных для вашего бизнеса, и понимаете позицию конкретных должностных лиц по вашему вопросу и др.