Файл: Лоббизм и gr теория и практика Тема Теория gr основные понятия и концепции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1593
Скачиваний: 48
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
несправедливости в обществе.
В документах Всемирного банка говорится: «коррупция — это злоупотребление государственной властью для извлечения личных выгод». Совет
Европы определил коррупцию как «любое поведение лиц, наделенных полномочиями в государственном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, и имеет целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц». Конвенция
ООН против коррупции устанавливает, что уголовно наказуемым является не только предоставление неправомерного преимущества, но даже обещание его предоставить.
В Законе о противодействии коррупции сказано: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
Имеются различные взгляды на природу и причины коррупции как социального явления в государственном аппарате. Наиболее известны два подхода к коррупции, когда основное внимание уделяется: а) моральной сущности этого явления или б) функциональной сущности коррупции.
Представители первой концепции рассматривают коррупцию как отклонение от моральных норм и стандартов, принятых в обществе. В центре находится человек, несущий моральную ответственность за свои поступки и поведение. Однако при этом не учитываются социальные условия и политические факторы, которые способствуют распространению этого явления.
Другой теоретический подход представляет коррупцию как определенную функцию, конкретное действие, связанное с характером государственной системы и особенностями экономических отношений в обществе. В этом случае неэтичное поведение государственных служащих обусловлено неблагоприятными внешними обстоятельствами, в том числе институциональными, социально-экономическими и организационными факторами. Поэтому бороться с коррупцией надо прежде всего путем изменения этих обстоятельств, создавая внешнюю среду, в которой коррупция отторгалась бы как инородное явление.
Так, крупный исследователь проблем развития системы государственного управления В. В. Лобанов выделяет три макрофактора, которые влияют на уровень государственной коррупции: а) уровень социально-экономического развития; б) степень социального расслоения в обществе; в) эффективность государственного управления и политики.
Кроме того, существуют несколько факторов, негативно влияющих на этику служебного поведения работников госаппарата. Во-первых, это сильное давление различных политических сил, часто ставящих политическую целесообразность выше моральных принципов; во-вторых, наличие сильной организационной культуры, в которой главным является принцип лояльности к данной организации и ее руководству; в-третьих, сохранение социально- экономических и организационных условий для коррупции в органах государственной власти, включая низкую зарплату, нарушение принципа приема и продвижения по заслугам.
Основными условиями, препятствующими коррупции, являются: открытое и демократическое правительство, независимый суд, честные и компетентные государственные руководители, политика
«чистые руки»,
В документах Всемирного банка говорится: «коррупция — это злоупотребление государственной властью для извлечения личных выгод». Совет
Европы определил коррупцию как «любое поведение лиц, наделенных полномочиями в государственном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, и имеет целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц». Конвенция
ООН против коррупции устанавливает, что уголовно наказуемым является не только предоставление неправомерного преимущества, но даже обещание его предоставить.
В Законе о противодействии коррупции сказано: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
Имеются различные взгляды на природу и причины коррупции как социального явления в государственном аппарате. Наиболее известны два подхода к коррупции, когда основное внимание уделяется: а) моральной сущности этого явления или б) функциональной сущности коррупции.
Представители первой концепции рассматривают коррупцию как отклонение от моральных норм и стандартов, принятых в обществе. В центре находится человек, несущий моральную ответственность за свои поступки и поведение. Однако при этом не учитываются социальные условия и политические факторы, которые способствуют распространению этого явления.
Другой теоретический подход представляет коррупцию как определенную функцию, конкретное действие, связанное с характером государственной системы и особенностями экономических отношений в обществе. В этом случае неэтичное поведение государственных служащих обусловлено неблагоприятными внешними обстоятельствами, в том числе институциональными, социально-экономическими и организационными факторами. Поэтому бороться с коррупцией надо прежде всего путем изменения этих обстоятельств, создавая внешнюю среду, в которой коррупция отторгалась бы как инородное явление.
Так, крупный исследователь проблем развития системы государственного управления В. В. Лобанов выделяет три макрофактора, которые влияют на уровень государственной коррупции: а) уровень социально-экономического развития; б) степень социального расслоения в обществе; в) эффективность государственного управления и политики.
Кроме того, существуют несколько факторов, негативно влияющих на этику служебного поведения работников госаппарата. Во-первых, это сильное давление различных политических сил, часто ставящих политическую целесообразность выше моральных принципов; во-вторых, наличие сильной организационной культуры, в которой главным является принцип лояльности к данной организации и ее руководству; в-третьих, сохранение социально- экономических и организационных условий для коррупции в органах государственной власти, включая низкую зарплату, нарушение принципа приема и продвижения по заслугам.
Основными условиями, препятствующими коррупции, являются: открытое и демократическое правительство, независимый суд, честные и компетентные государственные руководители, политика
«чистые руки»,
ограничение монополизма и вмешательства государства в экономику, найм и продвижение служащих в зависимости от их заслуг, обновление регулирующих законов, результативная государственная социально-экономическая политика, гражданский контроль, децентрализация, политическая конкуренция и т. д.
Одной из главных профессионально-этических и правовых проблем в государственной службе, центральной категорией всей антикоррупционной политики государства является конфликт интересов.
Статья 10.1 Закона о противодействии коррупции трактует конфликт
интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского
служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им
должностных обязанностей, а также при которой возникает или может
возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского
служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской
Федерации или субъекта РФ, способное привести к причинению вреда этим
законными интересам граждан, организаций, общества, России или ее субъекта.
При этом под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при
исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в
денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды
непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи, близких
родственников или свойственников, а также для граждан или организаций, с
которыми
гражданский
служащий
связан
финансовыми
или
иными
обязательствами.
Как видно из приведенного определения, законодатель понимает конфликт интересов исключительно в узком смысле – как противоречие между личными интересами и должностными обязанностями. Вместе с тем фактически ситуации, которые могут привести к конфликту интересов, многообразны и зачастую не вписываются в установленные законодателем шаблоны.
Конфликт:
Одной из главных профессионально-этических и правовых проблем в государственной службе, центральной категорией всей антикоррупционной политики государства является конфликт интересов.
Статья 10.1 Закона о противодействии коррупции трактует конфликт
интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского
служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им
должностных обязанностей, а также при которой возникает или может
возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского
служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской
Федерации или субъекта РФ, способное привести к причинению вреда этим
законными интересам граждан, организаций, общества, России или ее субъекта.
При этом под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при
исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в
денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды
непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи, близких
родственников или свойственников, а также для граждан или организаций, с
которыми
гражданский
служащий
связан
финансовыми
или
иными
обязательствами.
Как видно из приведенного определения, законодатель понимает конфликт интересов исключительно в узком смысле – как противоречие между личными интересами и должностными обязанностями. Вместе с тем фактически ситуации, которые могут привести к конфликту интересов, многообразны и зачастую не вписываются в установленные законодателем шаблоны.
Конфликт:
К примеру, лояльность к организации, отдельному лицу иногда рассматривается как высшая форма морали для государственных служащих.
Однако именно эта установка весьма часто приводит к нарушению прав и законных интересов граждан. Поэтому главное в работе по урегулированию конфликта интересов заключается в том, чтобы понять источники и происхождение этого конфликта, а затем найти пути и механизмы его разрешения.
Сложность в урегулировании конфликта интересов заключается, с одной стороны, в его внутриличностном характере (зачастую он сводится к проблеме
морального выбора), а с другой – в потенциальной тяжести последствий такого конфликта, заключающихся в совершении коррупционных преступлений.
К примеру, российское законодательство о государственной службе содержит ряд норм, обязывающих государственных гражданских служащих принимать меры по недопущению конфликта интересов, а также предписывающих определенный порядок действий при его возникновении. Так, ст. 15 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ в числе обязанностей гражданского служащего устанавливает необходимость сообщать представителю нанимателя как об уже возникшем, так и о потенциальном конфликте интересов, а ст. 19 того же закона наряду с положениями ФЗ о противодействии коррупции подробно регламентирует действия по его урегулированию.
В случае возникновения конфликта интересов гражданский служащий обязан не позднее, чем на следующий рабочий день сообщить об этом представителю нанимателя в письменной форме. На основании данного сообщения представитель временно отстраняет гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей (с сохранением денежного содержания) и назначает служебную проверку. В целях урегулирования конфликта интересов в государственном органе созывается заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее
— комиссия по урегулированию конфликтов интересов). Данная комиссия, заслушав результаты служебной проверки и объяснения гражданского служащего, должна констатировать: во-первых, наличие либо отсутствие конфликта интересов; во-вторых, достаточность либо недостаточность действий, предпринятых
Между общественными и личными интересами
Между политическими задачами и соблюдением моральных принципов
Между целями организации и средствами их достижения между лояльностью к организации и индивидуальной ответственностью
гражданским служащим в целях его недопущения, а также выработать рекомендации представителю нанимателя для урегулирования конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке или в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Следует особо отметить, что непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим утрату доверия и увольнение с гражданской службы. Аналогичные последствия возможны и для представителя нанимателя в случае непринятия им мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого является его подчиненный.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы функции профессиональной этики?
2. В чем нравственный смысл профессии GR-специалиста?
3. Можно ли этику GR и лоббизма считать наукой? Почему?
4. Приведите три аргумента, почему профессиональная этика отличается от личной морали.
5. Каковы функции кодексов профессионального поведения?
6. Назовите виды кодексов профессионального поведения лоббиста.
Приведите примеры.
7. Перечислите основные принципы профессиональной этики специалиста по взаимодействию с государственными органами.
8. Какова роль профессионального сообщества в этическом регулировании
GR и лоббизма?
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке или в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Следует особо отметить, что непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим утрату доверия и увольнение с гражданской службы. Аналогичные последствия возможны и для представителя нанимателя в случае непринятия им мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого является его подчиненный.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы функции профессиональной этики?
2. В чем нравственный смысл профессии GR-специалиста?
3. Можно ли этику GR и лоббизма считать наукой? Почему?
4. Приведите три аргумента, почему профессиональная этика отличается от личной морали.
5. Каковы функции кодексов профессионального поведения?
6. Назовите виды кодексов профессионального поведения лоббиста.
Приведите примеры.
7. Перечислите основные принципы профессиональной этики специалиста по взаимодействию с государственными органами.
8. Какова роль профессионального сообщества в этическом регулировании
GR и лоббизма?
Лоббизм и GR: теория и практика
1 2 3 4 5 6
Тема 5.
Стратегии и модели использования СМИ в
GR
Цели изучения темы:
получение базовых знаний о возможностях использования СМИ в GR и лоббировании
Задачи изучения темы:
изучить роль информации в принятии GR-решений
рассмотреть СМИ как дистрибьютора информации и влияния
изучить причины и особенности применения технологии формирования общественной поддержки
познакомиться с медиастратегиями, применяемыми для целей GR
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
о роли информации в принятии GR-решений
модели использования СМИ при реализации GR-стратегии и GR-проектов
Уметь:
различать и выбирать медиастратегии для целей GR
определять ситуации, в которых необходимо применять технологию формирования общественной поддержки
Владеть:
базовыми навыками, необходимыми для выбора медиастратегии для целей
GR
Учебные вопросы темы:
1. Роль информации в принятии решений
2. СМИ как дистрибьютор информации и влияния
3. Формирование общественной поддержки
4. Медиастратегии в GR-деятельности
Вопрос 1. Роль информации в принятии решений
GR относится к коммуникативному менеджменту, то есть предметом и инструментом управления являются потоки информации из организации и от внешней среды в организацию. Причем коммуникация — это не просто информационный обмен. Это достижение целей и реальное изменение через обмен информацией с окружающей средой. Каналы коммуникации в современном
информационном мире постоянно расширяются и разнообразятся. Все больше возможностей для прямых контактов со всеми стейкхолдерами, общество становится все более прозрачным.
GR-специалисты для достижения целей используют все каналы и инструменты информационного менеджмента. В первую очередь, это реклама связи с общественностью, интернет-ресурсы, социальные сети и мессенджеры, форумы, профессиональная экспертиза, консультирование и т. п.
Органы государственной власти также становятся все более открытыми и учитывают в своей работе информацию из разных каналов, в том числе новых.
Например, нередко законопроект может быть отозван из-за того, что было собрано несколько тысяч подписей под петицией против этого проекта на специализированном сайте. А широкое освещение в СМИ какой-то ситуации, как правило, вынуждает органы власти включить этот вопрос в актуальную повестку дня.
Все коммуникации, доступные GR-менеджерам, можно разделить на прямые
(личные контакты) и опосредованные (через СМИ). Высокое значение опосредованной коммуникации связано с тем, что принятие решений органами государственной власти всегда имеет в себе политической компонент. Поэтому принятие вопроса к рассмотрению, скорость продвижения документа, содержание решения — все это соизмеряется с уровнем информационного освещения в обществе. Кроме того, госслужащим и политикам требуются изначально исходные данные, понимание ситуации. Конечно, информация в СМИ — важный канал поступления такой информации. Канал, с которого начинается сбор данных по ситуации в условиях неопределенности или появления принципиально нового вопроса. Также СМИ являются информационным «барометром», помогающим оценить эффект: как общество реагирует на действия власти.
Таким образом, СМИ имеют реальное влияние на принимаемые решения органами власти, поэтому GR-специалисты уделяют большое внимание информационным кампаниям при реализации проектов. Это не только разовые публикации. Чаще всего, требуется долгосрочная и регулярная, систематическая работа с контентом, налаживание контактов со СМИ.
Стратегия использования СМИ при реализации GR-стратегии и GR-проектов строится по одной из четырех моделей, описанных в работах по PR-коммуникации
Дж. Грунинга и Т. Ханта.
Первая модель PR — «манипуляция», «пропаганда», «паблисити».
1. Используются любые средства для привлечения внимания общественности.
2. Потребитель рассматривается как пассивный получатель информации и отношение к нему нередко выражается формулой «потребитель — жертва».
3. Информация, предназначенная общественности, не всегда правдива и объективна, этические аспекты в PR-деятельности игнорируются.
Вторая
модель
PR
—
«информирование»,
«информирование
общественности», «общественная осведомленность», «журналистика».
1. Осознание необходимости регулярной работы со СМИ с учетом их интересов.
2. Ключевые понятия модели — «взаимопонимание», «доверие»,
«доброжелательность».
Это наиболее распространенная модель в правительственных структурах,
общественных и политических организациях.
Третья модель PR — «двухсторонняя асимметричная коммуникация».
GR-специалисты для достижения целей используют все каналы и инструменты информационного менеджмента. В первую очередь, это реклама связи с общественностью, интернет-ресурсы, социальные сети и мессенджеры, форумы, профессиональная экспертиза, консультирование и т. п.
Органы государственной власти также становятся все более открытыми и учитывают в своей работе информацию из разных каналов, в том числе новых.
Например, нередко законопроект может быть отозван из-за того, что было собрано несколько тысяч подписей под петицией против этого проекта на специализированном сайте. А широкое освещение в СМИ какой-то ситуации, как правило, вынуждает органы власти включить этот вопрос в актуальную повестку дня.
Все коммуникации, доступные GR-менеджерам, можно разделить на прямые
(личные контакты) и опосредованные (через СМИ). Высокое значение опосредованной коммуникации связано с тем, что принятие решений органами государственной власти всегда имеет в себе политической компонент. Поэтому принятие вопроса к рассмотрению, скорость продвижения документа, содержание решения — все это соизмеряется с уровнем информационного освещения в обществе. Кроме того, госслужащим и политикам требуются изначально исходные данные, понимание ситуации. Конечно, информация в СМИ — важный канал поступления такой информации. Канал, с которого начинается сбор данных по ситуации в условиях неопределенности или появления принципиально нового вопроса. Также СМИ являются информационным «барометром», помогающим оценить эффект: как общество реагирует на действия власти.
Таким образом, СМИ имеют реальное влияние на принимаемые решения органами власти, поэтому GR-специалисты уделяют большое внимание информационным кампаниям при реализации проектов. Это не только разовые публикации. Чаще всего, требуется долгосрочная и регулярная, систематическая работа с контентом, налаживание контактов со СМИ.
Стратегия использования СМИ при реализации GR-стратегии и GR-проектов строится по одной из четырех моделей, описанных в работах по PR-коммуникации
Дж. Грунинга и Т. Ханта.
Первая модель PR — «манипуляция», «пропаганда», «паблисити».
1. Используются любые средства для привлечения внимания общественности.
2. Потребитель рассматривается как пассивный получатель информации и отношение к нему нередко выражается формулой «потребитель — жертва».
3. Информация, предназначенная общественности, не всегда правдива и объективна, этические аспекты в PR-деятельности игнорируются.
Вторая
модель
PR
—
«информирование»,
«информирование
общественности», «общественная осведомленность», «журналистика».
1. Осознание необходимости регулярной работы со СМИ с учетом их интересов.
2. Ключевые понятия модели — «взаимопонимание», «доверие»,
«доброжелательность».
Это наиболее распространенная модель в правительственных структурах,
общественных и политических организациях.
Третья модель PR — «двухсторонняя асимметричная коммуникация».
1. Широко используются исследовательские методы, чтобы определить, какая информация вызовет положительную реакцию общественности; деятельность становится «диалоговой».
2. Результат такого вида PR асимметричен, потому что от коммуникации выигрывает только организация, а не общественность.
Четвертая модель PR — «двухсторонняя симметричная коммуникация».
1. Цель PR-деятельности — взаимная польза фирмы и общественности
(«симметричность»).
2. Данная модель может быть названа «идеальной» в том смысле, что PR здесь становится механизмом взаимодействия организации и среды на основе партнерства; клиент, потребитель, покупатель воспринимается как «партнер по бизнесу».
Важно отметить, что наиболее распространенной формой являются асимметричные модели коммуникаций. Это вполне объяснимо, так как они позволяют через СМИ управлять общественным мнением, используя различные методы убеждающей коммуникации.
Технологические преимущества асимметричной коммуникации делают эту форму наиболее распространенной в связях с общественностью. Однако неиспользование инструментов симметричной коммуникации приводит к формированию оппонентов, не имеющих возможности выступить в СМИ и поэтому занимающих все более и более резко-негативную позицию. Таким образом, асимметричная коммуникация через традиционные СМИ иногда сопровождается негативными эффектами, потерей обратной связи и резким разворотом общественного мнения.
Вопрос 2. СМИ как дистрибьютор информации и влияния
Получение информации об окружающем мире — естественная потребность всех людей. Конечно, информация необходима для принятия решений — от самых обычных и бытовых (где скидки, куда сходить вечером) до очень сложных, затрагивающих интересы всех членов общества (например, какие законы действуют в стране).
Средства массовой информации
(СМИ) являются институтом информационного опосредования. Это канал, через который разные субъекты транслируют важный для них контент, сообщения обществу с определенными целями. В зависимости от политической и культурной ситуации, уровня общественного развития и набора базовых ценностей СМИ либо полностью подчиняются целям этих субъектов, либо стремятся распространять максимально объективную информацию обществу об обществе насколько это возможно.
Если просто сказать, то СМИ занимаются сбором, обработкой, анализом и распространением информации для широких слоев населения.
В узком значении
«СМИ» означает однонаправленность трансляции. Тогда к
СМИ относят только прессу, радио и телевидение. Однако на современном этапе развития информационных технологий возможна моментальная обратная связь с практически неограниченным кругом лиц. Поэтому был введен новый термин
—
средства массовой коммуникации, куда уже относятся все наши мессенджеры, паблики, социальные сети и прочие ресурсы информационного обмена.
Традиционные СМИ более не существуют в однонаправленном режиме, также открывая сайты, беседы и профили в социальных сетях. Поэтому, говоря СМИ, будем иметь в виду все перечисленные каналы.