Файл: Лоббизм и gr теория и практика Тема Теория gr основные понятия и концепции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1595
Скачиваний: 48
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развития. Стандарт включает преимущественно количественные показатели результативности компании по трем направлениям (экономика, экология, социальная политика). Стандарт удобен для компаний, только вводящих практику социальной отчетности, поскольку по форме напоминает обычный финансовый отчет и составляется примерно по тем же принципам.
Самые ответственные компании по отчетности GRI получают специальный
Мировой фондовый индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (Dow Jones
Sustainability Index — DJSI). Он был введен 8 сентября 1999 года по инициативе бизнес-сообщества.
Газета Financial Times совместно с Лондонской фондовой биржей публикует индекс FTSE4Good, предоставляющий оценку эффективности компаний в области
КСО.
В некоторых странах существуют законодательные требования к социальному учёту, аудиту и отчетности (например, Bilan Social во Франции), однако четко измерить социальную и экологическую эффективность сложно. В настоящее время многие компании готовят проверенные внешними аудиторами годовые отчеты, которые охватывают вопросы устойчивого развития и КСО, но они очень разные по содержанию, методике составления и публикации (бумажные, интерактивные, табличные). Предлагаем познакомиться с некоторыми отчетами международных и российских компаний:
– Отчет группы ГАЗПРОМ в области устойчивого развития 2020 год: https://sustainability.gazpromreport.ru/2020/
(рус.)
–
Отчеты о
КСО и устойчивом развитии
«Северсталь»: https://www.severstal.com/rus/sustainable-development/documents/reports
– Программы и отчеты по устойчивому развитию «Норникель»: https://www.nornickel.ru/sustainability/esg-highlights/
–
Онлайн-версия социального отчета компании
Amazon
(анг.)
— мультимедийная версия социального отчета компании
Kaspersky
(рус.)
–
Отчет по устойчивому развитию
ИКЕА
(Россия): https://www.ikea.com/ru/ru/this-is-ikea/newsroom/otchety-i-dokumenty-pube851fa81
(рус.)
Вопросы для самопроверки:
1. Какие этапы GR-менеджмента вы можете назвать? В чем ключевая задача каждого этапа?
2. Приведите примеры консервативных, агрессивных и конструктивных GR- технологий. В чем преимущества и риски каждого типа технологий?
3. От каких факторов зависит выбор стратегии взаимодействия с властью в рамках GR-менеджмента? Может ли меняться эта стратегия?
4. Какие исследования необходимо проводить для достижения целей GR?
5. При каких условиях и параметрах бизнеса вы дали бы рекомендацию вступить в бизнес-ассоциацию?
6. Какие варианты политического участия может выбрать бизнес- организация? А некоммерческая организация?
7. Каковы цели и задачи корпоративной социальной ответственности? Как связаны КСО и GR-менеджмент?
Самые ответственные компании по отчетности GRI получают специальный
Мировой фондовый индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (Dow Jones
Sustainability Index — DJSI). Он был введен 8 сентября 1999 года по инициативе бизнес-сообщества.
Газета Financial Times совместно с Лондонской фондовой биржей публикует индекс FTSE4Good, предоставляющий оценку эффективности компаний в области
КСО.
В некоторых странах существуют законодательные требования к социальному учёту, аудиту и отчетности (например, Bilan Social во Франции), однако четко измерить социальную и экологическую эффективность сложно. В настоящее время многие компании готовят проверенные внешними аудиторами годовые отчеты, которые охватывают вопросы устойчивого развития и КСО, но они очень разные по содержанию, методике составления и публикации (бумажные, интерактивные, табличные). Предлагаем познакомиться с некоторыми отчетами международных и российских компаний:
– Отчет группы ГАЗПРОМ в области устойчивого развития 2020 год: https://sustainability.gazpromreport.ru/2020/
(рус.)
–
Отчеты о
КСО и устойчивом развитии
«Северсталь»: https://www.severstal.com/rus/sustainable-development/documents/reports
– Программы и отчеты по устойчивому развитию «Норникель»: https://www.nornickel.ru/sustainability/esg-highlights/
–
Онлайн-версия социального отчета компании
Amazon
(анг.)
— мультимедийная версия социального отчета компании
Kaspersky
(рус.)
–
Отчет по устойчивому развитию
ИКЕА
(Россия): https://www.ikea.com/ru/ru/this-is-ikea/newsroom/otchety-i-dokumenty-pube851fa81
(рус.)
Вопросы для самопроверки:
1. Какие этапы GR-менеджмента вы можете назвать? В чем ключевая задача каждого этапа?
2. Приведите примеры консервативных, агрессивных и конструктивных GR- технологий. В чем преимущества и риски каждого типа технологий?
3. От каких факторов зависит выбор стратегии взаимодействия с властью в рамках GR-менеджмента? Может ли меняться эта стратегия?
4. Какие исследования необходимо проводить для достижения целей GR?
5. При каких условиях и параметрах бизнеса вы дали бы рекомендацию вступить в бизнес-ассоциацию?
6. Какие варианты политического участия может выбрать бизнес- организация? А некоммерческая организация?
7. Каковы цели и задачи корпоративной социальной ответственности? Как связаны КСО и GR-менеджмент?
Лоббизм и GR: теория и практика
1 2 3 4 5 6
Тема 4. Этика GR и лоббизма
Цели изучения темы:
определение места профессионально-этических норм в осуществлении лоббистской деятельности
изучение лучших практик применения этических норм в лоббизме и соответствующих GR-технологий
Задачи изучения темы:
уяснить базовые категории профессиональной этики лоббистской деятельности
изучить передовой мировой опыт разработки и применения кодексов профессионального поведения лоббистов и специалистов в сфере GR
выяснить ключевые различия этичных и неэтичных GR-технологий
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
базовые этические понятия и категории
особенности профессиональной этики GR-специалистов
ключевые профессионально-этические нормы лоббистской деятельности
технологии диагностики и урегулирования конфликта интересов
Уметь:
различать этичные и неэтичные методы и технологии GR и лоббистской деятельности
осуществлять
GR-деятельность в соответствии с нормами профессиональной этики
Владеть:
навыками применения норм профессиональной этики в процессе лоббистской деятельности и GR
Учебные вопросы темы:
1. Этика, мораль и нравственность: определение базовых понятий. Этика лоббизма и government relations как вид профессиональной этики.
2. Кодексы профессионального поведения и проблема реализации этических норм. Неэтичные GR-технологии. Конфликт интересов как центральная проблема профессиональной этики.
Обратите внимание:
1. Специалист в сфере лоббизма и Government Relations должен иметь четкое представление не только о формальных правилах функционирования государственных структур, но и об особенностях профессиональной этики своих главных контрагентов – государственных и муниципальных служащих.
2. Профессиональная этика не является сводом рекомендаций и добрых советов.
Требования профессиональной этики более однозначны и жестки, чем требования права, которое даже в уголовном процессе дает судье достаточно широкий диапазон для личного усмотрения. Кроме того, нормы этики ставят планку более высокую, чем законодательство.
3. В отличие от права, мораль почти не имеет возможности принуждения к исполнению своих предписаний, наказания за их несоблюдение. Такие возможности в профессиональной сфере должны создаваться органами профессионального сообщества и включать как карательные, так и поощрительные меры.
Вопрос 1. Этика, мораль и нравственность:
определение базовых понятий. Этика лоббизма и government relations как вид
профессиональной этики.
В широком смысле этика представляет собой учение о должном и не должном, о добре и зле. Этические нормы выступают более древним, чем, к примеру, право, регулятором общественных отношений. Ключевые отличия морально-этического регулирования от нормативно-правового сводятся к следующему:
Морально-этические нормы носят, как правило, неписаный характер
Правовые нормы, как правило, предписывают либо запрещают, а моральные – рекомендуют
Морально-этические нормы не обеспечены принудительной силой государства
Максимально возможная санкция за нарушение правовых норм – лишение свободы и жизни, а за нарушение моральных норм – бойкот и изгнание из коллектива (сообщества)
Помимо общей этики в рамках каждой профессии существует специфическая профессиональная этика, под которой понимается подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.
В свою очередь, административная этика — это вид профессиональной этики, связанный с проблемами государственного управления, спецификой бюрократических организаций. Следует особо отметить, что специалист в сфере лоббизма и Government Relations должен иметь четкое представление не только о формальных правилах функционирования государственных структур, но и об особенностях профессиональной этики своих главных контрагентов – чиновников.
Профессиональная этика государственных служащих (административная этика) отличается сравнительно более высоким уровнем регламентации (насколько это вообще возможно для такого регулятора общественных отношений) и особым статусом государственных служащих как носителей административно-этических ценностей. К основным принципам административной этики следует отнести:
лояльность ко всем ветвям власти, воле избирателей, к государственным органам и учреждениям;
законность как строгое соблюдение буквы и духа закона;
нейтральность (беспристрастность);
обеспечение государственного интереса;
открытость и гласность;
справедливость;
неподкупность;
гуманизм;
ответственность;
добровольное ограничение служащими своих гражданских прав и свобод.
Что касается профессиональной этики GR-менеджеров и лоббистов, то под таковой большинство авторов понимают «науку об умении человека жить, считаясь с интересами окружающих» в сфере соответствующей профессиональной деятельности.
Применительно к профессионалам, действующим в сфере public affairs, важнейшее значение имеет также оптимизация существования общества в целом. По самой природе своей деятельности лоббисты и GR-специалисты выполняют важную функцию профессионального, компетентного и непосредственного донесения до государственных органов информации о состоянии дел в том или ином секторе, являются одним из значимых институтов демократии.
Административная этика
Внешняя среда — внешние условия (политические, экономические, культурные), в которых осуществляется деятельность госслужащих
Ценности — отношение к таким понятиям, как справедливость, честность, лояльность, нейтральность, ответственность и др.
Моральные нормы — правила, определяющие действия служащих, необходимые для контроля их поведения
Этические стандарты
поведения — эталонный вариант поведения в этически неоднозначной ситуации
В основе деятельности GR-менеджера и лоббиста лежит конфликт между интересами общества и отдельной корпорации. С одной стороны, как уже отмечалось выше, ключевой ценностью в условиях «цивилизованного» лоббизма выступает следование общественному благу. С другой – данное благо может по- разному трактоваться разными участниками политического процесса.
Следовательно, лоббист должен прежде всего обладать способностью убедить общество и лиц, принимающих государственные решения, в справедливости конкретного подхода к пониманию общественного блага.
В условиях демократического государства и, следовательно, законодательно урегулированного легального лоббизма приоритетными ценностями для данной профессии являются:
– стремление к общественному благу, служение обществу;
– честность, т. е. обязанность сообщать информацию полно и точно, своевременно и без искажений, уведомляя о возможных изменениях ситуации, быть честным и открытым в отношениях с клиентом;
– законопослушность, т. е. лоббист не только не должен сам нарушать законодательство, он также не может провоцировать подобные нарушения со стороны официальных лиц;
– профессионализм, т. е. обязанность постоянно повышать уровень своей компетентности, уважительно относиться к партнерам и конкурентам;
– клиентоориентированность, т. е. лояльность по отношению к клиенту: лоббист должен приложить все усилия по защите интересов клиента, при этом стремясь потратить столько времени и средств, сколько для этого реально требуется, обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию клиента.
Следует дополнить данный перечень уже упоминавшимся принципом служения обществу, который воспринимается лоббистами неотрывно от принципа служения профессии, поскольку прозрачность деятельности и добросовестное выполнение своих обязанностей лоббистом должны приводить к пониманию обществом роли лоббизма как одного из институтов демократии.
В более прикладном аспекте этические основы деятельности лоббиста сводятся к следующим простым правилам:
позитивный настрой, оптимизм
недопустимость критики власти
принятие экономической модели государства такой, какая она есть
работа с человеком, а не в его «креслом»
полезность бизнесу и власти
лояльность к работодателю
постоянное накопление личных связей
командоориентированность
создание независимых площадок для общения
непрерывный мониторинг событий и формирование собственного мнения
непрерывное самосовершенствование
Вопрос 2. Кодексы профессионального поведения и проблема реализации
этических норм. Неэтичные GR-технологии. Конфликт интересов как
центральная проблема профессиональной этики
В качестве основного средства регулирования этичности выступают два главных механизма.
1. Внешний контроль, который основывается на законах, этических
кодексах и правилах, за невыполнение которых специалисты несут ответственность, т. е. механизм надзора и расследований.
К внешнему контролю в данном случае следует отнести такие меры:
отлаженный механизм подотчетности;
этические кодексы, утверждаемые в каждом профессиональном сообществе;
антикоррупционное законодательство.
2. Внутренний контроль, основанный на нравственных убеждениях, системе личных и профессиональных ценностей и социальных норм, проявляющихся в момент принятия решения или иной деятельности.
Внутренний контроль как средство регулирования поведения (так называемый моральный максимум) включает:
определенные поведенческие ориентации;
этические ценности и убеждения;
этические аспекты принятия решений (в том числе бескорыстие, беспристрастность в процессе принятия решений, уважение прав и законных интересов граждан и организаций, стремление следовать букве и духу закона).
В современном мире наиболее распространенным способом осознания, обоснования и институционализации профессиональной этики является создание кодексов профессионального поведения. К кодексам, регулирующим деятельность лоббиста, могут быть отнесены и кодексы в сфере PR, и этические документы, упорядочивающие деятельность политиков, и т. д. Однако существуют и специальные документы. К ним относятся прежде всего национальные кодексы, встречается также практика создания соответствующих кодексов на уровне отдельных компаний, как, например, у компании Henkel. Почти все международные саморегулируемые организации концентрируются вокруг органов Евросоюза.
Назовем Кодекс поведения Европейской ассоциации Public Affairs-консультантов
(European Public Affairs Consultancies Association, EPACA), Кодекс поведения, принятый Европейским обществом профессиональных дел (Society of European
Affairs Professionals, SEAP), Кодекс поведения лоббистов при Европейском союзе.
Отметим также активную исследовательскую и образовательную деятельность
Европейского сообщества по общественным делам (Public Affairs Community of
Europe, PACE).
Всемирное значение приобрел Международный кодекс лоббистской этики.
Он был принят в ноябре 2010 г. Американской лигой лоббистов в качестве национального кодекса, в марте 2012 г. — Ассоциацией лоббистов, аккредитованных при Европейском Союзе, а осенью 2012 г. только что образованной в Вашингтоне Международной ассоциацией адвокатов публичной политики (The International Public Policy Advocacy Association, IPPAA).
Безусловно, документальная фиксированность еще не обеспечивает реализации этических норм на практике. В качестве наиболее яркого примера неэтичной GR-технологии следует выделить склонение должностных лиц во властных структурах к коррупционным действиям.
Коррупция — это совокупность действий, связанных с использованием должностными лицами своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растраты и др.). Это неофициальное право на получение статусной ренты чиновниками, связанное со злоупотреблением служебными полномочиями в корыстных целях в различных формах, что влияет на экономический рост и социально-политическую стабильность в стране, подрывает принцип конкуренции на основных рынках, снижает легитимность органов власти и ведет к увеличению неравенства и
К внешнему контролю в данном случае следует отнести такие меры:
отлаженный механизм подотчетности;
этические кодексы, утверждаемые в каждом профессиональном сообществе;
антикоррупционное законодательство.
2. Внутренний контроль, основанный на нравственных убеждениях, системе личных и профессиональных ценностей и социальных норм, проявляющихся в момент принятия решения или иной деятельности.
Внутренний контроль как средство регулирования поведения (так называемый моральный максимум) включает:
определенные поведенческие ориентации;
этические ценности и убеждения;
этические аспекты принятия решений (в том числе бескорыстие, беспристрастность в процессе принятия решений, уважение прав и законных интересов граждан и организаций, стремление следовать букве и духу закона).
В современном мире наиболее распространенным способом осознания, обоснования и институционализации профессиональной этики является создание кодексов профессионального поведения. К кодексам, регулирующим деятельность лоббиста, могут быть отнесены и кодексы в сфере PR, и этические документы, упорядочивающие деятельность политиков, и т. д. Однако существуют и специальные документы. К ним относятся прежде всего национальные кодексы, встречается также практика создания соответствующих кодексов на уровне отдельных компаний, как, например, у компании Henkel. Почти все международные саморегулируемые организации концентрируются вокруг органов Евросоюза.
Назовем Кодекс поведения Европейской ассоциации Public Affairs-консультантов
(European Public Affairs Consultancies Association, EPACA), Кодекс поведения, принятый Европейским обществом профессиональных дел (Society of European
Affairs Professionals, SEAP), Кодекс поведения лоббистов при Европейском союзе.
Отметим также активную исследовательскую и образовательную деятельность
Европейского сообщества по общественным делам (Public Affairs Community of
Europe, PACE).
Всемирное значение приобрел Международный кодекс лоббистской этики.
Он был принят в ноябре 2010 г. Американской лигой лоббистов в качестве национального кодекса, в марте 2012 г. — Ассоциацией лоббистов, аккредитованных при Европейском Союзе, а осенью 2012 г. только что образованной в Вашингтоне Международной ассоциацией адвокатов публичной политики (The International Public Policy Advocacy Association, IPPAA).
Безусловно, документальная фиксированность еще не обеспечивает реализации этических норм на практике. В качестве наиболее яркого примера неэтичной GR-технологии следует выделить склонение должностных лиц во властных структурах к коррупционным действиям.
Коррупция — это совокупность действий, связанных с использованием должностными лицами своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растраты и др.). Это неофициальное право на получение статусной ренты чиновниками, связанное со злоупотреблением служебными полномочиями в корыстных целях в различных формах, что влияет на экономический рост и социально-политическую стабильность в стране, подрывает принцип конкуренции на основных рынках, снижает легитимность органов власти и ведет к увеличению неравенства и