Файл: Лоббизм и gr теория и практика Тема Теория gr основные понятия и концепции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1597
Скачиваний: 48
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итак, из открытых источников можно получить массу полезной информации об органах власти, их планах, о конкретных должностных лицах, но такой мониторинг будет полезным, если он:
1) проводится регулярно
2) в отношении определенного круга лиц, от которых действительно зависит решение вопроса компании (стейкхолдеров)
3) релевантно, то есть он направлен на сбор информации, необходимой для решения актуальных проблем компании)
Вопрос 5. Воздействие на лиц, принимающих решения
через экспертное сообщество
GR-взаимодействие основано на сотрудничестве и учете взаимных интересов не только отдельной компании в ее отношениях с органами власти, но и предполагает синергию взаимодействия нескольких компаний или проектов друг с другом при взаимодействии с властью. Это выражается в создании бизнес- ассоциаций, отраслевых объединений, экспертных сообществ.
Технологии консолидированного влияния на принимаемые решения органами власти публичны, более заметны в информационном пространстве и более
«здоровые», то есть менее всего похожи на коррупционные взаимодействия.
Когда люди и организации объединяют свои усилия, формируют общий интерес (например, регулирование отрасли) и защищают его на самых высоких уровнях власти, сила этого взаимодействия — в прозрачности и действенности. Это не индивидуальные сомнительные неформальные встречи отдельных лоббистов и чиновников, а открытые площадки обсуждения, форумы, официальные обращения, которые невозможно не учитывать при реализации государственной политики. С другой стороны, далеко не все вопросы можно решить через объединения, однако это очень мощный инструмент цивилизованного взаимодействия власти и бизнеса.
Бизнес-ассоциаций все больше в России. Здесь привлекаются опытные эксперты, проводится большая аналитическая работа, да и спектр предоставляемых услуг для членов объединений достаточно широк: можно и найти специалиста- консультанта, повысить квалификацию или просто получить совет от вашего коллеги из другого региона. Это возможность быть в курсе готовящихся изменений, актуальных событий, сложностей, с которыми сталкиваются другие игроки.
По сути, деловые объединения занимаются большим совместным GR на своей территории (страны или отрасли): активно действуют на правительственных площадках всех уровней, опираются на развернутый административный ресурс, обладают большим объемом информации, оказывают поддержку предпринимателям.
Нередко выступают посредником между бизнесом и властью, организуя различные форумы, семинары и круглые столы по наиболее актуальным вопросам.
Крупнейшими межотраслевыми объединениями в России сегодня являются:
Российский союз промышленников и предпринимателей
Опора России
Деловая Россия
Торгово-промышленная палата
Эти организации имеют представительства во всех регионах, а, например,
ТПП присутствует во всех муниципальных образованиях.
Немалый интерес как GR-ресурс представляют отраслевые объединения.
Например, Союз металлургов, Союз машиностроителей России, Ассоциация российских банков, Национальный союз производителей молока и др.
Забота о развитии отрасли, улучшения бизнес-среды и развитие экономики — общий интерес для бизнеса и власти, да и общества в целом. Поэтому реализация и защита интересов бизнеса через объединения, как правило, более доступны, прозрачны и действенны, безопасны для лиц, принимающих решения, и низкорисковы для компаний, входящих в отраслевые объединения.
Отметим, что разные отрасли и секторы экономики имеют разный опыт консолидированного взаимодействия с государством. Например, трубная промышленность, производство пива, страховщиков можно охарактеризовать как отрасли с институционализированными лобби.
В этих сферах есть профессиональные объединения, которые полностью реализуют необходимый мониторинг, поддержку контактов, продвижение интересов отрасли в органах власти. Они регулярно и планомерно проводят лоббистские компании, добиваясь изменения регулирования, улучшения ситуации для всех игроков в отрасли.
Аналогичная ситуация в России, например, в табачной, банковской сфере.
Высок уровень институционализации лобби в фармацевтике, телекоммуникациях, табачной и алкогольной отраслях.
Это важно понимать тем, кто видит себя в профессии GR-менеджера или лоббиста. Отрасли, в которых есть развитые профессиональные и отраслевые объединения, как правило, не развивают корпоративный GR индивидуально. В страховой компании или банке, как правило, нет отдельного GR-департамента. Или он есть, но занимается достаточно узкими вопросами и небольшими проектами, так как ключевые вопросы отрасли решаются через сформированное лобби отраслевого объединения.
Но вот отрасли, в которых еще только складываются ассоциации и отраслевое лобби только формируется, велико разнообразие и сильна зависимость от региональных властей (ритейл, строительство, частная медицина и др.), там кампании, как правило, заинтересованы в развитии собственных корпоративных джиар-подразделений, которым требуется проявлять творчество и энергию, чтобы реализовывать сложные задачи бизнеса. Так что, если искать работу GR-менеджера, то именно в компаниях из этих сфер. Там будет, где развернуться.
Экспертное сообщество. Говоря о консолидированных инструментах GR и лоббизма, необходимо отметить еще одну технологию — экспертное сообщество.
Современный мир очень любит науку, ценит точную информацию, которая помогает принимать решения, ориентироваться в происходящем и прогнозировать будущее. Органы власти не являются исключением, потому что принимают очень ответственные решения, сложные и комплексные, требующие учета большого количества факторов и параметров. Аргументация экспертов может быть намного полезнее и дешевле, чем проведение исследований. Экспертов стараются задействовать в процессах разработки каких-то решений, так как мнение наиболее авторитетных специалистов способно серьезно повлиять на содержание этого решения, на общественное мнение и позицию ответственных должностных лиц, на политических акторов.
Чаще всего под экспертами понимают ученых, однако круг намного шире.
Специалисты вашей организации также могут проконсультировать и проинформировать чиновников или депутатов по важному вопросу, по специфике своей отрасли. И если вы умеете давать конкретную и полезную информацию (быть экспертами), то к вам будут обращаться чаще и могут пригласить на постоянной основе войти в какую-то комиссию или общественный совет, а это и есть GR в чистом виде.
Ученые нередко выступают в качестве лидеров мнения, располагают данными каких-то научных исследований, владеют статистикой и, как правило, хорошо и убедительно говорят. Кроме того, эксперты (например, ученые из
университетов) часто являются членами различных комиссий и советов при органах власти, консультируют чиновников и влиятельные СМИ (готовят обзоры, аналитику), они выступают на серьезных форумах и конференциях с представителями органов власти.
Чтобы привлечь внимание к проекту, продукту, какой-то проблеме, достаточно действенно привлечь известного и статусного эксперта, специалиста в вашей сфере. Это очень эффективный прием, однако постепенно он себя изживает.
Злоупотребления исследованиями, ангажированные выступления, проплаченные и подогнанные результаты «исследований» в последние годы сильно ослабили доверие к этой технологии, но она не перестала работать. Поэтому привлечение авторитетных экспертов, создание положительного имиджа вашего проекта, консультирование органов власти по общеэкономическим и отраслевым вопросам — действующая технология GR, которой необходимо пользоваться.
Вопрос 6. Корпоративная социальная ответственность и поддержка
политической деятельности
Стейкхолдерами для бизнеса является не только государство в лице отдельных органов. Потребители, клиенты, кредиторы, инвесторы и владельцы бизнеса различными путями оказывают на организации финансовое влияние
НЕфинансовыми стимулами. Очень разные люди определяют то, какие решения могут быть приняты, вплоть до закрытия предприятия. Например, перекрытие дорог местным населением нередко приводит к закрытию проекта строительства мусоросжигающего завода или иного вредного производства.
Ожидания общества относительно результатов деятельности организаций продолжают возрастать. Законодательство в сфере обеспечения права сообщества на информацию во многих местах дает гражданам доступ к подробной информации о решениях и деятельности некоторых организаций — частных компаний точно.
Наверняка вы видели, что при строительстве на заборах теперь всегда можно найти подробную информацию, кто и что строит, на каком основании, а также контакты для уточнения деталей. Кроме того, сам бизнес ощущает эффект от открытости и участия в социальной жизни. Поэтому все большее число организаций в настоящее время обменивается информацией со своими заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), в том числе путем подготовки отчетов о социальной ответственности, чтобы проинформировать широкий круг стейкхолдеров о социальной результативности организации.
Корпоративная социальная ответственность является технологией поддержки нерыночных отношений и связей со стейкхолдерами. В этом разделе принципиально понимать, что кроме бизнеса и власти есть еще одни стейкхолдер, который также может повлиять на то, как компания осуществляет свою деятельность и может ли вообще ее осуществлять. Речь идёт про местное сообщество (общества или его часть).
Исходя из этого, список стейкхолдеров экономических (владельцы, инвесторы, кредиторы, поставщики, потребители, менеджеры) пополняется дополнительными группами: работники бизнес-организации, их семьи, люди, проживающие рядом, общество в целом и, конечно, государство в лице органов власти, о которых мы уже говорили как о стейкхолдерах.
Например, группа компаний ГАЗПРОМ в своем нефинансовом отчете выделяет следующих стейкхолдеров (заинтересованные стороны):
Чтобы привлечь внимание к проекту, продукту, какой-то проблеме, достаточно действенно привлечь известного и статусного эксперта, специалиста в вашей сфере. Это очень эффективный прием, однако постепенно он себя изживает.
Злоупотребления исследованиями, ангажированные выступления, проплаченные и подогнанные результаты «исследований» в последние годы сильно ослабили доверие к этой технологии, но она не перестала работать. Поэтому привлечение авторитетных экспертов, создание положительного имиджа вашего проекта, консультирование органов власти по общеэкономическим и отраслевым вопросам — действующая технология GR, которой необходимо пользоваться.
Вопрос 6. Корпоративная социальная ответственность и поддержка
политической деятельности
Стейкхолдерами для бизнеса является не только государство в лице отдельных органов. Потребители, клиенты, кредиторы, инвесторы и владельцы бизнеса различными путями оказывают на организации финансовое влияние
НЕфинансовыми стимулами. Очень разные люди определяют то, какие решения могут быть приняты, вплоть до закрытия предприятия. Например, перекрытие дорог местным населением нередко приводит к закрытию проекта строительства мусоросжигающего завода или иного вредного производства.
Ожидания общества относительно результатов деятельности организаций продолжают возрастать. Законодательство в сфере обеспечения права сообщества на информацию во многих местах дает гражданам доступ к подробной информации о решениях и деятельности некоторых организаций — частных компаний точно.
Наверняка вы видели, что при строительстве на заборах теперь всегда можно найти подробную информацию, кто и что строит, на каком основании, а также контакты для уточнения деталей. Кроме того, сам бизнес ощущает эффект от открытости и участия в социальной жизни. Поэтому все большее число организаций в настоящее время обменивается информацией со своими заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), в том числе путем подготовки отчетов о социальной ответственности, чтобы проинформировать широкий круг стейкхолдеров о социальной результативности организации.
Корпоративная социальная ответственность является технологией поддержки нерыночных отношений и связей со стейкхолдерами. В этом разделе принципиально понимать, что кроме бизнеса и власти есть еще одни стейкхолдер, который также может повлиять на то, как компания осуществляет свою деятельность и может ли вообще ее осуществлять. Речь идёт про местное сообщество (общества или его часть).
Исходя из этого, список стейкхолдеров экономических (владельцы, инвесторы, кредиторы, поставщики, потребители, менеджеры) пополняется дополнительными группами: работники бизнес-организации, их семьи, люди, проживающие рядом, общество в целом и, конечно, государство в лице органов власти, о которых мы уже говорили как о стейкхолдерах.
Например, группа компаний ГАЗПРОМ в своем нефинансовом отчете выделяет следующих стейкхолдеров (заинтересованные стороны):
Источник: https://sustainability.gazpromreport.ru/2020/about-report/stakeholder-engagement/
Очевидно, что прибыль как экономическая цель предприятия интересна только инвесторам и владельцам бизнеса, в какой-то мере государству (так как это связано с налоговыми поступлениями), кредиторам (гарантия возврата средств), менеджерам и работникам, если их зарплата привязана к показателям экономической эффективности.
Но есть еще ряд факторов неэкономических, которые являются следствием работы предприятия, которые могут касаться других стейкхолдеров. Например, если предприятие загрязняет окружающую среду, то местные жители могут требовать закрытия производства или его реконструкции. Потребители могут отказываться приобретать продукцию компании, которая имеет плохую репутацию (например, проводит испытания на животных). Это приводит, как правило, к снижению экономических показателей в работе, ухудшению отношений с органами власти (так как никто не любит скандалы). А, следовательно, сказывается на экономических показателях.
Наоборот, бизнес, который участвует в поддержке местного сообщества, вовлечен в решение каких-то общественных проблем, строит школы, развивает благотворительные программы, экологические проекты, поддерживает НКО, оказывает поддержку каким-то политическим силам в регионе своего присутствия, получает дополнительные преимущества, стабильность в долгосрочной перспективе и поддержку за счёт позитивного имиджа и уважения интересов широкого спектра стейкхолдеров.
Каждый участник социальных отношений (работники, работодатели, власть), имея разумные и тесно переплетающиеся интересы, обязан, таким образом, вносить свой вклад в развитие социальной ответственности, которая уже перестает быть исключительно корпоративным делом, а требует более тесного взаимодействия всех участников социальных процессов.
Политическое участие. Участие в делах местного сообщества неизбежно приводит компании к политике. В какой-то момент придется сделать выбор стратегии и принципах в области политического участия.
Бизнес может выбирать разные стратегии:
Соблюдать нейтралитет, избегая какого-либо влияния или поддержки политиков и партий.
Поддерживать отдельных политиков и партии во время избирательной кампании или при реализации конкретных проектов в регионе присутствия.
Поддерживать оппозицию или преобладающую политическую силу, поддерживать всех.
Прямое участие — выдвижение на политические должности собственных кандидатов, которые в случае победы на выборах будут лоббировать интересы организации в органах власти, имея статус депутата, например.
Формы поддержки также могут быть очень разными. Деньги — далеко не все, что необходимо участником избирательного процесса:
– финансовая поддержка
– инфраструктурная
– информационная
– кадровая
– консультационная (экспертная)
Любой вариант и форма поддержки могут быть применимы по ситуации, однако важно соблюдать законодательство в первую очередь. Вмешательство в избирательный процесс, лоббирование интересов частной компании в ущерб интересам местного сообщества скорее всего добавят рисков, а не снизят их.
С другой стороны, кто-то из работников, менеджеров кампании независимо от мнения руководства и владельцев бизнеса могут пожелать воспользоваться своим активным политическим правом и выдвинуть свою кандидатуру на какую-то политическую должность. Или инициатива о политическом взаимодействии может поступить от самих политиков или местной администрации, например, о проведении встречи с кандидатами, с сотрудниками предприятия.
Политика — часть жизни общества, поэтому рано или поздно вопрос политического участия / неучастия встанет. Владельцам бизнеса и руководству необходимо продумать и утвердить стандарты поведения в политическом поле и политического участия для обозначенных ситуаций.
Вопрос 7. Международные стандарты КСО
В мире и в России разработаны стандарты корпоративной социальной ответственности для бизнеса. Большая часть их по содержанию касается регулирования отношений между работником и работодателем, но есть и рекомендации по учету интересов более широкого спектра стейкхолдеров (местное сообщество занимает все более заметное место в ряду стейкхолдеров).
Согласно международному стандарту корпоративной социальной ответственности CSR/КСО — 2008, «социальная ответственность — обязательства организации, учитывающие принятую ею ответственность за решение социальных проблем своего персонала, местного населения и общества в целом». Другие стандарты, имеющиеся в области корпоративной социальной ответственности
(КСО), дают аналогичные общие определения.
То есть классическая модель КСО основывается на том, что рациональные экономические интересы вынуждают бизнес не только максимизировать прибыли, но и улучшать собственную «среду обитания» — социальную, экологическую, политическую — путем добровольного инвестирования части полученной прибыли в соответствующие институты, так как такое взаимодействие снижает риски и повышает устойчивость организации в долгосрочной перспективе.
Предполагается, что если работники имеют реальную возможность выбора, то они предпочтут социально ответственного работодателя. Следовательно,
работодатель, заинтересованный в лояльных и квалифицированных работниках, должен обеспечивать свою привлекательность для них.
Пренебрежение интересами и рисками работников неоднократно приводило бизнес к разрушению и даже к социальным потрясениям разной силы в масштабах страны — от «итальянских» забастовок до революций.
Существует несколько международных стандартов КСО, но остановимся на
Стандарте ISO 26000 «Социальная ответственность», который был разработан
International Organization for Standardization (ISO) и принят 2010 г., исходя из мнений представителей более 80 стран. В соответствии с этим стандартом разработан и утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 26000-2012.
Основные принципы стандарта: подотчетность за влияние на общество и окружающую среду, этичность, прозрачность, учет интересов и уважение всех заинтересованных сторон, уважение правовых норм и признание прав человека.
Типы взаимодействия (примеры):
Прежде всего, бизнес участвует в реализации социальных программ региона, муниципального образования и на общефедеральном уровне в зависимости от территории своего присутствия.
Эти программы разрабатываются исполнительными органами власти с учетом федеральных программ, результатов анализа социально-экономической обстановки в регионе, мнений и предложений, накопившихся к текущему моменту и актуализированных в политической повестке. Программы реализуются в рамках стратегии социального развития региона. Естественно, бизнесу при формировании своих социальных программ стоит принимать во внимание программы регионального уровня и присоединяться к ним, чтобы достичь синергетического эффекта, не плыть против течения, а действовать в интересах других участников взаимодействия (власти и общества).
Другой обязательный компонент КСО — рассказывать общественности о своей деятельности в социальной сфере, поскольку это:
доносит информацию о предприятии до заинтересованных сторон;
помогает привлечь инвесторов, увеличивает капитализацию;
стимулирует топ-менеджмент на действия, направленные на прогресс компании;
повышает осведомленность сотрудников;
привлекает кадры;
демонстрирует социальные ценности компании, то есть влияет на ее имидж;
раскрывает информацию об управлении рисками (это особо важная информация для всех стейкхолдеров в долгосрочной перспективе).
Наиболее распространенным в мире стандартом подготовки публичной нефинансовой отчетности является Руководство по отчетности в области устойчивого развития организации
Global Reporting Initiative (GRI)
Согласно статистике сайтов-хранилищ публичных нефинансовых отчетов, как независимых от GRI, так и связанных с этой организацией
(например, www.corporateregister.com
, database.globalreporting.org
), порядка 80 % публичных нефинансовых отчетов в мире составляются с использованием
Руководства по отчетности GRI.
Согласно Регистру публичной нефинансовой отчетности РСПП, Руководство
GRI используют 83 % российских компаний, публикующих нефинансовые отчеты
(
rspp.ru/simplepage/157
).
Руководство по отчетности в области устойчивого развития, разработанное
Глобальной инициативой по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) — рекомендательный стандарт. В основе стандарта лежит концепция устойчивого
Пренебрежение интересами и рисками работников неоднократно приводило бизнес к разрушению и даже к социальным потрясениям разной силы в масштабах страны — от «итальянских» забастовок до революций.
Существует несколько международных стандартов КСО, но остановимся на
Стандарте ISO 26000 «Социальная ответственность», который был разработан
International Organization for Standardization (ISO) и принят 2010 г., исходя из мнений представителей более 80 стран. В соответствии с этим стандартом разработан и утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 26000-2012.
Основные принципы стандарта: подотчетность за влияние на общество и окружающую среду, этичность, прозрачность, учет интересов и уважение всех заинтересованных сторон, уважение правовых норм и признание прав человека.
Типы взаимодействия (примеры):
Прежде всего, бизнес участвует в реализации социальных программ региона, муниципального образования и на общефедеральном уровне в зависимости от территории своего присутствия.
Эти программы разрабатываются исполнительными органами власти с учетом федеральных программ, результатов анализа социально-экономической обстановки в регионе, мнений и предложений, накопившихся к текущему моменту и актуализированных в политической повестке. Программы реализуются в рамках стратегии социального развития региона. Естественно, бизнесу при формировании своих социальных программ стоит принимать во внимание программы регионального уровня и присоединяться к ним, чтобы достичь синергетического эффекта, не плыть против течения, а действовать в интересах других участников взаимодействия (власти и общества).
Другой обязательный компонент КСО — рассказывать общественности о своей деятельности в социальной сфере, поскольку это:
доносит информацию о предприятии до заинтересованных сторон;
помогает привлечь инвесторов, увеличивает капитализацию;
стимулирует топ-менеджмент на действия, направленные на прогресс компании;
повышает осведомленность сотрудников;
привлекает кадры;
демонстрирует социальные ценности компании, то есть влияет на ее имидж;
раскрывает информацию об управлении рисками (это особо важная информация для всех стейкхолдеров в долгосрочной перспективе).
Наиболее распространенным в мире стандартом подготовки публичной нефинансовой отчетности является Руководство по отчетности в области устойчивого развития организации
Global Reporting Initiative (GRI)
Согласно статистике сайтов-хранилищ публичных нефинансовых отчетов, как независимых от GRI, так и связанных с этой организацией
(например, www.corporateregister.com
, database.globalreporting.org
), порядка 80 % публичных нефинансовых отчетов в мире составляются с использованием
Руководства по отчетности GRI.
Согласно Регистру публичной нефинансовой отчетности РСПП, Руководство
GRI используют 83 % российских компаний, публикующих нефинансовые отчеты
(
rspp.ru/simplepage/157
).
Руководство по отчетности в области устойчивого развития, разработанное
Глобальной инициативой по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) — рекомендательный стандарт. В основе стандарта лежит концепция устойчивого