Файл: Отчет о прохождении производственной практики профессиональный модуль.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1147
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
собственно диагностическая – способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности педагога;
оценочная – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;
коррекционная – направлена на исправление (изменение) действий педагога и ребенка с целью устранения негативных последствий обучения;
ориентационная – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;
информационная – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
2.Методика диагностики уровня математического развития ребёнка
Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением способов и результатов практических и умственных действий. В ходе диагностики выясняется отношение детей к познавательным и творческим математическим задачам: восторг и максимальная активность или безразличие; способность проявлять творчество или стремление к простому воспроизведению заданного и т.д.
Диагностика проводится по следующим показателям трёх предполагаемых уровней освоения детьми математического содержания:
- освоенность ребёнком практических действий сравнения, уравнивания, счёта, вычислений, измерения, классификации и сериации, видоизменения и преобразовании и др.;
- характер представлений детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, форме, расположению в пространстве и т.д.;
- уровень речевого выражения способов практических действий: использование терминологии, структура и построение предложений, оригинальность и точность высказываний;
- степень самостоятельности и творческих проявлений в ходе освоения и переноса математических знаний и умений в новые условия.
В качестве примера предлагаю методику диагностики математического развития детей среднего дошкольного возраста .
Задания направлены на выявление следующих умений
- определять форму, воссоздавать фигуру из частей (элементов)
- пользоваться числами: считать, уравнивать, ориентироваться в цифрах
- двигаться по лабиринту
- решать логические задачи, проявлять догадку, объяснять свои действия.
Критерии уровней развития
-
Восприятие, выделение, выбор форм (квадрат, прямоугольник, треугольник), воссоздание их из элементов .
Низкий уровень. Выделяет, называет фигуры (путает названия). Воссозданием не владеет. Называет отдельные слова.
Средний уровень. Выделяет, называет фигуры. Способом воссоздания не владеет (делает определённые попытки). Действия поясняет схематически.
Высокий уровень. Выбирает, называет фигуры, объясняет действия. Воссоздаёт из частей геометрические фигуры.
-
Умение определять количество, пользуясь числами; практически устанавливать равенство, различать, называть цифры, их последовательность.
Низкий уровень. Определяет количество, ошибается в использовании чисел после четырёх, различает цифры. Равенство не устанавливает.
Средний уровень.Пользуется числами безошибочно, различает и частично называет цифры, равенство не устанавливает, Объяснения отрывочные.
Высокий уровень. Безошибочно пользуется числами, владеет последовательностью цифр, уравнивает, объясняет действия.
-
Ориентировка от себя при определении направления движения (со сменой) по лабиринту.
Низкий уровень. Ведёт карандашом, направление не называет. Делает несколько попыток.
Средний уровень. Называет изменения в направлении движения, допускает ошибки. Объясняет свои действия.
Высокий уровень. Безошибочно определяет и называет направления.
-
Умение чередовать, распределять предметы (по цвету, форме, количеству); практически ориентироваться на алгоритм, заданный вербально, с выполнением действий по наглядной основе (рисунку).
Низкий уровень. Цель действия не осознаёт. Выполняет хаотические действия.
Средний уровень.Осуществляет действия по картинке, придерживается цели, объясняет. Результата достигает лишь частично.
Высокий уровень. Решает задачи правильно, предлагает варианты. Объясняет.
-
Проявление догадки, сообразительности при решении логических задач включённых в ситуацию-игру.
Низкий уровень. Отражает бытовое понимание ситуации.
Средний уровень.Предлагает догадку, рассказывает, допускает ошибки.
Высокий уровень. Выполняет задание мысленно, доказывает правильность решения.
-
Эмоциональное отношение к предложенным заданиям. Вешнее проявление интереса.
Низкий уровень. Безразличен, интересуется картинками.
Средний уровень. Радуется успеху.
Высокий уровень. Пытается анализировать свои действия, утверждает их правильность. Радуется успеху.
Порядок проведения диагностики, объяснения заданий, виды возможной помощи, для каждого задания могут иметь свои особенности. До проведения диагностики дети должны быть ознакомлены с аналогичными заданиями.
Обследование проводиться в первой половине дня в период с 9 до 12 часов, во вторник или среду, когда наблюдается максимальный в течение недели уровень работоспособности детей.
Обследование проводиться в спокойной, благожелательной обстановке.
С ребенком одновременно работает только один специалист (либо воспитатель, либо психолог) это связано с тем, что перекрестный «допрос» нескольких взрослых часто затрудняет контакт и не позволяет получить объективные результаты.
При необходимости более глубокого обследования специалистами (логопедом, психологом) это целесообразнее сделать в другое время.
Все необходимые принадлежности, пособия и материалы не лежат на столе, за которым будет работать ребенок; они разложены в определенном порядке на отдельном столе.
Родители могут присутствовать при обследовании, желательно, чтобы они сидели спиной к ребенку. (Это время можно использовать для ответа родителей на вопросы анкет).
В ходе обследования педагоги:
не торопят ребенка, не спешат с подсказкой;
не показывают свое неудовольствие или неудовлетворение;
не подчеркивают отрицательные результаты и анализируют результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.
3.Способы оформления результатов диагностики
Чтобы правильно определить уровень математической подготовки необходимо провести диагностику всего предложенного комплекса заданий и сделать выводы на основе суммарного результата. Это важно для дальнейшей коррекции, чтобы подобрать те задания, с которыми ребёнок не справляется.
Способы оформления могут быть различными. Чаще всего уровням присваивается определённое количество баллов. Например, низкий уровень – от 1-го до 3-х баллов, средний – от 4-х до 6-ти, высокий – от 7-ми до 9-ти баллов. На каждый уровень отведено определённое количество баллов. Чтобы присвоить баллы надо внимательно наблюдать за выполнением задания испытуемым и фиксировать его действия, поведение, отношение к заданию, речь и другие параметры, которые определяют уровень в данном задании. Для фиксации параметров можно использовать заранее подготовленные бланки, в которых указаны параметры, и воспитатель, наблюдая за выполнением задания ребёнком, делает пометки в бланке. Используются всевозможные таблицы, в которых отмечается выполнение каждой операции задания.
Важно чтобы каждое задание теста было оценено, а результат зафиксирован. После оценки каждого выполненного задания результаты в баллах за каждое задание фиксируются в сводной таблице. По результату суммарного балла делают вывод об уровне математического развития каждого ребёнка и оформляют бланк регистрации индивидуальных результатов по всему тесту. После чего оформляют бланк групповой регистрации результатов теста. В бланках указывается где, когда, с какой целью проводился тест и какого содержания, какое количество детей проходили тестирование, на выявление каких умений были направлены задания. Выводы делаем индивидуально по каждому ребёнку и в целом обо всей тестируемой группе. Это важно, чтобы выявить педагогические упущения (в случае, если большинство детей не справились с каким-то одним и тем же заданием).
4.Учёт результатов диагностики в педагогической работе с детьми
Результаты диагностики позволяют педагогу более точно и полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Если педагогическое воздействие строится с учётом уровня развития, достигнутого на предыдущем этапе жизни ребёнка, опирается на сильные стороны его личности, то это воздействие обеспечивает успешное включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность, способствует формированию положительного отношения к этой деятельности, значимо влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности. А так же учёт результатов диагностики стимулирует развитие основных психических
процессов и обеспечивает правильное построение специальных коррекционных мероприятии.
Без учёта результатов диагностики исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, которые компенсировать в будущем окажется почти невозможно.
Коррекционно-развивающее обучение строится с учётом результатов диагностики для того, чтобы уделить усиленное внимание педагога к развитию тех психических процессов, становление которых у данного ребёнка либо несколько задерживается, либо не совсем соответствует нашим примерным представлениям о норме развития. Результаты диагностики позволяют определить характер цели коррекционно-развивающей работы на математических занятиях. Характер цели может быть следующий:
- интеллектуально-перцептивный: коррекция и развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно и на слух коррекция и развитие умений аналитического характера – существенных признаков, отделение главного от второстепенного, выделение закономерностей, осуществление распределения по выделенным признакам классификация и обобщение результатов деятельности в предметно-практической или вербальной форме
- регуляторно-динамический: формирование элементов учебно-познавательной деятельности – понимание поставленной учебной задачи, самостоятельный выбор нужных средств в соответствии с задачей, планирование деятельности и самоанализ (умение находить и исправлять ошибки), стимулирование учебно-познавательной мативации, познавательного интереса и учебной самостоятельности.
- психофизиологический: развитие, коррекция или компенсация нарушений деятельности анализаторов, развитие мелкой моторики, кинестетической чувствительности, пространственной координации.
Результаты диагностики учитываются при оценке уровня профессиональной компетентности педагога, для своевременного оказания помощи в освоении нужных методик.
Практическая часть:
1.Обследовать уровень сформированности математических представлений старших дошкольников и дать педагогические рекомендации
Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика осуществлялось на базе детского сада. Всего исследованием было охвачено 25 детей в возрасте 5лет 4 месяца - 5 лет 10месяцев.
Пример 1. «Упорядочивание»
Цель задания. Выявить представление детей о счете предметов и об их упорядоченности.