Файл: Отчет о прохождении производственной практики профессиональный модуль.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1148
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10. Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, анализ−имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.
Методы выявления одаренных детей:
1. Различные варианты метода наблюдения за детьми в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т. п.
2. Специальные психодиагностические тренинги
3. Экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями
4. Проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия
5. Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами
6. Организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности. В научном мире за последние десятилетия разрабатывались несколько концепций одаренности как в нашей стране, так и за рубежом. Проблема одаренности в современном мире становится особенно актуальной и требует создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Ю.Д. Бабаева,−как отмечается в Рабочей концепции одаренности авторский коллектив Д.Б. Богоявленская и др., детский возраст – это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления одаренности. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер, 18 то есть одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Как указывают авторы Концепции, одной из причин отсутствия того или иного вида одаренности может выступать недоступность предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка (в силу условий жизни). Идея доступности большого диапазона предметных областей деятельности в этом случае является прогрессивной. В зависимости от разных критериев выделяются следующие виды одаренности:
1. По широте проявления – общие и специальные
2. По типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная спортивная, социальная лидерская и т. д.
3. По степени сформированности – актуальная и потенциальная
4. По возрастным особенностям – ранняя и поздняя
5. По форме проявления – явная и скрытая.
Различают также одаренность с гармоничным типом развития и дисгармоничным типом развития. Признаками детской одаренности являются: высокий уровень развития способностей; высокая степень обучаемости; творческие проявления креативность мотивация. Таким образом, для выявления одаренных детей необходимо подобрать психологический инструментарий, позволяющий выявлять интеллектуальную, академическую, творческую, социальную одаренность, а также учитывать мотивацию и личностные особенности ребенка. Из существующих подходов к процессу выявления одаренных детей мы остановились на тестологическо-диагностическом обследовании. Выбранные нами методики и краткое их описание представлены в приложениях
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ
Работу предполагается проводить в несколько этапов.
1 этап. Выявление детей с признаками одаренности. На этом этапе первичным источником информации служат родители, сверстники, учителя, другие специалисты образовательных учреждений, которые могут наблюдать деятельность детей и выделять среди них тех, кто отличается познавательной активностью, любознательностью, желанием выйти за пределы предложенного задания ситуации или решение его её, необычным путем. Основной метод на этом этапе – наблюдение. Характеристику учащегося дают также педагоги-предметники, родители и классный наставник. Они оценивают детей по следующим методикам: А.И. Савенков);
− Методика оценки общей одаренности (автор − Анкета Дж. Рензулли и соавторов, в адаптации Л.В. Поповой;− А.И. Савенков);
− Методика «Карта одаренности» (автор − Методика «Уровень сформированности свойств личности, характеризующих − А.И. Савенков).−одаренность у наблюдаемого ребенка» .
2 этап. Углубленное знакомство с одаренными детьми. Предполагает более углубленное знакомство с этими детьми: оценка продуктов их деятельности, школьные достижения и внешкольные интересы, своеобразие мотивации, особенности общения со сверстниками. На этом этапе проводится как традиционное тестирование, так и игровые формы диагностики интеллекта. При тестировании могут использоваться методики только с учетом возраста учащихся. Важным моментом в выявлении одаренности ребенка являются его достижения, отраженные в портфолио участие в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах, смотрах, соревнованиях и т.п..
3 этап. Поддержка и сопровождение. Предполагает поддержку и сопровождение одаренных детей: оказание помощи в решении их индивидуальных проблем (физическое и психологическое здоровье, общение), создание условий для самореализации (интеллектуальнее клубы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и т. п.) и профессиональное самоопределение.
Приступая к этому виду деятельности, необходимо помнить об этических аспектах психолого- педагогической диагностики, а именно: – получите согласие ребенка, его родителей на психодиагностическое обследование. Ребенок имеет право отказаться выполнять задания диагностического характера; – нельзя злоупотреблять доверием ребенка, и диагностирующий обязан предупредить его о том, как будет использована полученная информация (в каком виде, для каких лиц); – при выполнении диагностических процедур важно иметь доверительные отношения с учащимися, отсутствие отрицательного опыта общения с ними;
– диагностирующий педагог несет персональную ответственность за интерпретацию полученных в ходе обследования данных и корректное их использование; – пользователь, получающий доступ к психологическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны не передает неуполномоченным вести психодиагностическую практику инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секретов той или иной методики, не сообщает при использовании косвенных методик о подлинном предмете диагностики и т. п..
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Практическая диагностика представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Заключение диагностика, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия восприятия и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить самооценку, его отношение к окружающим.
Тесты - это лишь один из источников сведений, необходимых для принятия решений людьми. Эти решения будут тем правильнее, чем больше источников информации о ребенке будет использовано. Очень важны при этом данные опроса родителей, учителей, а так же самого ребенка.
В каких-либо достижениях необходимы определенные условия, и среди них главное - человек, который смог бы увидеть эту одаренность, оценить ее должным образом и помочь ее раскрытию. И это особенно актуально в раннем возрасте. Если ребенок рано проявляет любознательность, активно изучает окружающий его мир, но эти стремления не поощряются, сдерживаются, подавляются, то чаще всего эти ранние проявления одаренности не развиваются. При раскрытии проблемы одаренности особую важность приобретает определение источников ее возникновения. Или одаренность - продукт самой природы, или закономерный результат воспитания. На протяжении многих веков также имеют место взгляды о сверхъестественном, божественном происхождении высоких способностей
человека. Затем обозначились два блока факторов, каждый их которых до сих пор претендует на первенство. Это генетические и культурно-педагогические факторы. Для педагогики вопрос о происхождении способностей и одаренности имеет концептуальную значимость в силу того, признание доминирующими одних факторов в ущерб других коренным образом меняет приверженности и установки в образовательной сфере. Если принять за основу положение о главенстве природы в происхождении способностей, то в педагогической практике это предполагает как можно более ранний отбор, стимулирование, развитие одаренных детей и одновременно обедненных и упрощенных программ менее способным. Теория жесткой генетической детерминированности умственной деятельности школьников основывается на:
1) идее о линейности характера наследования умственных способностей;
2) зависимости уровня врожденных способностей от принадлежности школьника к том или иной социальной группе, неизменность уровня интеллекта.
Основоположником этой теории считается Ф. Гальтон, известный английский психолог и антрополог XIX века. Он выдвигал в свое время гипотезу, что наследственными факторами в развитии человека принадлежит исключительная, монопольная роль. Ф. Гальтон создал особый научный предмет, предназначенный изучать условия и способы улучшения человекоприроды. Назвал его евгеникой. Ф. Гальтон стремился "произвести высокодаровитую расу людей посредством соответственных браков в течение нескольких поколений".Разработанные им методы научных исследований одаренности "близнецовый" метод, тестирование интеллекта применяются и в наше время. Сам принцип тестирования, основанный на измерении характеристик, в значительной мере не зависящих от обучения, т.е. имеющих характер врожденных качеств, не утратил полностью своего научного значения и находит сегодня определенное применение в разработке новых методов педагогической диагностики. Ученики и последователи Ф. Гальтона, К. Пирсонс, Ч.Спирмен, С. Берт (А. Бине, Т. Симон, их первые работы по тестированию интеллекта во Франции) разделяли его точку зрения, что "общая умственная способность" непременно находит выражение в "физическом интеллекте", т.е. врожденном, независящем от обучения.
Ч. Спирмен считал основным признаком одаренности высокий уровень умственной энергии, имеющей природу и входящей во все виды мыслительной деятельности. Его научные труды дали импульс таким понятиям, как "общие интеллектуальные способности", "генеральный фактор интеллекта". Идея генерального интеллекта, обусловленного наследственными факторами, позволило дать возможность точного измерения "его уровня". Тесты интеллекта рассматривались как своего родапредсказатели успешного развития способностей школьников, а следовательно позднее эффективности их профессиональной деятельности.
Начавшись с попыток "охватить числом операции ума" (Ф. Гальтон) - с тестов интеллекта, диагностика вышла к измерению других психологических особенностей человека, характеризующих его личность, межличностные отношения, взаимодействия с окружением. Параллельно разрабатывался статистический аппарат психодиагностики корреляционный, факторный и другие виды анализа. К середине XX столетия было создано большинство известных в настоящее время тестов.
В дальнейшем эти тесты совершенствовались, дифференцировались, изучалась и повышалась их надежность .
Анкета для родителей
Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики на вопросы отвечать «да», «нет»:
1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:
- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций
- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь
- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке; - охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение украшение для дома, одежды.
- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение; - любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем
- может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2. В сфере музыкальной одаренности:
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению
- чутко реагирует на характер и настроение музыки
- хорошо поет; - вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или тане
- любит музыкальные записи
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку
- хорошо играет на каком-нибудь инструменте
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение
- сочиняет собственные оригинальные мелодии.