Файл: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент, научнотехнологической политики и образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
5.1 Правовая основа охраны окружающей среды
Охрана окружающей среды является фундаментальной составляющей функции Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности страны. Данная задача затрагивает компетенции огромного количества государственных органов.
Под экологической безопасностью понимается состояние окружающей среды, при котором отсутствуют угрозы антропогенного и природного воздействия для государства, общества и человека. Благоприятное состояние окружающей среды свидетельствует о сбалансированном взаимном отношении окружающей природной среды с человеческой деятельностью, при котором негативное влияние различных факторов жизнедеятельности общества не превышает способность окружающей среды к восстановлению без существенных негативных последствий [24].
Экологическое право включает в себя совокупность норм и правил, направленных на регулирование отношений общества с окружающей природной средой. Экологическое право преследует следующие цели:
• охрана окружающей среды;
• выявление и предупреждение негативных экологических
последствий;
• улучшение уровня жизни общества и состояния окружающей
среды;
• контроль за соблюдением норм и правил законодательства в сфере охраны окружающей среды [24].
Основными источниками экологического права, которые образуют экологическое законодательство РФ является:
• Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
• «Земельный кодекс» Российской Федерации от 25.10.2001 N 136ФЗ (ред. от 01.05.2022);
• Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1;
• Федеральный закон «Об особо охраняемых природных
территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ;
• Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ;
• Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
• Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
• Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
• «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);
• Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
5.2 Экологическое состояние территории
Загрязнение окружающей среды отходами является одной из самых значимых проблем в настоящее время. Проблема утилизации твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) с каждым годом становится все более серьезной.
На территории Кежемского района ежегодно образуется более 10 тыс. тонн отходов. Отходы вывозятся на единственный действующий полигон захоронения ТКО, расположенный около г.Кодинск, в 6-ти км от основных сооружений Богучанской ГЭС, на который поступают ТКО из Кодинска и близ лежащей территории. Предприятие, обслуживающее объект размещения отходов Муниципальное унитарное предприятие «Санитарная Служба Кежемского района» (МУП СС КР). В поселениях района ТКО вывозились на «исторически сложившиеся», т.е. образованные со дня создания населенных пунктов несанкционированные свалки бытовых отходов.
Внесение изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обусловило переход на новую систему в области обращения с ТКО.
После запрещения надзорными органами вывозки мусора на несанкционированные свалки, возникла необходимость транспортировать ТКО из населенных пунктов района на полигон г.Кодинск. Учитывая климатические особенности Кежемского района, значительную удалённость населённых пунктов друг от друга, складирование всех отходов, образованных на территории района, на полигоне невозможно. Необходима организация пунктов временного накопления отходов (далее ПВН) на территории Недокурского и Яркинского сельсоветов, а также на территории д.Бидея Ирбинского сельсовета для временного накопления бытовых отходов и их транспортировки в период транспортной доступности, так как вышеперечисленные сельсоветы расположены на расстоянии, превышающем 50 км от г.Кодинска и круглогодичная транспортировка ТКО на полигон является невозможной в связи с отсутствием круглогодичной транспортной доступности.
К основным проблемам сбора и вывоза ТКО на территории Кежемского района относятся:
отсутствие круглогодичного транспортного сообщения с рядом населенных пунктов района (п.Недокура, д.Яркино, д.Бидея);
высокая стоимость индивидуального вывоза ТКО из удаленных сельских поселений, которая усугубляется из-за одноэтапной схемы вывоза и большого плеча транспортировки;
практически отсутствуют контейнерные площадки, соответствующие нормативным требованиям;
необеспеченность индивидуального жилищного фонда контейнерами для сбора ТКО;
отсутствует система раздельного сбора опасных отходов, образующихся в жилищном фонде, в т.ч. ртутьсодержащих ламп, что приводит к загрязнению жилой территории и окружающей среды в местах размещения отходов.
Эти факторы в совокупности могут приводить к формированию несанкционированных свалок.
5.3 Пути решения экологических проблем
В целях реализации постановления Правительства Российской федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2008 г. № 641» на территории Кежемского района была организована система сбора ТКО, основанная на применении контейнеров и мешков, а также комбинация этих типов сбора. Выбор типа сбора для конкретного населенного пункта выполнялся в зависимости от численности населения, наличия многоквартирной застройки и индивидуальной жилой застройки, наличия сложившейся практики сбора ТКО, а также пожеланий администраций муниципальных образований района. Но мешковой сбор, определенный в большинстве сельских населенных пунктах района, имеет ряд недостатков, таких как: необходимость жителей подстраиваться под график работы мусоровоза, риск растаскивания мусора животными и т.д.
Для решения части проблем в области экологической реабилитации сельских территорий, с целью снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации источников загрязнения необходимо создание инфраструктуры в области накопления и сбора ТКО - обустройство мест (площадок) накопления отходов потребления и (или) приобретение контейнерного оборудования для всех населенных пунктов Кежемского района.
Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития муниципальных образований является экологическая устойчивость территорий, безусловным требованием которой выступает организация надлежащего сбора, транспортировки, обезвреживания и размещения ТКО, ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям полигонов ТКО, несанкционированных мест размещения ТКО, развитие системы использования вторичных ресурсов путем строительства комплексов по сортировке и переработке ТКО.
Приоритетным направлением в области обращения с ТКО считается переход от захоронения к их использованию в качестве вторичного сырья. Несмотря на это, в Кежемском районе в настоящее время использование отходов, в том числе посредством сортировки и переработки ТКО, не организовано. Существующая в районе система обращения с ТКО основана преимущественно на непосредственном размещении их на полигоне (около 95%).
На территории Кежемского района действует единственный полигон по утилизации твердых бытовых отходов, который находится за чертой населенного пункта города Кодинска на расстоянии 3,5 км к северу от границы города. Площадка полигона расположена среди лесного массива, в верхней части маловысотного горного хребта. Площадь составляет 13,2 га, размеры в плане 450х240 метров. Мощность 8750 тонн уплотненных отходов или 19400 куб.м отходов начальной плотностью 450 кг/куб.м.
В сельских муниципальных образованиях Кежемского района отсутствуют объекты размещения ТКО, соответствующие современным нормативным требованиям, поэтому необходимо собирать и транспортировать ТКО из населенных пунктов района на полигон г.Кодинск.
В соответствии с пунктами 2,3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Существующие площадки не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3684-21 по ряду параметров (отсутствие твердого основания с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, навеса), контейнерное оборудование изношено, нуждается в замене, нет отсека для крупногабаритных отходов. В большинстве сельских населенных пунктов площадки отсутствуют и в настоящее время осуществляется мешковой сбор ТКО.
Кроме того, необходимо формирование земельных участков для размещения таких площадок.
На территориях сельских поселений Кежемского района Администрацией района принято решение о создании (обустройстве) в 2021 году 178 мест (площадок) накопления отходов потребления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров. Для указанной цели была определена потребность в приобретении контейнерного оборудования (218ед.).
Количество контейнеров для сбора ТКО, рассчитанное с учётом количества жителей, установленных норм накопления отходов и периодичности вывоза отходов в соответствии с учётом требований пункта 4 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21», не позволит обустроить необходимое для удовлетворения потребностей жителей количество мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Потребность в приобретении контейнерного оборудования определена исходя из количества мест (площадок) для накопления ТКО, планируемых к обустройству в целях удовлетворения потребности жителей в соответствии с санитарными нормами и правилами.
На территории населённого пункта п.Имбинский, предполагается оснащение площадок для накопления отходов потребления тремя единицами контейнерного оборудования в районе многоквартирных домов с большой плотностью населения и одной единицей в частном секторе, вне зависимости от расчётной потребности.
На территории населённого пункта д.Тагара, имеющего вытянутую планировку территории, маленькую ширину улиц, с учётом плотности застройки, предполагается оснащение площадок для накопления отходов потребления тремя единицами контейнерного оборудования в районах с повышенной плотностью населения и одной единицей в районах с меньшей плотностью населения, вне зависимости от расчётной потребности.
На территории населённого пункта с.Заледеево, имеющего вытянутую планировку территории, маленькую ширину улиц, с учётом плотности застройки, предполагается оснащение площадок для накопления отходов потребления двумя единицами контейнерного оборудования в районах с повышенной плотностью населения и одной единицей в районах с меньшей плотностью населения, вне зависимости от расчётной потребности.
На территории населённых пунктов д.Климино и д.Чадобец, предполагается оснащение площадок для накопления отходов потребления двумя единицами контейнерного оборудования в районах с повышенной плотностью населения и одной единицей в районах с меньшей плотностью населения, вне зависимости от расчётной потребности.