Файл: Сборник игр эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников 4 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ребёнок становится на гимнастическую скамью (поверхность скамьи соответствует нулевой отметке), наклоняется вниз не сгибая колени. По линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрируется тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотянулся до нулевой отметки, то результат записывается со знаком минус.
Формула для оценки темпов прироста показателей физических качеств:
100 (V2 – V1)
W= --------------------
1/2 (V2 + V1)
W – прирост показателей темпов (%);
V1 – исходный уровень;
V2 – конечный уровень.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. Оценить его можно путем проведения антропометрических исследований и оценки функциональных возможностей организма.
По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья детей младшего школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм ребенка.
Дети с увеличенными размерами тела повышенной возбудимостью нервной системы и замедленным ее снижением.
На занятиях игрового характера, где эмоциональное состояние ярко проявляется, учителю следует предусматривать для них более длительные паузы отдыха.
Детям с пониженным весом надо подбирать упражнения для укрепления дыхательной мускулатуры.
Показатели физического развития (в норме) тесно связаны с показателями физической подготовленности. О способностях ребёнка судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения
деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать
Определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
Преподавателю физической культуре и учителю начальных классов надо хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных
способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям. Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей (высокий, средний, низкий) можно с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений).
Давайте более подробно рассмотрим эти физические качества и какие тесты проводятся :
Сила— это способность преодолевать внешнее сопротивление, способность к мышечному напряжению. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих движение мышечного аппарата.
Сила рук измеряется ручным динамометром, сила ног — становым динамометром. Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места. Следует отметить, что и прыжок, и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные упражнения называются скоростно-силовыми.
Метание набивного мяча массой 1 кг проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2—3 броска; фиксируется лучший результат.
Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить 3 флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.
Более сложными заданиями для ребенка являются прыжки в высоту и длину с разбега. Эти движения требуют комплексного проявления быстроты, силы и ловкости.
Прыжок в длину с разбега (после 5 лет). После предварительной разминки ребенку предлагаются две-три попытки для преодоления высоты (начальная высота 30 см). После того как данная высота преодолена, планку следует поднять на 5 см; при неудаче на новой высоте ребенку засчитывается результат предыдущей попытки. Прыжок в длину с разбега предполагает выполнение с трех попыток с фиксацией лучшего результата.
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 метров. Длина беговой дорожки должна быть на 5—7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней, на расстоянии 5—7 м, ставится хорошо видимый с линии старта чертой ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления ребенком движения на финише. По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «марш» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще две попытки. В протокол заносится лучший результат из трех попыток.
Ловкость— это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.
Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м; она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.
С интересом дети выполняют более сложное задание, которое называется «Полоса препятствий». В это задание входят: движение по гимнастической скамейке
(длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 шт.), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы и т.п.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребенку дается по три попытки, засчитывается лучший результат.
Гибкость— морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Гибкость оценивается при помощи упражнения — наклона вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20—25 см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Лучше выделить ее деления разным цветом. Например, первый сантиметр — красный, второй — зеленый и т.д. Ребенок должен встать на скамейку так, чтобы кончики пальцев ног были вровень с краем скамейки. По команде он наклоняется вперед, не сгибая колен, стараясь коснуться кончиками пальцев края скамейки, и фиксирует это положение в течение 5 секунд. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.
Наклоны туловища вперед в положении седа.
Ребёнок садится на пол, упирается ногами в линейку (перпендикуляр- заборчик), наклоняет туловище вперед - вниз. Перед ребёнком ( на нулевую отметку) ставится легкая игрушка и ему предлагают как можно дальше её отодвинуть. Расстояние на которое ребёнок отодвинул игрушку и считают результатом. Каждому ребёнку предлагается 3 попытки, к учету идёт самый лучший результат.
В течение года показатели физических качеств могут изменяться. Это происходит за счет естественного роста детей, роста их двигательной активности, целенаправленной работы по физическому воспитанию.
Сами результаты не являются ни положительными, ни отрицательными: их нужно сравнить. Следует взять стандартные средние показатели, характерные для этого возрастного периода, но такой подход к оценке физической подготовленности не отражает потенциальных возможностей каждого ребенка. Наиболее эффективным методом служит прирост показателей физических качеств за период подготовки в течение всего учебного года. Он показывает изменения в физической подготовленности детей под влиянием физкультурно-оздоровительных мероприятий и выражается в разнице между исходными показателями первоначального тестирования и полученными в конце учебного года.
Сама по себе такая разница несет объективную информацию, но дать оценку происходящим изменениям по ней затруднительно, так как прирост результатов увеличивается и за счет естественного роста.
Данные тесты предназначены для диагностик у детей развития физических качеств на начало практики и на конец практики.
Данные тесты предназначены для диагностик у детей развития физических качеств на начало практики и на конец практики. (Приложение 2,3).
Также мы разработали конспект внеурочного занятия и включили в него несколько игр- эстафет. (Приложение 4)
В данный конспект мы также сделали уклон на патриотическое воспитание то есть связанное с Великой Отечественной войной.
С детьми будут проводиться такие игры, в которых используются атрибуты
которые помогут детям больше проникнуться Великой Отечественной войной и помогут испытать себя, благодаря играм – эстафетам.
Оценка результативности реализации сборника игр – эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников
При прохождении преддипломной практики я должна была реализовать свой разработанный сборник игр – эстафет. С помощью упражнений и заданий подобранных для замеров физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), замерять и проверить на сколько у обучающихся 4 класса развиты физические качества при использовании (Приложения №2), и при помощи моего сборника развить их еще больше.
Находясь на дистанционном обучении, сложно реализовать свой продукт, так как игры-эстафеты, нельзя было провести.
Мне удалось только осуществить замеры физических качеств у детей в начале и в конце практики, а реализовать сам продукт не удалось. Но отдав свой сборник на экспертную оценку учителю начальных классов, я могу сказать, что наш сборник может быть эффективным и поможет развить у детей физические качества, которые развиты слабо.
Хотя мне не удалось реализовать сборник в полной мере, но мне удалось провести замеры физических качеств. И проведя эти замеры, я могу сказать, что в дети в классе достаточно спортивные, так как по результатам, замеров у большинства детей результаты соответствуют нормам ГТО.
Сейчас вы увидите тесты для замеров физических качеств.
Диаграммы вы можете увидеть в сводных таблицах.
Тест для определения скоростных качеств
Бег на 30м со старта
Выбирается ровный участок, на котором рулеткой замеряется отрезок длиной 30 метров и мелом или краской фиксируются линии старта и финиша. В каждом забеге участвуют по два человека, что обеспечивает соревновательную форму проведения данного контрольного теста. По команде «На старт, внимание!» поднимается флажок и по команде «Марш!» дети с максимальной скоростью стремятся добежать до флажка, который размещают на 2-3 метра дальше финишной линии.
Таблица для фиксирования результатов замеров (скорость)
№ | ФИО | | 2 замер | итог |
1. | Алексеева Ульяна | 6,7 | 6,5 | + |
2. | Волков Егор | 6,0 | 5,9 | + |
3. | Волкова Татьяна | 6,6 | 6,5 | + |
4. | Зверева Юлия | 6,4 | 6,1 | + |
5. | Кобелев Никита | 6,1 | 5,9 | + |
6. | Коняхин Иван | 6,1 | 5,8 | + |
7. | Кузнецова Валерия | 6,3 | 6,1 | + |
8. | Ляпунов Михаил | 6,1 | 5,9 | + |
9. | Максимов Иван | 6,2 | 6,0 | + |
10. | Медведева Ляна | 6,4 | 6,1 | + |
11. | Николаева Виктория | 6,5 | 6,4 | + |
12. | Пикалова Ксения | 6,4 | 6,1 | + |
13. | Токманцева Ирина | 6,4 | 6,2 | + |
14. | Толкачева Валерия | 6,5 | 6,2 | + |
15. | Фотеева Александра | 6,4 | 6,1 | + |
16. | Чирков Дмитрий | 6,1 | 5,8 | + |
17. | Чуднова Надежда | 6,7 | 6,4 | + |