Файл: Сборник игр эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников 4 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
– название педагогической разработки (заглавие).
Аннотация – краткая характеристика содержания сборника игр - эстафет. В аннотации кратко указывается, о проблеме развития творческих способностей младших школьников. Материал сборника поможет преподавателям, учителям физической культуры раскрыть у детей физический потенциал. Сборник будет интересен для учителей начальных классов, педагогом дополнительного образования.
«Содержание» в начале методической разработки более удобно для знакомства с представленными играми - эстафетами, направленными на развитие физических качеств, так и для пользования. По содержанию можно сделать предварительную оценку предлагаемой информации. В содержание сборника игр - эстафет выноситься названия разделов сборника с указанием номеров страниц.
Пояснительная записка – это вступительная, начальная часть методической разработки. В пояснительной записке дается информация об актуальности создания данного сборника игр - эстафет, раскрытие сущности проектной деятельности. В состав пояснительной записки входят: актуальность данной проблемы, классификация по которой создавался сборник, цели и задачи сборника. Пояснительная записка подготавливает читателей к основной части сборника игр - эстафет.
В основной части методической разработки представлены игры – эстафеты по разделам, направленные на развитие физических качеств младших школьников.
Заключение сборника представляет краткий вывод изложенного материала в методической разработке.
Новизна продукта заключается систематизации и создании сборника игр – эстафет, направленных на развитие физических качеств и патриотического воспитания младших школьников.
Игры – эстафеты были подобраны с учётом возрастных особенностей детей, чтобы таким образом заинтересовать детей, вызвать желание выполнять работу в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками.
Таким образом, разработанный нами сборник игр - эстафет, направлен на развитие физических качеств младших школьников, отвечает всем современным требованиям к организации уроков у, обучающихся, носит системный, целенаправленный характер.
Анализ ресурсов и условий реализации сборника игр – эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников
П. Ф. Лесгафта в разработке научных основ физического воспитания следует остановиться подробнее. Отправным положением для него служил постулат Ламарка о роли упражнений (функций) в развитии организма. Увлечение Ламарком было присуще П. Ф. Лесгафту на протяжении всей его жизни. Гипноз идей великого французского ученого был значительным, несмотря на то, что Лесгафт брал из
учения Ламарка только тот его раздел, в котором доказывалось воздействие функций на органогенез. Ни о какой передаче по наследству приобретенных признаков в трудах Лесгафта речи не идет.
Целенаправленные физические упражнения, как думал Лесгафт, могут быть привиты людям в процессе физического воспитания. Но физическое воспитание прерогатива тех, кто воспитывает, обучает. Задача же должна заключаться в реализации широкой программы физического совершенствования людей. Так Лесгафт пришел к девизу физического образования. Это понятие предложено им. Физическое воспитание рассматривалось Лесгафтом как часть физического образования, как его предпосылка.
Главными принципами физического образования были предложены следующие:
1. Принцип всесторонности, многоканальности физического образования.
2. Принцип взаимосвязи, взаимообогащения физического, умственного и нравственного воспитания как условие гармонического развития человека.
3. Принцип научности физического образования, предполагающий:
а) взаимообусловленность формы и функций;
б) признание возрастных, половых, конституциональных особенностей;
в) исключение прирожденной обреченности (предопределения) физического облика человека;
г) преодоление диктата наследственности.
Свой капитальный труд о физическом воспитании он называет «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В современной науке это понятие сохранилось и отражает ту сущность, которую вложил в него Лесгафт.
Физическое образование рассматривается как системное состояние человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков.
Не отказываясь от такого смысла рассматриваемого понятия в современном научном знании, обратим внимание на гораздо более глубокий подход к его сущности, обнаруживаемый у П.Ф.Лесгафта.
Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста», состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, т.е. формирование его как личность, о чем совершенно определенно говорит Лесгафт: «…задачей школы считать выявление значения личности человека и ограничение произвола в его действиях
, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда образуется человек».
П.Ф. Лесгафт впервые в мире разработал основы физического образования, создал учение о физическом образовании и наконец определил содержание понятия "физическое образование". Согласно определению П.Ф. Лесгафта, суть физического образования состоит в том, чтобы научиться "изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно проводить наибольшую физическую работу».
Следовательно, П.Ф. Лесгафт наиболее полно определил содержание физического образования для своего времени в основном как процесса обучения двигательным действиям. В качестве итога физического образования, как явствует из его определения, выступает состояние физической подготовленности человека к жизни и трудовой деятельности. Одновременно в содержание физического образования по Лесгафту, как нам кажется, были включены и методы обучения физическим упражнениям, в частности речь идет о современном практическом методе обучения - строго регламентированном, т.е. обучении по частям и в целом, о чем свидетельствует фраза: "Изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой». Более того, П.Ф. Лесгафт сделал попытку определить структуру обучения двигательным действиям, обозначая специальный этап обучения как этап совершенствования двигательных умений, ибо только достигший двигательного совершенства человек обеспечивает экономичное выполнение трудовых двигательных действий.
В учебном плане общеобразовательных учреждений имеется учебный предмет "физическая культура", основная задача которого - достижение соответствующего уровня общего образования по этой дисциплине как составной части общего образования учащихся. Образование по физкультуре как социальная практика имеет свои этапы развития.
Во времена П.Ф. Лесгафта школьное физическое воспитание было примитивным и решало более узкие задачи - научить овладевать движениями, развивать двигательные качества с целью подготовки к трудовой деятельности. Разумеется, тогда не стояло задачи содействия формированию физической культуры школьников. Однако постепенно статус школьного предмета "физическая культура" изменялся и роль образования по физической культуре в обществе к настоящему времени значительно возросла.
Данная методическая разработка будет реализовываться благодаря сборнику. В сборнике представлены тесты для замера на начало практики и на конец практики. Тесты будут проведены в начале практики для того, чтобы выявить какие физические качества у детей не достаточно развиты и в ходе практики будут реализовываться игры – эстафеты которые направлены на развитие именно этих качеств. В конце практики будут так же проведены тесты и выявлен результат нашей работы. Данные игры – эстафеты будут проводиться на каждом уроке одна, две игры – эстафеты в урок. Если в классе будут дети у которых есть освобождения от урока физической культуры, то они могут принимать участие в играх – эстафетах в качестве жюри и ведущих.
Педагогические условия реализации сборника игр – эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников
Для реализации сборника и диагностики физических качеств мы выделили тесты для замера физических качеств детей на начало практики и на конец практики.
Тест для определения скоростных качеств
1) Бег на 30м со старта
Выбирается ровный участок, на котором рулеткой замеряется отрезок длиной 30 метров и мелом или краской фиксируются линии старта и финиша. В каждом забеге участвуют по два человека, что обеспечивает соревновательную форму проведения данного контрольного теста. По команде «На старт, внимание!» поднимается флажок и по команде «Марш!» дети с максимальной скоростью стремятся добежать до флажка, который размещают на 2-3 метра дальше финишной линии.
Тест для определения выносливости
2) Бег на расстояние
Дистанция представляет собой круг с твёрдым покрытием длиной:
Для детей 9-11 лет 30м, 60м, 1000м.
По команде «На старт!» поднимается флажок, и по команде «Марш!» дети начинают бежать по кругу.
Тест для определения ловкости
3) Бег на 10 метров между предметами
Определяется временем пробегания 10 – метровой дистанции, на которой по прямой линии устанавливаются разные предметы (кубы, кегли, набивные мячи и т.п.), в количестве 10, которые ребёнок огибает один справа, другой слева. Даётся несколько попыток. Записывается лучший результат.
Тест для определения скоростно-силовых качеств
4) Прыжок в длину с места (сила ног)
Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате или в заполненную песком яму.
Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делает интенсивный взмах руками и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1см. Делаются две попытки, засчитывается лучшая из них. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полёта, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу.
5) Бросок набивного мяча весом 1кг способом из-за головы двумя руками стоя (сила).
Ребёнок встаёт у контрольной линии, берёт мяч и бросает его как можно дальше, при этом одна нога впереди, другая сзади. При броске мяча ступни ног ребёнка не должны отрываться от пола (земли). Делаются два броска подряд, записывается лучший результат.
Тест для определения гибкости
6) Наклон вперёд из положения стоя (характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).
– название педагогической разработки (заглавие).
Аннотация – краткая характеристика содержания сборника игр - эстафет. В аннотации кратко указывается, о проблеме развития творческих способностей младших школьников. Материал сборника поможет преподавателям, учителям физической культуры раскрыть у детей физический потенциал. Сборник будет интересен для учителей начальных классов, педагогом дополнительного образования.
«Содержание» в начале методической разработки более удобно для знакомства с представленными играми - эстафетами, направленными на развитие физических качеств, так и для пользования. По содержанию можно сделать предварительную оценку предлагаемой информации. В содержание сборника игр - эстафет выноситься названия разделов сборника с указанием номеров страниц.
Пояснительная записка – это вступительная, начальная часть методической разработки. В пояснительной записке дается информация об актуальности создания данного сборника игр - эстафет, раскрытие сущности проектной деятельности. В состав пояснительной записки входят: актуальность данной проблемы, классификация по которой создавался сборник, цели и задачи сборника. Пояснительная записка подготавливает читателей к основной части сборника игр - эстафет.
В основной части методической разработки представлены игры – эстафеты по разделам, направленные на развитие физических качеств младших школьников.
Заключение сборника представляет краткий вывод изложенного материала в методической разработке.
Новизна продукта заключается систематизации и создании сборника игр – эстафет, направленных на развитие физических качеств и патриотического воспитания младших школьников.
Игры – эстафеты были подобраны с учётом возрастных особенностей детей, чтобы таким образом заинтересовать детей, вызвать желание выполнять работу в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками.
Таким образом, разработанный нами сборник игр - эстафет, направлен на развитие физических качеств младших школьников, отвечает всем современным требованиям к организации уроков у, обучающихся, носит системный, целенаправленный характер.
Анализ ресурсов и условий реализации сборника игр – эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников
П. Ф. Лесгафта в разработке научных основ физического воспитания следует остановиться подробнее. Отправным положением для него служил постулат Ламарка о роли упражнений (функций) в развитии организма. Увлечение Ламарком было присуще П. Ф. Лесгафту на протяжении всей его жизни. Гипноз идей великого французского ученого был значительным, несмотря на то, что Лесгафт брал из
учения Ламарка только тот его раздел, в котором доказывалось воздействие функций на органогенез. Ни о какой передаче по наследству приобретенных признаков в трудах Лесгафта речи не идет.
Целенаправленные физические упражнения, как думал Лесгафт, могут быть привиты людям в процессе физического воспитания. Но физическое воспитание прерогатива тех, кто воспитывает, обучает. Задача же должна заключаться в реализации широкой программы физического совершенствования людей. Так Лесгафт пришел к девизу физического образования. Это понятие предложено им. Физическое воспитание рассматривалось Лесгафтом как часть физического образования, как его предпосылка.
Главными принципами физического образования были предложены следующие:
1. Принцип всесторонности, многоканальности физического образования.
2. Принцип взаимосвязи, взаимообогащения физического, умственного и нравственного воспитания как условие гармонического развития человека.
3. Принцип научности физического образования, предполагающий:
а) взаимообусловленность формы и функций;
б) признание возрастных, половых, конституциональных особенностей;
в) исключение прирожденной обреченности (предопределения) физического облика человека;
г) преодоление диктата наследственности.
Свой капитальный труд о физическом воспитании он называет «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В современной науке это понятие сохранилось и отражает ту сущность, которую вложил в него Лесгафт.
Физическое образование рассматривается как системное состояние человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков.
Не отказываясь от такого смысла рассматриваемого понятия в современном научном знании, обратим внимание на гораздо более глубокий подход к его сущности, обнаруживаемый у П.Ф.Лесгафта.
Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста», состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, т.е. формирование его как личность, о чем совершенно определенно говорит Лесгафт: «…задачей школы считать выявление значения личности человека и ограничение произвола в его действиях
, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда образуется человек».
П.Ф. Лесгафт впервые в мире разработал основы физического образования, создал учение о физическом образовании и наконец определил содержание понятия "физическое образование". Согласно определению П.Ф. Лесгафта, суть физического образования состоит в том, чтобы научиться "изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно проводить наибольшую физическую работу».
Следовательно, П.Ф. Лесгафт наиболее полно определил содержание физического образования для своего времени в основном как процесса обучения двигательным действиям. В качестве итога физического образования, как явствует из его определения, выступает состояние физической подготовленности человека к жизни и трудовой деятельности. Одновременно в содержание физического образования по Лесгафту, как нам кажется, были включены и методы обучения физическим упражнениям, в частности речь идет о современном практическом методе обучения - строго регламентированном, т.е. обучении по частям и в целом, о чем свидетельствует фраза: "Изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой». Более того, П.Ф. Лесгафт сделал попытку определить структуру обучения двигательным действиям, обозначая специальный этап обучения как этап совершенствования двигательных умений, ибо только достигший двигательного совершенства человек обеспечивает экономичное выполнение трудовых двигательных действий.
В учебном плане общеобразовательных учреждений имеется учебный предмет "физическая культура", основная задача которого - достижение соответствующего уровня общего образования по этой дисциплине как составной части общего образования учащихся. Образование по физкультуре как социальная практика имеет свои этапы развития.
Во времена П.Ф. Лесгафта школьное физическое воспитание было примитивным и решало более узкие задачи - научить овладевать движениями, развивать двигательные качества с целью подготовки к трудовой деятельности. Разумеется, тогда не стояло задачи содействия формированию физической культуры школьников. Однако постепенно статус школьного предмета "физическая культура" изменялся и роль образования по физической культуре в обществе к настоящему времени значительно возросла.
Данная методическая разработка будет реализовываться благодаря сборнику. В сборнике представлены тесты для замера на начало практики и на конец практики. Тесты будут проведены в начале практики для того, чтобы выявить какие физические качества у детей не достаточно развиты и в ходе практики будут реализовываться игры – эстафеты которые направлены на развитие именно этих качеств. В конце практики будут так же проведены тесты и выявлен результат нашей работы. Данные игры – эстафеты будут проводиться на каждом уроке одна, две игры – эстафеты в урок. Если в классе будут дети у которых есть освобождения от урока физической культуры, то они могут принимать участие в играх – эстафетах в качестве жюри и ведущих.
Педагогические условия реализации сборника игр – эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников
Для реализации сборника и диагностики физических качеств мы выделили тесты для замера физических качеств детей на начало практики и на конец практики.
Тест для определения скоростных качеств
1) Бег на 30м со старта
Выбирается ровный участок, на котором рулеткой замеряется отрезок длиной 30 метров и мелом или краской фиксируются линии старта и финиша. В каждом забеге участвуют по два человека, что обеспечивает соревновательную форму проведения данного контрольного теста. По команде «На старт, внимание!» поднимается флажок и по команде «Марш!» дети с максимальной скоростью стремятся добежать до флажка, который размещают на 2-3 метра дальше финишной линии.
Тест для определения выносливости
2) Бег на расстояние
Дистанция представляет собой круг с твёрдым покрытием длиной:
Для детей 9-11 лет 30м, 60м, 1000м.
По команде «На старт!» поднимается флажок, и по команде «Марш!» дети начинают бежать по кругу.
Тест для определения ловкости
3) Бег на 10 метров между предметами
Определяется временем пробегания 10 – метровой дистанции, на которой по прямой линии устанавливаются разные предметы (кубы, кегли, набивные мячи и т.п.), в количестве 10, которые ребёнок огибает один справа, другой слева. Даётся несколько попыток. Записывается лучший результат.
Тест для определения скоростно-силовых качеств
4) Прыжок в длину с места (сила ног)
Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате или в заполненную песком яму.
Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делает интенсивный взмах руками и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1см. Делаются две попытки, засчитывается лучшая из них. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полёта, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу.
5) Бросок набивного мяча весом 1кг способом из-за головы двумя руками стоя (сила).
Ребёнок встаёт у контрольной линии, берёт мяч и бросает его как можно дальше, при этом одна нога впереди, другая сзади. При броске мяча ступни ног ребёнка не должны отрываться от пола (земли). Делаются два броска подряд, записывается лучший результат.
Тест для определения гибкости
6) Наклон вперёд из положения стоя (характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).