Файл: Сборник игр эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников 4 класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Раздел «Гибкость, выносливость и ловкость »……………………………...10
3. Раздел «Гибкость, скорость и быстрота»…………………………...…….…14
4. Раздел «На природе, дома, на отдыхе»………………….…………………..18

Список литературы………………………………………………………………22

Пояснительная записка

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. Целенаправленные физические упражнения, как думал Лесгафт, могут быть привиты людям в процессе физического воспитания. Но физическое воспитание прерогатива тех, кто воспитывает, обучает. Задача же должна заключаться в реализации широкой программы физического совершенствования людей. Так Лесгафт пришел к девизу физического образования. Это понятие предложено им. Физическое воспитание рассматривалось Лесгафтом как часть физического образования, как его предпосылка.

Для формирования данного сборника были использованы принципы физического воспитания предложенные Лесгафтом:

1. Принцип всесторонности, многоканальности физического образования.

2. Принцип взаимосвязи, взаимообогащения физического, умственного и нравственного воспитания как условие гармонического развития человека.

3. Принцип научности физического образования, предполагающий:

а) взаимообусловленность формы и функций;

б) признание возрастных, половых, конституциональных особенностей;

в) исключение прирожденной обреченности (предопределения) физического облика человека;

г) преодоление диктата наследственности.

А что же подразумевает определение игр – эстафет?

Игры-эстафеты имеют большое оздоровительное значение, а так же способствуют повышению двигательной активности при условии их системного выполнения. 

Данный сборник позволяет организовать работу по формированию физических качеств у детей младшего школьного возраста по средствам игр – эстафет в учебном процессе.

Задачи:

Обучающие: формирование умений действовать по команде
, выполнять упражнения по определенным правилами, научить детей играть в игры – эстафеты, научить быть сплоченнее и дружелюбнее друг к другу.

Развивающие: развитие физических качеств: сила, выносливость, гибкость, ловкость, скорость; развитие умений работать в группе;

Воспитывающие: воспитание интереса к урокам физической культуры, доброжелательного отношения со сверстниками, воспитание любви к Родине и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

1. Раздел «Быстрота, скорость и выносливость»

1.1«Рак пятится назад»

Цель: развитие координации у детей младшего школьного возраста.

Инвентарь и оборудование: флажки.

Подготовка: команды строятся в колонны по одному. Перед каждой командой в 10—15 м ставят по флажку.

Описание игры: по сигналу первые игроки поворачиваются кругом и идут к флажкам спиной вперед, обходят их справа и точно так же — спиной вперед — возвращаются на место. Как только они перейдут линию старта, отправляются в путь вторые, затем третьи игроки и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

Во время движения оглядываться не разрешается.

1.2«Навстречу друг другу»

Цель: развитие скорости и ловкости у детей младшего школьного возраста.

Инвентарь и оборудование: эстафетной палочке (теннисному мячу, пластмассовой булаве, городку).

Подготовка: Для игры требуется не менее 16 человек. В этом случае создаются 2 команды по 8 человек, каждая из которых делится пополам. Игроки выстраиваются друг против друга.

Описание игры: Участнику игры, возглавляющему свою команду на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке (теннисному мячу, пластмассовой булаве, городку). По команде «Марш!» он начинает бег.

Бегуны, подбежав к головным игрокам противостоящих колонн, передают им эстафету и встают сзади. Получивший эстафету бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив и т. д. Эстафета заканчивается, когда колонны, составляющие команду, поменяются местами на площадке. Выигрывают те, кто закончил перебежки раньше.

Часто проводят игру с двойными перебежками, т. е игра не останавливается, когда ребята поменяются местами на площадке. В этом случае игрок, оказавшийся первым на противоположной половине, после передачи ему эстафеты снова бежит вперед. Передав эстафету, он встает в конец колонны, а когда окажется снова впереди и ему принесут эстафету, игра заканчивается. Игрок дает знать об этом, поднимая вверх руку с эстафетной палочкой.



Если в команде нечетное количество игроков, например 9, то в одной колонне будет 4 игрока, а в другой — 5. В этом случае бег начинают с той стороны, где количество участников в команде на 1 больше. Если сделать наоборот, то один из игроков останется без перебежки.

Игру можно проводить с мячами, например баскетбольными. Тогда участники продвигаются вперед, ведя мяч ударами о землю.

В упрощенной эстафете с мячами игроки в колоннах не перебегают на противоположную сторону, а, сделав передачу мяча по воздуху игроку, стоящему напротив, отбегают назад и встают в конец своей колонны. В таком варианте игра заканчивается, когда начинавший броски игрок снова окажется впереди, получит мяч и поднимет его вверх. Передачи мяча можно также делать ударами мяча о землю или перекатывать его на противоположную сторону по земле.

1.3«Ловкий футболист»

Инвентарь: для каждой команды – один футбольный мяч, три фишки (стойки).

Подготовка к эстафете: Игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 5, 10 и 15 метров находятся 3 фишки (стойки).

Описание эстафеты: От линии старта мальчики выполняют ведение футбольного мяча ногой «змейкой» между тремя фишками (стойками), а обратно игрок возвращается с ведением мяча по прямой.

Девочки выполняют ведение футбольного мяча ногой по прямой до третьей фишки (стойки), обводят её и возвращаются обратно с ведением футбольного мяча ногой по прямой.

На стартовой линии осуществляется передача мяча без помощи рук. Следующий участник команды не может начать эстафету до момента пересечения предыдущим игроком стартовой линии.

1.4«Эстафета с обеганием стоек»

Цель: развитие выносливости, скорости, гибкости у младших школьников.

Инвентарь и оборудование: стойки, эстафетные палочки, мел

Подготовка: игра проводится на любой ровной площадке достаточных размеров. Все участники игры делятся на 2 команды, строятся в колонны по одному и занимают место за стартовой линией, которую предварительно очерчивают. На некотором расстоянии от линии старта устанавливают стойки, по одной напротив каждой команды.

Описание игры: первым игрокам в колоннах дают эстафетные палочки. По сигналу ведущего игроки с палочками бегут к стойкам, огибают их и возвращаются к своим командам, передают палочки следующим игрокам, а сами встают каждый в конец колонны своей команды, вся колонна сдвигается. Вторые игроки обегают стойки, передают палочки и т. д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.


1.5«Пять линий»

Цель: развитие скорости у младших школьников.

Инвентарь и оборудование: мел

Подготовка: для этой игры необходимо начертить на площадке линию старта, через 10 м от нее — первую линию, параллельную линии старта, через 2 м — вторую, еще через 2 м — третью и т. д. Всего пять линий. Все участники эстафеты делятся на две команды по 5 человек в каждой, строятся в колонну по одному за линией старта, первые участники принимают позу низкого старта.

Описание игры: по сигналу ведущего первые игроки добегают до первой линии, поворачивают назад и, добежав до стартовой линии, касаются рукой следующего игрока, а сами встают в конец колонны. Вторые номера добегают до второй линии, третьи — до третьей и т. д. После пятого участника на старте оказываются снова первые номера, которые бегут теперь до пятой линии, вторые — до четвертой и т. д. Заканчивают эстафету пятые номера, которые добегают до первой линии и возвращаются. Выигрывает команда, затратившая времени меньше всех.

1.6 «Веселый поезд»

Цель: развитие выносливости и скорости у детей младшего школьного возраста.

Инвентарь и оборудование: стойки.

Подготовка: на площадке отмечается линия старта и на некотором расстоянии от нее устанавливаются стойки, количество игроков в каждой команде — от 4 до 8.

Описание игры: первые игроки обегают стойки, возвращаются на линию старта, где к ним присоединяются вторые игроки. Положив руки на плечи первым, они вместе бегут к стойкам, обегают их и возвращаются на стартовую линию. Там присоединяются к первым двум третьи, они вместе обегают стойки и т. д. В конце эстафеты получается длинный «поезд».

Если игроки расцепятся, все они должны вернуться на место, где расцепились, сцепиться и продолжить бег. Побеждает команда, чей поезд, составленный из всех игроков, вернется на стартовую линию первым.
2. Раздел «Гибкость, выносливость и ловкость »
2.1«Встречная эстафета»

Цель: развитие скорости у детей младшего школьного возраста.


Инвентарь и оборудование: эстафетные палочки.

Подготовка: играющие делятся на две команды, каждая команда делиться еще на две. Половинки команд расходятся в разные концы площадки и выстраиваются в колонны по одному лицом друг к другу, за очерченными стартовыми линиями. Первым игрокам одной из половинок команд дается по эстафетной палочке. Если в половинках неравное количество игроков, то палочка дается первому игроку той половинки команды, где участников больше.

Описание игры: по сигналу ведущего игроки с палочками бегут через площадку ко вторым половинкам своих команд и передают эстафету игрокам, стоящим первыми, а сами встают в конец колонны, не перебегая больше площадку, вся колонна сдвигается. Следующие игроки с палочками перебегают площадку и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

2.2«Бег командами (поезда)»

Цель: развитие ловкости у детей младшего школьного возраста.

Инвентарь и оборудование: стойки.

Подготовка: две равные команды выстраиваются в колонну по одному, обхватив руками впереди стоящего или взяв его за пояс. Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3—5 шагов. Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив соревнующихся команд на расстоянии 15—20 м ставят стойку или другой предмет.

Описание игры: по сигналу игроки в колоннах бегут вперед до стойки, огибают ее и возвращаются назад. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.

Можно условиться, что игроки присоединяются друг к другу по очереди, т. е. сначала стойку огибает первый номер, затем к нему присоединяется второй и обегают вдвоем, затем — третий и т. д. Поскольку в этом варианте игра требует выносливости, при ее повторении игроки в колоннах располагаются в обратном порядке.

Для ребят младшего школьного возраста можно проводить оба варианта игры, условившись, что бегать будут, держась не за пояс друг друга, а за руки.

2.3«Вызов номеров»

Цель: развитие скорости и ловкости у детей младшего школьного возраста.

Инвентарь и оборудование: стойки или флажки